Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 13:45, курсовая работа
Сознание вступающего в жизнь поколения, естественно, подвержено всем этим противоречиям и сомнениям. Снижается роль моральных норм и критериев, идет ломка сложившихся нравственных ценностей, обесценивание человеческой жизни, рост преступности, сиротства, сексуального насилия, резкое материальное расслоение граждан, ухудшение медицинского обслуживания.
Новые исторические условия выдвинули новые проблемы, важность и острота которых стали очевидными в воспитательной работе.
Среди основных из них можно отметить следующие:
1. Снижение общего уровня образованности и воспитанности молодежи.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Воспитательная система образовательной организации: сущность и основные компоненты
1.1. Понятие «воспитательная система»……………………………….………5
1.2. Основные компоненты системы воспитания……………………………...10
1.3. Условия развития воспитательной системы…………………….…..…….15
Глава II. Моделирование и построение воспитательных систем
2.1. Социокультурные основы развития воспитательной системы образовательного учреждения ………………………………….…………………….…19
2.2. Методика разработки концепции воспитательной системы………….…32
Заключение……………………………………………………………….………39
Литература…………………………………
Главная трудность педагогического управления воспитательной системой на этом этапе заключается в согласовании темпов развития этих двух коллективов таким образом, чтобы педагоги не только не стали тормозом в развитии коллектива учащихся, но и обеспечили педагогическую инициативу в организации его жизни.
Взаимоотношения системы с внешней средой в этот период складываются сложно, особенно с молодежным окружением. Резкое возрастание интереса детей к внутришкольным делам приводит к ослаблению, а порой и разрушению уличных, дворовых компаний; между ними и школой начинается борьба за влияние на личность ученика [23].
3) Этап окончательного оформления системы.
Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает своё место, системные связи крепнут, жизнь школы упорядочивается. Идет интеграция учебной и воспитательной, в том числе внеурочной деятельности. Школьный коллектив выступает как единое целое, формируется «чувство школы». Усиливается внимание ученического коллектива к личности. Становится все более интенсивным процесс педагогического воздействия на ученическую среду. система накапливается и передает по наследству традиции, то есть обеспечивается преемственность. Среди педагогов развивается педагогическое творчество, интерес к инновациям [23].
4) Этап обновления и перестройки системы.
Обновление системы может идти двумя путями: революционным и эволюционным. Революционный путь, как правило, вызывается чрезвычайными обстоятельствами в жизни школы и в жизни общества. Эволюционный путь включает постепенное обновление за счет инноваций. При эффективном педагогическим управлением управлении механизмы такого обновления заложены в самой системе. Хорошо поставленная объективная информация о состоянии и функционировании системы, нацеленность педагогов и ученического актива на постоянный творческий поиск делают обновление системы процессом планомерным и управляемым.
Таковы основные этапы развития воспитательной системы, разработанные В.А. Караковским, Л.И. Новиковой и другими учеными и практиками [23].
Любая воспитательная система в своем развитии проходит сходные этапы, при этом движущей силой развития выступает противоречие между традициями и новациями. Целью и результатом функционирования любой системы, показателем ее совершенства является развивающаяся личность [20].
Таким образом, воспитательная система
- это упорядоченная целостная совокупность
компонентов, взаимодействие и интеграция
которых обуславливает наличие у учреждения
образования способности целенаправленно
и эффективно содействовать развитию
личности учащихся. Любая воспитательная
система в своём развитии проходит сходные
этапы, при этом движущей силой развития
выступает противоречие между традициями
и новациями, целью и результатом функционирования
любой системы, показатели её совершенства
является развивающаяся личность.
ГЛАВА II.
МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПОСТРОЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ
СИСТЕМ
2.1. Социокультурные основы развития воспитательной системы образовательного учреждения
В настоящее время в нашей стране заметно усиливается научный интерес к таким явлениям, как образование и культура. Это, на наш взгляд, связано с тем, что образование, выступавшее первоначально как процесс и результат целенаправленного освоения культуры, все более совершенствуясь, постепенно приобрело черты изолированной самодостаточности; его нормативный характер стал определенной альтернативой культуре. Все более увеличивающийся разрыв между неким унифицированным образованием как результата целенаправленно освоенной культурой стандартного унифицированного образца, и реальной, постоянно находящейся в динамике культурой общества неизбежно привел к тому, что по культурному основанию стали оформляться как самостоятельные культура и образование национальности, региона, провинции и центра, промышленного района и культурного центра, а, в конце концов, и отдельного образовательного учреждения. Действительно, нет одинаковых образовательных учреждений, нет и одинаковых результатов обучения, а, как следствие, осваивается различающаяся (иногда принципиально разная) культура.
