Моторная память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

Содержание работы

Введение
1. Общее представление о памяти человека
2. Классификация видов памяти
3. Моторная (двигательная) память
4. Двигательные умения и навыки
5. Закономерности запоминания и сохранения информации .
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

моторная память.docx

— 38.04 Кб (Скачать файл)

Направление движений

Прикрепите  к стене лист бумаги на расстоянии примерно 60 сантиметров от пола и  сядьте на стул лицом к нему. Плотно закройте глаза и наугад прикоснитесь фломастером к любому месту бумаги. Опустите руки на колени (исходное положение) и через 1-2 секунды постарайтесь еще раз попасть фломастером  в ту же точку. Откройте глаза, измерьте расстояние между двумя точками. Это исходный уровень вашей памяти. Затем с закрытыми глазами  совершайте движения к разным участкам листа: первое движение — то, что  нужно запомнить, второе — его  воспроизведение. Определите для себя наиболее трудные для запоминания  направления движений (когда расстояние между точками максимально) и  при тренировке обратите на них особое внимание. После того, как вы научитесь  точно воспроизводить единичные  движения, переходите к тренировке объема памяти — к воспроизведению серии движений, сперва двух, потом трех и т.д. Для этого с закрытыми глазами расставьте несколько точек в разных частях листа, в промежутках между движениями опускайте руку (исходное положение). Затем через 2-3 секунды повторите эти движения, стараясь во второй раз попасть в те же точки, в той же последовательности. По мере улучшения результатов при запоминании 2-3 направлений увеличивайте количество точек. Время от времени измеряйте расстояние между точками и следите за тем, чтобы оно постепенно уменьшалось. Чтобы различить первый результат и последующие, используйте фломастеры разного цвета: например, проставляйте точки красным цветом, а воспроизводите их зеленым. Для тренировки устойчивости памяти проделывайте все так же, как и при тренировке точности и объема, только после исходных (запоминаемых) движений хорошенько потрясите рукой, поднимите ее вверх, отведите в сторону и лишь после этого повторяйте движения. Вначале такие двигательные помехи могут ухудшить результат, но затем все постепенно восстановится. Прочность памяти тренируйте за счет постепенного увеличения времени между запоминанием и воспроизведением движений — от нескольких секунд до нескольких минут.

Расстояние  движений

Прикрепите  лист бумаги к поверхности стола. Сидя за столом с закрытыми глазами, проведите фломастером слева  направо линию произвольной длины. Спустя несколько секунд попробуйте из соседней точки провести вторую линию такой же длины. Запишите разницу. Затем, воспроизводя первоначальное движение, меняйте исходную точку движения (например, ставьте ее не в середине листа, а слева вверху, справа внизу  и т. п.) или направление движения (не слева направо, а справа налево, снизу вверх и т. п.) или и  то и другое вместе, но старайтесь всегда строго выдерживать длину. Наибольшее внимание при тренировке уделяйте тем  ситуациям, где ваши ошибки максимальны. Добившись хорошей точности, переходите к тренировке объема. Для этого  сразу проведите две — три  линии различной длины одну под другой. Через несколько секунд проведите такие же по длине линии в той же последовательности. Постепенно увеличивайте количество запоминаемых линий и усложняйте условия их воспроизведения, меняя расположение исходных точек и направление движений. Теперь можно развивать устойчивость и прочность памяти. Для этого в промежутках между начальными и повторными движениями совершите несколько взмахов рукой в различных направлениях, а также увеличивайте промежуток времени перед воспроизведением.

