Модели этнических конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение моделей этнических конфликтов.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить сущность этнического конфликта и его модели, а также выявить особенности и установить основные причины возникновения этнических конфликтов;
2.Рассмотреть существующие классификации этнического конфликта;
3.Проанализировать способы урегулирования этнических конфликтов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. Сущность понятий этнический конфликт и модель этнического конфликта. Особенности и причины возникновения этнических конфликтов........................6
2. Классификация этнических конфликтов……………………………………..14
3. Способы урегулирования этнических конфликтов………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Файлы: 1 файл

Модели этнических конфликтов.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт социальной работы, социологии и психологии

Факультет психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий

Кафедра социальной психологии

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социальная психология»

                                    ТЕМА:  «Модели этнических конфликтов»

 

 

 

         Студентки 2 курса СРБПиЮ

Специальности «Социальный педагог»

Леваневской Анастасии Николаевны

 

Преподаватель:

Белякова  Наталья Владимировна

кандидат  психологических наук, доцент

________________(подпись)

_________________(оценка)

               

                                        

 

 

                                            

Москва 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1. Сущность понятий этнический конфликт и  модель этнического конфликта. Особенности и причины возникновения этнических конфликтов........................6

2. Классификация этнических конфликтов……………………………………..14

3. Способы урегулирования этнических конфликтов………………………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………27

 

ВВЕДЕНИЕ

 Актуальность. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятого вопроса. Тема «Модели этнических конфликтов» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин, таких как психология, социология, конфликтология, политология и др. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Модели этнических конфликтов». Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Модели этнических конфликтов» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Главная причина столь пристального внимания к данному вопросу заключается в трудноразрешимости подобного рода конфликтов, которые к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности.

Высокая значимость и недостаточная  практическая разработанность проблемы «Модели этнических конфликтов» определяют несомненную новизну данного исследования. Актуальность темы исследования определяется происходящими в настоящее время в Российской Федерации активными процессами по урегулированию этнических конфликтов, неотъемлемой частью которых является построение соответствующих моделей для разрешения таких конфликтов.

Научная разработанность. Вопросам исследования темы «Модели этнических конфликтов» посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в научной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Модели этнических конфликтов». Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Объектом данной работы являются этнические конфликты. Предмет - модели этнических конфликтов.

Целью данной работы является рассмотрение моделей этнических конфликтов.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1.Изучить сущность этнического конфликта и его модели, а также выявить особенности и установить основные причины возникновения этнических конфликтов;

2.Рассмотреть существующие классификации этнического конфликта;

3.Проанализировать способы урегулирования этнических конфликтов.

Работа имеет  традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую трех подпунктов, заключение и список использованных источников.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, определены объект и предмет данной работы, охарактеризованы источники  информации.

Работа раскрывает общие теоретические вопросы. В ней определяются основные понятия, раскрывается сущность этнического конфликта и описываются основные причины, порождающие этнический конфликт, раскрывается классификация изучаемого конфликта. Также приведены самые распространенные способы урегулирования этнических конфликтов.

По результатам  исследования были сделаны выводы о  необходимости дальнейшего изучения вопроса.

Методологическая  основа. Источниками информации для написания работы по теме «Модели этнических конфликтов» послужили фундаментальные теоретические труды отечественных и зарубежных психологов, конфликтологов, социологов, политологов и др. в рассматриваемой области (Г. Т. Стефаненко, В. А. Авксентьев, С. М. Емельянов, В. А. Арсентьев, М. М. Лебедева), базовая учебная литература, справочная литература, статьи, монографии, а также прочие актуальные источники информации.

 

 

 

1. Сущность этнических конфликтов и понятие модели этнического конфликта. Особенности и причины возникновения этнических конфликтов.

Одна из фундаментальных  потребностей человека — потребность принадлежности к какой-либо общности — семейной, родовой, профессиональной и т.п. Важнейшее место в этом ряду принадлежит общности этнической. Какое-либо ущемление этой потребности неминуемо ведет к появлению конфликтов.

В гуманитарной науке накопилось множество определений этого феномена, рассматриваемого как часть конфликта вообще. Последний,  как известно, скорее норма обыденной жизнедеятельности любого социума, чем нечто чрезвычайное, экстраординарное. Можно сказать, что и этнический конфликт, как разновидность конфликта, отнюдь не является прецедентом современным. Он сопровождает человечество на протяжении длительного исторического периода, полного насильственных действий, разрушений, войн и глобальных катастроф.

Приведем несколько  определений этнического конфликта:

В. А. Тишков характеризует его как любую форму "гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон мобилизуются, действуют или страдают по признаку этнических различий"1.

Л. М. Дробижева подчеркивает функциональную основу этнического конфликта, заложенную не в этничности, а в социальных проблемах, возникающих между группами, консолидированными на этнической основе2.

А. Н. Ямсков определяет этнический конфликт через описание коллективных действий: "Этнический конфликт - это динамически меняющаяся социально-политическая ситуация, порожденная неприятием ранее сложившегося статус-кво существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп3.

З. В. Сикевич в своем определении этнического конфликта смещает акценты с поведенческой составляющей на анализ пересечения этнического и политического пространств: «Под этническим конфликтом мы понимаем социальную ситуацию, обусловленную несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп в рамках единого этнического пространства или этнической группы, с одной стороны, и государства, с другой, на пересечении этнического и политического пространства, выражающегося в стремлении этнической группы (групп) изменить этнические неравенства или политическое пространство в его территориальном измерении»4.

