Мышление и его виды. Мыслительные операции, формы мышления. Психология как наука. Предмет психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:41, контрольная работа

Описание работы

"Психология - и очень старая и совсем молодая наука"- пишет один из основателей отечественной психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960) - она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей - с другой" .

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................3
ГЛАВА 1. Психология как наука. Предмет психологии............................5
1.1 Место психологии в системе наук..........................................................5
1.2 Предмет, объект и методы психологии. ................................................9

ГЛАВА 2. Мышление и его виды. Мыслительные операции,
формы мышления.......................................................................12
2.1 Понятие и виды мышления.....................................................................12

2.2 Основные операции как стороны мыслительной деятельности .......16

2.3 Формы мышления....................................................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................19

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

 

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Предельно упрощая, можно  сказать, что предметом и задачами психологии являются психически управляемая деятельность. Рассмотрим, что такое психические явления, прежде, чем дадим определение психики. Под ними понимают факты внутреннего, субъективного опыта. Фундаментальное свойство субъективных явлений – их непосредственная представленность индивиду. Это означает, что психические явления не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются (то есть, мы не только видим, чувствуем, переживаем, но и знаем, что мы видим, чувствуем, переживаем). Отсюда следует, что единственный метод, которым можно все это изучить - психологическая интроспекция. Но, так думали классические психологи, которые считали, что ничего, кроме сознания, в психике нет, однако, существует целый ряд других проявлений психики, которые психология включила в круг своего рассмотрения: факты поведения неосознаваемые психические процессы психосоматика продукты материальной и духовной культуры Вопрос об объекте,  предмете и задаче психологии до сих пор остается спорным. , в первую очередь связаны они с трудностями в понимании объекта, невозможностью строго научного доказательства объективного существования психики. Различия в понимании сущности психического и подходов к нему определяют различия в трактовке объекта и предмета психологии в различных психологических школах. В связи с этим, психология в настоящее время существует не как единая наука, а как ряд направлений, отличных по предмету, но условно объединенных объектом, хотя и различно трактуемым.

Существует три основных подхода к предмету:

религиозная точка зрения: психика  – дар божий изотерическая  точка зрения: вера в тайные силы  научная точка зрения: материалистическое понимание психики Психика – особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку и животным для ориентировки во внешнем мире и активного взаимодействия с ним, а на уровне человека необходимое для управления своим поведением.

В этом определении: Психика – свойство высокоорганизованной материи –  материалистическое понимание устройства мира и его функционирования. Материалистическое понимание психики, но не сводимость психического к материальному, психическое – свойство материи. Не всякая материя обладает психикой, только живое обладает психикой. Субъективно отражать (термин взят из физики, означает взаимодействие чего-то с чем-то, о взаимодействии мы можем судить по результату) объективную реальность. Не всякое отражение – психика, а только то, что вызывает переживания.

 Виды субъективных переживаний:  как ответ на физическую реальность глюки образы памяти

 В какой форме  мы отражаем: воображение, восприятие  и ощущение, образы памяти, мышление (отражает закономерные существенные  связи между событиями и предметами), эмоции (отражение субъективного  отношения к происходящему). Необходимое человеку и животным для ориентировки во внешнем мире и активного взаимодействия с ним – подчеркивает функцию психики – приспособительное значение (адекватное и успешное приспособление). Для выживания организма, ему нужно устанавливать со средой определенные отношения, а для этого ему надо ориентироваться во внешнем мире. На уровне человека психика нужна, чтобы управлять своим поведением. Нам от природы даны натуральные психические функции, но для управления своим поведением необходимо перейти к ВПФ, связанным с культурно-исторической природой психики. Чаще всего говорят, что объектом психологии является психика (понимаемая как фрагмент объективной реальности), а предметом – закономерности порождения и функционирования психики. Другой распространенный вариант: объектом является человек, а предметом – психика.

Развитие психики шло  следующим образом: панпсихизм –  психика отождествляется с душой: психика есть у всего, т.к. у всего  есть душа битопсихизм – психика  только у живого, зоопсихизм – психика на уровне животных, енйропсихизм – психика есть только у тех, кто обладает НС антропопсихизм – психика только у человека функциональный критерий – реализует организм какую-то функцию или нет. Уяснение природы психического, определяет теоретические предмет и  задачи психологии.

 

ГЛАВА 2. Мышление и его виды. Мыслительные операции,

                   формы мышления.

