Мотивы общения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть мотивы общения в подростковом возрасте.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить психологические особенности подросткового возраста.
Рассмотреть особенности общения подростков.
Изучить мотивы общения подростков

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..… 3
Глава 1: Мотивы общения в подростковом возрасте………………................. 4
1.1. Психологические особенности подросткового возраста ……………….. 4
1.2. Категория «общение» в психологии ………………………………………. 7
1.3. Общение – важная потребность подростка……………………………… 11
1.3.1. Общение со взрослыми ………………………………………………… 12
1.3.2. Общение со сверстниками ……………………………………………... 13
1.3.3. Гендерные различия стилей общения…………………………………. 14
1.4. Мотивы общения подростков….…………………………………………. 16
Заключение............................................................................................................ 18
Практические рекомендации по общению с подростками…………………... 20
Список литературы............................................................................................... 21

Файлы: 1 файл

курсовая 4 курс полная.docx

— 45.45 Кб (Скачать файл)

КОМИТЕТ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Ленинградский государственный  университет имени А.С. Пушкина

 

 

 

 

Факультет психологии

Кафедра общей и прикладной психологии

 

Курсовая работа

студентки 4 курса 791 группы

Сладковой Татьяны Константиновны

 

       Мотивы общения в подростковом возрасте

 

 

 

Научный руководитель:

Кандидат психологических  наук, доцент Бережкова Е.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..… 3

Глава 1: Мотивы общения в подростковом возрасте………………................. 4

1.1. Психологические особенности подросткового возраста ……………….. 4

1.2. Категория «общение» в психологии ………………………………………. 7

1.3. Общение – важная потребность подростка……………………………… 11

1.3.1. Общение со взрослыми ………………………………………………… 12

1.3.2. Общение  со сверстниками ……………………………………………... 13

1.3.3. Гендерные различия стилей общения…………………………………. 14

1.4. Мотивы общения подростков….…………………………………………. 16

Заключение............................................................................................................ 18

Практические рекомендации по общению с подростками…………………... 20

Список литературы............................................................................................... 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблемами и исследованием подростков занимается достаточно большое количество специалистов. Подростковый возраст - очень важный период в развитии человека. В это время происходит формирование собственного Я. Подросток, пробуя, иногда ошибаясь и даже противясь внешнему миру, принятым в неё социальным и моральным нормам, пытается найти себя, свой жизненный путь, свою индивидуальность. Так же в этот период происходит формирование такого важного качества личности как полоролевая идентичность, формируются стереотипы поведения мужчины и женщины, которым подросток будет следовать в дальнейшем и которые могут в значительной степени повлиять на его общение и отношения с окружающими.

Общение – сложный многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого  человека.

Общение в подростковом возрасте претерпевает значительный качественный перелом по сравнению с общением младших школьников. Первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, младшие подростки активно осваивают  нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и  других.

Практическая значимость работы заключается в том, что 

Цель работы: рассмотреть мотивы общения в подростковом возрасте.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие  задачи:

  1. Изучить психологические особенности подросткового возраста.
  2. Рассмотреть особенности общения подростков.
  3. Изучить мотивы общения подростков

 

Объект: дети подросткового возраста.

Предмет: особенности общения в подростковом возрасте.

Глава 1: Мотивы общения в подростковом возрасте.

 

1.1.Психологические особенности подросткового возраста

 

Подростковый  период – определённый отрезок жизни между детством и зрелостью. Обычно подростковый период рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причём проходит он для каждого по-разному и в разное время, но в итоге большинство подростков обретают зрелость.

Основные  психологические потребности подростка:

- стремление к общению со сверстниками,

- стремление  к самостоятельности и независимости, 

- эмансипации  от взрослых,

- к признанию  своих прав со стороны других  людей.

В период подросткового возраста происходит формирование навыков логического  и теоретического мышления, развивается  логическая память. Активно развиваются  творческие способности подростка, а так же формируется индивидуальный стиль деятельности.[5]

Бурно протекает  развитие эмоциональной сферы. Для  этого возраста характерны резкая смена переживаний и настроений, импульсивность, повышенная возбудимость, велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте и наблюдаются перепады настроение подростков – от уныния к веселью и наоборот. Рост личности подростка, расширение круга его интересов, общение со сверстниками, развитие самосознания – всё это ведёт к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как сочувствие, самопожертвование.

У подростков происходят значительные преобразования в строении мотивационной сферы  подростка. Мотивы становятся не непосредственно  действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения  интересы принимают характер стойкого увлечения. В мотивационной структуре процесса общения происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями, учителями, высокую значимость приобретают отношения со сверстниками, проявляется аффилиативная  потребность в принадлежности какой - нибудь группе.

Важной  особенностью этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. Выделяются чётко выраженные гендерные особенности мотивов сексуальной активности подростков. Другой особенностью мотивационной сферы подростков является возникновение потребностей и мотивов, обуславливающих различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, преступное поведение, курение.

Подростковый  период очень важен в развитии Я – концепции, в формировании самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей  непосредственное влияние на процесс  дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. В  этом возрасте у молодых людей  активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая  система эталонов самооценивания и самоотношения, развиваются способности проникновения в свой внутренний мир. Подросток начинает осознавать свою неповторимость и особенность, в его сознании происходит переориентация с внешних оценок на внутренние. Постепенно формируется Я – концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному построению поведения молодого человека.[6]

Поведение в подростковый период определяется несколькими факторами:

- половым  созреванием подростка;

- маргинальным  социальным положением подростка;

- индивидуальными  особенностями.

Стремление  к общению со сверстниками характерно для подросткового возраста. Психология общения строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизация) и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность. Актуализируется стремление подростка к освобождению от опеки со стороны взрослых (реакция эмансипации), что часто приводит к конфликтам с ними. Полной свободы подростки не хотят, поскольку ещё не готовы к ней, они хотят лишь иметь право на собственный выбор, на ответственность.[9]

Ведущим факторами развития в подростковом возрасте становятся: общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Категория «общение» в психологии

 

Способность общаться друг с другом -  одно из главных приобретений человека в  ходе эволюции. Каждому человеку, на протяжении всей жизни, необходимо учиться  общению, обогащая свой коммуникативный  опыт, совершенствую свои умения и  навыки.

 Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.[8]

Содержание  общения – это информация, которая  через общение передается от человека к человеку. В ней могут быть сведения о мотивации, эмоциональном  или ином состоянии. Люди, общаясь, обмениваются друг с другом информацией, представляющие знания о мире, приобретенный опыт, способности, умения, навыки, идеи, представления, оценки.

Цель  общения – то, ради чего человек  вступает в общение с другими  людьми. У человека общение является средством удовлетворения многих потребностей (культурные, творческие, познавательные, социальные). [3]

Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, так как человек проявляется в каждой из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, потому что направлено на другого человека как на свой предмет и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общения.

В зависимости от содержания, цели и  средств общения можно разделить на несколько видов:

По содержанию оно может быть представлено как:

- материальное -  обмен предметами и продуктами деятельности;

- когнитивное - обмен знаниями;

- кондиционное - обмен психическими или физиологическими состояниями);

- мотивационное - обмен побуждениями, целями, интересами, потребностями,

 - деятельностное - обмен действиями, операциями, умениями, навыками. [2]

При материальном общении - субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются её продуктами, которые служат средством удовлетворения их актуальных потребностей.

При кондиционном общении - люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние. 

Мотивационное общение имеет в своём содержании передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении. Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности.

 По  целям общение делится на:

- биологическое - это общение, необходимое для  поддержания, сохранения и развития организма.

- социальное  общение преследует цели расширения и укрепления межличностных  контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида. 

Важнейшими  видами общения у людей являются:

- вербальное  общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.

- невербальное  общение не предполагает использование  звуковой речи, это общение при  помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.

Так же среди  видов общения можно выделить:

- деловое  – организуется между людьми  в связи с выполняемой ими  работой или делом, которое  их интересует;

- личное – сосредоточено вокруг вопрос личного характера;

- инструментальное  – общение, которое не является  самоцелью, преследует какую-то  иную цель, кроме получения удовлетворения  от самого акта общения;

- целевое  – общение, которое служит  средством удовлетворения специфической  потребности в общении.

Структура общения по Г.М. Андреевой, представляется как коммуникация, интеракция и социальная перцепция.

Коммуникативная составляющая общения – это обмен  информацией между людьми или  та информация, которой в процессе общения они обмениваются друг с  другом.

Интерактивная сторона общения включает в себя взаимодействие людей друг с другом.

Социально – перцептивный аспект общения представляет собой восприятие и познание друг друга общающимися между собой.

Функции общения:

- информационно  – коммуникативная связана со  всеми формами деятельности людей;

- прагмастическая реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности;

- формирующая проявляется в процессе развития человека и становления его как личности;

Информация о работе Мотивы общения подростков