Э. Н. Ожиганов, рассматривая этнополитический конфликт, определяет его как «спор, в котором, по крайней мере, одна из сторон, опирающаяся на этнический принцип социальной солидарности, рассматривает возможность, или демонстрирует желание и готовность применить вооруженную силу для реализации своих интересов»5.

Г. Т. Тавадов в своих научных трудах придерживается такого определения: «Межнациональный (межэтнический) конфликт - форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку»6.

Р. Липшутц, определяя основы своей концепции этнического конфликта, пишет: «То, что стало называться этническим конфликтом, не более и не менее, чем борьба за государственную власть. А потому методы, которые используются участниками этнических или конфессиональных движений, не слишком отличаются от методов, используемых остальными, кто оказался вовлеченным в такую борьбу в различных местах и в различное время»7. Приведенная мысль как нельзя лучше характеризует постмодернистское видение этнического конфликта: одно из возможных и весьма распространенных его проявлений в современном мире определяется в качестве сущности самого феномена, причем в различные эпохи.

  В данной работе под этническим конфликтом понимается конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по линии этнической общности.8

Этнические  конфликты носят социокультурный  характер из-за различий в языке, религии, обычаях и особенностях ментальности вовлеченных в конфликт этнических общностей. Например, в основе многих этнических конфликтов лежат разногласия по поводу использования языков и проведения языковой политики. Этнические конфликты обостряются из-за предпочтения вовлеченными в конфликт сторонами разных способов их урегулирования: в одной культуре могут предпочитать избегание конфликтов, а в другой прямую конфронтацию.

К этническим конфликтам относят конфликты любых форм (организованные политические действия, массовые беспорядки, сепаратистские выступления, гражданские войны и пр.), «в которых противостояние проходит по линии этнической общности»9. Их основные особенности таковы:

1. Все межэтнические конфликты носят комплексный, сложносоставной характер. Поскольку суть их определяется в конечном счете стремлением этноса к собственной государственности (даже если в настоящий момент такая цель и не ставится ввиду отсутствия реальной возможности ее достичь), то эти конфликты неизбежно становятся политическими. Но этого мало: для того чтобы этнический кризис “созрел”, этнос должен чувствовать себя дискриминированным и по социально-экономическим показателям (низкий уровень доходов, преобладание не престижных профессий, недоступность хорошего образования и т.д.), и по духовным (притесняют религию, ограничивают возможности использования языка, не уважают обычаи и традиции...). Так что любой межэтнический конфликт — это даже не “два в одном”, а и три, и четыре “обычных” конфликта в едином межэтническом пространстве.

2. Конфликты этого рода всегда отличаются высоким накалом эмоций, страстей, проявлением иррациональных сторон человеческой природы.

3. Большинство из крупных этнических конфликтов имеют глубокие исторические корни. А если даже таковых и нет, то конфликтующие стороны их непременно создадут псевдоисторическими изысканиями типа: “Наши предки всегда здесь жили!”.

4. Этнические конфликты характеризуются высокой мобилизацией. Защищаемые этнические особенности (язык, быт, вера) — это не свобода слова или собраний, которые волнуют далеко не всех. Эти особенности составляют повседневную жизнь каждого члена этноса, что и обеспечивает массовый характер движения в их защиту.

5. Этнические конфликты носят “хронический” характер, они не имеют окончательного разрешения.  Ибо этнические отношения весьма подвижны. И та степень свободы и самостоятельности, которой удовлетворяется нынешнее поколение этноса, может показаться недостаточной следующему.

Причины возникновения  конфликтов многообразны. Не менее  многообразны и объяснения этих причин. В настоящее время наибольшее признание получила структурная  концепция (некоторые авторы называют ее системной).

            В соответствии со структурной концепцией в основе межэтнической напряженности, приводящей, в конечном счете, к конфликтам, лежат процессы, связанные с модернизацией, точнее, неравномерностью темпов модернизации экономики, общественной структуры, других сфер жизни этносов в различных районах многонациональных государств. В этом случае конфликт возникает между притязанием этнических групп и реальными возможностями государства гарантировать обеспечение их прав в области экономического и социального развития. Уровень жизни населения в таких районах, как правило, ниже общегосударственных стандартов и значительно уступает уровню в более развитых районах страны. Подобные конфликты носят универсальный характер, через них прошли в свое время практически все страны Западной Европы, в ряде стран (Бельгия, Шотландия, Италия) они дают о себе знать и в настоящее время.

          Механизм возникновения таких конфликтов достаточно прост. Модернизация активизирует этническое сознание, способствует росту устремлений к национальной автономии. Неравномерность социально-экономического развития отдельных частей государства, различия в уровне жизни населения порождают убеждения одних, что они живут плохо, потому что вынуждены "кормить" других, другие убеждены в том, что их "грабят". Объективная обделенность периферии (более низкий уровень развития) в процессе модернизации воспринимается населением как сознательная политика центра. Ответной реакцией этнической периферии на такую политику обычно бывает формирование этнонационализма.

Различные темпы  общественного развития для отдельных частей государства - объективная реальность, это своего рода "тлеющие утаи", но, чтобы они превратились в открытый пожар, нужны, как правило, определенные условия. Такие условия и сложились в СССР в конце 80-х годов. В процессе либерализации политической системы центр потерял эффективный контроль над этнической периферией, не сумел направить освобождающуюся от тоталитаризма энергию народов в русло реального реформирования общества. Точную оценку ситуации дал в свое время сам М. Горбачев: хотели изменить положение дел, ничего не меняя. Отсутствием реальных реформ, стихийным недовольством их результатами воспользовалась в республиках этническая элита, направившая энергию масс на борьбу за самоопределение и отделение от центра.

Информация о работе Модели этнических конфликтов