Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:29, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть мотивы общения в подростковом возрасте.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить психологические особенности подросткового возраста.
Рассмотреть особенности общения подростков.
Изучить мотивы общения подростков
Введение………………………………………………………………………..… 3
Глава 1: Мотивы общения в подростковом возрасте………………................. 4
1.1. Психологические особенности подросткового возраста ……………….. 4
1.2. Категория «общение» в психологии ………………………………………. 7
1.3. Общение – важная потребность подростка……………………………… 11
1.3.1. Общение со взрослыми ………………………………………………… 12
1.3.2. Общение со сверстниками ……………………………………………... 13
1.3.3. Гендерные различия стилей общения…………………………………. 14
1.4. Мотивы общения подростков….…………………………………………. 16
Заключение............................................................................................................ 18
Практические рекомендации по общению с подростками…………………... 20
Список литературы............................................................................................... 21
- функция подтверждения заключается в том, что в процессе общения с другими мы можем понять, познать и утвердить себя в собственных глазах;
- организация
и поддержание межличностных
отношений – в ходе общения
мы оцениваем людей,
- внутриличностная функция общения - представляет диалог с самим собой, позволяющий обдумать решения и в другой ситуации поступать более обдуманно.
Общение с людьми - это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Без общения человек не в состоянии не только психологически развиваться, но и просто обеспечивать своё элементарное человеческое существование.
1.3.Общение – важная потребность подростка
Общение
имеет огромное значение в формировании
человеческой психики, её развитии и
становлении культурного
1.3.1. Общение со взрослыми.
В подростковом возрасте общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе. Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Благоприятно воздействует такая ситуация когда взрослый выступает в качестве друга. Совместная деятельность помогает подростку по-новому узнать общающихся с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, помогающие подростку в жизни.
В связи
с легкой ранимостью подростка для
взрослого важно найти формы
налаживания и поддержания
Общение подростка во многом обусловливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямо противоположное. Изменчивость настроений ведет к неадекватности реакций подростка. Слабость и неудачливость в какой-либо одной области подросток стремится компенсировать успехами в другой.
В ряде случаев позиции взрослых по отношению к подростку плохо сказываются на его развитии. Например, авторитарная позиция по отношению к подростку может стать условием, искажающим его психическое и социальное развитие. [11]
Недостаток внимания и заботы взрослых болезненно воспринимаются подростком. Он чувствует себя лишним, ибо является источником обременяющих хлопот. Подросток в подобных случаях обычно начинает жить своей тайной жизнью. Чрезмерная опека и контроль, необходимый, по мнению родителей, также нередко приносят негативные последствия: подросток оказывается лишенным возможности быть самостоятельным, научиться пользоваться свободой. В этом случае у него активизируется стремление к самостоятельности. Чрезмерное покровительство, стремление освободить подростка от трудностей и неприятных обязанностей приводят к дезориентации, неспособности к объективной рефлексии.
1.3.2.Общение со сверстниками.
Общение
со сверстниками в подростковом возрасте
- важный фактор психического развития
в подростковом возрасте, необходимое
условие для становления
Общение со сверстниками – это важный канал информации, по нему подростки узнают многие необходимые вещи, которые им не могут сказать взрослые по тем или иным причинам. Подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер. Общение со сверстниками это вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, а так же отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, так же служит школой для подростков. Взаимоотношения со сверстниками – это вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Заслужить уважение, любовь, признание товарищей имеет для самоуважения подростка решающее значение.[10]
Для подростка
большое значение имеет обретение
друга. Друг в подростковом возрасте
обретает особую ценность. Общение
по нормативам возрастного статуса
отрочества сочетается здесь с нежной
привязанностью и обожанием. Не только
девочки-подростки выражают свои чувства
объятиями и стремлением
1.3.3. Гендерные различия стилей общения.
