Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:29, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть мотивы общения в подростковом возрасте.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить психологические особенности подросткового возраста.
Рассмотреть особенности общения подростков.
Изучить мотивы общения подростков
Введение………………………………………………………………………..… 3
Глава 1: Мотивы общения в подростковом возрасте………………................. 4
1.1. Психологические особенности подросткового возраста ……………….. 4
1.2. Категория «общение» в психологии ………………………………………. 7
1.3. Общение – важная потребность подростка……………………………… 11
1.3.1. Общение со взрослыми ………………………………………………… 12
1.3.2. Общение со сверстниками ……………………………………………... 13
1.3.3. Гендерные различия стилей общения…………………………………. 14
1.4. Мотивы общения подростков….…………………………………………. 16
Заключение............................................................................................................ 18
Практические рекомендации по общению с подростками…………………... 20
Список литературы............................................................................................... 21
КОМИТЕТ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Факультет психологии
Кафедра общей и прикладной психологии
Курсовая работа
студентки 4 курса 791 группы
Сладковой Татьяны Константиновны
Мотивы общения в подростковом возрасте
Научный руководитель:
Кандидат психологических наук, доцент Бережкова Е.И.
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1: Мотивы
общения в подростковом возрасте………………................
1.1. Психологические особенности подросткового возраста ……………….. 4
1.2. Категория «общение» в психологии ………………………………………. 7
1.3. Общение – важная потребность подростка……………………………… 11
1.3.1. Общение со взрослыми ………………………………………………… 12
1.3.2. Общение
со сверстниками ……………………………………
1.3.3. Гендерные различия стилей общения…………………………………. 14
1.4. Мотивы общения подростков….…………………………………………. 16
Заключение....................
Практические рекомендации
по общению с подростками…………………..
Список литературы.............
Введение
Проблемами и исследованием подростков занимается достаточно большое количество специалистов. Подростковый возраст - очень важный период в развитии человека. В это время происходит формирование собственного Я. Подросток, пробуя, иногда ошибаясь и даже противясь внешнему миру, принятым в неё социальным и моральным нормам, пытается найти себя, свой жизненный путь, свою индивидуальность. Так же в этот период происходит формирование такого важного качества личности как полоролевая идентичность, формируются стереотипы поведения мужчины и женщины, которым подросток будет следовать в дальнейшем и которые могут в значительной степени повлиять на его общение и отношения с окружающими.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Общение в подростковом возрасте
претерпевает значительный качественный
перелом по сравнению с общением
младших школьников. Первостепенное
значение приобретает общение со
сверстниками. Общаясь с друзьями,
младшие подростки активно
Практическая значимость работы заключается в том, что
Цель работы: рассмотреть мотивы общения в подростковом возрасте.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Объект: дети подросткового возраста.
Предмет:
особенности общения в
Глава 1: Мотивы общения в подростковом возрасте.
1.1.Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый период – определённый отрезок жизни между детством и зрелостью. Обычно подростковый период рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причём проходит он для каждого по-разному и в разное время, но в итоге большинство подростков обретают зрелость.
Основные психологические потребности подростка:
- стремление к общению со сверстниками,
- стремление
к самостоятельности и
- эмансипации от взрослых,
- к признанию своих прав со стороны других людей.
В период подросткового возраста происходит формирование навыков логического и теоретического мышления, развивается логическая память. Активно развиваются творческие способности подростка, а так же формируется индивидуальный стиль деятельности.[5]
Бурно протекает развитие эмоциональной сферы. Для этого возраста характерны резкая смена переживаний и настроений, импульсивность, повышенная возбудимость, велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте и наблюдаются перепады настроение подростков – от уныния к веселью и наоборот. Рост личности подростка, расширение круга его интересов, общение со сверстниками, развитие самосознания – всё это ведёт к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как сочувствие, самопожертвование.
У подростков происходят значительные преобразования в строении мотивационной сферы подростка. Мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения интересы принимают характер стойкого увлечения. В мотивационной структуре процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями, учителями, высокую значимость приобретают отношения со сверстниками, проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой - нибудь группе.
Важной особенностью этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. Выделяются чётко выраженные гендерные особенности мотивов сексуальной активности подростков. Другой особенностью мотивационной сферы подростков является возникновение потребностей и мотивов, обуславливающих различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, преступное поведение, курение.
Подростковый
период очень важен в развитии
Я – концепции, в формировании
самооценки как основного регулятора
поведения и деятельности, оказывающей
непосредственное влияние на процесс
дальнейшего самопознания, самовоспитания
и в целом развития личности. В
этом возрасте у молодых людей
активно формируется
Поведение в подростковый период определяется несколькими факторами:
- половым созреванием подростка;
- маргинальным
социальным положением
- индивидуальными особенностями.
Стремление к общению со сверстниками характерно для подросткового возраста. Психология общения строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизация) и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых (реакция эмансипации), что часто приводит к конфликтам с ними. Полной свободы подростки не хотят, поскольку ещё не готовы к ней, они хотят лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность.[9]
Ведущим факторами развития в подростковом возрасте становятся: общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности.
1.2.Категория «общение» в психологии
Способность общаться друг с другом - одно из главных приобретений человека в ходе эволюции. Каждому человеку, на протяжении всей жизни, необходимо учиться общению, обогащая свой коммуникативный опыт, совершенствую свои умения и навыки.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.[8]
Содержание общения – это информация, которая через общение передается от человека к человеку. В ней могут быть сведения о мотивации, эмоциональном или ином состоянии. Люди, общаясь, обмениваются друг с другом информацией, представляющие знания о мире, приобретенный опыт, способности, умения, навыки, идеи, представления, оценки.
Цель общения – то, ради чего человек вступает в общение с другими людьми. У человека общение является средством удовлетворения многих потребностей (культурные, творческие, познавательные, социальные). [3]
Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, так как человек проявляется в каждой из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, потому что направлено на другого человека как на свой предмет и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общения.
В зависимости от содержания, цели и средств общения можно разделить на несколько видов:
По содержанию оно может быть представлено как:
- материальное - обмен предметами и продуктами деятельности;
- когнитивное - обмен знаниями;
- кондиционное - обмен психическими или физиологическими состояниями);
- мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, потребностями,
- деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками. [2]
При материальном общении - субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются её продуктами, которые служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.
При кондиционном общении - люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние.
Мотивационное
общение имеет в своём
По целям общение делится на:
- биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.
- социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Важнейшими видами общения у людей являются:
- вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.
- невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.
Так же среди видов общения можно выделить:
- деловое – организуется между людьми в связи с выполняемой ими работой или делом, которое их интересует;
- личное – сосредоточено вокруг вопрос личного характера;
- инструментальное
– общение, которое не
- целевое
– общение, которое служит
средством удовлетворения
Структура общения по Г.М. Андреевой, представляется как коммуникация, интеракция и социальная перцепция.
Коммуникативная составляющая общения – это обмен информацией между людьми или та информация, которой в процессе общения они обмениваются друг с другом.
Интерактивная сторона общения включает в себя взаимодействие людей друг с другом.
Социально – перцептивный аспект общения представляет собой восприятие и познание друг друга общающимися между собой.
Функции общения:
- информационно
– коммуникативная связана со
всеми формами деятельности
- прагмастическая реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности;
- формирующая проявляется в процессе развития человека и становления его как личности;