Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:37, контрольная работа
Цель.
Выявить личностную направленность сотрудников отдела продаж, по двум методикам, заявленным в теме.
Задачи.
1. Изучение понятия мотивация и ценности
2. Изучить мотивационно-ценностное отношение специалиста к профессиональной деятельности
3. Провести опрос среди сотрудников моей фирмы.
4. Проанализировать полученные данные.
5. Сделать выводы о проделанной работе.
1. Введение 3
3. Теоретическая часть мотивационно-ценностное отношение специалиста к профессиональной деятельности 5
3.1. Понятие мотивации и ценности. 5
3.2. Мотивационно-ценностное отношение специалиста к профессиональной деятельности. 7
3.3 Методика Смекала-Кучера 8
3.4. Методика К.Замфир в модификации А. Реана 9
4. Практическая часть. Методика Смекала-Кучера и методика К. Замфира 10
5. Выводы 20
6. Список использованной литературы и источников: 21
Приложения . 22
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики
НОВГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра: «Кафедра Гуманитарных и социокультурных дисциплин»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: «Психология сервисной деятельности»
Тема: «Мотивационно-ценностное отношение специалиста к профессиональной деятельности. Методика Смекала-Кучера и методика К. Замфира»
Выполнил:
студент курса
группы
специальности:
Ф.И.О. студента:
Проверила:
Великий Новгород
2013
Оглавление:
1. Введение.
Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем как отечественной так и зарубежной психологии. Вместе с этим как отмечал Х. Хеккаузен «едва ли найдется другая такая же область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации»
Исследованием мотивации занимались такие выдающиеся психологи как Х. Хеккаузен, В.Г. Асеев, А.Н. Леонтьев, П.М. Якобсон, А.К. Маркова, Ю.Б. Орлов и другие. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность понимания ее сущности, природы, структуры, а так же функций мотивов.
Решением наиболее спорного в психологии мотивации вопроса о соотношении мотива и потребности занимались Манукян С.П., Шаров Ю.В., Бажович М.И., А.Н. Леонтьев. Многие исследователи проблемы мотивации человеческой деятельности сходятся в том, что мотивация представляет собой сложную систему, в которую включены определенные иерархические структуры (В.Г. Асеев, М.И. Бажович, А. Маслоу, Б.И. Дадонов) и различные виды мотивов (Б.Ф. Ломов, П.М. Якобсон, Обуховский К.).
Недостаточная теоретическая изученность проблемы мотивационной сферы персонала организации обуславливает актуальность темы исследования.
1. Изучение понятия мотивация и ценности
2. Изучить мотивационно-ценностное отношение специалиста к профессиональной деятельности
3. Провести опрос среди сотрудников моей фирмы.
4. Проанализировать полученные данные.
5. Сделать выводы о проделанной работе.
3. Теоретическая часть.
3.1. Понятие мотивации и ценности.
Мотивация является одной, из фундаментальных
проблем, как отечественной, так и зарубежной
психологии. При этом, как писал Х. Хеккаузен
“едва ли найдется другая такая же необозримая
область психологического исследования,
к которой можно было бы подойти со столь
разных сторон, как к психологии мотивации”
[1; с 38]. Разработка проблемы мотивации
в современной психологии связана прежде
всего с анализом источников активации
человека, побудительных сил его деятельности,
поведения, с поиском ответа на вопрос,
что побуждает человека к деятельности,
каков мотив, “ради чего” он ее осуществляет.
“Когда люди обращаются друг с другом,
то прежде всего возникает вопрос, о мотивах,
побуждениях, которые толкнули их на такой
контакт с другими людьми, а так же о тех
целях, которые с большей или меньшей осознанностью
они ставят перед собой”. [2; с 189]
Под мотивом мы будем понимать – устойчивую,
внутреннию психологическую причину поведения
человека, его поступков [3; с 484]. Соответственно
мотивация – это динамический процесс
физиологического и психологического
управления поведением человека, определяющей
его направленность, организованность,
активность, устойчивость.
Ценностные ориентации личности имеют
сложную иерархическую структуру. Так,
авторы известной диспозиционной концепции
регуляции социального поведения В.А.
Ядов, Д.Н. Узнадзе выделили следующие
уровни диспозиции: 1) элементарные фиксированные
установки (возникают на основе витальных
потребностей); 2) аттитюды (формируются
на основе потребности человека в общении
осуществляемой в малой группе); 3) общественно-направленный
интерес личности, относительно конкретной
сферы активности; 4) ценностные ориентации
личности, которые реализуют поведение
личности. [4; с 200].
Следовательно, ценности являются высшим
уровнем человеческих потребностей. Можно
сказать так же, что личные, индивидуальные
потребности соотносясь с общественной
значимостью и осознаваясь личностью,
становятся ценностями и регулируют поведение
человека.
Исходя из определения, направленности
личности – понимается как совокупность
доминирующих у человека мотивов и потребностей
определяющих главную линию его поведения,
деятельности и общения с людьми. В связи
с этим важно выделить два типа мотивации
– мотивации успеха и мотивации боязни
неудачи. Мотивация успеха однозначно
позитивна. При такой мотивации действия
человека направлены на достижение конструктивных,
положительных результатов. Личную активность
определяет потребность в достижении
успеха. Мотивация боязни неудачи относится
к негативной сфере. При данном типе мотивации
человек стремится прежде всего избежать
срыва, неудачи, порицания, наказания.
Ожидание негативных последствий становится
в данном случае определяющим.
3.2. Мотивационно-ценностное отношение специалиста к профессиональной деятельности.
Личностная компетентность специалиста заключается в сформированности мотивационно-ценностного отношения к профессии; обладании рефлексивными способностями; владении методами самодиагностики, саморазвития, самосовершенствования; высоком уровне креативности и профессионального самосознания; сформированности профессионально важных личностных качеств.
