Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 01:51, дипломная работа
Современный спорт высших достижений немыслим без жестокой соревновательной борьбы. Соревнования требуют от спортсмена мобилизации всех сил - и физических, и психических, причем психических прежде всего, так как участие в соревнованиях всегда непросто личное дело спортсмена, а дело высокой общественной значимости.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
МОТИВАЦИИ И МОТИВОВ …
1.1.Основные понятия теории мотивации …
1.2.Мотивация трудовой деятельности …
1.3.Мотивация спортивной деятельности ……………………………..
1.4.Обзор методов выявления мотивов …
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА.
2.1. Методы и методики исследования мотивации ……………………
2.2. База исследования и этапы проведения ………………………………
2.3. Обсуждение результатов ……………………………………………..
2.4. Рекомендации по формированию целевой мотивации у
молодых спортсменов …................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
«Исследование взаимосвязи мотивационной готовности к достижению успеха и доминирующих целей личности спортсмена»
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
МОТИВАЦИИ И МОТИВОВ …
1.1.Основные понятия теории мотивации …
1.2.Мотивация трудовой деятельности …
1.3.Мотивация спортивной деятельности ……………………………..
1.4.Обзор методов выявления мотивов …
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА.
2.1. Методы и методики
исследования мотивации …………………
2.2. База исследования и этапы проведения ………………………………
2.3. Обсуждение результатов ……………………………………………..
2.4. Рекомендации
по формированию целевой мотива
молодых спортсменов
….............................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современный спорт высших достижений немыслим без жестокой соревновательной борьбы. Соревнования требуют от спортсмена мобилизации всех сил - и физических, и психических, причем психических прежде всего, так как участие в соревнованиях всегда непросто личное дело спортсмена, а дело высокой общественной значимости.
Спортивная деятельность,
характеризующаяся высокой
Столь ответственная и высокомотивированная деятельность волнует спортсмена, как бы опытен он ни был, вызывает целую гамму переживаний - от трезвой уверенности в своих силах до панического страха и нежелания выходить на старт. В таких условиях спортсмены подвержены различным неблагоприятным состояниям, вероятностно ухудшающим их деятельность. Степень волнения и опасения за успех в данном соревновании во многом определяет психическое состояние спортсмена перед выходом на старт и уровень его мотивации.
Мотив не только определяет поведение спортсмена, но и обусловливает конечный результат его деятельности. Высоко мотивированный спортсмен более эффективно реализует свой потенциал, а главное он способен на максимальную отдачу всех своих физических и духовных сил, если этого требует достижение поставленной цели.
Для того, чтобы действительно включить спортсмена в выполнение задач, надо уметь нащупать ту мотивацию, которая способна побудить его к соответствующим действиям, и лишь опираясь на эту мотивацию, можно стимулировать спортсмена на решение все более высоких задач. При этом с повышением квалификации спортсмена, с возрастом изменяется структура его мотивационной сферы, исчезают одни мотивы, появляются другие.
Все вышеизложенное говорит о высокой актуальности данной тематики.
В связи с вышеизложенным была поставлена цель работы – изучить взаимосвязь доминирующих целей (личностных смыслов) молодых спортсменов и мотивационной готовности спортсмена к достижениям на спортивный результат.
Задачи исследования:
1.Изучение и анализ литературы по проблеме мотивации спортивной деятельности.
2.Подбор методик адекватных целям исследования..
3.Проведение эмпирического исследования.
4.Интерпретация полученных результатов.
Объект исследования – мотивационные характеристики личности спортсмена.
Предмет исследования – взаимосвязь личностных смыслов и мотивационной готовности к достижению успеха.
Методы и методики исследования
1.Метод анализа литературы.
2. Методика «Мотивация к успеху» Т. Элерс.
3. Методика «Мотивы занятий спортом» А. В. Шаболтаса.
5.Математические методы обработки результатов.
преобладала мотивация успеха, через
много лет после окончания
университета имели значительно
более высокие профессиональные
достижения (в сфере экономики
и политики), чем мотивированные
избежанием неудачи. В отечественной
психологии проблема мотивации достижения
традиционно рассматривается в контексте
свойств личности, важных для выполнения
той или иной деятельности и для развития
личности в целом. В частности, многочисленные
исследования проводятся по анализу факторов,
обуславливающих продуктивность учебной
деятельности.
1.2. Мотивация трудовой деятельности
Помня, однако, что конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими видами мотивов (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы).
1.2.1. Мотивы трудовой деятельности
Речь идёт о тех побудительных причинах, которые заставляют человека заниматься трудом.
Первая группа таких причин — побуждения общественного характера. Это и осознание необходимости приносить пользу для общества, это и желание оказывать помощь другим людям (учителя — в образовании детей, врача — в лечении больных, военного — в защите своего отечества и т. д.), это и общественная установка на необходимость трудовой деятельности.
Вторая группа причин — получение определённых материальных благ для себя и семьи: зарабатывать денег для удовлетворения материальных и духовных потребностей.
Третья группа — удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации, человек не может быть бездеятельным по своей природе, а природа его такова, что он не только потребитель, но и созидатель. В процессе созидания он получает удовлетворение от творчества, оправдывает смысл своего существования. К этой же группе относится и мотив, связанный с удовлетворением потребности в общественном признании, в уважении со стороны других.
Трудовое воспитание школьников и должно состоять в формировании и закреплении этих мотивов.
