Мудрость, как центральное новообразование старости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:20, контрольная работа

Описание работы

Проблема исследования психологических возможностей в старости является не только научно актуальной, но и жизненно значимой, поскольку традиционно старость воспринимают как возраст печали, потерь, тоски и страданий от боли, которая потенциально таится в теле каждого старого человека. В то же время социальная геронтология и геронтопсихология, рассматривая старость как возраст развития, указывают на значительные различия в проявлении индивидуальных признаков старения, не позволяющие однозначно установить возрастную границу между зрелостью и старостью

Файлы: 1 файл

2 САМА РАБОТА.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Влияние социальных и  психологических моментов на процесс  старения личности заключается в  обрыве привычных социальных и психологических  связей и отношения личности пожилого человека, что приводит по существу к социальной деривации, неблагоприятно воздействующей на личность. Этот эффект усиливается в большинстве случаев в ситуации физического и  психологического одиночества, столь частой в позднем возрасте.

Одной из важнейших систем, входящих в понятие личности, является образ самого себя. Это представление человека о себе, своей внешности, возможностях, способностях, преимуществах и недостатках, а также эмоциональное отношение к себе. Представление о самом себе у старого человека зависит главным образом от актуальной жизненной ситуации.

Распространенные в  обществе стереотипы оказывают влияние  на формирование отношения к себе пожилых людей. Под воздействием негативных мнений, многие представители  поздней взрослости теряют веру в  себя, свои способности и возможности. Они обесценивают себя, теряют самоуважение, испытывают чувство вины, у них падает мотивация и, следовательно, снижается и социальная активность [9].

Социально - психологическая недооценка или обесценивание пожилых людей  тесно связана с другими неблагоприятными для их полноценного функционирования обстоятельствами. К ним в первую очередь относятся: потеря работы, вынужденный уход на пенсию, утрата личностно - значимых социальных ролей. В результате человек лишается своего профессионального будущего. Он также оказывается выключенным из системы  межличностных связей, в которую входят представители разных поколений.

Таким образом, стареющий  человек попадает в уникальную для  него по степени сложности и непривычности  ситуацию неопределенности. Человеку приходится самостоятельно вырабатывать требования к своему поведению, в чем и заключается одна из трудностей жизни в условиях выхода на пенсию.

Кроме рассмотренных  эмоциональных  и личностных проблем старости, не менее важным является интеллектуальное функционирование в этом возрасте.

Традиционным взглядом на интеллект старых людей была концепция "интеллектуального дефицита", то есть считалось, что в старости наступает снижение общих умственных способностей человека.  Но современные  исследования не подтверждают эту концепцию [1].

Нужно учитывать тот факт, что  снижение показателей интеллекта в  пожилом возрасте зачастую связанно с замедлением скорости реакций, из-за чего удлиняется время, необходимое  для выполнения задания. Если не ограничивать строгими рамками времени, то возможно более успешное выполнение задания. Не имеет смысла прямо сопоставлять данные интеллектуальных тестов лиц молодого и пожилого возраста, так как это не выявляет специфику интеллекта. В пожилом возрасте интеллект качественно иной. Если в молодости направлен на готовность к обучению и решению новых задач, то в старости - на выполнение тех задач, которые строятся на использовании накопленного опыта и информации.

Важное место при  изучении влияния процесса старения на психические процессы уделяется памяти. Ослабление основных функций памяти происходит не равномерно. В основном страдает память на недавние события. Память на прошлое снижается только в глубокой старости.

При таком рассмотрении проблемы старости возникает возможность и необходимость подготовки людей к старению. Задача, эта заключается не только в поддержании физического состояния индивида, но и требует создания условия для его психологической адаптации, разработки мер психологического обеспечения.

ГЛАВА II. : САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА И      МЕСТО МУДРОСТИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ

 

2.1 Психологические задачи развития в пожилом возрасте

 

При прохождении каждого  возрастного этапа человек решает определенные задачи развития. Рассмотрим эти задачи и их особенности в  пожилом возрасте.

Естественно-культурные задачи включают в себя достижение определенного уровня физического и сексуального развития. Применительно к пожилому возрасту, можно сказать, что задача заключается в сохранении достигнутого уровня физического развития. В условиях отечественной культуры и ментальности это будет выражаться в сохранении физической активности посредством домашней работы, занятий спортом или физической гимнастикой; поддержании внешнего вида; адекватном восприятии старения организма.

Социально-культурные задачи включают познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые. Человек должен освоиться с новыми для себя ролями. Происходит трансформация от статуса зрелого, работающего человека к положению пенсионера. Он перестает быть родителем (потому что дети уже выросли), но принимает роль прародителя (бабушки, дедушки). Ему необходимо перераспределить свое время, перестроить сферу собственной занятости, отношения с супругой (супругом), либо примириться с потерей. Человек делает выбор, развиваться ли ему дальше интеллектуально и культурно, или повернуть к регрессу.

