Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:32, контрольная работа
Интересы, пристрастия, увлечения каждого человека индивидуальны и они могут сохраняться достаточно долго, независимо от окружающих условий. В своей жизни люди имеют определенную тягу к каким-то занятиям, предметам, знаниям, не замечая или отторгая другие.
1. Введение…………………………………………………………………….... 3
2. Мотивационная сфера личности……………………………………………. 4
2.1. Потребности…………………………………………………………… 5
2.2. Мотив………………………………………………………………...... 17
3. Иерархическая организация мотивационной сферы личности…………… 24
4. Заключение…………………………………………………………………… 27
5. Список литературы………………………………………………………...... 28
Кафедра «Психологии и социальной работы»
Контрольная работа по дисциплине «Общая психологии»
Тема «Мотивационная сфера личности»
Выполнила студентка 2 курса
Специальность «Психология»
Группа
Наталия Юрьевна
Преподаватель Кузнецова Е.В.
Содержание.
1. Введение
Интересы, пристрастия, увлечения
каждого человека индивидуальны
и они могут сохраняться
Исследовательская позиция по отношения к человеку подразумевает попытку не просто описания того «что он делает?», но также «зачем и почему он это делает?». Даже на бытовом уровне очевидно, что наша оценка каких-либо действий другого человека включает в себя и мотивационный фактор. Например, если меня на улице толкнет пробегающий мимо человек,- я возмущусь. Но если я увижу, что за ним гонится собака, мое возмущение сменится состраданием. А если окажется, что этот человек хочет остановить ребенка, переходящего дорогу на красный свет, то это вызовет у меня одобрение.
Цель данной работы состоит в том, чтобы разобраться : почему люди поступают так или иначе, что такое мотивация и что в нее входит.
В истории психологической
мысли вопрос о детерминации поступков
человека решался по-разному, объясняясь
то механистической
Мотивационную сферу личности, согласно вопросам «почему?» и «зачем?» составляют соответственно потребности и мотивы. Потребности предшествуют мотиву. Сначала появляется потребность, затем она опредмечивается и становится мотивом.
В ряде концепций понятие «мотивационная сфера личности» включает в себя и иные «мотивационные диспозиции»: побуждения, влечения, склонности, влечения, желания, мечтания, интересы и др.
В данной работе рассматриваются виды потребностей и мотивов, этапы формирования мотива, иерархическая организация потребностей и их влияние на поведение человека.
2. Мотивационная сфера личности
Мотивационной сферой личности называют совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение всей жизни человека. Она является образованием, в котором конкретные мотивы как временные функциональные образования появляются лишь эпизодически, постоянно сменяя друг друга.
Р.С. Немов в своих работах характеризует мотивационную сферу личности с точки зрения её развитости по таким показателям как широта, гибкость иерархизированность. Широта- качественное разнообразие мотивационных факторов: диспозиций, потребностей и целей. Чем больше у человека мотивов, целей, потребностей, интересов, тем более развитой является его мотивационная сфера.
Гибкость мотивационной сферы личности характеризуется количеством разнообразных средств, с помощью которых человек может удовлетворить свою одну и ту же потребность. Например, один человек может удовлетворить свою потребность в информации с помощью только телевидения, а другому необходимы ,помимо телевидения, газеты, книги, общение с людьми.
Иерархизированность характеризует строение организации мотивационной сферы; это отражение в сознании человека значимости для него определенной потребности, мотивационной установки, других мотивационных диспозиций, в соответствии с этим одни потребности являются доминирующими и формируют мотив, а другие- подчиненные, опосредованные. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы личности.
2.1. Потребности
В этой части работы речь пойдет о потребностях- одной из составляющих мотивационной сферы личности.
По определению А.Н.Леонтьева, «потребность как биологическое понятие выступает перед нами как объективная необходимость, т.е. объективная нужда организма в чем-то внешнем, во внешних условиях, которые служат как бы дополнением живых существ». Необходимо отметить, что между объективной нуждой и субъективным переживанием необходимости лежит целая пропасть. Например, организм нуждается в определенном уровне радиационного фона. Но наш организм не имеет специфических рецепторов, отвечающих за оценку этого параметра. Последствия повышенной радиации человек ощущает не сразу, а позже, когда делать что-либо становится поздно. Потребностные состояния организма должны ему «сигнализироваться»(по А.Н.Леонтьеву). поэтому потребностью нужно называть только такую нужду живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами её обнаружения и устранения. Причем эти механизмы могут быть как природными (физиологическими), так и социальными (культурно обусловленными).
Потребности можно классифицировать по различным основаниям. Например, У.МакДауголл, понимавший потребность как инстинктоподобные готовые способы реагирования выделяет: пищедобывание, отвращение, сексуальность, страх, любознательность, покровительство, общение, самоутверждение, подчинение, гнев, поиск помощи, созидание, смех; отдых и сон, комфорт, передвижение; «примитивные склонности»- кашель, дыхание и др. Однако, как указал А.Маслоу: «При желании можно создать «перечень», в котором будет фигурировать лишь одна потребность, и равноправным такому списку будет другой, объединяющий в себе миллион желаний. Пора уже осознать, что каждая из фундаментальных человеческих потребностей на самом деле представляет собой коллектор разнообразных желаний и подходить к его анализу следует так же, как к анализу фундаментальных категорий».
