Модели этнических конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение моделей этнических конфликтов.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить сущность этнического конфликта и его модели, а также выявить особенности и установить основные причины возникновения этнических конфликтов;
2.Рассмотреть существующие классификации этнического конфликта;
3.Проанализировать способы урегулирования этнических конфликтов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. Сущность понятий этнический конфликт и модель этнического конфликта. Особенности и причины возникновения этнических конфликтов........................6
2. Классификация этнических конфликтов……………………………………..14
3. Способы урегулирования этнических конфликтов………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Файлы: 1 файл

Модели этнических конфликтов.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Во-первых, конфликт, возникнув как внутренний, порой  перерастает в международный  вследствие подключения более широкого круга участников и выхода за пределы государства17. Примерами расширения конфликта за счет новых участников могут служить многие региональные и локальные конфликты второй половины XX столетия (достаточно вспомнить Вьетнам, Афганистан), когда вмешательство таких крупнейших держав, как США и СССР, превращало их в серьезную международную проблему. Однако новые участники могут оказаться задействованы в конфликте невольно, например, за счет притока к ним огромного числа беженцев. С такой проблемой столкнулись, в частности, европейские страны во время Югославского конфликта. Еще один вариант вовлечения других стран во внутренний конфликт возможен в том случае, если конфликт остается внутренним, но в нем, например, в качестве заложников или жертв, оказываются граждане других государств. Тогда конфликт приобретает международную окраску.

Во-вторых, конфликт из внутреннего может стать международным  в результате дезинтеграции страны. Развитие конфликта в Нагорном Карабахе показывает, как это происходит. В момент своего возникновения в Советском Союзе этот конфликт был внутренним. Его суть состояла в определении статуса Нагорного Карабаха, который являлся частью территории Азербайджана, но большинство населения которого составляли армяне. После распада СССР и образования на его месте самостоятельных государств — Армении и Азербайджана — конфликт в Нагорном Карабахе превратился в конфликт между двумя государствами, т.е. международный.

В-третьих, вовлечение в процесс урегулирования внутренних конфликтов посредников из третьих  стран, а также посредников, выступающих от имени международной организации или в своем личном качестве (т.е. не представляющих никакую конкретную страну или организацию), становится нормой в современном мире. В качестве примера можно привести конфликт в Чечне, в котором с посреднической миссией выступали представители Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Участие международных посредников также может вести к тому, что различия между внутренними и международными конфликтами становятся все менее определенными, а границы между этими двумя видами конфликтов стираются, т.е. конфликты интернационализируются.

Предупреждение конфликтов должно включать последовательную реализацию задач как на практическом, так и на теоретическом уровне. На теоретическом уровне - построение модели возможного конфликта, позволяющую адекватно представить как действующие стороны, так и потребностно-мотивационную схему формирования их стратегий действия. С помощью такой модели можно было бы изучать динамику ситуации, прогнозировать ее развитие в перспективе, и, самое главное, решать задачи практического плана: заблаговременно способствовать созданию условий обеспечивающих снижение напряженности и толерантное взаимодействие представителей разных культур.

Можно выделить шесть предпосылок, необходимых для урегулирования этнических конфликтов:

- каждая из  враждующих группировок должна  иметь единое командование и  контролироваться им;

- стороны должны  контролировать территории, которые  обеспечивали бы им относительную  безопасность после заключения перемирия;

- достижение  состояния определенного равновесия  в конфликте, когда стороны  либо временно исчерпали свои  военные возможности, либо уже  добились многих своих целей; 

- присутствие  влиятельного посредника, способного  повысить интерес сторон к достижению перемирия и добиться признания этнического меньшинства в  качестве стороны в конфликте;

- согласие сторон  на "замораживание" кризиса  и на то, чтобы отложить всеобъемлющее  политическое урегулирование на  неопределенный срок;

- размещение по линии разъединения миротворческих сил, достаточно авторитетных или сильных для сдерживания сторон от возобновления боевых действий.