Социально-психологические  задачи включают становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализацию и самоутверждение. Конкретизируем психологические задачи пожилого возраста, используя теорию Э. Эриксона, в которой основное внимание акцентировано на формировании эго-идентичности. Под идентичностью понимается набор своеобразно объединенных и приемлемо согласующихся между собой представлений человека о своих физических, психологических и социальных качествах, целостность личности. Развитие эго-идентичности происходит в течение всей жизни человека. Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Теперь он черпает подтверждения неизменности своей идентичности в прошедших событиях; в том, чем и кем он был для себя и окружающих раньше. Например, если он был примерным родителем, или выдающимся специалистом, то при определении себя в старости он будет указывать именно на эти факты[13 ].

 Конечной стадией в теории жизненного цикла Эриксона является психосоциальный конфликт "целостность эго против отчаяния". Только в человеке, который каким-то образом проявил заботу в отношении людей и вещей и приспособился к успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, - только в нем постепенно созревает плод всех семи стадий – интегративность или целостность личности. Это чувство протекает из способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь и сказать себе: "Я доволен". Э.Эриксон отмечает несколько составляющих такого состояния души: все возрастающая личностная уверенность в своей приверженности к порядку и осмысленности; постнарциссическая любовь человеческой личности как переживание мирового порядка и духовного смысла прожитой жизни, независимо от того, какой ценой они достигаются; принятие своего жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене; новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям; приязненное отношение к принципам прошлых времен и различной деятельности в том виде, как они проявлялись в человеческой культуре. Обладатель такой личности понимает, что жизнь отдельного человека есть лишь случайное совпадение жизненного цикла с единственным отрезком истории, и перед лицом этого факта смерть теряет свою силу. Тогда, как полагает Эриксон, в старости приходит настоящая зрелость и, как приобретение этого периода, полезное чувство "мудрости прожитых лет". Но в то же время он отмечает: "Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость - это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом смерти"[13 ].

На противоположном  полюсе находятся люди, относящиеся  к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и  ошибок. Недостаток или отсутствие целостности проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что "еще может случиться". Эриксон выделяет два превалирующих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.

Итак, наиболее важными  психологическими задачами развития в  пожилом возрасте становятся: а) сохранение согласованности с собственной  идентичностью, которая требует опоры на прошлое и в тоже время своевременной перестройки Я-концепции и стиля поведения в соответствии с изменившимися условиями жизни; б) нахождение смысла жизни, которая напрямую связана с оценкой собственного прошлого.

 

    1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости

 

Центральная характеристика социальной ситуации развития в старости связана со сменой общественной позиции, с выходом на пенсию и  удалением от активного участия  в производительном труде. 
 Уходя на пенсию, человек сталкивается с необходимостью важного, трудного и абсолютно самостоятельного выбора в решении вопроса: “Как быть старым?” На первый план выдвигается активный, творческий подход самого человека к собственному старению. Превращение социальной ситуации жизни в ситуацию развития — это в настоящее время индивидуальная личностная задача каждого пожилого человека.

Подготовка  к выходу на пенсию, рассматриваемая  как выработка готовности к смене  социальной позиции, — необходимый  момент психического развития в старости, как направленность на школьное обучение в пяти-шестилетнем возрасте или как профориентация, профессиональное самоопределение в юности. 
 Решение общечеловеческой проблемы “проживания/переживания старости”, выбора стратегии старения не рассматривается узко, как некое одномоментное действие, это растянутый, может быть, на годы процесс, связанный с преодолением нескольких личностных кризисов.

На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ли ему сохранять  старые, а также создавать новые  социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, т.е. перейти к жизни в целом индивидуальной. Этот выбор определяет ту или иную стратегию адаптации — сохранение себя как личности и сохранение себя как индивида. 
 В соответствии с этим выбором и, соответственно, стратегией адаптации ведущая деятельность в старости может быть направлена либо на сохранение личности человека (поддержание и развитие его социальных связей), либо на обособление, индивидуализацию и “выживание” его как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций. Оба варианта старения подчиняются законам адаптации, но обеспечивают различное качество жизни и даже ее продолжительность.

Стратегия адаптации  “по типу замкнутого контура” проявляется в общем снижении интересов и притязаний к внешнему миру, эгоцентризме, снижении эмоционального контроля, в желании спрятаться, в чувстве неполноценности, раздражительности, которая со временем сменяется равнодушием к окружающим. Примерно о такой модели старения говорят, описывая “пассивное старение”, поведение по типу “эгоистической стагнации”, потерю социального интереса. Альтернатива состоит в поддержании и развитии многообразных связей с обществом. В этом случае ведущей деятельностью в старости может стать структуризация и передача жизненного опыта. Вариантами адекватных возрасту видов социально значимой деятельности могут быть продолжение профессиональной деятельности, написание мемуаров, преподавание и наставничество, воспитание внуков, учеников, общественная деятельность. 
 А.Г. Лидере считает, что особая “внутренняя работа” по принятию своего жизненного пути, по переосмыслению пережитого в условиях невозможности реальных существенных изменений жизни и выполняет функцию ведущей деятельности в старости.

