Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 19:49, статья
Джой Гилфорд решал сложнейшую (!) задачу: пытался построить многомерную модель интелекта человека. К моменту создания им своей модели уже было понятно, что простейший одно- или двух-факторые научные модели вряд ли смогут описать столь сложное явление…
Джой Гилфорд исходил из следующих допущений (которые часто забывают указывать в психологической литературе):
1) Интеллект можно представить в виде из трёх измерений:
- содержание мышления;
- операции мышления;
- результаты мышления.
Одной из значимых проблемОдной из значимых проблем, поставленных Б.Г.Ананьевым, является проблема своеобразия взаимосвязи и взаимозависимости становления человека как личности и как субъекта деятельности.
Среди многочисленных разновидностей профессиональной деятельности человека имеются такие, достижение высоких результатов в которых возможно лишь при достаточно раннем включении в их освоение. К ним относятся музыкальное исполнительство, хореографическое искусство. Предпосылкой предельно высоких достижений в спорте также является раннее начало занятий. Это дает основание провести анализ влияния ранней профессионализации на становление человека как личности и субъекта профессиональной деятельности на примере спорта.
Сопоставим временные рамки спортивной карьеры спортсмена, достигшего высшего уровня мастерства, с типичной профессиональной карьерой. По концепции профессионального развития D.E.Super [38] на возрастной период до 14 лет приходится стадия пробуждения, когда формируются профессиональные предпочтения, появляются представления о профессиональном образовании. В возрасте 15 – 24 лет большинство людей проходит стадию исследования, в ходе которой осуществляется профессиональный выбор. Далее наступает стадия консолидации (25 – 44 года), заключающаяся в стремлении добиться устойчивого положения в найденном профессиональном поле. За ней следует стадия сохранения, когда процесс профессиональной деятельности осуществляется на достигнутом профессиональном уровне без выходов за рамки избранной профессии. Завершает профессиональное развитие стадия спада (после 65 лет), отличающаяся тем, что большое место в профессиональной деятельности приобретает передача опыта, наблюдение за профессиональной деятельностью других людей.
Юные спортсмены включаются в углубленное спортивное совершенствование достаточно рано. Они проходят стадии исследования и консолидации, по D.T.Super, в возрасте 12 – 15 и 19 – 24 лет [18, 21]. Затем в течение примерно 5 лет спортсмены, вышедшие на уровень высшего спортивного мастерства, проходят стадии профессионального развития, аналогичные стадиям сохранения и спада. Приобретение спортивного мастерства накладывается на процесс становления личности и профессионального развития, совпадает с получением среднего образования, от которого зависят возможности будущего профессионального самоопределения. Обычно это обстоятельство рассматривается с точки зрения влияния на спортивные результаты. Значительно меньше анализируется то, как оно сказывается на становлении спортсмена в личностном плане и на благополучии его жизненного пути.
Рассмотрим те аспекты ранней профессионализации спортсменов, которые представляются наиболее существенными. Один из них – специфика развития интеллектуальной сферы и психомоторики. Развитие этих функций имеет, по характеристике Б.Г.Ананьева [2], двухфазный характер. Первая фаза – прогресс в развитии от рождения до зрелости, вторая - специализация в зрелости, происходящая преимущественно под влиянием профессиональной деятельности. Первая фаза приходится на период от рождения до 25 – 26 лет. На возраст 18 – 24 лет приходятся пики развития памяти и мышления, психомоторных функций [26]. Уровень достижений в развитии психических функций на первой фазе сказывается на успешности второй фазы. То, что они разведены во времени, способствует благоприятному и полноценному протеканию каждой.
