Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 18:03, курсовая работа
Объектом исследования является конфликт, предметом – модели поведения личности в конфликте.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть различные определения конфликта;
проанализировать возможные его классификации;
описать стратегии поведения личности в конфликте;
указать условия их рационального применения;
уделить внимание основным типам конфликтных личностей;
определить, как личностные характеристики могут повлиять на развитие конфликта.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Методология изучения конфликта
Понятие конфликта…………………………………………………….4
Типы конфликтов………………………………………………………10
Глава 2. Роль личности в конфликте
Стратегии поведения личности в конфликте………………………...17
Типы конфликтных личностей………………………………………..25
Влияние личностных характеристик на развитие конфликта………28
Заключение……………………………………………………………………36
Список используемой литературы…………………………………………..37
Цель — это «осознанный образ предвосхищаемого результата на достижение, которого направлено действие человека»30. Если говорить о конфликте, то в данном случае целью будет являться та конечная ситуация, к которой стремятся участники конфликта. Эта ситуация будет являться результатом противоборства. Конечная ситуация к которой стремятся участники конфликта является стимулом к производимыми ими действиями.
Если говорить о конфликте, то мотивом может быть «осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий субъектов конфликта»31.
Интересами участников
И последняя доминанта поведения – потребность. Потребность участника конфликта – это осознание им того, что предмет конфликта жизненно важен для него. Потребность оказывает большое влияние на поведение субъекта конфликта. Это влияние тесно связано с остальными доминантами поведения индивида.
Важную роль в возникновении и динамике конфликта играют тип поведения человека и тип его темперамента или его индивидуальные психофизиологические свойства.
Наиболее используемыми являются две шкалы:
- экстраверсия — интроверсия;
- эмоциональная неустойчивость — эмоциональная стабильность.
Важно помнить, что у каждого
человека присутствуют все
Как правило, выделяют следующие типы личностей:
- экстраверты – это люди, которые ориентированы в своих проявлениях вовне, на окружающих, на внешний мир, на внешнюю объективную реальность. Они общительны, подвижны, стремятся к новым впечатлениям, легко приспосабливаются к новым условиям, активны, эмоциональны. Они имеют развитые организаторские способности, склонны к лидерству.
- интроверты – это люди, ориентированные на внутренний субъективный мир, стимулы для жизненной активности они берут изнутри. Они не общительны, медлительны, чувствительны, любят порядок, серьезны. Они более настойчивы и усидчивы, как правило, постоянны, а также их деятельность обладает большей продуктивностью, чем у экстравертов.
- эмоционально-неустойчивые люди – это люди, находящиеся в постоянном эмоциональном напряжении, обладающие повышенной чувствительностью. Такие люди беспокойны, обладают изменчивым настроением, решительны, способны быть лидерами.
- эмоционально-стабильные люди
– это люди, которым свойственна
эмоциональная
Если совместить данные типы личности, то мы получим следующие типы темперамента:
- при экстраверсии и
- при экстраверсии и
- при интроверсии и
- при интроверсии и
Основой для возникновения конфликтов может стать несовместимость типов темпераментов и доминирующих в них чертах характера.
Важный личностный фактор конфликта – это преобладание в человека определенных черт характера. К. Леонгард занимался изучением доминирующих черт характера и ввел понятие акцентуация характера. Акцентуацией является крайняя граница нормы, акцентуация – это не патология. Личности с ярко выраженной акцентуацией характера имеют определенные особенности во взаимодействии с другими людьми, что может отразиться на развитии конфликта.
К. Леонгард в своей работе «Акцентуированные личности» выделил 10 типов акцентуаций характера: гипертимический, демонстративный, возбудимый, дистимический, экзальтированный, педантичный, тревожный, циклотимический, застревающий и эмотивный типы акцентуаций.
Человек с гипертимическим типом акцентуации, как правило, постоянно пребывает в приподнятом настроении, общителен, словоохотлив, оптимистичен, склонен к озорству, активен, предприимчив, с трудом переносит одиночество.
Особенностями человека с демонстративным типом акцентуации является постоянное желание быть в центре внимания, эгоцентризм, желание выделяться.
Человек, которому свойственно импульсивное поведение, а манера поведения и общения определяется неконтролируемыми побуждениями имеет возбудимый тип акцентуации.
Человек с дистимическим типом акцентуации серьезен, медлителен, часто находится в плохом настроении, необщителен, неразговорчив, как правило, сконцентрирован на мрачной стороне жизни, с развитым чувством справедливости.
Особенностями человека
с экзальтированным типом
Человеку с педантичным типом акцентуации свойственна повышенная аккуратность, любовь к порядку, инертность. Таким людям свойственная добросовестность, а также они тяжелы на подъем.
Человек, которому свойственно чувство беспокойства за себя и своих близких, тревога по поводу возможных неудач, робость, неуверенность в себе представляет собой человека с тревожным типом акцентуации. Как правило, такие люди редко вступают в конфликты, а также дружелюбны и исполнительны.
У человека с циклотимическим типом акцентуации смена настроений напрямую связана с внешними событиями. Радостные события вызывают в этом человеке жажду к деятельности, веселью, негативные события вызывают апатию, подавленность, замедленность реакций, мышления.
