Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 15:32, контрольная работа
Интересы, пристрастия, увлечения каждого человека индивидуальны и они могут сохраняться достаточно долго, независимо от окружающих условий. В своей жизни люди имеют определенную тягу к каким-то занятиям, предметам, знаниям, не замечая или отторгая другие.
1. Введение…………………………………………………………………….... 3
2. Мотивационная сфера личности……………………………………………. 4
2.1. Потребности…………………………………………………………… 5
2.2. Мотив………………………………………………………………...... 17
3. Иерархическая организация мотивационной сферы личности…………… 24
4. Заключение…………………………………………………………………… 27
5. Список литературы………………………………………………………...... 28
Второй этап-это «принятие» мотива, т.е. внутреннее принятие побуждения или идентификация его с мотивационно- смысловыми образованиями личности, соотнесение с иерархией субъективно- личностных ценностей, включение в структуру значимых отношений человека. Человек, сравнивая со своими нравственными принципами, ценностями, решает насколько значима возникшая потребность и стоит ли её удовлетворять.
В этой стадии мотив приобретает не только побудительность, осознанность и направленность, но и смыслообразующую функцию. Если мотив внутренне не принимается, может возникнуть чувство раздвоенности, неопределенности, нерешительности.
Третий этап-это реализация мотива. В течение этого этапа в зависимости от конкретных условий и способов реализации психологическое содержание мотива может измениться. При этом мотив приобретает новые функции (удовлетворения, насыщения потребности, интереса). Это приводит к переходу на следующий этап. Невозможность реализации мотива вызывает фрустрацию побуждения.
Четвертый этап-этап закрепления мотива. Обусловлен тем, что многократное повторение ведет к преобразованию мотива в черту характера. Если закрепления мотива не происходит, формируется нецельность характера, возникает ощущение социально - ролевой неадекватности.
Пятый этап- актуализация потенциального побуждения, т.е. осознаваемое или неосознаваемое проявление соответствующей черты характера в условиях внутренней или внешней необходимости, привычки или желания. После этого этапа может начаться новый цикл формирования мотива.
Зарубежные психологи
рассматривают стадиальность
Стадии мотивации, их количество и внутреннее содержание во многом зависят от вида стимулов. Под влиянием которых начинают формироваться намерения как конечный этап мотивации. Стимулы могут быть физическими (внешние раздражители, сигналы) и внутренними (неприятные ощущения, исходящие от внутренних органов). Стимулами также могут быть и социальные факторы, такие как требования, просьбы, чувство долга и другие.
Легкость формирования мотива, как отмечает К.Обуховский, наблюдается у двух противоположных полюсов – у лиц с примитивным мышлением и у лиц с высокой духовной культурой. Утонченные интеллектуалы, привыкшие постоянно себя контролировать, испытывают трудности в выборе целей и средств их достижения. Зачастую формирование цели становится для них невозможным. Из-за этого они характеризуются непоследовательностью действий, внезапностью порывов и отказов от намеченного.
В связи со сказанным выше можно говорить о различных стилях мотивации. В.Н.Азаров выделил следующие стили действования: импульсивный и управляемый (рефлексивно- волевой). Эти стили в значительной степени отражают особенности формирования мотива. Под импульсивным стилем действования понимается склонность реализовывать ситуативные тенденции при минимальном обдумывании вариантов и последствий своих действий, а под управляемым- стиль, который характеризуется выраженной регуляцией действий, опосредуемых развернутым анализом возможных способов достижения цели.
Следовательно, мотив является сложным психологическим образованием, которое должен строить сам субъект. В процессе развития, воспитания и социализации личности формируются интересы и склонности, нравственные принципы и установки, которые будут в дальнейшем влиять на направленность личности.
В психологической науке существует несколько взглядов на сущность мотива. Его рассматривают в следующих ракурсах:
В отношении структуры мотива мнения исследователей также расходятся.
В.Терентьев выделяет в мотиве три компонента: интеллектуальный, волевой и эмоциональный. В разных случаях преобладает разный мотив.
В.Леонтьев в структуре мотива выделяет две подструктуры: подструктуру свойств, образующих мотивационное ядро (содержательные, установочные, волевые свойства, направленность, значимость, динамичность, эмоциональность) и подструктуру функций (селективной, когнитивной, целемоделирующей, смыслообразующей, регуляторной, побудительной).
Е.Ильин выделяет в структуре мотива компоненты, которые распределяет по блокам:
- потребностный блок:
биологические, социальные
- «внутренний фильтр»,
который обеспечивает
- целевой. Содержит образ предмета, который может удовлетворить потребность; определенное действие, потребностную цель, представление о процессе удовлетворения потребности.
Различные компоненты структуры обеспечивают реализацию различных функций мотива.
Источником возникновения потребностного состояния, определяющего поведение человека, является побуждающая функция.
