Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:17, контрольная работа
Актуальность: Проблема взаимосвязи мышлении и речи по сей день остается одной из наиболее привлекательных тем для изучения. Сложность представляется в противоречивости природы мышления и речи. Эти оба явления являются необходимым атрибутом человека, они сочетают в себе биологическое и социальное. С одной стороны, мышление и речь – порождение мозга человека, с другой стороны, мышление и речь - социальные продукты, поскольку человек есть существо социальное.
Введение………………………………………………………………………………...2
1. Мышление…………………………………………………………………………...3
1.1. Общая характеристика мышления……………………………………………3
1.2. Виды мышления………………………………………………………………..4
1.3. Формы мышления……………………………………………………….……..7
1.4. Основные мыслительные операции…………………………………………..8
1.5. Мышление как процесс. Решение проблем…………………………………..9
2. Речь……………………………………………………………………………..…12
2.1. Общее понятие о речи………………………………………………………12
2.2. Классификация видов речи…………………………………………………12
2.3. Функции речи………………………………………………………………..14
2.4. Основные свойства речи……………………………………………………15
2.5. Функциональное единство высших форм мышления и речи…………….16
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………....18
1.3. Формы мышления
Разберемся с логическими формами мышления: понятия, суждения, умозаключения.
Понятие – мысль, в которой отражаются наиболее общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие «человек» входят такие весьма существенные признаки, как трудовая деятельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Все это отличает людей от животных. Содержание понятий заключается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной , вслух или про себя.
Суждение - форма мышления, в которой отражаются связи и отношения между сущностями.
Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: «Все рыба дышат жабрами». В частных суждения=х утверждения или отрицания относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: «Некоторые студенты – отличники»; в единичных суждениях – только к одному, например: «Этот ученик плохо выучил урок».
Суждения образуются
двумя различными способами: 1) непосредственно,
когда в них выражается то, что
воспринимается; 2) опосредованно –
путем умозаключений или
Умозаключение – форма мышления, которая представляет собой такую последовательность суждений, где в результате установления отношений между ними появляется новое суждение, отличное от предыдущих. Умозаключение является наиболее развитой формой мысли, структурным компонентом которой выступает опять-таки суждение.
Виды: индуктивное, дедуктивное и по аналогии.
Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному. Аналогия –логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.
Таким образом, суждение является универсальной структурной формой мысли, генетически предшествующей понятию и входящей в качестве составной части умозаключения.
1.4. Основные мыслительные операции
Мыслительная деятельность людей совершается посредством специфических операций, к которым относятся: сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, обобщение, классификация и систематизация.
Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.
Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением. Применяя операцию анализа субъект определяет, из каких частей и компонетов состоит познаваемый объект, и получает возможность изучить эти части отдельно.
Виды: простой и сложный.
То есть сводится к выявлению либо
единичных признаков
Синтез – операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются всеете, способствую более глубокому познанию действительности.
Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на отвлечении от второстепенных признаков и выделении только наиболее существенных особенностей и свойств познаваемого объекта. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий.
Конкретизация – мыслительный переход от общего к частному, то есть операция противоположная абстрагированию. К разряду операций конкретизации относятся переход от абстрактного понятия к конкретному феномену, описание общих законов и принципов с опорой на конкретные примеры – частные случаи их проявления.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Причем «общее» понимается двояко: как сходные признаки и как наиболее существенные свойства. Всякое существенное свойство является вместе с тем и общим для данной категории однородных объектов, но не наоборот.
Классификация – это разделение и последующее объединение познаваемых объектов или феноменов в классы по каким-либо категориям (основания).
Систематизация – также разделение и последующее объединение, но уже не отдельных объектов познания (как при классификации), а их групп или классов.
Мыслительные операции
не существуют изолированно друг от друга.
Так, часто встречающейся операцией
является анализ через синтез. Общие операции могут быть
объединены в более крупные единицы –
приемы мыслительной деятельности, систему
операций анализа, синтеза, абстракции,
обобщения, организованная для решения
задач того или иного типа.
1.5. Мышление как процесс. Решение проблем
Психологически исследовать
Итак, мышление как психический
аппарат приспособления вступает в
действие тогда, когда в процессе
приспособления возникает блокада
привычного приспособительного действия.
Процесс преодоления
а) замешательство;
б) обращение к образам памяти и понятиям;
в) манипуляция образами или понятиями;
г) преодоление препятствия.
Следовательно, для того чтобы мышление «заработало», необходимо проявление проблемной ситуации. Однако это еще не достаточно для возникновения мышления, поскольку некоторое проблемные ситуации могут быть разрешены и без его привлечения, методом проб и ошибок. Специфическим для мышления объектом является не сама по себе проблемная ситуация, а задача, которая формулируется на ее основе.
Задача является специфическим объектом мышления безотносительно к областям человеческого знания – это может быть физический мир, общественная жизнь, межличностные отношения, сам человек, в том числе его процесс мышления.
Задача может формулироваться самим человеком в ходе его практической деятельности, а может быть дана ему в готовом виде другими людьми.
Все задачи имеют одну
общую структуру и
По своей логической структуре задачи могут быть:
Три основные виды задач:
Поиск решения. В самом процессе решения задачи некоторые психологи выделяют две основные фазы: 1) поиск идеи (принципа решения) и 2) выполнение решения.
Виды поиска решения задач:
Структура мыслительного
Факторы, способствующие «озарению»:
РЕЧЬ
2.1. Общее понятие о речи
Качественное отличие психики человека от психики животных, ее differencia specifica. Заключается в наличии особого психического процесса, отражающего общественно-исторический характер человеческого бытия, определяющее все сложные формы познавательной деятельности и называемого речью.
Речь – это высшая психическая функция, опосредованная особой системой знаков – языком имеющая коммуникативную направленность, т.е. ориентированное на общение, взаимопонимание между людьми и их взаимовлияние друг на друга. Это одновременно познавательный и в то же время сложный социально-психологический процесс – общение людей посредством языка.
Речь является не только основным специфически человеческим средством коммуникации, но также важнейшим внутренним регулятором поведения и деятельности; иными словами, относится как к внешнему (интерперсональному), так и к внутриличностному плану психической активности.
2.2. Классификация видов речи
В зависимости от выполняемых функций, структуры, степени активности и общей направленности выделяются различные виды речевой деятельности.
Виды:
Реактивная речь – определяется преимущественно внешними по отношению к субъекту высказывания факторами и возникает как реакция либо на реплики собеседника, либо на актуальную ситуацию. Спонтанная творческая активность индивида минимизирована.
Диалогическая речь – говорящий может корректировать, уточнять, конкретизировать, расширять или углублять высказывание, изменять его тему и направленность на основе обратной связи. Структурируется согласно законам межличностной/инерперсональной коммуникации: в данном случае раскрытие смысла сообщений, направленность коммуникативного процесса и взаимопонимание обеспечивается за счет постоянной смены «коммуникативных ролей» говорящего и слушающего (порождающего и воспринимающего высказывание)