Раннее включение юных спортсменов в целенаправленное совершенствование мастерства в избранном виде спорта приводит к совмещению во времени первой фазы развития психических функций, т.е. развития общих способностей, и второй – специализации функций в связи с включением в освоение определенного вида деятельности. Такое совмещение может иметь несколько последствий как для успешности подготовки спортсмена, так и для благополучия его жизненного пути. Одно из них – ухудшение условий для развития общих способностей, сокращающее потенциал личностного и профессионального роста. Сокращение базы общих способностей может стать фактором, ограничивающим рост технического мастерства спортсменов, а их полноценное развитие создает дополнительные резервы роста. Подтверждением этого является анализ профессионального становления спортсменов в водных видах спорта. Он показал, что большинство из них перед тем, как стали специализироваться в своем виде спорта, занимались другими, что сделало разнообразным их двигательный опыт, способствовало развитию психомоторики. Экспериментальные программы обучения начинающих спортсменов, ориентированные на развитие общих психомоторных способностей, а не только на специализированное развитие двигательных навыков в определенном виде спорта, как показывают исследования, делает обучение значительно более эффективным [24].
Сокращение возможностей развития общих способностей при ранней специализации обучения не является специфичным только для спорта. Оно прослеживается например, у учащихся хореографических училищ, которые, как и спортсмены, включаются в профессиональное совершенствование в детском возрасте. Преимущественное развитие у будущих артистов балета пластических средств выразительности сопровождается прогрессивным снижением вербальной экспрессивной активности как компонента общих способностей [22].
По мере роста
объема тренировочных занятий
Заслуживает особого внимания совпадение во времени приобретения спортсменами мастерства и их личностного развития. Важной составляющей последнего является формирование Я-концепции, которое в значительной степени зависит от социального опыта подростков и юношей [6, 8]. Cпортивное совершенствование, с одной стороны, рассматривается как фактор ускорения социализации [17]. С другой стороны, концентрация на совершенствовании мастерства может создавать неблагоприятные условия для развития полноценной Я-концепции [33]. Одним из последствий ранней профессионализации оказывается сужение Я-концепции до представления о себе только как о спортсмене. Вследствие этого спорт воспринимается спортсменами как единственная noa?a реализации себя как личности.
Другой формой неблагоприятного развития Я-концепции у спортсменов, которую выделил S.R.Hayman [33], является возникновение негативной личностной идентичности, обусловленное затруднениями в учебе или в общении со сверстниками. Неудачи в учебе могут сформировать негативную идентичность, которую S.R.Heyman назвал «немой» и которая характеризует способ реагирования на трудности в учебе.
Другим типом негативной идентичности может быть то, что обозначено S.R.Heyman как «крутой парень», т.е. акцентирование ценимой подростками и юношами физической силы и агрессивности.
В большинстве случаев одаренные спортсмены совершенствуют свое мастерство в специализированных центрах подготовки. Особенностью жизни и обучения в них является относительная автономность cреды общения, подчиненность всей жизни решению основной задачи: совершенствованию спортивного мастерства [21]. Так как в специализированные центры приглашают наиболее одаренных юных спортсменов, между ними неизбежно возникает более или менее острая конкуренция. Для многих юных спортсменов, занимавших положение лидеров, утрата позиции среди равных по способностям ровесников становится источником довольно тягостных эмоциональных переживаний.
Описанная ситуация характерна и для специализированных учебных заведений, в которых обучаются дети, одаренные, например, в области математики и физики [1, 15, 25]. Узкая профилированность специализированных школ способствует моноструктурированности взаимоотношений учащихся, связанной с выделением монокритерия межличностного оценивания и самооценки: успешности в том виде деятельности, в котором специализируются дети.
Компонентом личностного развития является освоение человеком нравственных норм и ценностей, регулирующих взаимоотношения между людьми. У юных спортсменов подросткового и юношеского возраста освоение нормативно-ценностных представлений происходит в условиях несовпадения норм и ценностей, на основе которых строятся взаимоотношения в спорте и вне его. Ориентация спортивной деятельности на превосходство над другими и столкновение юных спортсменов с острой конкуренцией смещают границы приемлемого для достижения собственных целей в направлении снижения строгости критериев честной спортивной борьбы. На это указывают данные исследования [28], говорящие о готовности многих юных спортсменов нарушить правила честной борьбы, о наличии у них реального опыта таких нарушений.