Наличие авторитетного  единого командования у каждой из воюющих группировок, которое обладало бы достаточной властью для обеспечения контроля за командирами и приказы которого исполнялись бы является первым необходимым условием для ведения любых переговоров о прекращении огня. В противном случае достижение каких-либо соглашений вообще не представляется возможным. Не случайно одним из первых шагов российских властей по разрешению осетино-ингушского конфликта было создание властных структур в Ингушетии с тем, чтобы иметь лидера, с которым можно было бы вести диалог. Наличие контроля над территорией, обеспечивающей сторонам хотя бы относительную безопасность, представляется едва ли не ключевой предпосылкой к урегулированию. Если путем соглашения о перемирии предполагается "заморозить" крайне невыгодную и уязвимую конфигурацию зоны контроля, такое соглашение обречено на провал. Чересполосный характер контролируемых армянскими и азербайджанскими формированиями анклавов в Нагорном Карабахе, существовавший до начала 1992 г., где населенный азербайджанцами укрепленный район Шуша-Ходжалы практически разрезал на две части армянский ареал, не оставлял возможностей по выполнению ни одного из многочисленных соглашений о прекращении огня.  Следует отметить, что фаза конфликта, связанная с созданием компактного и защитимого ареала, является наиболее опасной и кровопролитной. В Нагорном Карабахе, Южной Осетии, Абхазии и в Пригородном районе она сопровождалась массовым изгнанием мирного населения и значительными жертвами среди него. Достижение определенного равновесия в ходе конфликта, когда стороны либо, хотя бы временно, исчерпали свои военные возможности, либо уже добились многих своих целей, казалось бы, представляется наиболее благоприятной стадией для начала действенных миротворческих усилий. Действительно, конфликт, вроде бы выдохся сам собой и все, что требуется обеим сторонам - это зафиксировать на бумаге сложившуюся де-факто18 линию контроля и прекращения огня. Между тем юридическое закрепление прекращения огня после достижения стадии равновесия сопряжено с большими трудностями. В Абхазии оно было достигнуто путем сильного российского давления на конфликтующие стороны. В остальных случаях мирное урегулирование было достигнуто еще на той стадии, когда конфликт вошел в состояние естественного равновесия.  В сущности, достижение естественного равновесия происходит после того, как одна из сторон фактически потерпела поражение. Это не позволяет ей соглашаться со свергшимися фактами, а побуждает избегать каких-либо обязывающих соглашений с целью выиграть время  до созревания подходящих для реванша условий.

Действия по нейтрализации  конфронтационных устремлении участников межэтнических конфликтов укладываются в рамки некоторых общих правил, выведенных из имеющегося опыта разрешения таких конфликтов19. В их числе:

1) легитимация конфликта  - официальное признание существующими  властными структурами и конфликтующими сторонами наличия самой проблемы (предмета конфликта), нуждающейся в обсуждении и разрешении;

2) институциализация  конфликта - выработка признаваемых  обеими сторонами правил, норм, регламента  цивилизованного конфликтного поведения;

3) целесообразность перевода конфликта в юридическую плоскость;

4) введение института  посредничества при организации  переговорного процесса;

5) информационное обеспечение  урегулирования конфликта, то  есть открытость, "прозрачность" переговоров, доступность и объективность информации о ходе развития конфликта для всех заинтересованных граждан и др.

В сфере этнических конфликтов, как и во всех других, все также действенно старое правило: конфликты легче предупредить, чем впоследствии разрешить. На это и должна быть направлена национальная политика государства. У нашего сегодняшнего государства такой четкой и внятной политики пока нет. И не только потому, что у политиков "руки не доходят", а в значительной степени потому, что неясна исходная общая концепция национального строительства в мультиэтнической России.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проделанной  работы можно сделать вывод о  том, что была достигнута основная цель исследования – изучение моделей  этнических конфликтов.

Таким образом, под этническим конфликтом понимается конфликт, характеризующийся определенным уровнем организованного политического действия, участием общественных движений, наличием массовых беспорядков, сепаратистских выступлений и даже гражданской войны, в которых противостояние происходит по линии этнической общности.

Основными особенностями  этнического конфликта являются:

- все межэтнические  конфликты носят комплексный,  сложносоставной характер;

- в этнических  конфликтах, как правило, высокий  уровень накала эмоций;

- большинство  из крупных этнических конфликтов имеют глубокие исторические корни;

- этнические  конфликты характеризуются высокой  мобилизацией;

- этнические  конфликты носят “хронический”  характер, они не имеют окончательного  разрешения.