Важнейшими характеристиками личности социального работника являются профессиональное сознание и самосознание, которые не только аккумулируют осознание требований и задач профессии, своих потребностей, возможностей и интересов, но и способствуют осмыслению своей роли, выступая в качестве внутренних мотивов профессиональной деятельности. А.К.Маркова рассматривает профессиональное самосознание как комплекс представлений человека о самом себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как профессионалу. У профессионала, обладающего развитым самосознанием, повышается уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, эффективность работы, возрастает стремление к самореализации.
К значимым компонентам личности специалиста социальной работы относится также такое качество, как социальная активность. Социальная активность – это качественная характеристика специалиста по социальной работе, связанная с творческим отношением к своей профессии. Только социально активный специалист стремится кардинально преобразовать окружающий социум, способен влиять на социальные процессы, эффективно решая возникающие проблемы в меняющихся условиях. [5]
Заслуживает внимания и аспект ценностных ориентаций личности будущего специалиста социальной работы. Ценностные ориентации как элемент структуры личности представляют собой единство мыслей, чувств, практического поведения. Они отражают направленность личности на определенные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них. В формировании ценностных ориентаций участвует весь прошлый жизненный опыт индивида. Психологической основой его ценностных ориентации является многообразная структура потребностей, мотивов, интересов, идеалов, убеждений. Отношение к чему-либо как к ценности формирует ценностное отношение. Ценностное отношение к профессии, на наш взгляд, выражает направленность личности на определенные сферы профессиональной деятельности, положительные эмоции в связи с ней, стремление получить знания и реализовать свои способности в конкретной сфере труда, уважение к профессии и специалистам в данной области.
Как показывают исследования, практико-гуманистическая направленность деятельности составляет определяющее базовое основание социальной работы. Важнейшей же характеристикой личности социального работника, в полной мере обусловливающей эффективность его деятельности, является ее гуманистический потенциал и ориентация на человека как высшую ценность, осознание и принятие его самоценности, неповторимой индивидуальности и творческой сущности. Гуманистическая направленность личности социального работника, по мнению Н.Б.Шмелевой, является базовым интегральным основанием, придающим особый, ценностно-ориентационный нравственный оттенок в становлении, развитии, саморазвитии других характеристик, свойств и качеств личности специалиста.
Методика разработана чешскими
психологами В.Смекалом и М.Кучером. В
основе методики Смекала—Кучера лежит
несколько измененная ориентировочная
анкета Б.Басса. Методика Смекала—Кучера
основана на словесных реакциях испытуемого
в предполагаемых ситуациях, связанных
с работой или участием в них других людей.
Ответы испытуемого зависят от того, какие
виды удовлетворения и вознаграждения
он предпочитает. Хотя у испытуемого и
создается впечатление, что с помощью
этой методики получают ориентировочную
информацию о нем самом, в действительности
же испытание позволяет изучить основную
жизненную позицию.
Назначение исследования — определение
направленности человека: личностной
(на себя), деловой (на задачу) и коллективистской
(на взаимодействие).
Личностная направленность (направленность
на себя — НС) связывается с преобладанием
мотивов собственного благополучия, стремления
к личному первенству, престижу. Такой
человек чаще всего бывает занят самим
собой, своими чувствами и переживаниями
и мало реагирует на потребности людей
вокруг себя. В работе видит прежде всего
возможность удовлетворить свои притязания.
Коллективистская направленность, или
направленность на взаимные действия
(ВД), имеет место тогда, когда поступки
человека определяются потребностью в
общении, стремлением поддерживать хорошие
отношения с товарищами по работе. Такой
человек проявляет интерес к совместной
деятельности.
Деловая направленность (направленность
на задачу — НЗ) отражает преобладание
мотивов, порождаемых самой деятельностью,
увлечение процессом деятельности, бескорыстное
стремление к познанию, овладению новыми
умениями и навыками. Обычно такой человек
стремится сотрудничать с коллективом
и добивается наибольшей продуктивности
группы, а поэтому старается доказать
точку зрения, которую считает полезной
для выполнения поставленной задачи.
Необходимо ответить, что все три вида
направленности не абсолютно изолированы,
а обычно сочетаются. Поэтому более корректно
будет говорить в результате диагностики
не о единственной, а о доминирующей направленности
личности. [6]
4.1. Методика Смекала-Кучера.
В своей работе я опросил 3х работников отдела продаж. Каждому было предложено ответить на 30 вопросов (приложение 1) составленных по Методике диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера) и занести выбранные ответы в таблицу (приложение 2).
С помощью методики Басса выявляются следующие направленности:
1. Направленность на себя (Я) —
ориентация на прямое
2. Направленность на общение (О)
— стремление при любых
3. Направленность на дело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Лист ответов Петров.
№ п/п |
Больше всего |
Меньше всего |
№ п/п |
Больше всего |
Меньше всего |
№ п/п |
Больше всего |
Меньше всего |
№ п/п |
Больше всего |
Меньше всего |
1 |
в |
с |
9 |
а |
в |
16 |
в |
с |
24 |
в |
с |
2 |
с |
а |
10 |
а |
в |
17 |
с |
а |
25 |
а |
с |
3 |
в |
с |
11 |
в |
с |
18 |
а |
с |
26 |
в |
с |
4 |
в |
с |
12 |
а |
с |
19 |
в |
а |
27 |
в |
с |
5 |
в |
а |
13 |
с |
а |
20 |
а |
с |
28 |
в |
с |
6 |
в |
а |
14 |
в |
а |
21 |
а |
с |
29 |
в |
с |
7 |
а |
с |
15 |
а |
с |
22 |
с |
в |
30 |
в |
а |
8 |
с |
а |
23 |
с |
а |