Мотивация спортсменов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 01:51, дипломная работа

Описание работы

Современный спорт высших достижений немыслим без жестокой соревновательной борьбы. Соревнования требуют от спортсмена мобилизации всех сил - и физических, и психических, причем психических прежде всего, так как участие в соревнованиях всегда непросто личное дело спортсмена, а дело высокой общественной значимости.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
МОТИВАЦИИ И МОТИВОВ …
1.1.Основные понятия теории мотивации …
1.2.Мотивация трудовой деятельности …
1.3.Мотивация спортивной деятельности ……………………………..
1.4.Обзор методов выявления мотивов …
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА.
2.1. Методы и методики исследования мотивации ……………………
2.2. База исследования и этапы проведения ………………………………
2.3. Обсуждение результатов ……………………………………………..
2.4. Рекомендации по формированию целевой мотивации у
молодых спортсменов …................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 358.50 Кб (Скачать файл)

Практическая часть  работы по изучению некоторых взаимосвязи характеристик мотивационной сферы личности спортсмена заключалась в проведении эмпирического исследования.

Исследование проводилось  на базе Донецкого Физкультурного Колледжа № 3.

В исследовании приняли  участие 25 человек.

Первый этап заключался в проведении письменного опроса студентов 3 курса физкультурного Колледжа с целью изучения мотивов занятий спортом и выбора в будущем профессии спортсмена.

Опрос проводился путем  самозаполнения опросника в учебной аудитории колледжа при максимальном соблюдении условий анонимности и

конфиденциальности.

На втором этапе для оценки силы стремления личности испытуемого к достижению успеха мы использовали методику Т. Элерса «Мотивация к успеху».

На третьем этапе была проведена математико-статистическая обработка данных. Вычисления проводились при помощи компьютерной программ Excel.

 

2.3. Обсуждение  результатов.

Полученные в результате вычислений данные представлены в таблицах 1-3.

Поскольку испытуемыми  были молодые спортсмены – это  отразилось на результатах исследования. Наибольшие значения  в среднем  п группе исследованных были по шкалам ЭУ, ФС, ДУ и ГП.

Мотив эмоционального удовольствия имеет высокий бал в силе того, что людям свойственны природно-биологические  потребности такие как потребность  в движении, что и проявляется  в высокой оценке таких суждений опросника, которые говорят о том, что радость в спорте можно получить так как можно двигаться и испытывать напряжение.

Мотив физического самоутверждения  так же характерен для возрастной категории испытуемых. Они активно  занимаются спортом так как хотят  развиваться физически и закалять свой характер.

Мотив достижений успехов  в спорте заслуживает особого  внимания. Этот мотив не зависит  от возрастной категории исследуемого контингента. Он либо присущ данному  индивиду, либо его нет. Личности с  высоким баллом по этой шкале регулярно тренируются, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты для достижения поставленных перед ними целей. Мы обратили внимание на студентов, которые дали высокую оценку этой группе мотивов, чтобы затем сравнить их результаты с результатами опросника Т.Элерса.

Мотив гражданско-патриотический также получил высокие баллы. Это связано с тем, что демократическое  развитие нашего общество ведет к  тому, что мы гордимся нашей страной  и стараемся своей деятельностью  защищатьчесть своей страны. Особенно отрадно, что такие результаты данная методика дала при опросе молодых спортсменов.

После проведения методики Т.Элерса. Мы выделили группу спортсменов, которая вошла в категорию  – высокая мотивация к успеху. Это испытуемые №5, №7, №9, №14, №16, №20, №22 и №24. Сравнение их показатели с данными первой методики подтвердило нашу гипотезу о взаимосвязи доминирующих целей (личностных смыслов) личности спортсмена и мотивации к достижению успеха. Именно у этих студентов ярко выражены все мотивационные компоненты и особенно по шкалам «мотив достижения успехов в спорте» и «гражданско-патриотический мотив». Это говорит, что эти аспекты мотивационной сферы личности спортсмена коррелируют между собой.

Следует заметить, что  результативность соревновательной деятельности в конкретном соревновании зависит от психологического фактора - объективности самооценки спортсменом готовности к достижению определенного успеха (что в определенной степени отражает состояние спортивной формы игрока). Когда возможности игрока совпадают с требованиями конкретной деятельности, то у него возникает ощущение реальности овладения предметом данной деятельности. Так спортсмен, объективно оценивающий свою готовность к соревнованиям при прочих равных условиях (практически одинаковом уровне физической, технической и тактической подготовленности) действует более уверенно и более эффективно реализует свои возможности, чем переоценивающий или недооценивающий свои силы.

 

Таблица 1.

Результаты теста «Мотивы занятия спортом» студентов колледжа.

