Мышление и его виды. Мыслительные операции, формы мышления. Психология как наука. Предмет психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:41, контрольная работа

Описание работы

"Психология - и очень старая и совсем молодая наука"- пишет один из основателей отечественной психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960) - она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей - с другой" .

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................3
ГЛАВА 1. Психология как наука. Предмет психологии............................5
1.1 Место психологии в системе наук..........................................................5
1.2 Предмет, объект и методы психологии. ................................................9

ГЛАВА 2. Мышление и его виды. Мыслительные операции,
формы мышления.......................................................................12
2.1 Понятие и виды мышления.....................................................................12

2.2 Основные операции как стороны мыслительной деятельности .......16

2.3 Формы мышления....................................................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................19

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и  рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное     изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания — научного теоретического мышления.

Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.

Конкретизация есть возвращение  мысли от общего и абстрактного к  конкретному с целью раскрытия содержания.

Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует  предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы  выявить общее в них, чтобы  раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение- как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

 

2.3 Формы мышления

Основными логическими  формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлении, выраженная словом или группой слов. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества. Овладеть понятием — значит овладеть всей совокупностью знаний о предметах, к которым относится данное понятие.

Понятия образуют более  сложные формы мышления: суждения и умозаключения.

 Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями. В суждениях утверждаются или отрицаются отношения между явлениями и предметами, между теми или иными их признаками и свойствами. Например, «Земля вращается вокруг Солнца».

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается относительно всех предметов данной группы, данного класса («Все реки текут»). В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым объектам («Некоторые студенты — отличники»). В единичных суждениях— только к одному («Этот ученик плохо выучил урок»). Утверждать или отрицать что-либо можно с разной степенью уверенности. Важно, чтобы уверенность в правильности суждения была обоснована объективными данными. В значительной мере легкость, с которой возникает уверенность в суждениях, обусловлена индивидуальными особенностями личности.

 К суждениям приходят  как непосредственно, когда в  них констатируется то, что наблюдается,  так и опосредованно — через  умозаключение. 

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Исходные суждения, из которых выводится, извлекается другое суждение, называются посыпками умозаключения. Первое суждение, общая, или большая, посылка: «Все сланцы горючи». Второе суждение, частная, или меньшая, посылка: «Данное вещество является сланцем». Умозаключение: «Данное вещество горюче».

Простейшей и типичной формой вывода на основе частной и  общей посылок является силлогизм.

 Различают два основных  вида умозаключений: индуктивные и дедуктивные. Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Два этих вида умозаключений  тесно связаны друг с другом, сложные  процессы рассуждений всегда представляют собой целую цепь умозаключений, в которой используются и переплетаются оба вида. Кроме того, выделяют умозаключения по аналогии, или умозаключения от одних частных случаев к другим частным случаям. Эти выводы основаны на сходстве тех или других случаев в каком-либо отношении. том, что он обобщает.

 

Заключение

Итак, научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных  средств познания и исследования психических явлений (донаучных), она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений и их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. "Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, - пишет один из основателей отечественной психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960) - она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей - с другой". Вслед за Рубинштейном, становление и развитие психологической науки можно представить в виде пирамиды - символа поступательного, прогрессивного движения: тысячелетия практического опыта, столетия философских размышлений, десятилетия экспериментальной науки.

Научная психология в  целом - это попытка осознать, регулярно  осмыслить, воспроизвести и усовершенствовать  существующий и постоянно развивающий  опыт психической жизни современного человека.

В настоящее время  психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В  ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления  научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные.

Изменение предмета психологии, и ее связей с другими науками  привело к бесплодным по существу вопросам о том, естественная она  наука или гуманитарная, что должно являться ее методологией - биология или философия.

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

                                    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Общая психология/ Под редакцией Маклакова. -СПб.: Питер,2001
  2. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений:

     в 3-х кн. Кн. I: Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Владос 1998.

  1. Лурия А. Р. Эволюционное введение в психологию. - М.: МГУ, 1975.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.: Мир, 1992.
  3. Психологический словарь./ Под общ. ред. А.В.Петровского и   М.Г.Ярошевского. М., 1990.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.
  5. Психология // БСЭ. Т.21.-М.: Советская энциклопедия, 1977.



Информация о работе Мышление и его виды. Мыслительные операции, формы мышления. Психология как наука. Предмет психологии