Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:30, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение моделей этнических конфликтов.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить сущность этнического конфликта и его модели, а также выявить особенности и установить основные причины возникновения этнических конфликтов;
2.Рассмотреть существующие классификации этнического конфликта;
3.Проанализировать способы урегулирования этнических конфликтов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. Сущность понятий этнический конфликт и модель этнического конфликта. Особенности и причины возникновения этнических конфликтов........................6
2. Классификация этнических конфликтов……………………………………..14
3. Способы урегулирования этнических конфликтов………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
Среди других структурных (системных) причин, характерных для обновленной России, некоторые авторы называют патронажный тип экономических отношений. Отказ от прямого государственного регулирования экономики привел в России не к рыночным отношениям, а к патронажному регулированию отдельных отраслей хозяйства и субъектов федерации. Государственная бюрократия, обладая монопольным правом устанавливать различные льготы (налоговые, таможенные и пр.), создает тем самым для избранных условия наибольшего благоприятствования.
Особый интерес для чиновничества представляют сырьевые отрасли, особенно добыча нефти и газа. Контроль за нефтяным бизнесом стал важным побудительным мотивом сначала для провозглашения независимости Чечено-Ингушской Республики, а затем и целой серии конфликтов внутри нее (соперничество между чеченской и ингушской хозяйственными элитами, между правительством, президентом и парламентом Чечни и т.п.). К такому развитию событий элиту откровенно подталкивали определенные финансово-экономические группы России, стихавшие, что в этом случае им будет легче договориться о разделе нефтяного пирога. В условиях многонационального характера Северного Кавказа подобная политика не могла не привести к этнополитическим конфликтам и, в конечном счете - к кровопролитной войне с Чечней. О жестком прессинге на российский режим со стороны мощной нефтяной мафии, имеющей в богатом чеченском крае свои алчные интересы, как одной из основных причин начала русско-чеченской войны говорили в свое время многие политики.
Не меньшую стимулирующую
роль в развитии конфликтов играет
и вождистский тип демократии,
как промежуточный вид
Подобный тип политического режима отражает интересы промышленно-финансовых групп в государстве, которые возлагают на плебисцитарную фигуру президента реализацию выгодных для себя правил и порядков. Когда такая власть вступает в конфликт с конкурирующей группой, также опирающейся на всенародную легитимность и стремящейся к установлению подобного режима, насилие неизбежно. Если же противостояние плебисцитарных вождистких режимов проходит по этническим границам (Ельцин - Дудаев, А. Галазов - Р. Аушев), конфликт приобретает, как правило, этнополитический характер.
Способствовал росту политизации этничности и тот идеологический вакуум, который образовался в последние годы существования СССР (он еще более усилился в 1990-е годы. Но «свято место пусто не бывает», и национализм стал в эти годы для многих наиболее популярной и распространенной формой осознания постсоветской действительности.
Нельзя, наконец, не сказать и о конфессиональных причинах. События последнего десятилетия убедительно свидетельствуют, что религиозный фактор может способствовать серьезному противостоянию различных групп населения. Религиозный фундаментализм особенно ярко проявляется в исламском мире. Примерами тому могут служить недавние события в Дагестане, многочисленные акции религиозных экстремистов в Средней Азии, но проблема эта не безболезненна и для представителей других конфессий10. Достаточно вспомнить конфликтные ситуации между приверженцами православной и униатской церкви в Западной Украине.
Эти и многие другие причины обычно тесно связаны между собой, нередко дополняют друг друга. Поэтому любой конфликт, как правило, - многоуровневое явление, в котором тесно переплетается целый комплекс этнических, территориальных, политических, экономических, религиозных и других противоречий.
Более того, в этнополитике обычное явление - смешение политической и культурной националистических парадигм. В науке общепринято, что этнонационализм существует в основном в двух формах - как политический и культурный этнонационализм. Первый, как уже отмечалось, ратует за создание этнических государств, причем радикальный этнонационализм оправдывает любые формы борьбы за «этнически чистое государство».
Второй выступает главным образом за удовлетворение особых культурных запросов этносов и этнических групп и обеспечение государственных гарантий для реализации этих запросов. Правда, сами эти культурные запросы нередко могут приобретать форму требований «безусловного культурного приоритета» для этносов и этнических групп, статус которых искусственно завышен путем определенных политических решений.
Опыт СССР показал, что в переломные, кризисные эпохи прежняя этническая иерархия рушится, а ослабление позиций доминантных групп позволяет миноритарным11 сообществам, и, прежде всего, этническим, добиваться изменения своего статуса, получать различные преференции в сфере культуры, доступа к ресурсам и власти. Причем этнические элиты нередко пытаются форсировать эта процессы под лозунгом «восстановления справедливости». Выразителем этих требований являлась, прежде всего, национальная гуманитарная интеллигенция, которая не только способствовала приданию этническим притязаниям на государственные гарантии сохранения и развития культурной специфики этносов и этнических групп логичной и строго оформленной формы (в виде национальных программ и т.д.), но и была главным организатором этнополитических организаций и движений, которые были призваны добиваться претворения выдвигаемых программ в жизнь, в том числе, в виде этнополитической мобилизации.12
Таким образом, среди основных причин этнических конфликтов мы выделим территориальные проблемы, политические, религиозные и социально – экономические факторы.
