Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 01:51, дипломная работа
Современный спорт высших достижений немыслим без жестокой соревновательной борьбы. Соревнования требуют от спортсмена мобилизации всех сил - и физических, и психических, причем психических прежде всего, так как участие в соревнованиях всегда непросто личное дело спортсмена, а дело высокой общественной значимости.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
МОТИВАЦИИ И МОТИВОВ …
1.1.Основные понятия теории мотивации …
1.2.Мотивация трудовой деятельности …
1.3.Мотивация спортивной деятельности ……………………………..
1.4.Обзор методов выявления мотивов …
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА.
2.1. Методы и методики исследования мотивации ……………………
2.2. База исследования и этапы проведения ………………………………
2.3. Обсуждение результатов ……………………………………………..
2.4. Рекомендации по формированию целевой мотивации у
молодых спортсменов …................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Практическая часть работы по изучению некоторых взаимосвязи характеристик мотивационной сферы личности спортсмена заключалась в проведении эмпирического исследования.
Исследование проводилось на базе Донецкого Физкультурного Колледжа № 3.
В исследовании приняли участие 25 человек.
Первый этап заключался в проведении письменного опроса студентов 3 курса физкультурного Колледжа с целью изучения мотивов занятий спортом и выбора в будущем профессии спортсмена.
Опрос проводился путем самозаполнения опросника в учебной аудитории колледжа при максимальном соблюдении условий анонимности и
конфиденциальности.
На втором этапе для оценки силы стремления личности испытуемого к достижению успеха мы использовали методику Т. Элерса «Мотивация к успеху».
На третьем этапе была проведена математико-статистическая обработка данных. Вычисления проводились при помощи компьютерной программ Excel.
2.3. Обсуждение результатов.
Полученные в результате вычислений данные представлены в таблицах 1-3.
Поскольку испытуемыми были молодые спортсмены – это отразилось на результатах исследования. Наибольшие значения в среднем п группе исследованных были по шкалам ЭУ, ФС, ДУ и ГП.
Мотив эмоционального удовольствия
имеет высокий бал в силе того,
что людям свойственны
Мотив физического самоутверждения так же характерен для возрастной категории испытуемых. Они активно занимаются спортом так как хотят развиваться физически и закалять свой характер.
Мотив достижений успехов в спорте заслуживает особого внимания. Этот мотив не зависит от возрастной категории исследуемого контингента. Он либо присущ данному индивиду, либо его нет. Личности с высоким баллом по этой шкале регулярно тренируются, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты для достижения поставленных перед ними целей. Мы обратили внимание на студентов, которые дали высокую оценку этой группе мотивов, чтобы затем сравнить их результаты с результатами опросника Т.Элерса.
Мотив гражданско-патриотический
также получил высокие баллы.
Это связано с тем, что демократическое
развитие нашего общество ведет к
тому, что мы гордимся нашей страной
и стараемся своей
После проведения методики Т.Элерса. Мы выделили группу спортсменов, которая вошла в категорию – высокая мотивация к успеху. Это испытуемые №5, №7, №9, №14, №16, №20, №22 и №24. Сравнение их показатели с данными первой методики подтвердило нашу гипотезу о взаимосвязи доминирующих целей (личностных смыслов) личности спортсмена и мотивации к достижению успеха. Именно у этих студентов ярко выражены все мотивационные компоненты и особенно по шкалам «мотив достижения успехов в спорте» и «гражданско-патриотический мотив». Это говорит, что эти аспекты мотивационной сферы личности спортсмена коррелируют между собой.
Следует заметить, что результативность соревновательной деятельности в конкретном соревновании зависит от психологического фактора - объективности самооценки спортсменом готовности к достижению определенного успеха (что в определенной степени отражает состояние спортивной формы игрока). Когда возможности игрока совпадают с требованиями конкретной деятельности, то у него возникает ощущение реальности овладения предметом данной деятельности. Так спортсмен, объективно оценивающий свою готовность к соревнованиям при прочих равных условиях (практически одинаковом уровне физической, технической и тактической подготовленности) действует более уверенно и более эффективно реализует свои возможности, чем переоценивающий или недооценивающий свои силы.
