Мышление и речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:17, контрольная работа

Описание работы

Актуальность: Проблема взаимосвязи мышлении и речи по сей день остается одной из наиболее привлекательных тем для изучения. Сложность представляется в противоречивости природы мышления и речи. Эти оба явления являются необходимым атрибутом человека, они сочетают в себе биологическое и социальное. С одной стороны, мышление и речь – порождение мозга человека, с другой стороны, мышление и речь - социальные продукты, поскольку человек есть существо социальное.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...2

1. Мышление…………………………………………………………………………...3
1.1. Общая характеристика мышления……………………………………………3
1.2. Виды мышления………………………………………………………………..4
1.3. Формы мышления……………………………………………………….……..7
1.4. Основные мыслительные операции…………………………………………..8
1.5. Мышление как процесс. Решение проблем…………………………………..9
2. Речь……………………………………………………………………………..…12
2.1. Общее понятие о речи………………………………………………………12
2.2. Классификация видов речи…………………………………………………12
2.3. Функции речи………………………………………………………………..14
2.4. Основные свойства речи……………………………………………………15
2.5. Функциональное единство высших форм мышления и речи…………….16
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………....18

Файлы: 1 файл

Контрольная работа. Мышление и Речь.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

 

 

                                        

1.3.  Формы мышления

 

Разберемся с логическими  формами мышления: понятия, суждения, умозаключения.

 

Понятие – мысль, в которой отражаются наиболее общие, существенные и отличительные  признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие «человек» входят такие весьма существенные признаки, как трудовая деятельность, производство орудий труда, членораздельная речь. Все это отличает людей от животных. Содержание понятий заключается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной , вслух или про себя.

 

Суждение - форма мышления, в которой отражаются связи и отношения между сущностями.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих  суждениях что-либо утверждается (или  отрицается) относительно всех предметов  данной группы, данного класса, например: «Все рыба дышат жабрами». В частных суждения=х утверждения или отрицания относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: «Некоторые студенты – отличники»; в единичных суждениях – только к одному, например: «Этот ученик плохо выучил урок».

Суждения образуются двумя различными способами: 1) непосредственно, когда в них выражается то, что  воспринимается; 2) опосредованно –  путем умозаключений или рассуждений. В первом случае мы видим, например, стол коричневого цвета и высказываем простейшее суждение: «Этот стол коричневый». Во втором случае с помощью рассуждений из одних суждений выводят, получают другие (или другое) суждения. Например, Д.И. Менделеев на основании им открытого периодического закона чисто теоретически, лишь с помощью умозаключений вывел и предсказал некоторые свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

 

Умозаключение – форма мышления, которая представляет собой такую последовательность суждений, где в результате установления отношений между ними появляется новое суждение, отличное от предыдущих. Умозаключение является наиболее развитой формой мысли, структурным компонентом которой выступает опять-таки суждение.

Виды: индуктивное, дедуктивное  и по аналогии.

Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному. Аналогия –логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.

 

Таким образом, суждение является универсальной структурной формой мысли, генетически предшествующей понятию и входящей в качестве составной части умозаключения.

                              

 

 

1.4.  Основные мыслительные операции

 

Мыслительная деятельность людей совершается посредством  специфических операций, к которым относятся: сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, обобщение, классификация и систематизация.

 

Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.

 

Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением. Применяя операцию анализа субъект определяет, из каких частей и компонетов состоит познаваемый объект,  и получает возможность изучить эти части отдельно.

Виды: простой и сложный. То есть сводится к выявлению либо единичных признаков познаваемого объекта, либо целого множества характерных признаков и связей между ними. Анализ осуществляется как на основе данных восприятий, так и с опорой на образы памяти, в плане представления и воображения.

 

Синтез – операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются всеете, способствую более глубокому познанию действительности.

 

Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на отвлечении от второстепенных признаков и выделении только наиболее существенных особенностей и свойств познаваемого объекта. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий.