Сегодня, с одной стороны, мы можем видеть множество работ по изучению развития образовательного учреждения в непосредственной связи с его культурой, а с другой стороны - исследования уникальности образовательных учреждений и их собственного оригинального развития через категорию воспитательной системы образовательного учреждения. Эти исследования, по сути, очень близки, однако в первых теряется специфика данных учреждений как учреждений воспитания, а во вторых исследуются лишь социальные системные механизмы развития образовательного учреждения в отрыве от категории «культура».
Рассмотрение в качестве объекта развития не образовательного учреждения, а его воспитательной системы наиболее перспективно для решения проблем повышения эффективности воспитательного процесса, однако это развитие необходимо рассматривать в непосредственной связи с культурой, а именно - культурой воспитательной системы образовательного учреждения.
Представить механизм того или иного процесса, по мнению О.И. Хомерики, - значит определить:
Относительно данных требований, на наш взгляд, необходимо внести две поправки, связанные со спецификой социальных исследований.
Первая заключается в том, что механизм должен носить характер не того, как должно быть (то есть не нормативный), а того, как это действительно происходит.
Вторая поправка связана с пониманием дефиниции «субъект» относительно социокультурных процессов. Можно согласиться с С.А. Лузаном, считающим, что под социальными субъектами следует понимать участников социального процесса, происходящего в обществе. Сюда входят социальные общности, социальные группы и социальные институты.
Принимая эти поправки, можно представить социокультурный механизм через следующие его составляющие:
Общество, представляющее собой определенную социальную систему, так или иначе стремится повысить эффективность трансляции своей культуры как основы его жизнедеятельности и развития. Для этого в обществе создаются специальные социальные институты, способные максимально эффективно транслировать культуру общества, - образовательные учреждения. Каждое образовательное учреждение представляет собой определенную социально-педагогическую систему, компоненты которой регламентировано упорядочены относительно своей общественной функции. В качестве таких компонентов выступают:
В этом отношении все образовательные учреждения одинаковы. Такая система действительно способна достаточно эффективно «начинить одинаковой культурной начинкой» все проходящие через нее объекты - учащихся. Однако подобный социоцентризм - утопия. Личность занимает активную позицию как в освоении элементов культуры, так и в их передаче, трансляции. С.Д. Поляков, совершенно справедливо говорит о том, что основной результат воспитания - выработка человеком своей личной культуры смыслов. Источник содержания воспитания, по его мнению, - все многообразие культуры. Но в воспитательный процесс культура «попадает», преломившись через ряд «инстанций»: программы воспитания, сложившиеся и инновационные формы ее существования в педагогике, культурные предпочтения воспитателей и воспитанников.
Таким образом, для того или иного образовательного учреждения каждый элемент системы приобретает свой уникальный смысл. Так, отличается значимость учебной или внеучебной деятельности, спортивной или клубной, педагога, администрации или воспитанника. Приобретение каждым элементом системы своего уникального смысла для данного образовательного учреждения служит тому, что на базе общественно заданной системы возникают свои неповторимые воспитательные системы образовательных учреждений. Уникальность воспитательных систем объясняется тем, что формирование смыслов того или иного объекта или явления - процесс субъективный, так как включает в себя культурные смыслы всего коллектива учреждения. Воспитательная система выступает как социальный субъект [10].
