Модели поведения личности в конфликте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является конфликт, предметом – модели поведения личности в конфликте.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть различные определения конфликта;
проанализировать возможные его классификации;
описать стратегии поведения личности в конфликте;
указать условия их рационального применения;
уделить внимание основным типам конфликтных личностей;
определить, как личностные характеристики могут повлиять на развитие конфликта.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Методология изучения конфликта
Понятие конфликта…………………………………………………….4
Типы конфликтов………………………………………………………10
Глава 2. Роль личности в конфликте
Стратегии поведения личности в конфликте………………………...17
Типы конфликтных личностей………………………………………..25
Влияние личностных характеристик на развитие конфликта………28
Заключение……………………………………………………………………36
Список используемой литературы…………………………………………..37

Файлы: 1 файл

Коноплева 3 последний.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

   Если человек постоянно  пользуется стратегией приспособления  в отношениях с близкими людьми, то он «вольно или невольно продуцирует у них чувство вины»23, что значительно осложняет их отношения. В книге «Психология конфликта» Гришиной Н.В. это рассматривается на примере отношений матери и ребенка. Если мать постоянно будет говорить о тех жертвах, на которые она пошла ради своего ребенка, у него постепенно возникнет чувство вины, которое будет его тяготить. В какой-то момент он захочет от него избавиться и со временем начнет думать: «Она сама так захотела, я ее ни о чем не просил!» Ребенок направит свои негативные эмоции против матери, что усложнит конфликт. См.:24

   Следующая стратегия поведения, о которой следует упомянуть  – это тактика конкуренции  или борьбы. В ней направленность на свои интересы высокая, а интересы соперника оцениваются как незначительные. Человек, использующий ее активен и, идет к решению проблемы своими собственными способами. Она применяется, когда участник конфликта не заинтересован в сотрудничестве с оппонентом, но способен на волевые решения. Также эту стратегию можно применить тогда, когда отношения с оппонентом не имеют значения и человек практически нечего не потеряет в случае их отсутствия. Человек стремится удовлетворить свои интересы, невзирая на интересы других, принуждая оппонента поступить, так как нужно ему.

   Данная стратегия применима  тогда, когда:

- человек полностью уверен в  своей правоте;

- человек понимает, что он обладает  достаточным авторитетом для  принятия решения;

- итог конфликта очень важен  и нет другого выхода;

- экстремальная ситуация и действовать нужно быстро.

   В жизни каждого человека  бывают ситуации, когда необходимо  отстоять свои права и интересы, но важно помнить, что человек, часто прибегающий к конкуренции в конфликте, может испортить отношения с окружающими.

   Следующий возможный стиль поведения в конфликте – это компромисс. Данная стратегия предполагает взаимные уступки участников конфликта. Она характеризуется направленностью и на свои интересы, и на интересы соперника. Стороны конфликта сходятся на каком-либо приемлемом для них обоих решении, для реализации которого, нужно немного поступиться своими интересами. Компромисс позволяет частично удовлетворить обе стороны.

    Данный стиль поведения  в конфликте может быть наиболее  эффективен в случаях, если:

- обе стороны имеют взаимоисключающие цели и интересы, а также при этом обладают одинаковой властью;

- не достаточно времени для  принятия решения, которое могло  бы удовлетворить полностью обе  стороны;

- есть желание сохранить отношения, компромисс позволяет сделать это, а также получить какую-то выгоду для обеих сторон.

   Компромисс достаточно эффективная стратегия поведения в конфликте, направленная на взаимодействие сторон, выявление их целей и интересов, поиск общего и различного. В некоторых случаях компромиссное решение может являться промежуточным решением проблемы, что также может быть эффективным. Так как появляется время для поиска более подходящего решения и снимается напряженность между оппонентами.

   Наиболее эффективной и  самой трудной в применении  является стратегия сотрудничества в конфликте. Эта стратегия характеризуется одинаково высокой направленностью, как на свои интересы, так и на интересы соперника. Данный стиль поведения требует достаточно продолжительной работы над проблемой.

   Стратегия сотрудничества может напоминать компромисс. Но в отличие от компромисса, сотрудничество направлено на удовлетворение всех целей и интересов сторон, в этой стратегии не используются взаимные уступки. Она направлена на более глубокое изучение проблемы на выявление скрытых позиций и мотивов сторон, на выявление истинной причины конфликта. Индивид активно участвует в решении проблемы, стремится удовлетворить все свои интересы, но при этом его действия направлены на сотрудничество с оппонентом.

   Для использования данной стратегии требуется наибольшее количество времени, а также эмоциональных и интеллектуальных ресурсов в сравнении с другими стратегиями поведения.

