Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:20, контрольная работа
Проблема исследования психологических возможностей в старости является не только научно актуальной, но и жизненно значимой, поскольку традиционно старость воспринимают как возраст печали, потерь, тоски и страданий от боли, которая потенциально таится в теле каждого старого человека. В то же время социальная геронтология и геронтопсихология, рассматривая старость как возраст развития, указывают на значительные различия в проявлении индивидуальных признаков старения, не позволяющие однозначно установить возрастную границу между зрелостью и старостью
Влияние социальных и психологических моментов на процесс старения личности заключается в обрыве привычных социальных и психологических связей и отношения личности пожилого человека, что приводит по существу к социальной деривации, неблагоприятно воздействующей на личность. Этот эффект усиливается в большинстве случаев в ситуации физического и психологического одиночества, столь частой в позднем возрасте.
Одной из важнейших систем, входящих в понятие личности, является образ самого себя. Это представление человека о себе, своей внешности, возможностях, способностях, преимуществах и недостатках, а также эмоциональное отношение к себе. Представление о самом себе у старого человека зависит главным образом от актуальной жизненной ситуации.
Распространенные в обществе стереотипы оказывают влияние на формирование отношения к себе пожилых людей. Под воздействием негативных мнений, многие представители поздней взрослости теряют веру в себя, свои способности и возможности. Они обесценивают себя, теряют самоуважение, испытывают чувство вины, у них падает мотивация и, следовательно, снижается и социальная активность [9].
Социально - психологическая недооценка
или обесценивание пожилых
Таким образом, стареющий
человек попадает в уникальную для
него по степени сложности и
Кроме рассмотренных эмоциональных и личностных проблем старости, не менее важным является интеллектуальное функционирование в этом возрасте.
Традиционным взглядом на интеллект старых людей была концепция "интеллектуального дефицита", то есть считалось, что в старости наступает снижение общих умственных способностей человека. Но современные исследования не подтверждают эту концепцию [1].
Нужно учитывать тот факт, что снижение показателей интеллекта в пожилом возрасте зачастую связанно с замедлением скорости реакций, из-за чего удлиняется время, необходимое для выполнения задания. Если не ограничивать строгими рамками времени, то возможно более успешное выполнение задания. Не имеет смысла прямо сопоставлять данные интеллектуальных тестов лиц молодого и пожилого возраста, так как это не выявляет специфику интеллекта. В пожилом возрасте интеллект качественно иной. Если в молодости направлен на готовность к обучению и решению новых задач, то в старости - на выполнение тех задач, которые строятся на использовании накопленного опыта и информации.
Важное место при изучении влияния процесса старения на психические процессы уделяется памяти. Ослабление основных функций памяти происходит не равномерно. В основном страдает память на недавние события. Память на прошлое снижается только в глубокой старости.
При таком рассмотрении проблемы старости возникает возможность и необходимость подготовки людей к старению. Задача, эта заключается не только в поддержании физического состояния индивида, но и требует создания условия для его психологической адаптации, разработки мер психологического обеспечения.
ГЛАВА II. : САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА И МЕСТО МУДРОСТИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Психологические задачи развития в пожилом возрасте
При прохождении каждого
возрастного этапа человек
Естественно-культурные задачи включают в себя достижение определенного уровня физического и сексуального развития. Применительно к пожилому возрасту, можно сказать, что задача заключается в сохранении достигнутого уровня физического развития. В условиях отечественной культуры и ментальности это будет выражаться в сохранении физической активности посредством домашней работы, занятий спортом или физической гимнастикой; поддержании внешнего вида; адекватном восприятии старения организма.
Социально-культурные задачи включают познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые. Человек должен освоиться с новыми для себя ролями. Происходит трансформация от статуса зрелого, работающего человека к положению пенсионера. Он перестает быть родителем (потому что дети уже выросли), но принимает роль прародителя (бабушки, дедушки). Ему необходимо перераспределить свое время, перестроить сферу собственной занятости, отношения с супругой (супругом), либо примириться с потерей. Человек делает выбор, развиваться ли ему дальше интеллектуально и культурно, или повернуть к регрессу.
Социально-психологические задачи включают становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализацию и самоутверждение. Конкретизируем психологические задачи пожилого возраста, используя теорию Э. Эриксона, в которой основное внимание акцентировано на формировании эго-идентичности. Под идентичностью понимается набор своеобразно объединенных и приемлемо согласующихся между собой представлений человека о своих физических, психологических и социальных качествах, целостность личности. Развитие эго-идентичности происходит в течение всей жизни человека. Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Теперь он черпает подтверждения неизменности своей идентичности в прошедших событиях; в том, чем и кем он был для себя и окружающих раньше. Например, если он был примерным родителем, или выдающимся специалистом, то при определении себя в старости он будет указывать именно на эти факты[13 ].