         

2.1 Понятие и виды мышления

В настоящее время  исследования мышления является одной  из первостепенных задач поставленной психологами. Это обусловлено изначальным  постулированием единства сознания и связей между отдельными его связями. Изначально изучение мышления приписывалось больше философам и другим, взаимодействующим, так или иначе, с ней наукам. Мышление стояло в разряде некого идеального, так и материального. Но расставляя границы, психология поставила изучение процесса мышления как материального. Психология стала рассматривать мышление не как проявление духа, а как протекание сначала развернутой деятельности используя систему языка, и лишь затем приобретение определенных свернутых форм, обретая при этом характер внутренних умственных действий. Мы думаем, что на данный момент исследование мышления требует более глубокого изучения и анализа, это объясняется развитием всех отраслей существования человечества и еще более скорым развитием в будущем. Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи, проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей означает, что в окружающей нас действительности и еще очень много неизвестного, непонятного, скрытого. Это требует глубокого познания мира открытия новых процессов, свойств и взаимоотношений человека и всего окружающего его. «Тем не менее, каждый человек что-то о себе думает. Но как он может убедиться в правильности своих мыслей. Наверное, он должен сравнить свое представление о себе с самим собой. Но человеку известно только его мысли, а не он сам по себе

 

Мышление — высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств — эти единственные каналы связи организма с окружающим миром — поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим  образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли — сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление выступает  главным образом как решение  задач, вопросов, проблем, которые постоянно  выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень  трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, — деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения. Реальный процесс мысли — это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Для мышления человека более  существенно взаимосвязь не с чувственным познанием, а с речью и языком. В более строгом понимании речь - процесс общения, опосредованный языком. Если язык — объективная, исторически сложившаяся система кодов и предмет специальной науки — языкознания, то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка.

 

Современная психология не считает, что внутренняя речь имеет  такое же строение и такие же функции, как и развернутая внешняя  речь. Под внутренней речью психология подразумевает существенный переходный этап между замыслом и развернутой внешней речью. Механизм, который позволяет перекодировать общий смысл в речевое высказывание, т.е. внутренняя речь есть, прежде всего, не развернутое речевое высказывание, а лишь подготовительная стадия.

Однако неразрывная  связь мышления с речью вовсе  не означает, что мышление может  быть сведено к речи. Мышление и  речь не одно и то же. Мыслить, не значить  говорить про себя. Свидетельством этому может служить возможность  высказывания одной и той же мысли разными словами, а также то, что мы не всегда находим нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

 

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль  становится мыслью и для себя и  для других только через слово  — устное и письменное. Благодаря  языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью  людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность — основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

 

 

Описание различных  видов и типов мышления строится на предпосылке, что нет мышления вообще: мышление неоднородно и подлежит детализации. Разные виды мышления подразделяются по своему функциональному назначению, развитию, строению, используемым средствам, познавательным возможностям.

 

 В психологии наиболее  распространенной является следующая классификация видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Данная классификация строится на генетическом принципе и отражает три последовательных уровня развития мышления. Каждый из названных видов мышления определяется двумя критериями. Один из них (первая часть названий) — это та конкретная форма, в которой необходимо предъявить субъекту познаваемый объект или ситуацию для того, чтобы ими можно было успешно оперировать:

  • объект как таковой в своей материальности и конкретности;
  • объект, изображенный на рисунке, схеме, чертеже;
  • объект, описанный в той или иной знаковой системе.
  • Другой критерий (вторая часть названий) — это основные способы, с помощью которых человек познает окружающий мир:
  • через практическое действие с объектом;
  • с помощью оперирования образными представлениями;
  • на основе логических понятий и других знаковых образований.

 Основная характеристика  наглядно-действенного мышления  определяется возможностью наблюдать  реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Практические познавательные предметные действия являются основой всех более поздних форм мышления. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.  На уровне словесно-логического мышления субъект может, оперируя логическими понятиями, познавать существенные закономерности и не наблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Описанные виды мышления образуют этапы развития мышления в  филогенезе и онтогенезе. Они сосуществуют у взрослого человека и функционируют  при решении различных задач. Поэтому их нельзя оценивать с точки зрения большей или меньшей ценности. Словесно-логическое мышление не может быть «идеалом» мышления вообще, Конечной точкой интеллектуального развития.

В зависимости от того, какие средства используются для  решения задач, принято выделять наглядное и вербальное мышление. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другим — оперировать словами, т.е. отвлеченными знаковыми структурами. Некоторые психологи полагают, что наглядный и вербальный типы мышления являются «антагонистами»: носителям первого труднодоступны даже простые задачи, представленные в знаковой форме; носителям второго нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами.

 

 

      

  2.2  Основные операции  как стороны мыслительной деятельности      

 

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение  разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция —  это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны. Основными мыслительными  операциями, необходимыми в каждой мыслительной деятельности, являются анализ и синтез.

Анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

 

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — обратный анализу процесс мысли, это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Мысленное выделение  отдельных частей или свойств  предметов дает возможность сравнивать их друг с другом.

 Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Оно позволяет обнаруживать в предметах сходные, одинаковые или общие свойства и признаки.

Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков  их, по которым будет произведено  сравнение.

Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней — поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Информация о работе Мышление и его виды. Мыслительные операции, формы мышления. Психология как наука. Предмет психологии