Мудрость, как центральное новообразование старости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:20, контрольная работа

Описание работы

Проблема исследования психологических возможностей в старости является не только научно актуальной, но и жизненно значимой, поскольку традиционно старость воспринимают как возраст печали, потерь, тоски и страданий от боли, которая потенциально таится в теле каждого старого человека. В то же время социальная геронтология и геронтопсихология, рассматривая старость как возраст развития, указывают на значительные различия в проявлении индивидуальных признаков старения, не позволяющие однозначно установить возрастную границу между зрелостью и старостью

Файлы: 1 файл

2 САМА РАБОТА.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблема исследования психологических возможностей в  старости является не только научно актуальной, но и жизненно значимой, поскольку  традиционно старость воспринимают как возраст печали, потерь, тоски  и страданий от боли, которая потенциально таится в теле каждого старого человека. В то же время социальная геронтология и геронтопсихология, рассматривая старость как возраст развития, указывают на значительные различия в проявлении индивидуальных признаков старения, не позволяющие однозначно установить возрастную границу между зрелостью и старостью. Сам факт, что стареют все по-разному, указывает на то, что печаль и горе — не единственный удел старости, а угасание — не единственный путь изменения.

Выражение «счастливая старость» скорее можно встретить в художественной или философской литературе, чем в геронтологической, а тем более геронто-психиатрической. Понятие это в значительной степени неопределенно и вызывает к себе противоречивое отношение. Действительно, трудно представить себе, что старость является счастливым периодом жизни, особенно если сравнивать ее с более ранними возрастными периодами. Вместе с тем, если обратиться к самим старым людям, то станет очевидным, что понятие «счастливая старость» не является абстрактным, оно наполнено определенным содержанием, которое соответствует представлению о счастье в любой из возрастных периодов или включает новые и незнакомые по прошлому переживания.

Отличительной характеристикой  старости по мнению ряда исследователей можно считать мудрость как форму такого независимого и в то же время активного взаимоотношения человека с его ограниченной смертью жизнью, которая характеризуется зрелостью ума тщательной обдуманностью суждений, глубоким всеобъемлющим пониманием.Мудрость как особое новообразование пожилого возраста, является, таким образом, суммой приобретенного опыта пройденного жизненного пути и основным позитивным новообразованием старости.

ГЛАВА I. :  СТАРОСТЬ КАК БИОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

 

1.1 Геронтология в системе наук о человеке

 

Начало научной геронтологии – науки, которая изучает нормальный процесс старения человека, его основные проявления и факторы, влияющие на характер, типы и интенсивность старческих изменений, связывают обычно с именем английского философа Ф. Бэкона. Бэкон считал, что систематическое исследование процессов старения може открыть причины старости. Он полагал, что самое большое влияние на процесс старения могут сказать оказать нездоровые привычки.

У нас  первые труды, посвященные  вопросам продления активной старости, относятся к середине XVIII века, например, книга русского врача И. Фишера “О старости, ее степенях и болезнях”.

Геронтология в современном  ее понимании сформировалась к середине XX века. Одной из задач геронтологии является изучение особенностей старения, связанных с влиянием средовых факторов, образа жизни, труда, социальных связей и взаимоотношений [1].

Анализ литературы по проблемам возрастной психологии показал, что определение понятия старость относиться к числу “вечных проблем”. Ведутся дискуссии вокруг того, что считать старостью, ее первыми проявлениями, что такое возраст старости и каковы его границы [2]. Основная трудность в определении этого понятия в том, что старение – процесс длительный, плавный, не существует точной границы, которая отделяет  старость от среднего возраста. В целом,  старение – процесс индивидуальный, у одних людей он начинается раньше, у других позже.

Сопоставление различных  возрастных классификаций дает сложную  картину в определения границ старости, которые колеблются в широких пределах от 45 до 70 лет. Характерно, что почти во всех возрастных классификациях  старости  можно увидеть тенденцию к ее дифференцированности на подпериоды. При этом нужно учитывать, что с момента наступления старости процесс старения не заканчивается, он продолжается, и существуют большие различия между стареющими людьми.

Выделяют календарный  возраст – объективный показатель, связанный чисто с физическим течением времени и выражаемой в  абсолютных физических единицах времени.