Конечной стадией в теории жизненного цикла Эриксона является психосоциальный конфликт "целостность эго против отчаяния". Только в человеке, который каким-то образом проявил заботу в отношении людей и вещей и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, - только в нем постепенно созревает плод всех семи стадий – интегративность или целостность личности. Это чувство протекает из способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь и сказать себе: "Я доволен". Э.Эриксон отмечает несколько составляющих такого состояния души: все возрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку и осмысленности; постнарциссическая любовь человеческой личности как переживание мирового порядка и духовного смысла прожитой жизни, независимо от того, какой ценой они достигаются; принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене; новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям; приязненное отношение к принципам прошлых времен и различной деятельности в том виде, как они проявлялись в человеческой культуре. Обладатель такой личности понимает, что жизнь отдельного человека есть лишь случайное совпадение жизненного цикла с единственным отрезком истории, и перед лицом этого факта смерть теряет свою силу. Тогда, как полагает Эриксон, в старости приходит настоящая зрелость и, как приобретение этого периода, полезное чувство "мудрости прожитых лет". Но в то же время он отмечает: "Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость - это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом смерти"[13 ].
На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Недостаток или отсутствие целостности проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что "еще может случиться". Эриксон выделяет два превалирующих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.
Итак, наиболее важными психологическими задачами развития в пожилом возрасте становятся: а) сохранение согласованности с собственной идентичностью, которая требует опоры на прошлое и в тоже время своевременной перестройки Я-концепции и стиля поведения в соответствии с изменившимися условиями жизни; б) нахождение смысла жизни, которая напрямую связана с оценкой собственного прошлого.
Центральная
характеристика социальной ситуации развития
в старости связана со сменой общественной
позиции, с выходом на пенсию и
удалением от активного участия
в производительном труде.
Уходя на пенсию, человек сталкивается с необходимостью
важного, трудного и абсолютно самостоятельного
выбора в решении вопроса: “Как быть старым?”
На первый план выдвигается активный,
творческий подход самого человека к собственному
старению. Превращение социальной ситуации
жизни в ситуацию развития — это в настоящее
время индивидуальная личностная задача
каждого пожилого человека.
Подготовка
к выходу на пенсию, рассматриваемая
как выработка готовности к смене
социальной позиции, — необходимый
момент психического развития в старости, как направленность
на школьное обучение в пяти-шестилетнем
возрасте или как профориентация, профессиональное
самоопределение в юности.
Решение общечеловеческой проблемы “проживания/переживания
старости”, выбора стратегии старения
не рассматривается узко, как некое одномоментное
действие, это растянутый, может быть,
на годы процесс, связанный с преодолением
нескольких личностных кризисов.
На пороге
старости человек решает для себя
вопрос: пытаться ли ему сохранять
старые, а также создавать новые
социальные связи или перейти к
жизни в кругу интересов близких и своих
собственных проблем, т.е. перейти к жизни
в целом индивидуальной. Этот выбор определяет
ту или иную стратегию адаптации — сохранение
себя как личности и сохранение себя как
индивида.
В соответствии с этим выбором и, соответственно,
стратегией адаптации ведущая деятельность
в старости может быть направлена либо
на сохранение личности человека (поддержание
и развитие его социальных связей), либо
на обособление, индивидуализацию и “выживание”
его как индивида на фоне постепенного
угасания психофизиологических функций.
Оба варианта старения подчиняются законам
адаптации, но обеспечивают различное
качество жизни и даже ее продолжительность.
Стратегия адаптации
“по типу замкнутого контура” проявляется в общем снижении интересов
и притязаний к внешнему миру, эгоцентризме,
снижении эмоционального контроля, в желании
спрятаться, в чувстве неполноценности,
раздражительности, которая со временем
сменяется равнодушием к окружающим. Примерно
о такой модели старения говорят, описывая
“пассивное старение”, поведение по типу
“эгоистической стагнации”, потерю социального
интереса. Альтернатива состоит в поддержании
и развитии многообразных связей с обществом.
В этом случае ведущей деятельностью в
старости может стать структуризация
и передача жизненного опыта. Вариантами
адекватных возрасту видов социально
значимой деятельности могут быть продолжение
профессиональной деятельности, написание
мемуаров, преподавание и наставничество,
воспитание внуков, учеников, общественная
деятельность.
А.Г. Лидере считает, что особая “внутренняя
работа” по принятию своего жизненного
пути, по переосмыслению пережитого в
условиях невозможности реальных существенных
изменений жизни и выполняет функцию ведущей
деятельности в старости.
H.С. Пряжников
предложил выделить специфику
самоопределения и
Информация о работе Мудрость, как центральное новообразование старости