 

ЭУ

СС

ФС

СЭ

СМ

ДУ

СП

РВ

ПД

ГП

20

13

19

13

4

15

12

16

19

15

21

15

21

15

22

22

13

17

21

22

18

14

18

14

21

19

18

22

18

19

20

22

20

18

24

13

19

21

20

13

26

19

26

19

23

27

14

12

26

27

15

24

15

17

25

24

16

13

15

24

19

26

19

17

27

26

17

18

19

15

16

13

16

15

19

19

22

19

16

22

24

24

24

18

15

25

21

14

24

19

13

11

16

20

18

20

14

17

20

13

18

18

19

22

16

22

17

10

22

27

10

17

17

19

19

16

10

16

19

24

26

19

26

24

17

21

16

8

24

26

18

22

25

23

26

26

8

17

23

25

27

10

24

16

25

19

19

10

16

24

14

13

23

21

24

17

21

16

21

23

15

16

23

18

23

10

26

18

23

23

13

17

19

16

23

17

14

13

19

19

20

13

17

12

19

16

18

17

17

17

27

22

24

18

17

23

13

10

24

24

16

16

15

10

24

16

17

18

15

15

22

18

16

24

15

24

10

13

16

16

15

14

15

12

16

19

18

17

18

15

27

18

27

19

18

27

22

10

25

27

26

22

26

22

25

27

10

21

27

26

Ср.

21

20

22

18

16

22

17

17

20

21


 

Таблица 2.

Результаты теста «Мотивация к успеху» студентов колледжа.

 

N

Б.

Д.

К.

М.

Н.

С.

Ф.

Ф-а

Ц.

Л.

Ж.

А.

М.

И.

В.

Е.

Ш.

Л.

З..

Р.

А.

Х.

П.

О.

В.

1

+

+

+

   

+

+

 

+

 

+

+

+

 

+

+

 

+

   

+

+

 

+

+

2

+

   

+

+

   

+

+

+

     

+

   

+

+

+

+

   

+

+

+

3

 

+

+

 

+

+

+

 

+

 

+

+

+

+

+

+

 

+

 

+

+

+

 

+

+

4

+

+

+

 

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

5

+

+

       

+

 

+

 

+

 

+

   

+

 

+

     

+

 

+

+

6

 

+

+

+

   

+

+

 

+

+

+

+

   

+

+

 

+

   

+

+

   

7

 

+

   

+

+

       

+

 

+

+

+

       

+

+

       

8

+

     

+

 

+

 

+

       

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

+

9

+

+

+

 

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

+

+

10

   

+

+

   

+

+

+

+

 

+

     

+

+

+

+

   

+

+

+

+

11

+

+

   

+

 

+

     

+

 

+

+

 

+

     

+

 

+

     

12

 

+

+

+

+

+

 

+

 

+

+

+

+

+

+

 

+

 

+

+

+

 

+

   

13

   

+

       

+

     

+

       

+

         

+

   

14

+

 

+

 

+

+

+

 

+

   

+

 

+

+

+

 

+

 

+

+

+

 

+

+

15

+

+

 

+

+

 

+

 

+

+

+

 

+

+

 

+

 

+

+

+

 

+

 

+

+

16

 

+

+

 

+

 

+

+

+

 

+

+

+

+

 

+

+

+

 

+

 

+

+

+

+

17

 

+

     

+

   

+

 

+

 

+

 

+

   

+

   

+

   

+

+

18

+

 

+

               

+

     

+

                 

19

   

+

   

+

         

+

   

+

         

+

       

20

     

+

+

+

 

+

 

+

     

+

+

+

+

 

+

+

+

 

+

   

21

 

+

   

+

     

+

 

+

 

+

+

     

+

 

+

     

+

+

22

+

+

+

 

+

+

+

 

+

 

+

+

+

+

+

+

 

+

 

+

+

+

 

+

+

23

 

+

               

+

 

+

+

                     

24

     

+

         

+

               

+

           

25

 

+

   

+

 

+

 

+

 

+

 

+

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

+

26

+

       

+

+

+

+

         

+

+

+

+

   

+

+

+

+

+

27

   

+

               

+

                         

28

+

+

+

   

+

+

 

+

 

+

+

+

 

+

+

 

+

   

+

+

 

+

+

29

+

   

+

+

 

+

+

+

+

     

+

 

+

+

+

+

+

 

+

+

+

+

30

   

+

 

+

+

 

+

+

   

+

 

+

+

 

+

+

 

+

+

 

+

+

+

31

+

 

+

 

+

 

+

       

+

 

+

 

+

     

+

 

+

     

32

 

+

     

+

   

+

 

+

 

+

 

+

+

 

+

   

+

   

+

+

33

 

+

+

 

+

 

+

 

+

 

+

+

+

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

+

34

+

+

 

+

+

   

+

+

+

+

 

+

+

   

+

+

+

+

   

+

+

+

35

     

+

 

+

+

+

 

+

       

+

+

+

 

+

 

+

+

+

   

36

     

+

         

+

               

+

           

37

+

 

+

 

+

 

+

+

+

   

+

 

+

 

+

+

+

 

+

 

+

+

+

+

38

     

+

       

+

+

     

+

     

+

+

       

+

+

39

+

+

         

+

   

+

 

+

   

+

+

         

+

   

40

   

+

               

+

 

+

                     

41

+

+

+

+

 

+

+

 

+

+

+

+

+

 

+

+

 

+

+

 

+

+

 

+

+

å

18

19

15

9

20

19

22

14

27

8

19

14

19

23

16

27

12

17

17

20

16

20

18

22

19


 

 

 

Таблица 3.