   Такой подход к разрешению  конфликта применим в следующих  ситуациях:

- проблема имеет огромное значение для обеих сторон;

- между сторонами имеют место  длительные и взаимозависимые  или близкие отношения;

- есть время для работы над  проблемой, для принятия обдуманного  решения;

- есть желание сохранить хорошие  отношения;

   Данный стиль поведения, хоть и требует определенных усилий, является мудрым подходом к решению проблемы. 

   На рисунке, представленном ниже, изображена двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликте, разработанная К. Томасом и Р. Килменом. В ней указаны все тактики поведения в конфликте, рассмотренные выше25.

  

   В Практикуме по конфликтологии  С. М. Емельянова данная модель  уточняется третьим измерением  – ценностью межличностных отношений.  

 

   Эта модель наглядно показывает  уровень взаимодействия субъектов  в конфликте, уровень направленности на свои собственные интересы и интересы соперника26.

   В литературе также выделяют три основные модели поведения личности в конфликте: конструктивную, деструктивную и конформистскую.

   Конструктивная модель поведения  характеризуется стремлением к разрешению конфликта. Человек конструктивного склада мышления стремится найти решение проблемы, которое удовлетворяло бы обе стороны конфликта. Пытается различными своими действиями снять напряженность, появившуюся в конфликте, отличается положительным отношением к оппоненту, а также терпеливостью и самообладанием. Такой человек охотно идет на переговоры, открыт и искренен.

   Деструктивная модель поведения, напротив, характеризуется склонностью к расширению конфликта, к его обострению. Данная модель абсолютно противоположна предыдущей. Человек, придерживающийся деструктивной модели поведения, негативно относится к своему оппоненту, пытается всячески принизить его, не доверяет ему. Как правило, такие люди эгоисты, зачинщики споров и ссор, общественных беспорядков. Многие конфликтные ситуации могли бы разрешиться мирным путем, если бы не участие в них такого рода людей. Особенно это касается распространенных в последнее время межнациональных конфликтов.

    И, наконец, последняя модель поведения – конформистская. Поведение субъектов придерживающихся этой модели характеризуется пассивностью и склонностью к уступчивости, подчинению, готовностью согласиться с мнением оппонента, стремлением избежать обсуждения острых вопросов, а также непоследовательность в суждениях. Такая модель поведения во многих ситуациях неприемлема, потому что она может способствовать и содействовать проявлениям агрессии со стороны соперника. Но есть случаи, в которых такая модель поведения может иметь позитивное влияние на ситуацию конфликта. Это случаи, в которых противоречие между оппонентами не имеют большого значения для них или возникли из-за мелочи.

   Модели поведения, рассмотренные выше, показывают нам основные особенности и установки участников конфликта, а также, то, каким способом они стремятся разрешить конфликт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Типы конфликтных личностей

   В современном мире конфликт  является нормой жизни. Не найдется  человека, не побывавшего в ситуации  конфликтного взаимодействия. У  кого-то конфликты случались реже у кого-то чаще. Исследователи обратили внимание на людей, общение с которыми чревато конфликтами. Эти люди обладают особыми чертами характера, которые делают их склонными к конфликтам больше, чем остальных людей. Эти люди вступают в конфликты чаще, чем остальные. Это так называемые конфликтные личности.

   В «Словаре конфликтолога»  под конфликтной личностью понимается  «акцентуированная личность, стремящаяся  к разрешению противоречий жизнедеятельности  и взаимодействия с помощью  конфликтных действий»27.

   На сегодняшний день известно  не много методов изучения  конфликтности личности. Это опрос  и тестирование. Но конкретного  теста, определяющего конфликтность человека, еще на разработано. Существует ряд тестов, выявляющих уровень агрессии человека, тревожности, выраженности специфических акцентуаций характера (например, демонстративный или истероидный типы) и других особенностей человека, которые могли бы свидетельствовать о возможной повышенной конфликтности личности.

    Конфликтность личности  является комплексным понятием. Ее уровень может зависеть  от различных психологических  факторов, таких как темперамент, психологическая устойчивость, эмоциональное  состояние и др. Также играют  роль социально-психологические  факторы, а именно: отношение к противнику, определенные ценности и установки человека. Не стоит забывать и о таких особенностях как условия жизни и деятельности человека, его социальное окружение, уровень его культуры, его возможности.

   Ниже мы рассмотрим наиболее часто применяемые тесты и опросники, позволяющие выявить уровень конфликтности индивида.