1.2.2. Мотивы выбора профессии
Общие мотивы трудовой деятельности, о которых речь шла выше, реализуются в конкретных профессиях. Выбор профессии — довольно сложный и, порой, долгий мотивационный процесс. Без преувеличения можно сказать, что от правильного выбора профессии во многом зависят счастье человека, удовлетворённость своей жизнью.
Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности. Если главным для человека является общественный престиж, то профессия выбирается исходя из существующей в данный момент моды, престижности профессии в обществе.
Так, в послевоенные годы престижными были технические (инженерные) и военные профессии, поэтому конкурс в такие вузы был значительно большим, чем в гуманитарные (в частности, медицинские). В 80-е годы - наоборот, модными стали гуманитарные профессии (врача, психолога, социолога), а в технических ВУЗах даже бывали недоборы. Есть профессии, которые модны во все времена (артисты, музыканты, художники, писатели), так как считается, что люди этих профессий обязательно талантливы, о них много говорят и пишут.
А это уже само по себе выделяет человека среди других, повышает его личный престиж. Престижной является
1.3. Мотивация спортивной деятельности
Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, меняющими свое значение на протяжении спортивной карьеры. Как сказал один известный в нашей стране футболист, в юности никто не приходит в футбол ради благ, напротив, приходят с благими намерениями. Это можно отнести и к другим видам спорта.
На начальном этапе (у новичков, начинающих спортсменов) причинами прихода в спорт (независимо от вида деятельности, т. е. вида спорта) могут быть:
Каждая из перечисленных причин имеет для конкретного спортсмена большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями. Однако некоторые мотиваторы являются ведущими для большинства спортсменов-новичков: удовольствие, получаемое от занятий спортом, стремление к здоровью и физическому развитию, к общению, к самоактуализации и развитию волевых качеств.
И. Г. Келишев (1977) выделяет мотив внутригрупповой симпатии как начальный мотив занятий спортом. Опросив около 900 спортсменов с большим стажем и высоким уровнем мастерства, он выявил, что на начальном этапе спортивной карьеры этот мотив занимал у них важнейшее место. Сущность его выражается в желании детей и подростков заниматься каким-либо видом спорта ради того, чтобы постоянно находиться в среде своих товарищей и сверстников, т. е. чтобы быть вместе и постоянно вступать в контакты друг с другом. Их удерживает в спортивной секции не столько стремление к высоким результатам и даже не интерес к данному виду спорта, сколько симпатии друг к другу и общая для них потребность в общении.
Дети пытаются предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах («стоимости») достижения мечты. Их образы будущего ориентированы на результат (стать знаменитым спортсменом, чемпионом), а не на процесс его достижения. Эта мечтательность детей создает известные трудности при работе с ними, но в то же время может служить мощным стимулом проявления ими высокой активности при занятиях спортом. Задача тренера и состоит в том, чтобы превратить созерцательную мечту ребенка в активную, действенную.
Американский психолог Б. Дж. Кретти (1978) среди мотивов, побуждающих заниматься спортом, выделяет:
Ю. Ю. Палайма (1966) выделил две группы спортсменов, различающихся по доминирующему мотиву. В первой группе, условно названной «коллективистами», доминирующими являются общественные, моральные мотивы. Во второй группе — «индивидуалистов» — ведущую роль играют мотивы самоутверждения, самовыражения личности. Первые лучше выступают в командных, а вторые, наоборот, — в личных соревнованиях.
Общественный мотив характеризуется осознанностью общественной значимости спортивной деятельности; спортсмены с доминированием этого мотива ставят перед собой высокие перспективные цели, они увлечены занятиями спортом. Мотив самоутверждения характеризуется чрезмерной ориентацией спортсменов на оценку своих спортивных результатов.
При психологическом обеспечении спортивной деятельности важно учитывать и тот и другой мотивы. Успешное воспитание спортсмена и достижение им высоких спортивных результатов (или, по крайней мере, большая его самоотдача) возможны только при правильном соотношении общественного и индивидуального мотивов. Пренебрежение одним из них, игнорирование того либо другого мотива одинаково приводит к негативным результатам.
Доминирование мотивов, о чем речь шла выше, подтверждают данные Е. Г. Знаменской (1980): спортсмены со спортивно-деловой мотивацией проявляют большую увлеченность занятиями спортом; спортсмены же, у которых доминирует личностно-престижная мотивация, чрезмерно ориентированы на оценку своих спортивных результатов, проявляя постоянную озабоченность личным самоутверждением. Это приводит к неадекватной самооценке, к эмоциональной неустойчивости в экстремальных условиях соревнований.
Многие авторы связывают спортивные достижения и отношение к занятиям спортом с мотивом достижения. Например, Л. П. Дмитриенкова (1980) показала, что гимнастки, имеющие высокий уровень мотива достижения успеха, имеют хорошо осознанные цели и не только стремятся достичь высоких результатов и утвердиться в роли лидера, но и обладают хорошо развитым чувством долга, ответственности перед тренером и товарищами по команде. Для гимнасток с низкой потребностью достижения успеха, наоборот, характерно отсутствие четко поставленных целей; в связи с этим у них преобладают более опосредованные мотивы занятий спортом: любовь к гимнастике, эстетическое наслаждение, получаемое в процессе занятий и т. д. Л. П. Дмитриенкова делает вывод, что у высококвалифицированных спортсменов мотив достижения успеха выражен сильнее, чем у спортсменов средней квалификации.