Мышление и речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:17, контрольная работа

Описание работы

Актуальность: Проблема взаимосвязи мышлении и речи по сей день остается одной из наиболее привлекательных тем для изучения. Сложность представляется в противоречивости природы мышления и речи. Эти оба явления являются необходимым атрибутом человека, они сочетают в себе биологическое и социальное. С одной стороны, мышление и речь – порождение мозга человека, с другой стороны, мышление и речь - социальные продукты, поскольку человек есть существо социальное.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...2

1. Мышление…………………………………………………………………………...3
1.1. Общая характеристика мышления……………………………………………3
1.2. Виды мышления………………………………………………………………..4
1.3. Формы мышления……………………………………………………….……..7
1.4. Основные мыслительные операции…………………………………………..8
1.5. Мышление как процесс. Решение проблем…………………………………..9
2. Речь……………………………………………………………………………..…12
2.1. Общее понятие о речи………………………………………………………12
2.2. Классификация видов речи…………………………………………………12
2.3. Функции речи………………………………………………………………..14
2.4. Основные свойства речи……………………………………………………15
2.5. Функциональное единство высших форм мышления и речи…………….16
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………....18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа. Мышление и Речь.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)


                                         ТЕМА: МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

                                                       

                                                         Оглавление 

 

Введение………………………………………………………………………………...2

 

  1. Мышление…………………………………………………………………………...3

 

    1. Общая характеристика мышления……………………………………………3
    2. Виды мышления………………………………………………………………..4
    3. Формы мышления……………………………………………………….……..7
    4. Основные мыслительные операции…………………………………………..8
    5. Мышление как процесс. Решение проблем…………………………………..9

 

  1. Речь……………………………………………………………………………..…12

 

    1. Общее понятие о речи………………………………………………………12
    2. Классификация видов речи…………………………………………………12
    3. Функции речи………………………………………………………………..14
    4. Основные свойства речи……………………………………………………15
    5. Функциональное единство высших форм мышления и речи…………….16

 

Заключение……………………………………………………………………….17

 

Список использованной литературы…………………………………………....18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность: Проблема взаимосвязи мышлении и речи по сей день остается одной из наиболее привлекательных тем для изучения. Сложность представляется в противоречивости природы мышления и речи. Эти оба явления являются необходимым атрибутом человека, они сочетают в себе биологическое и социальное. С одной стороны, мышление и речь – порождение мозга человека, с другой стороны, мышление и речь - социальные продукты, поскольку человек есть существо социальное.

Подтверждением актуальности тему служит увеличения числа смежных  наук, таких как психолингвистика, философия языка, социальная психология и др.

 

Цели: Рассмотреть взаимосвязь мышления и речи

 

 

Задачи:

 

  1. Проанализировать литературу, непосредственно связанную с поднятой темой.
  2. Разобраться в понятиях мышления и речи.
  3. Описать механизмы речемыслительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

 

МЫШЛЕНИЕ

 

 

 

1.1.  Общая характеристики мышления

 

С помощью мышления человек  познает окружающий мир во всем его  многообразии, свойствах и отношениях.

С приспособительной  точки зрения преимущества, которые дает человеку мышление, заключается в том, что с его помощью он может, «не сходя с места» и, таким образом, находясь в безопасном положении, «проиграть в уме» различные варианты возможных ( и невозможных) событий, которые в действительности нигде и никогда не происходили, предвосхитить наступление наиболее вероятных событий, чувственно не воспринимаемых в данный момент в данном месте, и подготовиться к соответствующим ответным действиям, спланировать точки зрения, являясь частью психики, выполняет одну из основных ее функций – функцию упреждению событий. Таким образом, с помощью мышления человек познает не только сущее, действительное, но и возможное, он не только познает, но и создает его.