Причины этнических конфликтов весьма разнообразны. Однако доминирующими являются: территориальные проблемы,  темпы общественного развития, политические, религиозные и социально – экономические факторы, контроль за сырьевыми отраслями промышленности, ослабление позиций доминантных групп.

Для более эффективного урегулирования этнического конфликта необходимо построить соответствующую модель конфликта, то есть заменить изучаемый объект, но при этом сохранить все его особенности. Построение таких моделей необходимо для прогнозирования динамики этнических конфликтов и поиска выхода из них. Поэтому одной из важных теоретических задач является анализ существующих этнических конфликтов и выработка на этой основе соответствующих теоретических моделей.

В качестве основной классификации этнических конфликтов была рассмотрена классификация С.М. Емельянова по следующим признакам: сфера проявления, степень длительности и напряженности, субъекты конфликтного взаимодействия, социальные последствия, предмет этнического конфликта, конечная цель, институализация. Подробная классификация этнических конфликтов позволяет подобрать наиболее подходящие способы урегулирования и предупреждения изучаемых конфликтов.

Урегулирование  этнических конфликтов необходимо для  того, во-первых, чтобы внутренний этнический конфликт не перерос во внешний, межэтнический конфликт. Во-вторых, существует опасность перерастания этнического конфликта в международный. В-третьих, возможно вовлечение в процесс урегулирования внутренних конфликтов посредников из третьих стран и выступающих от имени международной организации или в своем личном качестве, что часто отрицательно влияет на ход развития внутреннего этнического конфликта. Поэтому нужно по возможности предупреждать на начальных стадиях возникающие этнические конфликты. А для этого необходимо построение модели этнического конфликта, которая бы позволила адекватно представить как действующие стороны, так и схему формирования их стратегий действия. С помощью такой модели можно было бы изучать динамику ситуации, прогнозировать ее развитие в перспективе, и, самое главное, решать задачи практического плана: заблаговременно способствовать созданию условий обеспечивающих снижение напряженности и толерантное взаимодействие представителей разных культур.

Опасность конфликтов на рубеже XX—XXI вв. побуждает исследователей и практиков активно искать и использовать мирные средства для их урегулирования. Технология мирного урегулирования конфликтов приобретает особое значение в современных условиях, становясь главным фактором сохранения и дальнейшего развития человеческой цивилизации.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте: Этнография чеченской войны. М., 2001.
  2. Дробижева Л.М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся. М., 2002.
  3. Амелин В.В. «Этнополитические конфликты: типы и формы проявления, региональные особенности». М.: Наука, 1999
  4. Ямсков А. Этнический конфликт: проблемы дефиниции и типологии // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. – М., 1997.
  5. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996
  6. Ожиганов Э.Н. Баланс власти и этнополитические конфликты // Этничность и власть в полиэтнических государствах. М.,1994.
  7. Тавадов Г.Т Современная этнополитическая ситуация в России. М., 2002
  8. Прохоров А.М. «Советский энциклопедический словарь». 4ое издание. М.: Советская энциклопедия, 1990
  9. Буртовая Е.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М., 2002.
  10. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2003. – 400с.: ил. – (серия « Практикум по психологии»).
  11. Арсентьев В. А. Этнические конфликты: история и типология. Социологические исследования. – 1996. - №12
  12. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология в поисках научной парадигмы. Ставрополь 2001.
  13. Губенко О.В. Последняя битва. Ростов-на-Дону 2003
  14. Стефаненко. Г. Т. Этнопсихология – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 320 с.
  15. Шевчук Д.А. Конфликты. Избегать или форсировать? – М.: Гроссмедиа, 2009, 440 с.
  16. Lipshutz  R. D. Seeking a State of One 's Own: an Analytical Framework for Assessing Ethnic and Sectarian Conflicts // The Myth of Ethnic Conflict / Ed. by B. Crawford and R. Lipschutz . Beverly , Cab, 1 1998. P. 44.
  17. Абдулатипов Р.Г. Этнополитология. - СПб., 2004
  18. Авксентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология // Социологические исследования. 1996.  № 12. С. 43-50. 
  19. Крысько В. Г.  Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.-320с
  20. Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов. Москва. 1999г
  21. Этнография. Учебник под ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова. М.: Высш. школа, 1982. — 320 с.
  22. http://ru.wikipedia.org
  23. http://ethnoconflict.ru/inform/008-un/htm

Информация о работе Модели этнических конфликтов