В разные периоды истории  общества и в разных культурах  начало старости определялось следующим  образом: Пифагор – 60 лет, китайские  ученые – 70 лет, английские физиологи XX века – с выше 50 лет, немецкий физиолог М. Рубнер – 50 лет старость, 70 лет  – почтенная старость [1].

Ю. Б. Тарнавский предлагает весь период позднего возраста делить на отдельные группы: пожилой возраст (его еще называют инволюционным  или предстарческим) – от 50 до 65 лет; старческий возраст  - от 65 и выше [3].

Е. С. Авербух, отечественный психиатр условно выделяет возраст 45-60 лет как пост репродуктивный (климактерический) период, предшествующий пожилому (предстарческому  - 60-75 лет) и старческому  (75-90 лет) возрастом. По мнению автора людей свыше 90 лет следует считать долгожителями [4, 5].

В отечественной науке  принята следующая схема возрастной периодизации:

  • Пожилой возраст 60-74 года мужчины, 55-74 года женщины.
  • Старческий возраст 75-90 лет мужчины и женщины.
  • Долгожители – 90 лет и старше мужчины и женщины.

Выделяется также пенсионный возраст, границы которого устанавливаются государством. При определении пенсионного возраста исходят из возраста хронологического – количества прожитых лет.

Существует понятие функционального возраста, который отражает возрастную динамику физиологических  функций, определяется генетическим компонентом, образом жизни, перенесенными заболеваниями, стрессовыми ситуациями, физической, психической и интеллектуальной активностью; психологического возраста – группа показателей, характеризующих возрастные измерения психики; биологического возраста – показатель уровня износа структуры и функций организма.

Авторы отмечают, что  разграничения на периоды является условными, поскольку календарный (хронологический) и биологический, а также психологический  возраст не всегда совпадают.

 

1.2 Типология старости

 

При рассмотрении  различных  типологий важно учитывать, что  эти классификации всегда относительны, т.к. в реальной жизни “в чистом виде”  психологические типы встречаются  редко. Типология служит ориентировкой, базой для конкретной работы.

А. Толстых отмечает, что  в старости происходит изменение  личности и картина измерений  чрезмерно насыщена разнообразным  набором качеств, которые редко  встречаются в одном человеке. Поэтому существует необходимость  рассмотрения различных типологий старости [6].

И. Кон приводит свою классификацию  типов старости, в зависимости  от характера деятельности, которой  она заполнена.

  1. Первый тип - активная, творческая старость. Люди расставались с профессиональным трудом и продолжали участвовать в общественной жизни, живут полнокровной жизнью, не ощущая какой либо ущербности.
  2. Второй тип старости также отличается хорошей социальной и психологической приспособленностью, но энергия этих людей направлена главным образом на устройство собственной жизни – материальное благополучие, отдых, развлечение и самообразование, на что раньше не доставало времени.
  3. Третий тип, в котором преобладают женщины, находит главное  приложение силы в семье. Им некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у представителей первых двух типов.
  4. Четвертый тип – люди, смыслом жизни которых стала забота о здоровье, которая стимулирует достаточно разнообразные формы активности и дает определенное моральное удовлетворение. Однако эти люди склонны преувеличивать значение своих действительных и мнимых болезней.

Все эти 4 типа старости И. Кон считает психологически благополучными и замечает, что есть и отрицательные  типы развития. К таковым могут  быть отнесены агрессивные старые ворчуны, недовольные состоянием агрессивного мира, критикующие все кроме себя. Другой вариант негативного проявления старости – разочарование в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники. Они винят себя за действительные и мнимые упущенные возможности.

Психиатр Е. С. Авербух  выделяет два крайних типа в собственном  отношении к своей старости. Одни долго не чувствуют и даже не осознают свой возраст, поэтому в поведении  “молодятся”, подчас теряя в этом чувство меры; другие – как бы переоценивают свою старость, начинают чрезмерно беречь себя, раньше времени и больше чем это требуется, ограждают себя от жизненных треволнений [4, 5].