Для определения модели этнического конфликта необходимо сначала выяснить, что представляет собой, собственно, модель.
Модель — некоторый материальный или мысленно представляемый объект или явление, замещающий оригинальный объект или явление, сохраняя только некоторые важные его свойства, например, в процессе познания (созерцания, анализа и синтеза) или конструирования13. Другими словами, модель — это объект или явление, аналогичные, т.е. в достаточной степени повторяющие свойства моделируемого объекта или явления (прототипа), существенные для целей конкретного моделирования, и опускающие несущественные свойства, в которых они могут отличаться от прототипа. Теоретические модели этнических конфликтов не просто возможны, они необходимы для эффективного прогнозирования их динамики и поиска выхода из них. Поэтому одной из важных теоретических задач является анализ существующих этнических конфликтов и выработка на этой основе соответствующих теоретических моделей.
2. Классификация этнических конфликтов
Согласно классификации С. М. Емельянова выделяются следующие виды этнических конфликтов:
По сфере проявления этнические конфликты можно разделить на следующие виды:
- экономические (в основе лежат экономические противоречия), идеологические (в основе лежат противоречия во взглядах, формируемых, в первую очередь, семьей);
- социально-бытовые (в основе лежат противоречия социальной сферы)
- семейно-бытовые (в основе лежат противоречия семейных отношений).
По степени длительности и напряженности этнические конфликты можно разделить на следующие виды:
- бурные, быстротекущие конфликты (возникают на основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих);
- острые длительные конфликты (враждебностью конфликтующих возникают при наличии глубоких противоречий);
- слабовыраженные и вялотекущие конфликты (связаны с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью одной из сторон);
- слабовыраженные и быстротекущие (связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер).
По субъектам конфликтного взаимодействия этнические конфликты можно разделить на следующие виды:
- внутриличностные конфликты (связаны со столкновением противоположно направленных мотивов (идентификация с агрессором, как защитный механизм, и мотив сохранения национальной самобытности) личности, например у еврея - антисемита);
- межличностные конфликты (субъектами конфликта выступают две личности), конфликты «личность—группа» (субъекты конфликта: с одной стороны личность, а с другой— группа (микрогруппа) );
- межгрупповые конфликты (субъектами конфликта выступают социальные группы (этносы).
По социальным последствиям этнические конфликты можно разделить на следующие виды:
- конструктивные конфликты (в основе таких конфликтов лежат объективные противоречия; способствуют развитию организации или другой социальной системы);
- деструктивные конфликты (в основе таких конфликтов, как правило, лежат субъективные причины; они создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы).
По предмету этнические конфликты можно разделить на следующие виды:
- реалистичные (предметные) конфликты (имеют четкий предмет);
- нереалистичные (беспредметные) конфликты (не имеют предмета или имеют предмет, который является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта).
По целям, которые ставят перед собой вовлеченные в конфликт стороны, этнические конфликты подразделяются на:
- социально-экономические (при которых выдвигаются требования гражданского равноправия (от прав гражданства до равноправного экономического положения));
- культурно-языковые (при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка и культуры этнической общности);
- политические (если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма));
- территориальные (на основе требований изменения границ, присоединения к другому — "родственному" с культурно-исторической точки зрения — государству или создания нового независимого государства).14
Социологи, политологи и этнологи часто рассматривают этнический конфликт исключительно как реальную борьбу между группами, как столкновение несовместимых действий.
C точки зрения
психолога, учитывающего
Несмотря на то, что каждый этнический конфликт является самостоятельным социально-историческим событием, в нем можно обнаружить признаки присущие другим этническим конфликтам. Выявление этих признаков позволяет перейти к более сложным этапам научного поиска, связанных с анализом, моделированием и прогнозированием конфликтов.
Классификация этнических конфликтов по сферам общественной жизни - весьма распространенный в зарубежной и отечественной науке подход.
Выделяются политические этнические конфликты, экономические этнические конфликты и конфликты в духовной сфере15.
Большинство этнических конфликтов имеют межсферный характер16.
Существует
также классификация по предметам
или объектам. В данном, случае предметы
конфликта имеют четко
Классификация
по субъектам-носителям выделяет конфликты
между однопорядковыми и разноп
Более содержательной и четкой по структуре является классификация конфликтов по их институционализации. Бывают случаи, когда оба субъекта конфликта не институционализированы т.е. государственно или иным образом оформлены, после чего конфликт приобретает характер международного.
Несмотря на
всю внешнюю сложность
3. Способы урегулирования этнических конфликтов
За свою историю
человечество накопило немалый опыт
ненасильственного
Имеются современные политические ситуации, которые требуют рассмотрения межэтнических или межрелигиозных конфликтов, возникающих внутри той или иной страны в единстве с международными конфликтами. Причин, вызывающих необходимость такого ракурса, несколько.