Однако у одного и того же объекта может быть несколько культурных смыслов (для кого-то даже отсутствовать вовсе); поэтому эти смыслы необходимо скоординировать. Поскольку социально-педагогическая система представляет некую целостность, то и культурные смыслы, совокупность значений ее элементов должны быть взаимосвязаны, целостны, представлять некую систему. Один культурный смысл должен быть непосредственно связан со вторым, а тот, в свою очередь, должен стать основой для понимания третьего и т. д. В воспитательной системе школы Караковского (средняя школа № 825 г. Москвы, директор В.А.Караковский) смысл и понимание значимости личности ребенка как субъекта воспитательного процесса оказывают непосредственное влияние на понимание соответствующего смысла урока, внеклассного мероприятия, коммунарского сбора и т. д. Возникает взаимосвязанная система смыслов. Подобные системы возникают во всех воспитательных системах, но они, как мы убедились, существенно различаются, причем не только у разных образовательных учреждений, но и в одном и том же на протяжении времени.
Система смыслов в воспитательной системе образовательного учреждения порождает некие критерии для отбора и включения новых элементов в эту систему согласно их значимости. В случае, если смысл нового объекта способен войти в соответствие уже существующей смысловой системе, он встраивается в нее, а сам объект - в структуру воспитательной системы. Объект может не только не противоречить, но и обладать значимым смыслом для системы, быть ценным для нее. Критериями для отбора объектов, обладающих тем или иным культурным смыслом, являются ценности. Происходит процесс, который еще со времен Г. Риккерта получил название «отнесение к ценности».
Ценности становятся основой системы смыслов воспитательной системы образовательного учреждения, критериями отбора новых объектов. Поскольку они определяют то, какие объекты будут встроены в воспитательную систему, а какие - нет, можно сказать о том, что структура системы обусловлена ценностями. Так, в образовательном учреждении, где доминирующей методикой деятельности является методика КТД, развитие индивидуальности воспитанников (как некий компенсаторный механизм) становится тем объектом, который обладает для системы в этих условиях значимым смыслом и включается в ее структуру.
Ценности способны порождать и чистые востребованные смыслы, фактически безобъектно; то есть система начинает в чем-то нуждаться, появляется смысл нового объекта в ее структуре, а сам объект не определен. Например, возникает смысл альтернативы классно-урочной системе, но до сих пор не найден объект, способный соответствовать этому смыслу. Появился смысл альтернативы комбинированному уроку, и под него начали создаваться различные варианты нестандартных форм обучения [9].
Таким образом, система смыслов на основе ценностей выступает «заказчиком» и «создателем» структуры воспитательной системы, которая могла бы удовлетворить ее потребности. В это же время данная система способна целенаправленно воспроизводить, культивировать, взращивать элементы собственной структуры, представляющие наибольшую ценность. А.М. Моисеев и О.М. Моисеева могли бы назвать данную систему инновационной философией образовательного учреждения, под которой они понимают систему ценностей, лежащих в основе обновления школы и являющуюся основанием новой миссии школы и целей ее развития.
Культура включает в себя ценности, построенные на основе ценностей цели, конечные перспективные цели - идеалы, а также инструментарий их достижения - нормы и правила. Своей оригинальной культурой обладает каждая воспитательная система образовательного учреждения. Поскольку структура системы строится и воспроизводится в соответствии с ее культурой, то путь развития воспитательной системы образовательного учреждения возможно назвать культуросообразным, происходящим по описываемому нами социокультурному механизму.
Таким образом, та или иная культура определяет тот или иной тип воспитательной системы. То, какие изменения произойдут в воспитательной системе (какие объекты будут включены или исключены, какое место они будут в ней занимать), определяется ее культурой и изменениями, происходящими в ней. Процесс изменения структуры или связанных с ней функций воспитательной системы есть социальное нововведение. Процесс изменения культуры - культурное нововведение. Так как эти два процесса взаимосвязаны (изменение структуры воспитательной системы происходит сразу вслед за изменениями ее культуры), можно говорить о социокультурном нововведении.
Поскольку путем социокультурных нововведений те или иные элементы изменяются в системе, это не может в разной степени не отразиться на системе в целом. Вслед за «стартовым» социокультурным нововведением следуют производные (эффект, известный в инноватике как «длинные волны» или «большие циклы»). Они вызваны тем, что структура воспитательной системы не может частью соответствовать новой изменившейся культуре, а другой частью - нет. Следствием любого социокультурного нововведения является новая, подчеркиваем, система. Производные, часто спонтанно возникающие социокультурные нововведения необходимы для создания новой целостности. Они выполняют функцию адаптации системы к стартовому нововведению.
Информация о работе Моделирование и построение воспитательных систем