Человек с застревающим типом акцентуации склонен к аффектам, обидчив, злопамятен, часто такие люди являются инициаторами конфликтов.
Отличительной чертой человека с эмотивным типом акцентуации является крайне резкая частая смена настроений. При этом повод для смены настроения обычно незначительный. Такие люди впечатлительны и чувствительны, отзывчивы и гуманны См.:32.
Кроме преобладающего типа темперамента и акцентуации характера людей можно разделить по тому, какое из полушарий головного мозга у них является доминирующим. Это в свои очередь, как и другие характеристики личности, имеет немаловажное значение, поскольку преобладание того или иного полушария влияет на мировоззрение человека.
Если у человека доминирует
правое полушарие головного
Если же у человека
доминирует левое полушарие
К важным личностным характеристикам, влияющим на развитие конфликта, можно отнести идеальные типы индивидуальности, выделенные Эдуардом Шпрангером. Он выделил шесть таких типов личности: теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический и религиозный человек.
Человек, имеющий теоретическую установку является теоретическим человеком. Такие люди чаще всего являются сложными натурами, в свое поведение стараются внести логику и систему. В наиболее чистом виде теоретический человек воплощается в профессиональном ученом.
Человек, основным мотивом действий которого, является полезный эффект – экономический человек.
Человек, считающий свои фантазии реальной действительностью, представляет собой эстетического человека. Самым важным для такого человека является красота души, тяжело переносит соприкосновение с реальным миром.
Человек, особенностью которого является обращенность к другому является социальным человеком. Для него социальная установка является основополагающей, высшее ее проявление – любовь.
Человек, основной жизненной установкой которого является власть – политический человек. Все его действия направлены на самоутверждение за счет обладания властью.
Человек, основополагающей установкой которого является почитание религиозных ценностей – религиозный человек.
На развитие конфликта может оказать большое влияние неадекватная оценка и восприятие человеком других людей.
1. Эффект ореола – недоразумение, которое может возникнуть в случае, когда из-за недостатка информации о человеке, выводы о его внутренних качествах делаются по его внешним признакам. Это своего рода «приклеивание ярлыков» на человека, суждение о нем по первому впечатлению.
2. Эффект бумеранга – ситуация, в которой подорван авторитет источника информации или субъекта, предоставляющего эту информацию. За счет этого преподносимая информация может иметь эффект противоположный предполагаемому.
3. Эффект новизны – при восприятии и оценке людьми друг друга по отношению к незнакомому человеку более значимой является первая информация, а по отношению к знакомому — последняя.
4. Эффект снисходительности – ситуация, в которой человек склонен оценивать более высоко, чем есть на самом деле положительные качества свои и окружающих, а на отрицательные качества практически не обращать внимания.
5. Логическая ошибка – ситуация, в которой люди с помощью логических умозаключений приписывают человеку качества, которыми он возможно не обладает. Например, если человек агрессивен, то ему могут приписать еще и энергичность.
6. Ошибка социального стереотипа – ситуация, в которой ввиду дефицита информации о субъекте ему приписывают относительно устойчивый социальный образ (стереотип), что мешает объективному восприятию индивида другими людьми.
7. Ошибка центральной тенденции
– ситуация, в которой оценка
человека производится по
8. Ошибка привлекательности и взаимной симпатии – ошибка, заключающаяся в том, что люди склонны завышать оценки человеку, к которому хорошо относятся и игнорировать недостатки.
9. Ошибка близости – ошибка, возникающая, когда человек оценивает другого в сравнении с кем-то, а не автономно, как следовало бы.
Итак, мы перечислили основные характеристики человека способные повлиять на возникновение и развитие конфликта. Из вышесказанного видно, что на взаимодействие людей могут повлиять ценностные ориентации, цели, мотивы, интересы, потребности человека, тип его темперамента. Основой для конфликта может стать психологическая несовместимость доминирующих в личности черт характера, особенностей поведения и стиля общения. Особый подход нужен к акцентуированным личностям. Также на развитие и возникновение конфликта может повлиять неадекватная оценка и восприятие людьми друг друга.
Различное восприятие людьми внешнего мира, особенности мировоззрения, образ жизни, какие-либо сиюминутные обстоятельства (например, плохое настроение), стиль и скорость реагирования на происходящее вокруг все это, и много другое, может повлиять на восприятие людьми друг друга, на их взаимоотношения и, разумеется, на то возникнет ли между ними конфликт и как он будет развиваться, если возникнет.
Заключение
В данной работе мы подробно рассмотрели возможные стратегии поведения человека в конфликте, описали в каких ситуациях наиболее рационально применить ту или иную стратегию. Все описанные стратегии могут быть применимы в определенной ситуации. Важно, чтобы любой человек умел применять все стратегии поведения, и понимал, в каком конфликте какая стратегия будет наиболее походящей. На наш взгляд, данная информация интересна и важна для современного человека.
В работе подробно описаны основные личностные характеристики, которые могут повлиять на возникновении и развитие конфликта.
Но, не смотря на подробно
раскрытые в работе
В современном мире, мире глобализации и информационных технологий, не может ни быть конфликтов. Знания, приведенные в этой работе могут помочь человеку лучше понимать другого и подходить более осознанно к разрешению конфликтов, а возможно помогут их избежать.
Список используемой литературы