Модели поведения личности в конфликте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является конфликт, предметом – модели поведения личности в конфликте.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть различные определения конфликта;
проанализировать возможные его классификации;
описать стратегии поведения личности в конфликте;
указать условия их рационального применения;
уделить внимание основным типам конфликтных личностей;
определить, как личностные характеристики могут повлиять на развитие конфликта.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Методология изучения конфликта
Понятие конфликта…………………………………………………….4
Типы конфликтов………………………………………………………10
Глава 2. Роль личности в конфликте
Стратегии поведения личности в конфликте………………………...17
Типы конфликтных личностей………………………………………..25
Влияние личностных характеристик на развитие конфликта………28
Заключение……………………………………………………………………36
Список используемой литературы…………………………………………..37

Файлы: 1 файл

Коноплева 3 последний.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

   Цель — это «осознанный образ предвосхищаемого результата на достижение, которого направлено действие человека»30. Если говорить о конфликте, то в данном случае целью будет являться та конечная ситуация, к которой стремятся участники конфликта. Эта ситуация будет являться результатом противоборства. Конечная ситуация к которой стремятся участники конфликта является стимулом к производимыми ими действиями.

   Если говорить о конфликте, то мотивом может быть «осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий субъектов конфликта»31.

   Интересами участников конфликта  можно назвать предмет конфликта, осознаваемый оппонентами как существенная потребность.

   И последняя доминанта  поведения – потребность. Потребность  участника конфликта – это  осознание им того, что предмет  конфликта жизненно важен для  него. Потребность оказывает большое влияние на поведение субъекта конфликта. Это влияние тесно связано с остальными доминантами поведения индивида.

   Важную роль в возникновении  и динамике конфликта играют  тип поведения человека и тип  его темперамента или его индивидуальные психофизиологические свойства.

   Наиболее используемыми  являются две шкалы:

- экстраверсия  — интроверсия;

- эмоциональная неустойчивость  — эмоциональная стабильность.

   Важно помнить, что у каждого  человека присутствуют все четыре  данные характеристики, но всегда  есть одна наиболее выделяющаяся. Доминирующая характеристика может меняться в течение  жизни человека.

   Как правило, выделяют следующие  типы личностей:

- экстраверты – это люди, которые ориентированы в своих  проявлениях вовне, на окружающих, на внешний мир, на внешнюю объективную реальность. Они общительны, подвижны, стремятся к новым впечатлениям, легко приспосабливаются к новым условиям, активны, эмоциональны. Они имеют развитые организаторские способности, склонны к лидерству.

- интроверты – это люди, ориентированные на внутренний субъективный мир, стимулы для жизненной активности они берут изнутри. Они не общительны, медлительны, чувствительны, любят порядок, серьезны. Они более настойчивы и усидчивы, как правило, постоянны, а также их деятельность обладает большей продуктивностью, чем у экстравертов.

- эмоционально-неустойчивые люди – это люди, находящиеся в постоянном эмоциональном напряжении, обладающие повышенной чувствительностью. Такие люди беспокойны, обладают изменчивым настроением, решительны, способны быть лидерами.

- эмоционально-стабильные люди  – это люди, которым свойственна  эмоциональная уравновешенность  и спокойствие. У них, как правило, наблюдается определенная зрелость и сила характера, они надежны и устойчивы, неспособны к глубокому сочувствию.

   Если совместить данные  типы личности, то мы получим  следующие типы темперамента:

- при экстраверсии и эмоциональной  неустойчивости – холерик. Человек с данным типом темперамента, как правило, подвержен резким сменам настроения, склонен к обидчивости, импульсивности, возбудимости, агрессии, непостоянству, несдержанности. Холерики с большим энтузиазмом берутся за новые дела, но быстро к ним остывают.

- при экстраверсии и эмоциональной  устойчивости – сангвиник. Сангвиники живые, подвижные, общительные, отзывчивые, поверхностные, активные, подвержены частой смене настроений и впечатлений, разговорчивы, инициативны, работоспособны, оптимистичны.

- при интроверсии и эмоциональной  неустойчивости – меланхолик. Меланхоликам  свойственны замкнутость, пессимизм, неуравновешенность, угрюмость, тревожность, необщительность, раздражительность, склонность к пессимизму, постоянному переживанию различных событий.

- при интроверсии и эмоциональной  стабильности – флегматик. Флегматики  имеют следующие доминирующие черты характера: медлительность, замкнутость, имеет устойчивые стремления и настроение, вдумчивость, миролюбивость, благоразумие, сдержанность, надежность.

   Основой для возникновения  конфликтов может стать несовместимость типов темпераментов и доминирующих в них чертах характера.