 

Конкретизация – мыслительный переход от общего к частному, то есть операция противоположная абстрагированию. К разряду операций конкретизации относятся переход от абстрактного понятия к конкретному феномену, описание общих законов и принципов с опорой на конкретные примеры – частные случаи их проявления.

 

Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Причем «общее» понимается двояко: как сходные признаки и как наиболее существенные свойства. Всякое существенное свойство является вместе с тем и общим для данной категории однородных объектов, но не наоборот.

 

Классификация – это разделение и последующее объединение познаваемых объектов или феноменов в классы по каким-либо категориям (основания).

Систематизация – также разделение и последующее объединение, но уже не отдельных объектов познания (как при классификации), а их групп или классов.

 

Мыслительные операции не существуют изолированно друг от друга. Так, часто встречающейся операцией  является анализ через синтез. Общие операции могут быть объединены в более крупные единицы – приемы мыслительной деятельности, систему операций анализа, синтеза, абстракции, обобщения, организованная для решения задач того или иного типа. 

 

 

1.5. Мышление как процесс. Решение проблем

 

Психологически исследовать мышление как процесс значит изучить внутренние, скрытые причины, приводящие к образование  тех или иных познавательных результатов.

Итак, мышление как психический  аппарат приспособления вступает в  действие тогда, когда в процессе приспособления возникает блокада  привычного приспособительного действия. Процесс преодоления препятствия  в этом случае в самой общей  форме будет иметь несколько этапов:

а) замешательство;

б) обращение к образам  памяти и понятиям;

в) манипуляция образами или понятиями;

г) преодоление препятствия.

Следовательно, для того чтобы мышление «заработало», необходимо проявление проблемной ситуации. Однако это еще не достаточно для возникновения мышления, поскольку некоторое проблемные ситуации могут быть разрешены и без его привлечения, методом проб и ошибок. Специфическим для мышления объектом является не сама по себе проблемная ситуация, а задача, которая формулируется на ее основе.

Задача является специфическим  объектом мышления безотносительно  к областям человеческого знания – это может быть физический мир, общественная жизнь, межличностные  отношения, сам человек, в том  числе его процесс мышления.

Задача может формулироваться самим человеком в ходе его практической деятельности, а может быть дана ему в готовом виде другими людьми.

Все задачи имеют одну общую структуру и характеристики. Общая структура задачи включает в себя условия и требования. Под  условиями понимаются все факторы, имеющие отношения у разрешению проблемной ситуации. Требование – это цель, которая может быть достигнута при ее разрешении. Одной из важных характеристик задачи является ее сложность.

 

По своей логической структуре задачи могут быть:

  1. интерполяционными, в которых данные и цель определены в явной (эксплицитной) форме, а поиск ответа детерминирован условиями задачи (решение может идти как от данных к цели, так и наоборот или в обоих направлениях одновременно);
  2. экстраполяционными, в которых есть данные, но не определена цель, или наоборот – проблемная ситуация содержит определенную цель, но не определенны данные 9решающему представляется большая свобода действия);
  3. «предзадачами», в которых не определены ни цель, ни данные проблемной ситуации (это ситуация, порождающая чувство, обычно предшествующие данному открытию).

 

Три основные виды задач:

  1. задачи, в которых учтены все условия, влияющие на результат, и ответ функционально связан с исходными данными, определен ими однозначно;
  2. задачи, на результат решения которых возможно влияние разных факторов, не учтенных в условиях, в силу чего результат решения получается неоднозначным, он формируется для некоторого числа аналогичных случаев в соответствии с вероятностно-статической оценкой возможных значений результатов;
  3. задачи игрового типа, в которых контролируемая часть условий косвенно направляется противником-соревнователем. Задачи этого вида являются предметом социальной научной области – теории игр.

 

Поиск решения. В самом  процессе решения задачи некоторые психологи выделяют две основные фазы: 1) поиск идеи (принципа решения) и 2) выполнение решения.