Стимулирующая функция связана с дополнительным побуждением. Из-за появления усталости и спада возбуждения для окончания деятельности требуется дополнительное волевое усилие.
Направленность энергии на определенный объект и цель определяет направляющая функция.
Организующая, направляющая, регулирующая и структурирующая функции включают в себя мысленное планирование действия, анализ ситуации, стабилизацию функционирующей системы с помощью контроля.
А.Н.Леонтьев кроме всего
этого выделил еще и
Выделяют также отражательную функцию мотива. Она заключается в отражении в сознании человека потребностей и целей, средств их достижения и своих возможностей, последствий для себя и нравственного самочувствия. С помощью этой функции формируются структура и содержание мотивационной сферы личности.
Н.Ерошина и Е.Головаха обращают внимание на объяснительную функцию, которая является обоснованием действий или поступков, в то время как мотив сознательно формулируется личностью и является источником её поведения.
В качестве характеристик мотивов выделяют различные особенности и , прежде всего, динамическую характеристику мотива, которая включает в себя силу, устойчивость и содержание.
Сила мотива определяется интенсивностью мотивационного возбуждения, определяющего знание результатов деятельности, определенную свободу творчества. Сила мотива во многом зависит от эмоции, которая его сопровождает.
Устойчивость мотива- это проявление инертности потребности и ригидности установок, мировоззрения, ценностей и склонностей человека. Устойчивость мотива относится в большей мере к мотивационным установкам, привычкам и интересам.
Содержание мотива определяется полнотой осознания структуры мотива; уверенностью в правильности выбора, принятого решения; направленностью мотива (личностная или общественная); ориентированностью на внешние или на внутренние факторы при объяснении своего поведения; тем, на удовлетворение каких потребностей направлены (биологические или социальные); с какой деятельностью связаны (игровая, трудовая, спортивная).
Мотивы отличаются друг от друга. В психологии их принято делить на следующие группы:
-ситуационные. Обусловлены конкретной обстановкой, в которой находится человек;
-мотивы целей. Связаны с деятельностью личности. Выражают предмет потребностей и направленность устремлений личности;
-мотивы выбора средств и способов достижения цели. Зависят от степени подготовленности, видения других путей успешно действовать, реализуя поставленные в данных условиях цели.
Мотивы также классифицируют по степени значимости:
Л.С.Выготский разделяет мотивы по ведущему мотиватору на «многозначные», которые содержат сразу несколько мотиваторов, и «однозначные».
Е.Ильин выделяет мотивы на основании их структуры: первичные ( имеют только абстрактную цель) и вторичные( имеют уже конкретную цель; делятся на полные, в которых присутствуют компоненты из всех блоков: потребностного, «внутреннего фильтра» и целевого) и укороченные (сформировавшиеся без участия блока «внутреннего фильтра»).
Реально действующими мотиваторами становятся в процессе мотивации (выбор цели и способов её достижения) те, которые приобретают наибольшую значимость для человека, приводят к формированию побуждения. Сформированный мотив всегда действен, т.к. включает в себя побуждение к достижению цели «здесь и сейчас».
Принято выделять следующие группы мотиваторов:
- нравственный контроль;
- предпочтения;
- внешняя ситуация;
- собственные возможности;
- собственные состояния в данный момент;
- условия достижения цели;
- последствия своего действия, поступка.
3. Иерархическая организация мотивационной сферы личности
Очевидно, что различные
потребности появляются в нашей
психической жизни не одновременно.
По логике вещей, органические потребности,
от которых зависит
Противоположной концепциям «единого мотива» являются модели, которые полагают, что все потребности «равноправны». Они не выводятся друг из друга и не могут быть сведены одна к другой. В филогенезе, онтогенезе и актуалгенезе потребности возникают в определенной последовательности. Поэтому потребность более высокого уровня может стать явной только при минимальном удовлетворении более низкой. Но, однажды появившись, потребность более высокого уровня не утрачивает своего мотивирующего потенциала даже при депривации более низких. Более того, она может служить для своеобразной компенсации нижележащих потребностей.
В.Е.Субботин сравнил процесс развертывания мотивационной сферы личности с «шюзованием» судна при подъеме по течению реки: пока степень наполнения предыдущего отсека шлюза не достигнет необходимого уровня, движение вверх невозможно.
Первая работа, реализующая данную модель соотношения различных потребностей, была выполнена Л.Брентано в начале ХХ века. Он расположил потребности в порядке их неотложности для человека. С этой точки зрения первой оказалась потребность в пище, вторая – половая потребность, третья – потребность «признания другими», четвертая – религиозная потребность («потребность в заботе о своем благе после смерти»). Затем шли потребности в образовании, в науках, искусстве и творчестве.
Наибольшей популярностью пользуется модель «иерархии потребностей» А.Маслоу, которая обычно изображается в виде пирамиды: