Мышление и его виды. Мыслительные операции, формы мышления. Психология как наука. Предмет психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:41, контрольная работа

Описание работы

"Психология - и очень старая и совсем молодая наука"- пишет один из основателей отечественной психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960) - она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей - с другой" .

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................3
ГЛАВА 1. Психология как наука. Предмет психологии............................5
1.1 Место психологии в системе наук..........................................................5
1.2 Предмет, объект и методы психологии. ................................................9

ГЛАВА 2. Мышление и его виды. Мыслительные операции,
формы мышления.......................................................................12
2.1 Понятие и виды мышления.....................................................................12

2.2 Основные операции как стороны мыслительной деятельности .......16

2.3 Формы мышления....................................................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................19

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОЧИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Вариант:№ 2

 

 

 

тема: Мышление и его виды. Мыслительные операции, формы мышления.

           Психология как наука. Предмет  психологии.

 

 

 

 

 

Выполнила студентка  1-го курса

ЗФО по специальности

группы 12-ЗПО-ДО

номер зачетной книжки -12

Шубина Валентина Олеговна

 

проверил преподаватель

к.п.н., доцент Смирнова А.А

 

 

 

 

 

 

 

Сочи-2012 г.

                                               Содержание 

 

          ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................3

 

     ГЛАВА 1. Психология как наука. Предмет психологии............................5

          1.1 Место психологии в системе наук..........................................................5

          1.2 Предмет, объект и методы психологии. ................................................9

               

ГЛАВА 2. Мышление и его виды. Мыслительные операции,

                   формы мышления.......................................................................12

          2.1 Понятие и виды мышления.....................................................................12       

 

         2.2  Основные операции  как стороны мыслительной деятельности .......16     

   

          2.3 Формы мышления....................................................................................18

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................19

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

"Психология - и очень старая и совсем молодая наука"-  пишет один из основателей отечественной психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960) - она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей - с другой" .

Вслед за Рубинштейном, становление  и развитие психологической науки  можно представить в виде пирамиды - символа поступательного, прогрессивного движения: тысячелетия практического  опыта, столетия философских размышлений, десятилетия экспериментальной науки.

Во все времена человечество интересовали вопросы о том - что  есть человек: чем определяются причины  и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой. С чем связаны трудности ее становления?

Во-первых, это наука  о самом сложном из всего, что  известно человечеству. Еще древнегреческий  философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует  отвести одно из первых мест, так как оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А. Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем - это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.

Во-вторых, в психологии человек одновременно выступает  и как объект, и как субъект  познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.

В-третьих, в психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.

Трудности становления  и развития психологии определяются, наконец, тем фактом, что это очень  молодая наука. Несмотря на то что  вопросы о сущности и особенностях человеческой психики ставились еще в работах античных и средневековых философов, официальное оформление научная психология получила немногим более ста лет назад - в 1879 г., когда немецкий психолог В. Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Само слово «психология» впервые появилось в XVI в. в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих  слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука  о душе. Это определение не соответствует  современным взглядам на психологическую науку. В названии отражены представления о психологии, характерные для периода ее зарождения и первоначального развития в рамках философии. Согласно философскому пониманию того времени предметом психологии выступала именно душа - главное, сущностное начало объектов живой природы, причина жизни, дыхания, познания и т.д.

Становление психологии как самостоятельной, действительно  научной дисциплины происходило  также на фоне открытий, которые  совершались в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний - философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или гуманитарной. Слова «психолог», «психология» вышли за рамки научных трактатов и получили развитие в повседневной жизни: психологами называют знатоков человеческих душ, страстей и характеров; слово «психология» употребляется в нескольких значениях - под ним понимают как научное, так и ненаучное знание. В обыденном сознании эти понятия часто смешиваются.

В данной работе мы узнаем какое место занимает психология в системе наук, рассмотрим предмет, объект и методы психологии а также  структуру современной психологии.