Прежде чем перейти  к раскрытию психологической  структуры мышления как познавательного психического процесса, необходимо сказать следующее. Мышление является предметом исследования многих дисциплин: философии, в рамках которой исследуется общие отношения между мышление и материей, социологии, где изучается зависимость мышления от социальной структуры общества и процесса развития, логики, которая исследует закономерные связи между такими основными формами мышления, как понятие, сужение и умозаключение, физиологии и других наук.

Предметом именно психологического исследования являются закономерности реального, а не теоретически правильного или истинного, мышления и его связи с другими психологическими явлениями. При изучении мышления конкретных людей в конкретных обстоятельствах были получены очень важные факты. В частности, было обнаружено, что с точки зрения достижения конечного результата «ошибка» - понятие весьма относительное, так как именно «ошибка» может выполнять очень важную подготовительную функцию при решении задач. Если логика изучает отношения между уже готовыми, уже сформированными  понятиями, то психологию интересует также сам по себе процесс  формирования понятий, при котором может происходить. Например, приписывание вещам отсутствующих у них свойств.

Что же такое мышление? Что является содержанием этого  процесса и какого класса задачи решаются с его помощью? Всегда ли мылим, когда что-то делаем?

Интуитивно под мышлением  мы понимаем нечто, происходящее где-то «внутри», в психической сфере, и  это психическое «нечто» влияет на поведение человека таким образом, что оно приобретает нешаблонный, нестандартный, неповторяющийся характер.

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный мыслительный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением связей отношений между объектами в окружающей действительности.

 

 

1.2. Виды  мышления

 

В современной психологии имеет место ряд взаимодополняющих классификаций

мышления. Согласно различным  основаниям выделяются такие виды мыслительной деятельности, как:

  • наглядно-действенное, наглядно- образное и словесно-логическое мышление;
  • логическое  / антилогическое и интуитивное;
  • логическое и дологическое / «пралогическое»;
  • реалистическое и аутистическое;
  • теоретическое и практическое / эмпирическое;
  • продуктивное и репродуктивное и др.

 

Наглядно-действенное  мышление составляет собой наиболее ранний и простейший вид мышления. Представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае является правильные действия с соответствующими предметами, так называемый «ручной интеллект». Этот вид широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, например, у инженера - механика, сантехника.

 

Наглядно-образное мышление непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек как бы привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого, образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, принимающих решение о предметах своей деятельности на основе наблюдения за ними (например, у авиадиспетчеров). Развитее мышления этого вида тесно связано с описанным Ж. Пиаже процессом «децентрации» - преодоление детского эгоцентризма и формирование способности мысленно занимать позицию другого наблюдателя, сопоставляя ее со своей собственной

 

Словесно-логическое мышление является понятийным по своей природе, то есть предполагает использование понятий, а также логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. Характеризуется наибольшей отвлеченностью, абстрагированностью, переходом от оперирования образами предметов к мысленному оперированию их наиболее существенными  или актуальными в данный момент характеристиками и свойствами.

 

Принципы логического мышления были сформированы еще Аристотелем, как незыблемые первоосновы любого «правильного» суждения о мире.

 

Интуитивное мышление предполагает непосредственное проникновение в сущность явления, мгновенное и ясное «усмотрение» закона или принципа; процессуально оно характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко-выраженных этапов, малой осознанностью (человек не осознает, как пришел к тому или иному понимаю или открытию).

 

Пралогическое (дологическое) мышление, неотделимое от мифологического и мистического мировоззрения, сложившихся в первобытных культурах. Синонимичный термин «первобытное мышление» ( Введено французским антропологм Л. Леви-Брюлем (1912) для обозначения наиболее раннего этапа филогенетического развития мышления).

 

Противопоставление логических и пралогических форм позволяет  раскрыть культурно-исторический характер мышления, системную обусловленность его процессов всей совокупностью факторов общественной жизни в их сложной взаимосвязи.