H.С. Пряжников  предложил выделить специфику  самоопределения и деятельности  на разных этапах старости:

  1. Пожилой, предпенсионный возраст (примерное 55 лет до выхода на пенсию) — это прежде всего ожидание, а в лучшем случае — подготовка к пенсии. В целом период характеризуется:
        1. Социальная ситуация развития: — ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как возможность “поскорее начать отдыхать”, для кого-то — как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией; 
          — основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорей ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой стороны, человека не хотят отпускать и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников; 
          — отношения с родственниками, когда, с одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он “полезен” и “интересен”), а с другой стороны, предчувствие своей скорой “ненужности”, когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою “жалкую пенсию”; 
          — стремление воспитать, подготовить себе “достойную замену” на работе; 
          2. Ведущая деятельность: 
          — стремление “успеть” сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе “добрую память” на работе; 
          — стремление передать свой опыт ученикам и последователям; 
          — при появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы “разрываются” между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны (это ведь тоже продолжение их рода); 
          — к концу предпенсионного периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь.
  2. Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) — это прежде всего освоение новой социальной роли, нового статуса. В целом этот период характеризуется следующим
          1. Социальная ситуация развития: 
            — старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными; 
            — в основном контакты с близкими людьми и родственниками (соответственно, со стороны родственников требуется особая тактичность и внимание к еще “неопытным” пенсионерам); 
            — постепенно появляются друзья - пенсионеры или даже другие, более молодые люди (в зависимости от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться. Например, пенсионеры- общественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обзаводятся новыми “деловыми” контактами); 
            — обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, “у которого и так много времени”, больше занимался воспитанием 
            внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей характеристикой социальной ситуации пенсионеров.
          2. Ведущая деятельность: 
            — прежде всего это “поиск себя” в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности (в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т. п.) — это самоопределение методом “проб и ошибок”; фактически у пенсионера времени много, и он может себе позволить это (правда, все это происходит на фоне ощущения того, что “жизнь с каждым днем все уменьшается и уменьшается...”); 
            — для части пенсионеров первое время на пенсии — это продолжение работы по своей основной профессии (особенно когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе); в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости; 
            — все более усиливающееся стремление “поучать” или даже “стыдить” людей более молодого возраста; 
            — для части пенсионеров это может быть стремление спокойно осмыслить всю прожитую жизнь: кто-то даже пытается в этот период начинать писать “мемуары”, а кому-то непременно нужно поделиться своим опытом и переживаниями.
  3. Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус, характеризуется примерно следующим
          1. Социальная ситуация: 
            — общение в основном с такими же старцами; 
            — общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свободное время старика, либо просто “опекают” его; 
            — некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности (или даже в продолжающейся профессиональной деятельности); 
            — для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми. Например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика связи постепенно “теряют свою прежнюю интимность и становятся более обобщенными”.
          2. Ведущая деятельность: 
            — досуговое увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их “ригидности”; они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях...). Главная проблема такого поиска — “несоразмерность” всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей (“настоящей”) работой; 
            — стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства, согласно принципу: “Пока я хоть что-то полезное делаю для окружающих, я существую и требую к себе уважения”; 
            — для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин “прощаться с жизнью”) ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, в частом хождении на кладбище, в разговорах с близкими о “завещании”.
  4. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выделить особенности именно такого варианта старости.
          1. Социальная ситуация: 
            — в основном-общение с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате (если старец находится на стационарном лечении); 
            — также это соседи по палате в домах престарелых (в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход). К сожалению, во многих домах такой уход фактически хуже, чем в домашних условиях.
          2. Ведущая деятельность: 
            — лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями; 
            — стремление осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы “цепляется” за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то очень хорошее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим: “Я жил не зря”. Или покаяться в чем-то недостойном.
  5. Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75 — 80 лет и старше) может характеризоваться:
          1. Социальная ситуация: 
            — общение с близкими и родными людьми, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут. В этом смысле долгожитель — символ будущей долгой жизни для других членов семьи; 
            — у здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые; 
            — поскольку долгожитель — явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации. Поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться.
          2. Ведущая деятельность: — она во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае это достаточно активная жизнь (иногда даже с излишествами, характерными для здорового зрелого человека). Вероятно, для сохранения здоровья важны не только предписания врача, но и само чувство своего здоровья (или “чувство жизни”).

Информация о работе Мудрость, как центральное новообразование старости