   

 ГЛАВА 1. Психология как наука. Предмет  психологии.

       

  1.1 Место психологии в системе наук

 

            Научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений (донаучных), она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений и их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов .

Научная психология в целом - это попытка осознать, регулярно осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать существующий и постоянно развивающий опыт психической жизни современного человека. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

 

Любая наука имеет  в качестве своей основы житейский  опыт, и у  каждого из нас есть запас житейских психологических  знаний. Но знание научное отличается от знания житейского. Наука  это получение знаний с соответствиями, с определенными правилами и это система знаний, полученных в соответствии с определенными правилами. Существует ряд определенных правил, характеризующих любую науку:

 

  • во-первых, в науке запрещено формулировать гипотезы, не допускающие экспериментальной проверки
  • во-вторых, все гипотезы и выводы должны быть логически обоснованы
  • в-третьих, эксперимент должен быть воспроизводимым
  • в-четвертых, результаты эксперимента должны быть общедоступными
  • в-пятых, вывод должен либо подтверждать, либо опровергать гипотезу
  • в-шестых, наука должна быть демократична в противоположность религиозным доктринам, т.е. результаты эксперимента могут обсуждаться всеми и со всеми.

Существует так же постулат в любой науке: должно быть наличие объекта исследования, т.е. не может быть науки о том, чего нет. Итого получаем схему:  гипотеза (логическое следствие анализа проблемы) , проблема   результаты – методика - экспериментальная проверка, объект науки –  реальность, на изучение которой наука направлена. В науке выделяют объект науки, ее предмет и методы. То есть стороны объекта, относительно которых под своим специфическим узлом зрения выстраивает знание данная наука, называют предметом науки. Под методом в науке имеется в виду обоснованный и нормированный способ исследовательской деятельности. В системе наук, психологии должно быть отведено особое место:

  • во-первых, потому, что эта наука о самом сложном, что пока известно человечеству
  • во-вторых, психология находится на особом положении потому, что в ней сливаются объект и субъект познания (человек с помощью мышления изучает само мышление)
  • в-третьих, особенность психология заключается в ее практических следствиях (познавая себя, человек будет себя изменять).

 Существует пять отличительных особенностей психологических знаний от научных:

  • житейские психологические знания конкретны, они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Научная же психология стремится к обобщениям, для этого она использует научные понятия, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения
  • Житейские психологические знания носят интуитивный характер, т.к. они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. Научные  психологические знания рациональны и осознаны
  • Третье отличие состоит в способе передачи знаний и в самой возможности их передачи
  • Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах : к житейским наблюдению и размышлениями в науке психологии житейской и научной: прибавляется эксперимент. в отличие от житейской она располагает обширным, разнообразным опытом
  • Научная  психология подчас обладает уникальным фактическим материалом.

 

Первоначально психология развивалась как академическая  дисциплина, занимавшаяся исследованием субъективной реальности на основе интроспекции и эксперимента безотносительно к возможности ее практического приложения. В дальнейшем выделились прикладные (т.е. ориентированные на обслуживание определенных непсихологических практик) ее отрасли и собственно практическая психология, ориентированная на психологическую помощь как особую сферу профессиональной деятельности психолога. В психология, в связи с этим  различают три основные сферы: собственно научную прикладную практическую

 

 Само название предмета  в переводе с древнегреческого  означает " psyche " - душа, " logos " - наука, учение, то есть - "наука  о душе". Согласно очень распространенному  представлению, первые психологические  воззрения связаны с религиозными  представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древнегреческих философов возникают в процессе практического познания человека, в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии.

 

 

.

 

1.2 Предмет,  объект и методы психологии

        Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

 

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

 В свою очередь,  психические процессы, состояния  и свойства человека, особенно  в их высших проявлениях, вряд  ли могут быть осмыслены до  конца, если их не рассматривать  в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Информация о работе Мышление и его виды. Мыслительные операции, формы мышления. Психология как наука. Предмет психологии