Соревновательная
суть спорта способствует формированию
у спортсменов эгоизма, противопоставления
групповых и индивидуальных ценностей
[13, 20, 23]. Поощряемая в спорте агрессивность,
жесткость оказывается
Как известно, в подростковом и юношеском возрасте особую значимость приобретает мотивация аффиляции. Включение в спортивную деятельность стимулирует мотивацию достижения, которая подавляет или ослабляет аффилятивные тенденции [31]. Чем выше квалификация спортсменов, тем больше усиление стремления к достижениям и тем ярче проявляется отход на второстепенную позицию мотива аффиляции [16]. Исследования, проведенные в подростковых спортивных командах, указывают на то, что соотношение мотивов достижения и аффиляции заметно определяется возрастными особенностями юных спортсменов. Повышенная значимость взаимоотношений со сверстниками и чувства принадлежности к группе сверстников накладывают отпечаток на отношение к соперничеству: дружеские отношения делают подростков плохими спарринг-партнерами. Желание сохранить дружбу может оказаться сильнее стремления к превосходству над соперником [14]. Другим проявлением возрастных особенностей соотношения мотивов достижения и аффиляции у подростков и юношей может быть описанный C.Carrier [29] «феномен чемпиона юниора». Он состоит в том, что выдающиеся спортивные успехи, достигнутые в подростковом и юношеском возрасте, могут быть не только источником авторитета у сверстников, но и причиной возрастания дистанции между ними и чемпионом-юниором. Поводом для анализа феномена чемпиона-юниора, проведенного C.Carrier, стало оказание психотерапевтической помощи юноше, пережившему тяжелую психологическую травму, вызванную нарушением общения со сверстниками.
Еще один мотивационный
конфликт связан с возрастной динамикой
понимания сути успеха и его причин.
До наступления подросткового
Одним из наиболее обсуждаемых аспектов проблемы ранней профессионализации юных спортсменов служит влияние на их становление интенсивных физических нагрузок и эмоциональных стрессов, прежде всего соревновательного стресса [4, 31, 32, 37]. С одной стороны, подчеркивается их позитивная роль как средства подготовки к жизненным трудностям. В подтверждение этого приводятся данные о том. что юные спортсмены имеют более высокий уровень социальной адаптации и устойчивости к стрессам, чем их сверстники, не занимающиеся спортом [37], хотя при этом делается оговорка о необходимости дозирования нагрузок юных спортсменов. С другой стороны, приводятся данные о том, что часть юных спортсменов избегает соревнований, рассматривая их как наименее приятный компонент занятий спортом [31].
Данные исследований свидетельствуют о том, что юные спортсмены, спортивная карьера которых началась наиболее рано, раньше и завершают ее, во многих случаях не реализовав до конца свои возможности. Основными причинами раннего завершения спортивной карьеры являются: психологическая усталость, высокая интенсивность нагрузок, потеря интереса к достижениям, отклонения в состоянии здоровья [4].
Очевидно, что юные спортсмены, включившиеся в углубленное спортивное совершенствование встают перед необходимостью преодолевать трудности различного характера. В этой связи представляет интерес вопрос о том, в какой степени уровень психического развития детей разного возраста делает их способными преодолевать трудности. В исследовании М.Тышковой [27] установлено, что типичными трудностями для младших школьников и подростков являются сложные учебные задачи, наказания и конфликты со взрослыми, ситуации «публичного поведения» (экзамен, выступление перед жюри конкурса), включающие социальную оценку и критику. Среди обследованных 235 детей полностью готовых справиться с этими трудностями оказалось 23 %, частично устойчивых к ним – 35 %, неустойчивых – 32 %. Установлено, что подростки более устойчивы к трудностям, чем младшие школьники. Их поведение в сложных ситуациях более конструктивно. Наибольшую трудность представляют для подростков ситуации «публичного поведения», что связано с ориентацией подростков на самоутверждение, с особенностями подростковой самооценки [27].
Информация о работе Модель структуры интеллекта по Джою Гилфорду