Угол  поворота сустава

Для этого  упражнения лист бумаги можно прикрепить как горизонтально, так и вертикально. Упритесь локтем в какую-то его точку, опустите на него предплечье и кисть  с фломастером и закройте глаза. Затем, не сдвигая локоть, совершите  круговое движение предплечьем и  кистью так, чтобы фломастер оставил  на бумаге дугу (для начала в 30-40 градусов). При этом вращайте руку только в  локтевом суставе, в лучезапястном  она должна быть неподвижной. Теперь, не меняя положения локтя, верните  фломастер в исходную точку и  совершите поворот руки на такой  же угол (чтобы вторая дуга в точности совпала с первой). Для усложнения упражнения меняйте положение локтя, положение исходных для дуг точек, а также направление поворота (по часовой стрелке или против). Со временем переходите к запоминанию  и воспроизведению сразу нескольких разных поворотов руки (разных дуг), а затем между запоминанием и  воспроизведением как следует подвигайте рукой, особенно в локте, или просто увеличьте промежуток времени перед  воспроизведением. Этим вы обеспечите тренировку объема, устойчивости и  прочности памяти на двигательные повороты. Вы можете найти более сложные  варианты этих упражнений. Например, бумагу можно установить на наклонной плоскости, движения перенести с одной руки на другую, поворачивать руку только в  лучезапястном суставе. Регулярно  наблюдайте за показателями вашей двигательной памяти в процессе тренировки. Фиксируя, как день ото дня она улучшается, т.е. имея наглядные результаты тренировок, вы не сможете их прекратить, прежде чем доведете двигательную память до совершенства. Но нужно ли это? Казалось бы, чему мы при этом научились? Каким-то пустякам: попадать в исходную точку, выдерживать заданную длину линии... Как показывают экспериментальные исследования по психологии памяти и движений, именно эти «пустяки» лежат в основе координации и красоты наших движений, быстроты и легкости, с которыми мы что-то изготавливаем руками, добиваемся результатов в спорте.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Двигательные  умения  и навыки
 
 

Среди многих научных проблем особое место  занимает проблема двигательных навыков, что нашло отражение в многочисленных публикациях разных ученных.  В  конце 50-х гг. по вопросу об осознаваемости и неосознаваемости навыка, видный ученный А.Ц. Пуни решительно выступал против понимания навыка как автоматизма. Он писал, что "на различных фазах  формирования навыка (по мере его автоматизации) заучиваемое действие не превращается в бессознательное, а по-иному  осознается. Таким образом, несмотря на наличие неосознаваемости движений в заученных действиях, т.е. навыках, последние не перестают быть сознательными".

В процессе изучения любого спортивного действия важно, чтобы все движения, все  закономерные связи между ними были усвоены сознательно. Это главное  условие совершенной саморегуляции, выполнения действия впоследствии. Но по мере овладения действием, по мере закрепления техники число неосознаваемых элементов уменьшается. Многие из них переходят на неосознаваемый уровень регулирования. В конце концов, когда действие заучено, навык сформирован, осознаваемыми остаются лишь так называемые опорные пункты. При целостном выполнении действия они служат контрольными в сознательной его регуляции, которая осуществляется с помощью словесных "рабочих формул", произносимых спортсменом мысленно, "про себя".

В то же время одним из основных положений  при рассмотрении закономерностей  формирования двигательных навыков  является развитие устойчивой отчетливости двигательных ощущений, которое теснейшим  образом связано с ходом овладения  техникой упражнений. Но овладение  техникой приводит к формированию навыка, а навык связан с переходом  многих движений на неосознаваемый уровень.

Чем проще  действие, тем легче оно выпадает из смыслового контроля, который вследствие этого может переключаться на ситуацию, результат и даже на другие действия (речевые, мыслительные). Чем  сложнее действие и чем оно  важнее для достижения цели, тем  в большей степени оно находится  под смысловым контролем. Внешний  перцептивный контроль за простым действием  тоже может сниматься; недаром одним  из признаков навыка считается переход  контроля за действием с внешнего (зрительного) контура на внутренний (проприоцептивный, вестибулярный). Правда, в этом утверждении тоже имеются  моменты, требующие уточнения и  оговорок, о чем речь будет идти дальше). Однако внутренний перцептивный контроль за действием остается, но проявляется он в другой форме: не динамической при интенсивном внимании, а тонической. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Закономерности  запоминания и  сохранения информации.

     Память  состоит из запоминания, сохранения и последующего воспроизведения информации.

       Для того, чтобы люди могли  улучшить свою память, её надо  тренировать. При этом необходимо  знать закономерности запоминания  и сохранения информации:

     Информацию  нужно запоминать активно;

     Информация  должна быть эмоционально насыщенной;

     Запоминается  лучше та задача, решение которой  не удалось довести до конца;

     Лучше запоминаются начало и конец информации;

     Долгосрочность  запоминания зависит от установки;

     Запоминание ухудшается при запоминании объема сходного материала.

