Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 01:51, дипломная работа
Современный спорт высших достижений немыслим без жестокой соревновательной борьбы. Соревнования требуют от спортсмена мобилизации всех сил - и физических, и психических, причем психических прежде всего, так как участие в соревнованиях всегда непросто личное дело спортсмена, а дело высокой общественной значимости.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
МОТИВАЦИИ И МОТИВОВ …
1.1.Основные понятия теории мотивации …
1.2.Мотивация трудовой деятельности …
1.3.Мотивация спортивной деятельности ……………………………..
1.4.Обзор методов выявления мотивов …
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА.
2.1. Методы и методики исследования мотивации ……………………
2.2. База исследования и этапы проведения ………………………………
2.3. Обсуждение результатов ……………………………………………..
2.4. Рекомендации по формированию целевой мотивации у
молодых спортсменов …................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
а) контакты, встречи вне тренировок;
б) разучивание и использование песен, речитативов, ритуальных действий;
в) принятие коллективных решений.
5. По способам придания эмоциональности тренировочным занятиям:
а) спарринг-партнерство;
б) игры;
в) музыка;
г) методическое разнообразие.
6. По особенностям, присущим личности тренера:
а) оптимизм;
б) энтузиазм (фанатизм);
в) умение общаться в быту, в трудных условиях, во время тренировочных соревнований;
г) умение подавать положительный пример;
д)вера в учеников;
е) требовательно-уважительное отношение к спортсменам.
В практической работе психолога со спортсменами можно предложить последним оценить по 10-балльной шкале представленные факторы мотивации с учетом эффективности, значимости, наибольшей личной привлекательности.
1.4. Обзор методов выявления мотивов
Психологами разработано несколько подходов к изучению мотивации и мотивов человека: эксперимент, наблюдение, анализ результатов деятельности, беседа, опрос, анкетирование, и пр.
1.4.1. Экспериментальные методы
К основным признакам мотива относятся: активизация деятельности (энергетический потенциал), направление активности на определенную цель, селективное внимание (на определенный вид раздражителей), подготовка к типичным образцам реагирования, реализация деятельности до достижения цели или до смены более сильной мотивацией. Эти признаки фиксируются в следующих типичных экспериментальных ситуациях:
1 .Предпочтение ключевого
раздражителя в ситуации
3.Сопутствующие
(психогальванический рефлекс, сила рефлекса, повышение тонуса, кардиоваскулярные изменения).
4.Сенсорные волны (волны ожидания).
5.Ретроактивное торможение.
6.Моторная готовность к достижению цели.
7.Сила нажима при письме.
8.Готовность
восприятия в аспекте
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА.
2.1. Методы и
методики исследования
Исследование состояло из тестирования и беседы. Основными тестами были следующие: тест "Мотивация к успеху " Элерса, Методика «Мотивы занятий спортом» А. В. Шаболтаса.
Описание теста Элерса «Мотивация к успеху».
Тест содержит перечень из 41 утверждения. Список утверждений приведен в Приложении.
Отобраны высказывания, которые наиболее точно характеризуют эмоции, ожидания, представления и образы поведения людей, мотивированных на успех или на неудачу.
Показатель НУ: «Надежда на успех», концепт хорошей собственной способности и уверенность в успехе (пункты 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 28, 29, 30, 32, 37, 41).
Показатель БН (боязнь неудачи): концепт недостаточной собственной способности и активное избегание неудачи (пункты вопросы 6, 13,18, 20, 24, 31, 36, 38, 39).
Пункты 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 нейтральны относительно мотивации достижений и не входят ни в один из этих показателей.
Тенденцию БН можно обозначить как активное избегание, как «Я-концепцию» недостаточности способности и как боязнь неудачи.
Тенденцию НУ — как уверенность в успехе, как предпочтение более трудных проблем и как «Я-концепцию» достаточности способности.
Тестовый материал представлен в виде листа бумаги со списком утверждений. Испытуемые вносят свои ответы прямо в тестовый лист, который используется однократно. При заполнении теста испытуемым нужно выразить свое согласие или несогласие с каждым из утверждений.
Тест Элерса на мотивацию к успеху может использоваться как при групповом, так и при индивидуальном обследовании. Продолжительность выполнения теста составляет примерно 15-20 минут. Экспериментатор должен прилагать усилия к созданию нейтральной рабочей атмосферы.