Таблица 1.
Результаты теста «Мотивы занятия спортом» студентов колледжа.
ЭУ |
СС |
ФС |
СЭ |
СМ |
ДУ |
СП |
РВ |
ПД |
ГП | |
20 |
13 |
19 |
13 |
4 |
15 |
12 |
16 |
19 |
15 | |
21 |
15 |
21 |
15 |
22 |
22 |
13 |
17 |
21 |
22 | |
18 |
14 |
18 |
14 |
21 |
19 |
18 |
22 |
18 |
19 | |
20 |
22 |
20 |
18 |
24 |
13 |
19 |
21 |
20 |
13 | |
26 |
19 |
26 |
19 |
23 |
27 |
14 |
12 |
26 |
27 | |
15 |
24 |
15 |
17 |
25 |
24 |
16 |
13 |
15 |
24 | |
19 |
26 |
19 |
17 |
27 |
26 |
17 |
18 |
19 |
15 | |
16 |
13 |
16 |
15 |
19 |
19 |
22 |
19 |
16 |
22 | |
24 |
24 |
24 |
18 |
15 |
25 |
21 |
14 |
24 |
19 | |
13 |
11 |
16 |
20 |
18 |
20 |
14 |
17 |
20 |
13 | |
18 |
18 |
19 |
22 |
16 |
22 |
17 |
10 |
22 |
27 | |
10 |
17 |
17 |
19 |
19 |
16 |
10 |
16 |
19 |
24 | |
26 |
19 |
26 |
24 |
17 |
21 |
16 |
8 |
24 |
26 | |
18 |
22 |
25 |
23 |
26 |
26 |
8 |
17 |
23 |
25 | |
27 |
10 |
24 |
16 |
25 |
19 |
19 |
10 |
16 |
24 | |
14 |
13 |
23 |
21 |
24 |
17 |
21 |
16 |
21 |
23 | |
15 |
16 |
23 |
18 |
23 |
10 |
26 |
18 |
23 |
23 | |
13 |
17 |
19 |
16 |
23 |
17 |
14 |
13 |
19 |
19 | |
20 |
13 |
17 |
12 |
19 |
16 |
18 |
17 |
17 |
17 | |
27 |
22 |
24 |
18 |
17 |
23 |
13 |
10 |
24 |
24 | |
16 |
16 |
15 |
10 |
24 |
16 |
17 |
18 |
15 |
15 | |
22 |
18 |
16 |
24 |
15 |
24 |
10 |
13 |
16 |
16 | |
15 |
14 |
15 |
12 |
16 |
19 |
18 |
17 |
18 |
15 | |
27 |
18 |
27 |
19 |
18 |
27 |
22 |
10 |
25 |
27 | |
26 |
22 |
26 |
22 |
25 |
27 |
10 |
21 |
27 |
26 | |
Ср. |
21 |
20 |
22 |
18 |
16 |
22 |
17 |
17 |
20 |
21 |
Таблица 2.
Результаты теста «Мотивация к успеху» студентов колледжа.
N |
Б. |
Д. |
К. |
М. |
Н. |
С. |
Ф. |
Ф-а |
Ц. |
Л. |
Ж. |
А. |
М. |
И. |
В. |
Е. |
Ш. |
Л. |
З.. |
Р. |
А. |
Х. |
П. |
О. |
В. |
1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||
2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||
3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||||||
6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
7 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||||||
9 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
10 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
11 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||
12 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||
13 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||
14 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||
15 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||
16 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||
17 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||||
18 |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
19 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||
20 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||
21 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||||
22 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
23 |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||
24 |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||
25 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||||
26 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||
27 |
+ |
+ |
|||||||||||||||||||||||
28 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||
29 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||
30 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
31 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||
32 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||||||
33 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||||
34 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||||
35 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||
36 |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||
37 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||
38 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||||||
39 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||||||||
40 |
+ |
+ |
+ |
||||||||||||||||||||||
41 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
å |
18 |
19 |
15 |
9 |
20 |
19 |
22 |
14 |
27 |
8 |
19 |
14 |
19 |
23 |
16 |
27 |
12 |
17 |
17 |
20 |
16 |
20 |
18 |
22 |
19 |
Таблица 3.