     Как же улучшать свою память?

     Для лучшего запоминания необходимо думать. Учитывая тот факт, что память теснейшим образом связана с  мышлением, необходимо непременно во всем искать смысл. Не следует зубрить  заданный параграф, повторяя про себя строчку за строчкой. Результат будет  значительно лучше, если постараться  найти в тексте главную мысль, сделать конспект, ставить вопросы  на полях, спорить с автором, переводить текстовый материал в схематическую  форму и наоборот.

       Интерес к материалу повышает  продуктивность запоминания. Следует  чаще оценивать, что даст полученная  информация. Если польза действительно  ожидается, то читать ее будет  интереснее, а следовательно, больше  запоминаться.

     К предстоящей работе с материалом следует готовиться заранее. Психологами  установлено, что новое гораздо  легче усваивается, если предварительно прочитать что – либо популярное на эту тему. Можно также подумать над тем, что знаешь на предложенную тему, оценить насколько информация пополнит знания.

     Не  следует перегружать информацией  память за короткий промежуток времени.

     Это особенно касается подготовки к зачетным занятиям, экзаменам. Ученые раскрыли секрет запоминания. Оказывается, объем  оперативной памяти , т. е. при одновременном  восприятии мы можем удержать в памяти в среднем 7 объектов. Это могут  быть 7 слов, 7 фраз, 7 параграфов. Причем легче запомнить первый и последний  элементы ряда.

     Не  следует учить друг за другом похожие  предметы.

     Т. е. не следует учить физику после  математики, а литературу после истории. Учеными давно замечено, что лучший способ забыть все только что выученное  – попытаться тут же запомнить  нечто похожее.

     Нужно бороться с забывчивостью. Например, представляя обстановку, в которой  происходят события, можно припомнить и само это событие. Это объясняется  тем, что одновременные впечатления  имеют свойство вызывать друг друга, так узелок на память, завязанный в  определенной ситуации, или крестик, нарисованный на руке, впоследствии помогает вспомнить и повод, по которому они  появились.

     Вся информация должна восприниматься, как  законченное целое. Так стихотворение  или параграф надо прочитывать целиком  и пытаться рассказать сразу все. Это поможет потом быстро восстановить в памяти весь материал.

     Рекомендации  для смыслового запоминания можно  сформулировать так:

     Осознайте, зачем следует запоминать материал.

     Осознайте, что надо запомнить.

     Проанализируйте материал, выявите связи между  понятиями и явлениями.

     Выделите  главное, суть материала, который надо запомнить.

     Обобщите  содержание.

     Запомните обобщение.

     Фрадков И. С. прелагает подросткам усвоить  следующие правила сохранения знания:

     Выделить  то, что нужно запомнить.

     Отвлечься от всего постороннего и сосредоточить  свое внимание на тех объектах, которые  нужно запомнить.

     Выделить  в объектах главное и второстепенное, найти связи объектов друг с другом.

     В сложном материале автор советует обязательно выделять смысловые  веки.

     Опирайтесь  на свой тип памяти, активизируя  образные представления.

     Систематически  повторяйте и воспроизводите материал, который запоминали.

     Не  смешивайте узнавание и воспроизведение.

     В случае затруднений вспомните обстановку заучивания, идите от дальнего факта  к системе или от более общих  знаний к необходимым в данный момент.

     Следует помнить о том, что утомляемость, тревожность являются врагом памяти. Для хорошего запоминания необходимо и хорошее здоровье.

       Укрепляя и тренируя память  не следует забывать о таких  психических процессах, как внимание, наблюдательность и воля. Тренировать  память следует регулярно, посвящая  этому хотя бы 30 минут ежедневно.

       Лучшие результаты можно получить, если занятия проводятся утром  между 8 и 12 часами - потом наступает  спад. Новый пик эффективности  наступает к 19 часам.

       Чашка чая, улучшают, активизируют  память.

       Табак ухудшает кровоснабжение  мозга, в результате чего у  большинства курильщиков память  слабеет.

Информация о работе Моторная память