Следует избегать ситуаций, которые могут оказать влияние на актуализацию мотива достижения. Руководители и другие значимые для сотрудников люди, по возможности, не должны присутствовать при проведении тестирования.
Проведение тестирования начинается с раздачи тестовых листов. Инструкция составлена таким образом, чтобы уточняющие вопросы после зачитывания инструкции были редкостью. Инструкция звучит так: «Вам будет предложен 41 вопрос-утверждение, на каждый из которых ответьте "ДА" или "НЕТ". Ответу "ДА" соответствует «плюс» рядом с вопросом».
Обработка данных состоит в суммировании количества набранных балов. За каждый ответ «да» по пунктам показателя НУ испытуемый получает 1 балл. Также 1 балл испытуемый получает за каждый ответ «нет» по показателю БН.. Таким образом количество набранных баллов может варьироваться от 0 до 30. Чем выше набранная сумма, тем выше у испытуемого мотивация к успеху.
По сумме набранных баллов испытуемых можно разделить на 4 условные группы:
Надежность отражает точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов. В самом широком смысле надежность теста — это характеристика того, в какой степени выявленные у испытуемых различия по тестовым результатам отражают действительные различия в измеряемых свойствах, и то, в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам.
В более узком смысле под надежностью понимают степень согласованности результатов теста, получаемых при первичном и повторном его применении.
Для оценки надежности используются следующие методы: повторение теста (ретестирование), анализ согласованности шкал. При создании теста автором были получены данные по обоим методам. В целом через две недели и через восемь недель коэффициенты тест-ретестовой корреляции у Элерса колеблются от 0,67 до 0,85 (по Спирмэну—Брауну).
По данным Ганела [36, c.184], при ретестировании коэффициент корреляции для ЧН («чистой надежды») с компонентами из БН составляет 0.57 после интервала в шесть месяцев. Эти результаты зависят от надежности методов измерения. Полученные данные могут рассматриваться как хорошая оценка надежности. Вряд ли в данном случае на результаты надежности может повлиять такой фактор, как память.
Можно сделать вывод о том, что шкала БН однородна не только логически, но и эмпирически. Менее согласованны корреляции шкалы НУ. Таким образом, значимого нарушения соотношений между факторами и утверждениями не отмечается. В целом, полученные результаты позволяют сделать вывод о хорошей согласованности шкал.
Экспертная валидность принимает значения в пределах 0.58—0.65 (использовался также коэффициент ранговой корреляции Спирмэна), при р = 0.05 по тенденции НУ.
В качестве стандартных оценок разработчиком теста использовалась шкала станайнов. Шкала станайнов, стандартная девятка, сочетает в себе достоинства стандартных шкальных показателей и простоту процентилей.
Шкала станайнов представляет собой вариант интервальной оценки места испытуемого в популяции. Ось накопления частот разбивается на интервалы. Номер квантиля (точка на оси накопленной частоты, делящая ось в установленной пропорции) используется в качестве новой преобразованной тестовой оценки. Она показывает относительное положение испытуемого в нормативной выборке. Например, квантильная оценка 1 и процентильная 4% указывают, что более высокую оценку могут иметь 96% испытуемых, квантильная оценка 8 и процентильная 96% указывают, что только 4% испытуемых могут иметь более высокую оценку. Перед преобразованием полученные первичные показатели проходят оценку типа распределения, что было проделано и в нашем исследовании: мы получили подтверждение того, что распределение может быть оценено как нормальное. Для определения стандартных квантильных оценок по тесту находятся проекции квантилей на ось тестовых оценок. Так как кривая распределения имеет S-образную форму, проекции квантилей образуют на оси тестовых оценок неравноинтервальную шкалу.
Баллы по тесту, соответствующие процентным градациям, упорядочиваются согласно стандартным частотам распределения результата. Нижние 4% выборки оцениваются в 1 станайн, результаты той части выборки, которая сверху ограничена 11%, а снизу 4%, оцениваются в 2 станайна. Соответственно верхние 4% выборки оцениваются в 9 станайнов.
Методика «Мотивы занятий спортом». Автор А. В. Шаболтас.
Методика предназначена для выявления доминирующих целей (личностных смыслов) занятий спортом и включает в себя 10 мотивов-категорий, соответствующих определенным высказываниям (суждениям), приведенным в опроснике.
