Мудрость, как центральное новообразование старости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:20, контрольная работа

Описание работы

Проблема исследования психологических возможностей в старости является не только научно актуальной, но и жизненно значимой, поскольку традиционно старость воспринимают как возраст печали, потерь, тоски и страданий от боли, которая потенциально таится в теле каждого старого человека. В то же время социальная геронтология и геронтопсихология, рассматривая старость как возраст развития, указывают на значительные различия в проявлении индивидуальных признаков старения, не позволяющие однозначно установить возрастную границу между зрелостью и старостью

Файлы: 1 файл

2 САМА РАБОТА.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Народная мудрость утверждает, что “старость – не радость”. Категоричность афоризма делает его  уязвимым, ибо он не учитывает всей сложности и многогранности явления. Это скорее мнение, и как таковому ему может быть противопоставлено  иное мнение. Старость только начинает осмысливаться человечеством как возраст, таящий в себе большие резервы и возможности. Жизнь в старости наверняка нелегка, но она должна отходить от стереотипного взгляда на этот период жизни человека как на время пассивного отдыха. Это – стиль жизни, побуждающий к постоянной активности, к чувству ответственности за собственную личность и своё психическое развитие, о котором никогда не следует забывать. Возможности находить радости и ценности в жизни не исчерпываются в определённый её момент, необходимо всегда видеть в себе и в своём окружении новые ценности и качества. В этом старого человека должны поддерживать окружающие его люди, которые могут помочь ему сделать его старость более счастливой. Творческой старости сопутствует чувство равновесия и духовной гармонии. Типичны для этого состояния склонность к прощению, благожелательность, мягкость, доброта. Старость не должна быть процессом упадка, мастерство преклонного возраста состоит в том, чтобы из каждой минуты жизни извлекать новые ценности. Пожилым людям свойственно обладать многими качествами, схожими с представителями других поколений. У пожилых есть одно качество, которого нет у молодого поколения: это - мудрость жизни, знаний, ценностей. Именно мудрость, свойственная пожившему достаточно долго на этой земле человеку, может явиться мощнейшим стимулом и фактором развития общества.

Наука пытается анализировать  жизнь людей, организуя непосредственный живой интерес людей друг к  другу с помощью теорий, категорий, понятий и других средств и способов мышления, которыми обладают люди и науки. Люди в пожилом возрасте нуждаются в социальной поддержке, она позволяет им ощущать себя компетентными людьми, при этом необходимо признавать потребность пожилых в “контроле самоопределения” и найти альтернативные способы обеспечить улучшение условий их жизни.

Итак, наиболее важными  психологическими задачами развития в  пожилом возрасте становятся: а) сохранение согласованности с собственной  идентичностью, которая требует  опоры на прошлое и в тоже время своевременной перестройки Я-концепции и стиля поведения в соответствии с изменившимися условиями жизни; б) нахождение смысла жизни, которая напрямую связана с оценкой собственного прошлого.

В старости приходит настоящая  зрелость и, как приобретение этого периода, полезное чувство "мудрости прожитых лет". Но в то же время он отмечает: "Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость - это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом смерти"[13 ].

Отличительной характеристикой  старости по мнению ряда исследователей можно считать мудрость как форму  такого независимого и в то же время  активного взаимоотношения человека с его ограниченной смертью жизнью, которая характеризуется зрелостью ума тщательной обдуманностью суждений, глубоким всеобъемлющим пониманием. Мудрость является суммой приобретенного опыта пройденного жизненного пути и основным позитивным новообразованием старости.

Но этот опыт не имеет никакого смысла, если его не передать дальше. Связь поколений — это неотъемлемая часть человеческого бытия, без которой нарушается гармония и естественный ход жизни, а жизнь самого пожилого человека теряет некий смысл и ценность.

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Хрисанфова Е.Н. Основы геронтологии. М. 1999.- 192с.
  2. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. М.Медецина. 1996. - 303с. 50.
  3. Тарнавский Ю.Б. Чтобы осень была золотой. М. 1988. - 110 с.
  4. Авербух Е.С. Неврозы и неврозоподобные состояния в позднем возрасте. Л. 1976 - 159 с.
  5. Авербух Е.С. Расстройства психической деятельности в позднем возрасте. Л. 1969 – 285 с.
  6. Толстых А. Возрасты жизни. М. 1988. - 223с.
  7. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. // Вопросы психологии 1989 №1.
  8. Карсаевская Т.В. Человек стареющий. Л. 1989
  9. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Особенности самооценки в позднем возрасте.
  10. Курцмен Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть! Победа над старением и продление человеческой жизни. М. 1987.
  11. Пухальская Б. Старость как фаза развития человека. //Старость. Популярный справочник. М. 1996. с.33-41.
  12. Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М. 1983.
  1. Возрастная психология.  Шаповаленко И.В. (Психология развития и возрастная психология.)М.: Гардарики, 2005 - 349 с. 

Информация о работе Мудрость, как центральное новообразование старости