    Опросник А. Басса –  А. Дарки был опубликованный еще  в 1957 г. С помощью данного опросника  можно определить насколько исследуемая  личность склонна к агрессии. В данной методике агрессия рассматривается как комплексное понятие и имеет три уровня: низкий, средний и высокий. Исследователи утверждают, что люди с высоким уровнем агрессии более конфликты, чем со средним или низким уровнем.

    Следующая методика, к  которой мы обратимся, методика Т. Лири, изучающая отношения в малой группе. По этой методике выделяется восемь типов отношения индивида к окружающим его людям. Из всех возможных типов, выделяются два: прямолинейно-агрессивный и недоверчиво-скептический типы. Если данные типы доминируют у человека, то это может говорить о его повышенной конфликтности.

    В Практикуме по конфликтологии  С.М. Емельянова рассматривается  пять типов конфликтных личностей: демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверх точный, «бесконфликтный». Ниже мы более подробно расскажем о каждом их них.

   Человек, относящийся к демонстративному типу любит привлекать к себе внимание любыми способами, в том числе и путем конфликтного взаимодействия, любит «играть на публику», скорее всего, излишне эмоционален. Ему нравится быть в центре внимания, он, как правило, не рационален, уход от конфликта не его тактика. Он предприимчив, способен легко приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Он не любит кропотливую и систематическую работу, всячески старается избежать таковой.

   Личность ригидного типа характеризуется большой направленностью на свои интересы, скорее всего это консервативный и инертный человек, считающий, что его мнение единственно верное. Любую критику или несогласие воспринимает как оскорбление. Такой человек прямолинеен и подозрителен, может быть высокомерным, не склонен анализировать свои поступки, бывает ранимым и чувствительным.

  Неуправляемый тип конфликтной личности – это своего рода «человек-хаос». Этот человек излишне эмоционален, импульсивен, не в полной мере способен управлять своим поведением, часто оно непредсказуемо, не может адекватно анализировать свои поступки.

    Личность сверхточного типа болезненно критична как к себе, так и к окружающим, а также очень ранима. Такой человек чувствителен и тревожен, скрупулезно относится к работе, близко к сердцу принимает замечания окружающих, может резко разорвать отношения с человеком, если вдруг решит, что тот его обидел, хотя это может и не являться фактом. Не способен объективно оценить отношения в группе, очень сдержан во всяческом проявлении эмоций.

      И последний тип  конфликтной личности – «бесконфликтный». Конфликтная личность данного типа стремится избежать конфликтов, эта личность не достаточно автономна, скорее всего, у этого человека нет четко определенной точки зрения по основным жизненным вопросам. Такой человек непоследователен в действиях, мнение окружающих играет для него большую роль, ему легко внушить что-либо, не склонен анализировать свои поступки и действия, обладает внутренней противоречивостью.

   Анализируя поведенческие характеристики рассмотренных выше типов конфликтных личностей можно увидеть, что конфликтность человека повышает его необъективная и неадекватная оценка самого себя и своих поступков, а также поступков окружающих людей по отношению к себе.  

 

  

 

  

 

 

 

2.3. Влияние личностных характеристик на развитие конфликта

   Личностные характеристики, а именно: психологические, этические, психофизиологические и поведенческие особенности человека  оказывают огромное влияние на динамику и исход любого конфликта. Любые качества человека: интересы, мотивы, черты характера, ценности и многие другие оказывают немалое влияние на возникновение и развитие конфликта.

   В учебном пособии Буртовой Е. В. по конфликтологии указываются следующие личностные характеристики, влияющие на протекание конфликта:

1) основные психологические доминанты  поведения;

2) черты характера и типы личностей;

3) установки личности, образующие  идеальный тип индивидуальности;

4) неадекватные оценки и восприятия См.:28.

   Далее мы подробно рассмотрим  каждый пункт.

   К основным психологическим  доминантам поведения человека  Буртовая Е. В. относит: ценностные  ориентации, цели, мотивы, интересы, потребности.

   Все указанные доминанты поведения тесно связаны между собой.

   Ценностные ориентации людей как «субъектов конфликта формируются в процессе социализации личности и выражаются в тех моральных, идеологических, политических и других принципах, на основе которых субъект противоборства оценивает характер конфликта и строит свое поведение в этой ситуации»29. На основании ценностных ориентаций происходит ранжирование предметов конфликта по их важности для человека, а также принимается решение вступать в конфликт или нет. Очевидно, что в одной и той же ситуации один человек не увидит повода для конфликта, другой же напротив, решит, что конфликт единственный способ для разрешения появившегося противоречия.

Информация о работе Модели поведения личности в конфликте