Другие отечественные  психиатры условно выделяют три  типа старости: “счастливая”, “несчастливая” и психопатологическая. “Счастливая” старость характеризуется умиротворенностью, мудрой просветленностью мировосприятия и мировоззрения, созерцательностью,  сдержанностью и самообладанием. Так называемая “несчастливая” старость обуславливается повышением уровня личной тревоги, тревожной мнимости по поводу своего физического здоровья. Характерны также склонность к частым сомнениям и опасениям по незначительному поводу, неуверенность в себе, в будущем, потеря прежнего и отсутствие иного смысла жизни, размышления о приближающейся смерти.

А.И. Анциферова, отечественный психолог, выделяют два типа, отличающихся друг  от друга уровнем активности, стратегиями  совладения с трудностями, отношение  к миру и к себе, удовлетворенностью жизни. Представители первого типа мужественно, без особых эмоциональных нарушений переживают уход на пенсию. У  них отличается высокая активность, которая связана с позитивной установкой на будущее. Нередко эти люди воспринимают установку как освобождение от социальных ограничений, предписаний и стереотипов рабочего периода. Занятия новым делом установление дружеских контактов,  сохранение способности контролировать свое окружение порождают удовлетворенность жизнью  и увеличивают  ее продолжительность. У представителей второго типа развивается пассивное отношение к жизни, оно отчуждаются от окружения, сужается круг их интересов и снижается показатели теста интеллекта. Они теряют уважение к себе и переживают тяжелое  чувство ненужности. Такие люди тяжело переживают свой поздний возраст, не борются за себя, погружаются в прошлое и,  будучи физически здоровыми, быстро дряхлеют [7].

Разработкой типологии  старения занимались и зарубежные психологи.

Ф. Гизе предложил 3 типа стариков и старости.

  1. Старик - негативный, отрицающий у себя какие либо признаки старости.
  2. Старик экстравертированный, признающий наступление старости, но к этому признанию приходящий через внешнее влияние и путем наблюдения окружающей действительности, особенно в связи с выходом на пенсию (наблюдения за выросшей молодежью, расхождение с нею во взглядах и интересах, смерть близких людей, изменения положения в семье).  
  3. Интравертированный тип, остро переживающий процесс старения. Появляется тупость по отношению  к новым интересам, оживления воспоминаний о прошлом, ослабление эмоций, стремление к покою.

 

1.3 Психологическое развитие и особенности личности в пожилом    возрасте

 

По вопросу об изменении  личности старых людей существует множество  противоречивых мнений. Они отражают различные взгляды исследователей на сущность старения и на трактовку  понятия "личность". Некоторые авторы отрицают, какие либо существенные изменения личности в старости. Другие, все соматические и психические изменения, да и саму старость, считают заболеванием (Пархен и др.) Объясняют они это тем, что старость почти всегда сопровождается различными недугами и всегда заканчивается смертью [2]. Это крайние точки зрения и существует еще множество вариантов.

Однако общеизвестно, что многие люди до преклонного возраста сохраняют свои личные особенности  и творческие возможности. Все мелочное, неважное отпадает, наступает известная "просветленность духа", они становятся мудрыми.

Ю.Б Тарнавский пишет  о том, что старость - крайне критичный  период времени. Она требует всех сил личности, чтобы приспособиться к окружающей обстановке. Но нередко человеку преклонного возраста трудно привыкнуть к новому статусу [3]. Автор отмечает, что пожилой возраст характеризуется не только минусами. Старость несет в себе много ценных, положительных качеств. Человек становится рассудительным, опытным.

Таким образом,  личность человека  по мере его старения изменяется, но старение протекает по-разному, в зависимости от ряда факторов, как биологических (конституциональный тип личности, темперамент, состояние физического здоровья), так и социально-психологические (образ жизни,  семейно-бытовое положение, наличие духовых интересов, творческой активности). "Человек стареет так и таким образом, как он жил в течение жизни и каким он был как личность" [8].

Старение личности может   проявляться в выделенном зарубежными авторами синдроме "неприятия   старения", в основе которого лежит внутренний конфликт между потребностями личности и ограниченными в силу физического и психического постарения возможностью их удовлетворения. Это противоречие приводит  к явлению фрустрации и разным формам социально- психологической дезадаптации личности.

Информация о работе Мудрость, как центральное новообразование старости