   Важный личностный фактор конфликта – это преобладание в человека определенных черт характера. К. Леонгард занимался изучением доминирующих черт характера и ввел понятие акцентуация характера. Акцентуацией является крайняя граница нормы, акцентуация – это не патология. Личности с ярко выраженной акцентуацией характера имеют определенные особенности во взаимодействии с другими людьми, что может отразиться на развитии конфликта.

   К. Леонгард в своей работе «Акцентуированные личности» выделил 10 типов акцентуаций характера: гипертимический, демонстративный, возбудимый, дистимический, экзальтированный, педантичный, тревожный, циклотимический, застревающий и эмотивный типы акцентуаций.

   Человек с гипертимическим типом акцентуации, как правило, постоянно пребывает в приподнятом настроении, общителен, словоохотлив, оптимистичен, склонен к озорству, активен, предприимчив, с трудом переносит одиночество.

   Особенностями человека с демонстративным типом акцентуации является постоянное желание быть в центре внимания, эгоцентризм, желание выделяться.

   Человек, которому свойственно импульсивное поведение, а манера поведения и общения определяется неконтролируемыми побуждениями имеет возбудимый тип акцентуации.

   Человек с дистимическим типом акцентуации серьезен, медлителен, часто находится в плохом настроении, необщителен, неразговорчив, как правило, сконцентрирован на мрачной стороне жизни, с развитым чувством справедливости.

   Особенностями человека  с экзальтированным типом акцентуации можно считать бурные эмоциональные реакции на любые произошедшие события. Такой человек легко приходит в состояние радости от случившихся событий, если они имели положительную окраску и в то же время очень огорчается, если случилось что-нибудь плохое.

   Человеку с педантичным типом акцентуации свойственна повышенная аккуратность, любовь к порядку, инертность. Таким людям свойственная добросовестность, а также они тяжелы на подъем.

   Человек, которому свойственно чувство беспокойства за себя и своих близких, тревога по поводу возможных неудач, робость, неуверенность в себе представляет собой человека с тревожным типом акцентуации. Как правило, такие люди редко вступают в конфликты, а также дружелюбны и исполнительны.

   У человека с циклотимическим типом акцентуации смена настроений напрямую связана с внешними событиями. Радостные события вызывают в этом человеке жажду к деятельности, веселью, негативные события вызывают апатию, подавленность, замедленность реакций, мышления.

   Человек с застревающим типом акцентуации склонен к аффектам, обидчив, злопамятен, часто такие люди являются инициаторами конфликтов.

   Отличительной чертой человека с эмотивным типом акцентуации является крайне резкая частая смена настроений. При этом повод для смены настроения обычно незначительный. Такие люди впечатлительны и чувствительны, отзывчивы и гуманны См.:32.

   Кроме преобладающего типа темперамента и акцентуации характера людей можно разделить по тому, какое из полушарий головного мозга у них является доминирующим. Это в свои очередь, как и другие характеристики личности, имеет немаловажное значение, поскольку преобладание того или иного полушария влияет на мировоззрение человека.

   Если у человека доминирует  правое полушарие головного мозга, то его можно отнести к художественному типу. Для такого человека характерно живое эмоциональное восприятие действительности, яркое образное мышление.

   Если же у человека  доминирует левое полушарие головного  мозга, то его относят к мыслительному  типу. У таких людей преобладает абстрактное мышление, они рациональны, склонны к теоретизированию, логическому мышлению.

    К важным личностным характеристикам, влияющим на развитие конфликта, можно отнести идеальные типы индивидуальности, выделенные Эдуардом Шпрангером. Он выделил шесть таких типов личности: теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический и религиозный человек.

   Человек, имеющий теоретическую установку является теоретическим человеком. Такие люди чаще всего являются сложными натурами, в свое поведение стараются внести логику и систему. В наиболее чистом виде теоретический человек воплощается в профессиональном ученом.

   Человек, основным мотивом действий которого, является полезный эффект – экономический человек.

   Человек, считающий свои фантазии реальной действительностью, представляет собой эстетического человека. Самым важным для такого человека является красота души, тяжело переносит соприкосновение с реальным миром.

   Человек, особенностью которого является обращенность к другому является социальным человеком. Для него социальная установка является основополагающей, высшее ее проявление – любовь.

   Человек, основной жизненной установкой которого является власть – политический человек. Все его действия направлены на самоутверждение за счет обладания властью.

   Человек, основополагающей установкой которого является почитание религиозных ценностей – религиозный человек.

   На развитие конфликта может оказать большое влияние неадекватная оценка и восприятие человеком других людей.

1. Эффект ореола – недоразумение, которое может возникнуть в случае, когда из-за недостатка информации о человеке, выводы о его внутренних качествах делаются по его внешним признакам. Это своего рода «приклеивание ярлыков» на человека, суждение о нем по первому впечатлению.