Виды поиска решения  задач:

    • Поиск посредством систематических проб представляет собой перебор всех возможных «ходов» на каждом этапе решения.
    • Случайный поиск – метод оологических немотивированных проб различных вариантов, чаще всего применяется в игровых ситуациях.
    • Выборочный поиск основан на том, что очередной ход выбирается на основе результатов предшествующего, это так называемый метод проб и ошибок.
    • Избирательный (селективный) поиск представляет собой в широком смысле эвристический способ решения, т.е. способ решения человеком новых, необычных, творческих задач.

 

 

                Структура мыслительного процесса  решения проблемы

 

    1. Мотивация (желание решить проблему).
    2. Анализ проблемы (выделение того, «что дано», «что требует найти», какие есть недостающие или избыточные данные и т.д.).
    3. Поиск решения на основе:
    • данного известного алгоритма (уровень репродуктивного мышления);
    • выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов;
    • комбинация отдельных звеньев из различных алгоритмов.
    1. Поиск принципиально нового решения (уровень творческого мышления) на основе:
      • углубленных логический рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т.п.);
      • использование аналогий;
      • использование эвристических приемов;
      • использование эмпирического метода проб и ошибок.
    1. В случае неудачи – отчаяние, переключение на другую деятельность: «период инкубационного отдыха» - «созревание идей», озарение, вдохновение, инсайт, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление).

Факторы, способствующие «озарению»:

    • высокая увлеченность проблемой;
    • вера в успех, возможность решения проблемы;
    • высокая информированность в проблеме, накопленный опыт;
    • высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне, при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).
    1. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.
    1. Реализация решения.
    2. Проверка найденного решения.
    3. Коррекция ( в случае необходимости возврат к этапу 2).

 

 

 

 

РЕЧЬ

 

 

 

  2.1.  Общее понятие о речи

 

Качественное отличие  психики человека от психики животных, ее differencia specifica. Заключается в наличии особого психического процесса, отражающего общественно-исторический характер человеческого бытия, определяющее все сложные формы познавательной деятельности и называемого речью.

Речь – это высшая психическая функция, опосредованная особой системой знаков – языком имеющая коммуникативную направленность, т.е. ориентированное на общение, взаимопонимание между людьми и их взаимовлияние друг на друга. Это одновременно познавательный и в то же время сложный социально-психологический процесс – общение людей посредством языка.

Речь является не только основным специфически человеческим средством коммуникации, но также важнейшим внутренним регулятором поведения и деятельности; иными словами, относится как к внешнему (интерперсональному), так и к внутриличностному плану психической активности.

 

 

 

 

2.2.  Классификация видов речи

 

В зависимости от выполняемых  функций, структуры, степени активности и общей направленности выделяются различные виды речевой деятельности.

 

Виды:

    1. активная, реактивная
    2. монологическая, диалогическая
    3. внешняя (устная и письменная), эгоцентрическая, внутренняя

 

  1. Активная речь (спонтанно конструируемая) – охватывает все многообразие индивидуального словесного творчества и самовыражения.

Реактивная речь –  определяется преимущественно внешними по отношению к субъекту высказывания факторами и возникает как реакция либо на реплики собеседника, либо на актуальную ситуацию. Спонтанная творческая активность индивида минимизирована.

 

  1. Монологическая речь (без непосредственной обратной связи от адресата) – субъект высказывания самостоятельно определяет объем, содержание и структуру речи, в соответствии с собственными мотивами, установками и индивидуальными особенностями.

Диалогическая речь – говорящий может корректировать, уточнять, конкретизировать, расширять или углублять высказывание, изменять его тему и направленность на основе обратной связи. Структурируется согласно законам межличностной/инерперсональной коммуникации: в данном случае раскрытие смысла сообщений, направленность коммуникативного процесса и взаимопонимание обеспечивается за счет постоянной смены «коммуникативных ролей» говорящего и слушающего (порождающего и воспринимающего высказывание)

 

  1. Внешняя речь (выполняющая, главным образом, коммуникативную функцию). Включает в себя две разновидности: устную и письменную речь. В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены к минимуму, тогда как в речи письменной и в подготовленной устной речи они занимают значительное место.

Информация о работе Мышление и речь