Достоверность различия
ЭУ |
СС |
ФС |
СЭ |
СМ |
ДУ |
СП |
РВ |
ПД |
ГП | |
Мотив. К успеху (в баллах) |
1,8 |
1,0 |
0,8 |
0,2 |
0,9 |
4,0 *** |
0,2 |
1,7 |
2,3 * |
3,1 *** |
Примечание. * ― достоверность различия на уровне ρ≤0,05,
*** ― на уровне ρ≤0,001
2.4. Рекомендации по формированию целевой мотивации у молодых спортсменов.
Мотивация спортивной деятельности — это особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих потребностей и возможностей с предметом спортивной деятельности служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата. Применительно к процессу многолетней подготовки мотивация спортсмена должна включать осознанное желание, сформированное в виде четкой цели, высокую вероятность ее достижения при условии выполнения тренировочной работы, необходимой для повышения своих возможностей.
При формировании мотивационной сферы учеников тренеру необходимо учитывать следующее:
— ставить перед спортсменом многолетние перспективные цели;
— подчеркивать его более
высокие возможности при
— развивать спортивное честолюбие;
— стимулировать спортсмена поощрениями;
— развивать положительные традиции команды;
— отражать в наглядной агитации успехи воспитанников коллектива;
— привлекать спортсменов к решению отдельных задач, стоящих перед коллективом;
— показывать пример активного и добросовестного отношения к процессу подготовки спортсменов;
— раскрывать связи между достижениями и направленной тренировочной работой;
— объяснять социальные функции спортивного плавания;
— развивать познавательный
интерес к учебно-
- Воспитание волевых качеств.
В процессе формирования мотивы можно разделить на две группы: с “спортивно-деловые” и “лично-престижные”.
При выборе средств формирования
и закрепления спортивно-
Очень важным средством формирования спортивно-деловой мотивации юного спортсмена является его участие в общественно полезной деятельности у себя в коллективе и в школе (помощь тренеру в судействе, в тренировочной работе с ребятами младшего возраста, в организации показательных выступлений и т. п.).
Для более точной постановки цели, формирования оптимальной уверенности и правильной самооценки как важнейших факторов соревновательной готовности можно рекомендовать следующие психолого-педагогические средства: постановку перспективных целей на определенный период (месяц, неделю); активное участие спортсмена в составлении тренировочной программы и анализе применяемых средств; формирование установки на достижение трудной спортивной задачи (для чего спортсмены информируются о соревновательных и тренировочных результатах, возможных условиях соревнований и соперниках, обеспечивается усиленная подготовка спортсменов с заниженной самооценкой, делается акцент на объективные трудности для спортсменов с завышенной самооценкой); формирование правильной самооценки в тренировочной работе; составление письменных самоотчетов о прошедших соревнованиях (с фиксацией степени волнения при подготовке к старту, эффективности проведения разминки, соревновательного бега, возникающих трудностей и успешности борьбы с ними, с оценкой своего выступления, определением характера необходимой в дальнейшем тренировочной работы), аналитические беседы после соревнований; овладение специфическими средствами саморегуляции предстартовых состояний (индивидуализация предсоревновательной разминки, аутогенная тренировка, идеомоторная “настройка”, самоободрение).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Личность - это высшее интегральное психическое образование, а мотивы выступают как интегральные формы психического отражения.
В ходе теоретического анализа психологической литературы по теме данной работы автор выяснил, что современные теории мотивации основываются на результатах психологических исследований, предметом исследования является перечень и характер потребностей человека. Термин «мотивация» служит родовым понятием для обозначения всей совокупности факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих на уровне психического отражения побуждения к жизненно необходимым целям, т.е., направляющих поведение личности на удовлетворение потребностей.