Мотив эмоционального удовольствия (ЗУ) — стремление, отражающее радость движения и физических усилий. Ему соответствует суждение: «Я получаю радость от спорта, так как могу двигаться и испытывать напряжение. Это меня воодушевляет и поднимает настроение».
Мотив социального самоутверждения (СС) — стремление проявить себя, выражающееся в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, уважения знакомыми, зрителями. Ему соответствует суждение: «Я занимаюсь спортом, так как добиваюсь успехов. Мои товарищи по школе и спортивной команде, так же как и зрители, уважают меня за это. Во время соревнований приятно быть в центре внимания, повышать свой престиж».
Мотив физического самоутверждения (ФС) — стремление к физическому развитию, становлению характера. Ему соответствует следующее суждение: «Я активно занимаюсь спортом, потому что хочу развиться физически и закалить свой характер. Не хочу потолстеть и стать ленивым, хочу быть здоровым».
Социально-эмоциональный мдтив (СЭ) — стремление к спортивным событиям ввиду их высокой эмоциональности, неформальности общения, социальной и эмоциональной раскованности. Ему соответствует суждение: «Мне нравятся занятия спортом, потому что соревноваться очень интересно, потому что радуют достигнутые успехи. Я люблю атмосферу соревнований».
Социально-моральный мотив (СМ) — стремление к успеху своей команды, ради которого надо тренироваться, иметь хороший контакт с партнерами, тренером. Ему соответствует суждение: «Моя спортивная команда должна занимать лидирующее положение. Я хочу внести свой вклад в это дело. Я не хочу подводить своего тренера и товарищей, это заставляет меня больше тренироваться».
Мотив достижения успеха в спорте (ДУ) — стремление к достижению успеха, улучшению личных спортивных результатов. Ему соответствует суждение: «Я регулярно тренируюсь, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты, чтобы добиваться поставленной передо мной (мною) цели».
Спортивно-познавательный мотив (СП) — стремление к изучению вопросов технической и тактической подготовки, научно обоснованных принципов тренировки. Ему соответствует следующее суждение: «Я хочу разбираться в вопросах техники, тактики, принципах тренировочного процесса, знать, как правильнее тренироваться».
Рационально-волевой (рекреационный) мотив (РВ) — желание заниматься спортом для компенсации дефицита двигательной активности при умственной (сидячей) работе. Ему соответствует суждение: «Я занимаюсь спортом, чтобы отдохнуть от умственной (сидячей) работы, чтобы получить прилив сил, поэтому спорт для меня — хобби. Спортивные результаты интересуют меня в меньшей степени».
Мотив подготовки к профессиональной деятельности (ПД) — стремление заниматься спортом для подготовки к требованиям избранной профессиональной деятельности. Ему соответствует суждение: «Достичь хороших результатов в учебе и работе возможно, только если я буду здоров и физически развит. Этому содействует спорт».
Гражданско-патриотический мотив (ГП) — стремление к спортивному совершенствованию для успешного выступления на соревнованиях, для поддержания престижа коллектива, города, страны. Ему соответствует суждение: «Если я буду регулярно тренироваться, то смогу показывать высокие спортивные результаты, защищать честь своего коллектива, спортивного общества, нашей страны».
Методика, как измерительный инструмент, основана на выборе одного из попарно предлагаемых суждений. Главное условие — каждое суждение сопоставляется со всеми другими; всего для 10 мотивов-категорий имеется 45 пар суждений для сопоставления. Таким образом, оценка каждого мотива-суждения выполняется 9 раз и появляется возможность ранжировать мотивы по степени их выраженности (в баллах).
Даны 45 пар суждений, которые отражают различные причины занятия спортом. Необходимо выбрать из пары то высказывание, которое больше всего подходит вам. Затем уточнить, в какой степени оно больше подходит. В соответствующих графах бланка для ответов поставить знак «+». (см. Приложение).
Каждый выбор оценивается от 1 до 3 баллов в зависимости от степени преобладания одного суждения над другим: «немного» — 1 балл, «достаточно» — 2 балла, «значительно» — 3 балла. За ответ «не знаю» баллы не начисляются. Подсчитывается сумма баллов по каждому мотиву. Максимальная сумма для одного мотива не превышает 27 баллов.
Наиболее предпочтительны для опрашиваемого спортсмена те мотивы, по которым он набрал наибольшее количество баллов.
2.2. База исследования и этапы проведения.