Коммуникативные черты и стиль общения юношей и девушек не одинаковы. Это касается как уровня общительности, так и характера аффилиации. Изначально, кажется, что мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместную деятельность, игры. Для мужчин значительно важнее чувство принадлежности к группе сверстников и общение с ними, чем для женщин. Силовые игры приносят мальчикам огромное эмоциональное удовлетворение, в таких играх присутствует дух соперничества, соревнования. Содержание совместной деятельности и успех в ней имеет для мальчиков большое значение. Мальчик выбирает интересную игру, в которой он может проявить себя, ради этого он вступает в контакт, даже если соперники ему не очень нравятся. С раннего возраста мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки - к интенсивному общению. Мальчики чаще всего играют большими группами, а девочки – по двое или по трое. Общение у девочек пассивное, но более дружественное и избирательное. Изначально мальчики вступают в контакты друг с другом, а потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается какая- то положительная установка и затем появляется духовная тяга друг к другу. Девочки же вступают в контакт с теми, кто им симпатичен, кто нравится, содержание совместной деятельности для них второстепенно. Конфликты со сверстниками в большинстве случаев являются проявлением борьбы: у мальчиков за лидерство, за успехи в интеллектуальной и физической областях или за чью – то дружбу, у девочек, в основном, за представителя противоположного пола.[11]
Существенные половые различия имеются в уровне эмпатии и самораскрытия. Женщины в среднем эмоционально чувствительнее и восприимчивее мужчин, они превосходят мужчин по потребности и способности к самораскрытию, передаче другим интимной, личностно – значимой информации о себе и своём внутреннем мире. Стиль мышления тесно связан с особенностями воспитания. Девочек раньше приучают заботиться о других, о младших детях. Это делает девочек более эмоционально отзывчивыми, а так же коммуникативно ранимыми. Женщины чаще испытывают психологические расстройства. Они чаще мужчин жалуются на одиночество, непонятость, чаще испытывают состояние депрессии. Мужчины в состоянии депрессии жалуются на нехватку самораскрытия или предметные трудности – неспособность плакать, чувство социальной неудачи и болезненные соматические переживания, а женщины в таком состоянии жалуются неудовлетворенность собой, нерешительность, отсутствие поддержки.
Стили общения у мужчин и женщин различен. Мужской стиль обязывает скрывать свои слабости и подчёркивать достижения. Женский стиль рассчитан на установление психологической близости с другими.
Таким образом под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами. Общение нацелено на изучение взаимоотношений между общественными субъектами. Роль общения в психическом развитии человека имеет огромное значение, потому что через активное общение с членами семьи, со сверстниками, человек становится более развитой личностью.
1.4. Мотивы общения подростков
Общение является важным условием человеческого существования. Во все времена удовлетворение человеком своих потребностей происходило, в основном, с использованием общения. Исходя из этого, общение имеет отношение к проблеме мотивации, являясь средством удовлетворения потребностей, желаний, влечений. В процессе общения происходит не просто обмен или получение информации, но и вызов эмоций, обмен эмоциями – проявление отрицательного или положительного отношения к партнёру.
Мотив – внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определённой потребности.[7]
Мотивация – вся совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок или диспозиций, идеалов. [11]
Потребности – переживаемое состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды и выступающее источником активности.
Л.И.Марисова выделила девять групп коммуникативных потребностей:
- в другом человеке и взаимоотношениях с ним;
- в принадлежности к социальной общности;
- в сопереживании и сочувствии;
- в заботе, помощи и поддержке со стороны других;
- в оказании помощи, заботы и поддержки другим;
- в установлении
деловых связей для
- в постоянном обмене опытом, знаниями;
- в оценке со стороны других, в уважении, авторитете;
- в выработке
общего с другими людьми
В подростковом возрасте происходят коренные преобразования в строении мотивационно - личностной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательного принятого решения, многие интересы принимают характер стойкого увлечения.
В мотивационной сфере процесса общения подростков происходят кардинальные изменения: теряют свою актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками. Само общение подростков становится более глубоким и содержательным, расширяется область их духовного и интеллектуального общения, появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как дружба и любовь.
Заключение
Итак, можно подвести итог под всем выше сказанным. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми благодаря широким возможностям к научению человек приобретает свои высшие познавательные способности и качества.
Л.И.Марисова выделила девять групп коммуникативных потребностей:
- в другом человеке и взаимоотношениях с ним;
- в принадлежности к социальной общности;
- в сопереживании и сочувствии;
- в заботе, помощи и поддержке со стороны других;
- в оказании помощи, заботы и поддержки другим;
- в установлении
деловых связей для
- в постоянном обмене опытом, знаниями;
- в оценке со стороны других, в уважении, авторитете;
- в выработке
общего с другими людьми
Исходя из коммуникативных потребностей по Л.И.Марисовой можно выделить следующие мотивы общения в подростковом возрасте:
- познавательные – общение подростков со взрослыми и сверстниками на познавательные темы, обмен опытом, знаниями;
-личностные – общение
- деловые – общение для установления деловых связей.
В мотивационной сфере процесса общения подростков происходят кардинальные изменения: теряют свою актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками. Само общение подростков становится более глубоким и содержательным, расширяется область их духовного и интеллектуального общения, появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как дружба и любовь.