Достоверность различия

 

ЭУ

СС

ФС

СЭ

СМ

ДУ

СП

РВ

ПД

ГП

Мотив. К успеху (в баллах)

1,8

1,0

0,8

0,2

0,9

4,0 ***

0,2

1,7

2,3 *

3,1 ***


Примечание.  * ― достоверность различия на уровне ρ≤0,05,

*** ― на уровне  ρ≤0,001

 

2.4. Рекомендации  по формированию целевой мотивации у молодых спортсменов.

Мотивация спортивной деятельности — это особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих потребностей и возможностей с предметом спортивной деятельности служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата. Применительно к процессу многолетней подготовки мотивация спортсмена должна включать осознанное желание, сформированное в виде четкой цели, высокую вероятность ее достижения при условии выполнения тренировочной работы, необходимой для повышения своих возможностей.

При формировании мотивационной  сферы учеников тренеру необходимо учитывать следующее:

— ставить перед спортсменом  многолетние перспективные цели;

— подчеркивать его более  высокие возможности при реализации этапных целей и ориентировать  на цели следующего этапа;

— развивать спортивное честолюбие;

— стимулировать спортсмена поощрениями;

— развивать положительные  традиции команды;

— отражать в наглядной  агитации успехи воспитанников коллектива;

— привлекать спортсменов  к решению отдельных задач, стоящих  перед коллективом;

— показывать пример активного  и добросовестного отношения  к процессу подготовки спортсменов;

— раскрывать связи между достижениями и направленной тренировочной работой;

— объяснять социальные функции спортивного плавания;

— развивать познавательный интерес к учебно-тренировочному процессу.

- Воспитание волевых качеств.

В процессе формирования мотивы можно разделить на две группы: с “спортивно-деловые” и “лично-престижные”.

При выборе средств формирования и закрепления спортивно-деловой  мотивации нужно исходить из того, что воспитание правильного отношения  к моральным нормам и общественным ценностям нашего общества побуждают юного спортсмена занимать активную позицию в тренировочной работе, преодолевая физические и психические нагрузки, добиваться высоких результатов. Собственные достижения в этом случае понимаются спортсменом как необходимое условие для утверждения успеха спортивного коллектива, лично-престижные побуждения отходят у него на второй план.

Очень важным средством  формирования спортивно-деловой мотивации  юного спортсмена является его участие в общественно полезной деятельности у себя в коллективе и в школе (помощь тренеру в судействе, в тренировочной работе с ребятами младшего возраста, в организации показательных выступлений и т. п.).

Для более точной постановки цели, формирования оптимальной уверенности  и правильной самооценки как важнейших  факторов соревновательной готовности можно рекомендовать следующие психолого-педагогические средства: постановку перспективных целей на определенный период (месяц, неделю); активное участие спортсмена в составлении тренировочной программы и анализе применяемых средств; формирование установки на достижение трудной спортивной задачи (для чего спортсмены информируются о соревновательных и тренировочных результатах, возможных условиях соревнований и соперниках, обеспечивается усиленная подготовка спортсменов с заниженной самооценкой, делается акцент на объективные трудности для спортсменов с завышенной самооценкой); формирование правильной самооценки в тренировочной работе; составление письменных самоотчетов о прошедших соревнованиях (с фиксацией степени волнения при подготовке к старту, эффективности проведения разминки, соревновательного бега, возникающих трудностей и успешности борьбы с ними, с оценкой своего выступления, определением характера необходимой в дальнейшем тренировочной работы), аналитические беседы после соревнований; овладение специфическими средствами саморегуляции предстартовых состояний (индивидуализация предсоревновательной разминки, аутогенная тренировка, идеомоторная “настройка”, самоободрение).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Личность - это высшее интегральное психическое образование, а мотивы выступают как интегральные формы психического отражения.

В ходе теоретического анализа  психологической литературы по теме данной работы автор выяснил, что  современные теории мотивации основываются на результатах психологических исследований, предметом исследования является перечень и характер потребностей человека. Термин «мотивация» служит родовым понятием для обозначения всей совокупности факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих на уровне психического отражения побуждения к жизненно необходимым целям, т.е., направляющих поведение личности на удовлетворение потребностей.

Информация о работе Мотивация спортсменов