2. Эффект бумеранга – ситуация, в которой подорван авторитет источника информации или субъекта, предоставляющего эту информацию. За счет этого преподносимая информация может иметь эффект противоположный предполагаемому.

3. Эффект новизны – при восприятии и оценке людьми друг друга по отношению к незнакомому человеку более значимой является первая информация, а по отношению к знакомому — последняя.

4. Эффект снисходительности –  ситуация, в которой человек склонен  оценивать более высоко, чем есть на самом деле положительные качества свои и окружающих, а на отрицательные качества практически не обращать внимания.

5. Логическая ошибка – ситуация, в которой люди с помощью логических умозаключений приписывают человеку качества, которыми он возможно не обладает. Например, если человек агрессивен, то ему могут приписать еще и энергичность.

6. Ошибка социального стереотипа  – ситуация, в которой ввиду  дефицита информации о субъекте ему приписывают относительно устойчивый социальный образ (стереотип), что мешает объективному восприятию индивида другими людьми.

7. Ошибка центральной тенденции  – ситуация, в которой оценка  человека производится по усредненным  параметрам, избегается похвала  или критика.

8. Ошибка привлекательности и  взаимной симпатии – ошибка, заключающаяся в том, что люди склонны завышать оценки человеку, к которому хорошо относятся и игнорировать недостатки.

9. Ошибка близости – ошибка, возникающая, когда человек оценивает  другого в сравнении с кем-то, а не автономно, как следовало  бы.

  Итак, мы перечислили основные характеристики человека способные повлиять на возникновение и развитие конфликта. Из вышесказанного видно, что на взаимодействие людей могут повлиять ценностные ориентации, цели, мотивы, интересы, потребности человека, тип его темперамента. Основой для конфликта может стать психологическая несовместимость доминирующих в личности черт характера, особенностей поведения и стиля общения. Особый подход нужен к акцентуированным личностям. Также на развитие и возникновение конфликта может повлиять неадекватная оценка и восприятие людьми друг друга.

  Различное восприятие людьми внешнего мира, особенности мировоззрения, образ жизни, какие-либо сиюминутные обстоятельства (например, плохое настроение), стиль и скорость реагирования на происходящее вокруг все это, и много другое, может повлиять на восприятие людьми друг друга, на их взаимоотношения и, разумеется, на то возникнет ли между ними конфликт и как он будет развиваться, если возникнет.

 

  

 

  

 

 

Заключение

   В данной работе мы подробно рассмотрели возможные стратегии поведения человека в конфликте, описали в каких ситуациях наиболее рационально применить ту или иную стратегию. Все описанные стратегии могут быть применимы в определенной ситуации. Важно, чтобы любой человек умел применять все стратегии поведения, и понимал, в каком конфликте какая стратегия будет наиболее походящей. На наш взгляд, данная информация интересна и важна для современного человека.

   В работе подробно описаны  основные личностные характеристики, которые могут повлиять на возникновении и развитие конфликта.

   Но, не смотря на подробно  раскрытые в работе характеристики  личности в конфликте, остаются  еще некоторые проблемы, которые  не были затронуты в работе, но также очень интересны и  важны. В работе не был затронут аспект влияния окружающей среды и определенных обстоятельств, независящих от личных особенностей самого человека являющегося участником конфликта. Внешние обстоятельства могут иметь большое влияние на поведение личности в конфликте.

   В современном мире, мире глобализации и информационных технологий, не может ни быть конфликтов. Знания, приведенные в этой работе могут помочь человеку лучше понимать другого и подходить более осознанно к разрешению конфликтов, а возможно помогут их избежать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога: 2-е издание. СПб: Питер, 2006.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб: Питер, 2008.
  3. Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие. М., 2002.
  4. Вишнякова Н. Ф. Конфликтология. Минск: «Университетское», 2002.
  5. Гастулова О.В. Конфликтология. Учебное пособие. М.: Проспект, 2008.
  6. Гришина Н. В. Психология конфликта: 2-е издание. СПб: Питер, 2008.
  7. Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Альда-М, 2003.
  8. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2009.
  9. Козырев Г.И. Основы конфликтологии. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007.
  10. Курбатов В.И. Конфликтология. Ростов-на-Дону. Феникс, 2007.
  11. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.
  12. Нестик Т. А. Экономический   конфликт  в аспекте его нематериальных ресурсов. М.: Академический проект, 2001.
  13. Садохин А.П. Этнология. М.: Гардарики, 2008.
  14. Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. М.: Институт социологии РАН, 1996.
  15. Степанов Е.И. Конфликты в современной России. М., 1999.

Информация о работе Модели поведения личности в конфликте