По критерию притягательности
или отталкиваемости
человека к достижению какого-либо объекта, а вторые, наоборот, - к избеганию (мотив достижения и мотив избегания неудач).
По критерию времени актуализации потребности (постоянство её присутствия у субъекта) выделяют постоянные (например, в кислороде), циклические (в пище), ситуативные (поедание мела беременными женщинами). По интенсивности субъективного переживания потребностного состояния сильные и слабые потребности. По преобладанию ориентации на результат деятельности (труд, учение) или на сам процесс её выполнения (игра) выделяют процессуальные и результативные. Близко к данной классификации стоит предложенная А.Н.Леонтьевым разделение потребностей на предметные и функциональные.
Важным критерием для классификации потребностей является их витальность (необходимость для поддержания жизни) и факультативность. Причем одни авторы считают, что факультативные потребности- это некоторая надстройка над витальными, «более хитрый способ их удовлетворения». А другие говорят о том, что факультативные потребности изначально независимы от первичных биологических.
А.Маслоу строит свою классификацию потребностей на основании разграничения двух видов потребностей, тех, что отражают актуальные нужды, и тех, что как бы «смотрят в будущее», т.е. не ограничиваются сохранением существующего, а нацелены на рост и развитие. Маслоу назвал эти группы соответственно потребностями дефицита и потребностями роста. Первые функционируют по гомеостатическому принципу (принцип баланса, равновесия): актуализация- удовлетворение- угасание. Отсюда следует циклическая природа их динамики. Вторые отличаются своей принципиальной ненасыщаемостью и возрастанием интенсивности по мере удовлетворения. «Много пользы нам бы принесло осознание того факта, что высшие стремления являются частью биологической природы человека, столь же неотъемлемой, как потребность в пище»,- пишет А.Маслоу. но в то же время он сам же говорит, что высшие потребности, т.е. потребности роста, могут стать явными только после минимального удовлетворения низших (дефицитарных).
Потребности также можно разделить по их представленности в конкретной ситуации, когда речь идет об актуализированных и потенциальных потребностях. В определенных ситуациях потребности по предшествующим наблюдениям, безусловно, типичные для данного человека, не проявляются открыто. Например, любознательный человек не проявит своей потребности в познании, если очень утомлен.
Г.Мюррей разделяет потребности на проактивные и реактивные в зависимости от степени активности субъекта, вовлеченного в мотивационный процесс. Первые преимущественно детерминированы внутренним состоянием (сон после тяжелой работы), а вторые активируются вследствие определенных событий во внешней среде (засыпание в затемненной комнате в полной тишине).
Существует ряд классификаций потребностей, базирующихся на представлении о диалектической борьбе разнонаправленных побуждений, динамика которых создает внутренне противоречивую картину жизни человека. Этот присущ психоаналитическим концепциям. З.Фрейд выделял в качестве базисных потребностей влечение к жизни и экспансии (либидо) и влечение к смерти и исчезновению (мортидо). Протекание психической активности человека представлялось ему в непрекращающейся борьбе либидо и мортидо. Представители неофрейдизма, сохранив общую модель «единства и борьбы противоположностей» в мотивационной сфере личности, заменили крайне биологизированную пару «либидо -мортидо» другими парами: стремление к власти, могуществу, превосходству и стремление к принадлежности, общности (А.Адлер).
Специалисты, работающие в области психопатологии, акцентируют свое внимание на особых «невротических» потребностях, которые не присущи здоровому человеку. К.Хорни предложила в 1942 году перечень из десяти невротических потребностей, формирование которых обусловлено крахом в совладании с неизбежно возникающим у каждого ребенка при рождении «чувством изоляции и беспомощности в потенциально враждебном мире»:
Существует также деление потребностей на органические и надорганические. На них хотелось бы остановиться подробнее.
Органические потребности. Они являются общими для человека и других представителей живой природы. Предметом органических потребностей выступают физические компоненты внешнего мира. В результате удовлетворения этих потребностей происходят определенные физиологические изменения, которые у человека могут быть отражены в сознании (прием психоактивных веществ), либо протекать без участия сознания (моргание, дыхание). Удовлетворение этих потребностей происходит как активно, так и пассивно. Причем активная форма может быть инстинктивной или деятельностной. У человека способ активной реализации любой органической потребности носит социокультурный характер (например, приготовление пищи). Базовая специфика человеческих потребностей, по сравнения с представителями растительного и животного мира, заключается в том, что человек:
существующих у него потребностей, т.е. осознанно может менять предметы потребностей;
Среди органических потребностей человека и животных наиболее изучены потребность в воздухе, в температурной регуляции внутренней среды организма, в сне, в пище и воде, в самосохранении и размножении.
Температурная регуляция. Безусловно, в некоторых ситуациях человек получает удовольствие от кратковременного нарушения температурного баланса в своем организме (посещение сауны или купание в проруби), но в целом температурная регуляция является примером органической потребности, функционирующей по принципу гомеостаза. Этот принцип заключается в утверждении тенденции организма к сохранению постоянного оптимального для представителей данного вида внутреннего состояния организма.
Пассивными реакциями организма, которые позволяют избегать перегрева, являются расширение кожных капилляров и потоотделение. У животных дополнительным механизмом служит взъерошивание шерсти, что создает своеобразную «воздушную подушку» вокруг тела (у человека это ощущение «гусиной кожи»).
Активный способ удовлетворения потребности
в оптимальной температуре