Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 18:48, курсовая работа
Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.
Введение
1. Общее представление о памяти человека
2. Классификация видов памяти
3. Моторная (двигательная) память
4. Двигательные умения и навыки
5. Закономерности запоминания и сохранения информации .
Заключение
Использованная литература
Содержание
Введение
Заключение
Использованная
литература
Введение
Наш психический
мир многообразен и разносторонен.
Благодаря высокому уровню развития
нашей психики мы многое можем
и многое умеем. В свою очередь, психическое
развитие возможно потому, что мы сохраняем
приобретенный опыт и знания. Все,
что мы узнаем, каждое наше переживание,
впечатление или движение оставляют
в нашей памяти известный след,
который может сохраняться
Память
– носительница индивидуального
опыта человека. Память – это
не фотографическое
Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем "настоящим". Тем не менее настоящее - это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее.
Память
- форма психического отражения, заключающаяся
в закреплении, сохранении и последующем
воспроизведении прошлого опыта, делающая
возможным его повторное
Память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо как можно больше знать о нашей памяти. Рубинштейн писал: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на прошлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть ».
Человек,
лишённый памяти, по сути, перестанет быть
человеком. И, наоборот, среди многих
выдающихся личностей мы нередко
встречаем примеры
Современный крупнейший математик и кибернетик фон Нейман сделал расчёты, которые показали, что в принципе человеческий мозг может вместить примерно 1020 единиц информации. Это означает, что каждый из нас может запомнить всю информацию, содержащуюся в миллионах томов крупнейшей в мире Российской государственной библиотеке. Поэтому можно уверенно заключить: никто не знает границу своей памяти. Мы никогда даже близко не подходили к границам наших возможностей и память мы используем на ничтожную долю своей мощности
Благодаря
своей памяти, ее совершенствованию
человек выделился из животного
царства и достиг тех высот, на
которых он сейчас находится. Да и
дальнейший прогресс человечества без
постоянного улучшения этой функции
немыслим.
Существует много подходов к классификации видов памяти.
Наиболее часто выделяют:
– Моторная память является эволюционно самым древним видом. Она отвечает за запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Эти движения запрограммированы, например: ходьба, подъем по ступенькам, плаванье и т.д. Именно моторная память помогает нам воспроизводить привычные действия на уровне автоматизма.
–
Эмоциональная память
связана с фиксированием переживаний,
которыми сопровождаются те или иные события.
Эмоции выполняют регуляторную функцию
в обеспечении поведения и адаптации организма
к окружающей среде. Биологический смысл
эмоциональной памяти заключается в выработке
системы предупреждения.
Эмоционально окрашенные ощущения фиксируются
непроизвольно и практически мгновенно.
Эмоциональная память самая прочная, поэтому
имеет очень большое значение в процессе
обучения. Если вы хотите лучше усвоить
учебный материал, привлекайте резервы
эмоциональной памяти: придумайте способы
насытить информацию эмоциями, сделайте
ее интересной для себя, например, нарисуйте
комические иллюстрации к скучному тексту.
– Образная память имеет несколько подвидов, поскольку связана с работой сенсорных систем или органов чувств. Она включает в себя зрительную, осязательную, обонятельную, вкусовую, слуховую память. Информация запоминается в виде образов определенной модальности. Образная память спонтанна, гибка и обеспечивает длительное хранение следов воздействия.
–
Логическая память
и в филогенезе, и в онтогенезе возникает
позже всех остальных видов памяти. Логическая
память формируется только на базе второй
сигнальной системы в процессе обучения.
Вторая сигнальная система, по определению
физиолога И.П. Павлова, — это человеческая
речь. Сложно запомнить какой-либо материал
без понимания, без логического восприятия.
Никаких природных готовых программ у
этой памяти нет. Логическая память —
результат тех интеллектуальных возможностей,
которые есть у человека. Логическая память
у младших и старших школьников различна.
Лучше выражена она у старшеклассников.