 

Особую, патологическую особенность мыслительных процессов  Швейцарский психиатр Э. Блэйер (1857-1939), автор ранних теорий аутизма и  шизофрении, разделявший некоторые теоретические теории Фрейда, обозначил как «аутическое мышление». Оно характеризуется отрывом от непосредственного опыта и «нечувствительностью к противоречиям»: его содержания нередко противоречат логике и социальной действительности. Течение мысли в данном случае подчиняется не логическим законам и наблюдению, а аффективным переживаниям, потребностям (движениям, страхам и тд.) и ,в конечном счете, «принципу удовольствия». Аутическое мышление наиболее распространенно среди пациентов, страдающих шизофренией и др. психотическими расстройствами личности.

 

Аутическому мышлению противопоставляются так называемый «реалистический» тип, который также можно назвать «социализированным» или «социально-ориентированным» мышлением. Если в первом случаем движение мысли определяется бессознательными механизмами, процессами, в силу чего затруднена вербализация, отсутствуют осознанность и ясность, а вся мыслительная деятельность в целом предстает как символическое удовлетворение смутных желаний, то во втором мысль сознательно направлена, то есть преследует осознанно поставленные субъектом цели, стремится к ясному выражению и адекватности, приспосабливается к действительности, корректируется и уточняется на основе эмпирических фактов. Аутическая мысль игнорирует законы логики, подчиняясь лишь «закону желания»; она создает собственную воображаемую действительность, подобную миру сна, в котором индивидуальное сознание замыкается, избегая активных социальных конфликтов и обрекая себя на изоляцию. Мышление аутиста не заботится об объективной истине, оно предпочитает сложный язык символов и мифов, его принципиальный субъективизм оказывается трудноопределимым барьером на пути в пониманию.

 

Согласно Ж. Пиаже, к  генетическому ряду «между логикой  аутизма и логикой разума»  обнаруживается своеобразное промежуточное  звено – такая переходная форма  мышления как эгоцентрическая мысль ребенка. Эгоцентрическое мышление подчинено законам игры – ведущей активности детского возраста, которая, разворачиваясь в пространстве межличностной коммуникации, тем не менее все еще определяется принципом удовольствия и преследует эгоистические интересы в большей степени, чем социальные.

 

Теоретическое и эмпирическое(практическое) мышление разделяются по формам:

  • по целям мыслительной деятельности – теоретическое мышление нацелено на объяснение явлений, практическое – на активное освоение и преобразование действительности;
  • по способам получения знания – теоретическое знание складывается в процессе мыслительного манипулирования понятиями, обобщенными моделями и схемами путем установления общих закономерностей; практическое – в ходе непосредственного наблюдения предметов и явлений, их сопоставления, сравнений;
  • по условиям реализации – в отличие от теоретического мышления, практическое нередко осуществляется в условиях дефицита времени, опасности, неопределенности, повышенной ответственности за принимаемое решение, в силу чего возрастает его сложность (стратегическое мышление продавца);
  • по характеру мыслительной деятельности – теоретическое мышление оперирует общими системными свойствами  и отношениями объектов, тогда как для практического существенны единичные, конкретные случаи.

Теоретическое мышление основывается, главным образом, на абстрагировании, а практическое требует конкретизации  общих знаний и сведений; кроме  того, очевидна более тесная связь  практического мышления с конкретной практической деятельностью субъекта.

 

Наконец, различия репродуктивного  и продуктивного(творческого) мышления. Первый тип предполагает воспроизведение  и применение готовых знаний, алгоритмов и умений, а второй направлен на получение нового продукта или знания, противопоставляемее с древности. В психологии одним из первых разграничил репродуктивные и продуктивные формы духовной деятельности представитель Вюрцбургской школы О. Зельц. Он же положил начало систематическому эмпирическому исследованию творческого мышления.

 

В реальной жизни жесткой  дифференциации между видами мышления нет и все они необходимы для большинства видов деятельности. Однако, в зависимости от ее характера и конечных целей  доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все перечисленные выше вилы мышления не уступают друг другу.

Информация о работе Мышление и речь