С
точки зрения временной характеристики
сохранения способности к воспроизведению
запечатленной информации., различают
следующие виды памяти:
–
Сенсорная (иконическая, следовая)
память, которая обеспечивает сохранение
воспринятого образа на протяжении долей
секунды.
–Кратковременная (первичная) память - позволяет удерживать информацию воспринятую информацию на протяжении около 20 с.
–Долговременная
(вторичная) память - простирается на очень
большой временной диапазон, начиная от
нескольких десятков (точнее, 20) секунд
и простираясь на минуты, часы, дни, месяцы,
годы. По всей видимости, это понятие включает
несколько достаточно существенно различных
видов памяти. Так, в частности, во вторичной
памяти выделяют оперативную память,
т.е. по существу, пролонгированную кратковременную
память. Суть ее заключается в том, что
под влиянием внутренней мотивации или
каких-либо внешних обстоятельств способность
к воспроизведению продлевается на промежуток
времени более 20 с. Выделяют еще так называемую
"вечную" или третичную
память, когда способность воспроизводить
когда-то запечатленную информацию сохраняется
на протяжении всей оставшейся жизни (например,
имена свое и ближайших родственников
и т.п.). И только в патопсихологических
ситуациях разрушается и этот вид памяти.
Двигательная память — это память на движения: при управлении, например, автомобилем, при запоминании маршрута движения, но не по местным предметам, а по тому, где и какой сделал поворот, где и сколько шел. Словеснологическая память обеспечивает усвоение формулировок выражений, содержащих определенный смысл, например теорем и формул в физике и математике; содержание заучиваемого материала, например уставов. Эмоциональная память сохраняет в нашем сознании различные пережитые чувства и связанные с ними события, людей. Это очень сильный вид памяти. То, что пережил, запомнится надолго. Образная память позволяет запомнить лицо человека, местность, предмет, событие. Этот вид памяти ценен тем, что он сохраняет в сознании материал в деталях.
В процессе обучения рекомендуется опираться на те виды памяти, которые развиты у обучаемых сильнее, те же виды памяти, которые менее выражены, следует стремиться развивать.
Память — это своего рода арсенал личного опыта и знаний человека. И в этом смысле она как бы обращена в прошлое. Творческим познавательным процессом, обращенным в будущее, позволяющим заглянуть вперед, является воображение.
Есть вид памяти, который мы редко замечаем: это двигательная память. Без нее невозможно, например, научиться водить машину, она во многом определяет координацию, ловкость и меткость наших движений. Для развития этих качеств мы предлагаем простые упражнения.
Есть
ли такой человек, который не хотел
бы улучшить свою память? Мы таких не
встречали. При этом люди имеют в
виду прежде всего память словесно-логическую
(на тексты, мысли) и образную (на лица,
пейзажи). Но есть еще и другой вид
памяти, его мы часто совсем не замечаем.
Это двигательная память. Она во
многом определяет координацию, ловкость
и меткость наших движений, без
нее невозможно научиться водить
машину, достигнуть успехов в спорте. Обычно
свои движения мы контролируем зрением.
Но такой контроль — не единственно возможный,
глаза можно освободить от рутинной работы
и переключить в этот момент на что-то
более важное. Движение можно контролировать
рукой, без помощи глаз, но это возможно
лишь при развитой двигательной памяти.
В структуре двигательной памяти можно
выделить запоминание и сохранение параметров
движения: направления (в какую сторону
оно совершается), расстояния (какой длины
путь проходит рука), угол поворота сустава.
Основными показателями двигательной
памяти являются ее точность (воспроизведение
заданного параметра без отключений),
объем (количество движений, параметры
которых человек может воспроизвести),
устойчивость (ухудшается или нет их воспроизведение
под влиянием помех — сбивающих движений
в промежутке между запоминанием и воспроизведением)
и прочность (как долго это движение помнится.)
Для развития этих качеств мы есть простые
упражнения. Для этого понадобятся только
лист бумаги и фломастер.