Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:17, контрольная работа
Актуальность: Проблема взаимосвязи мышлении и речи по сей день остается одной из наиболее привлекательных тем для изучения. Сложность представляется в противоречивости природы мышления и речи. Эти оба явления являются необходимым атрибутом человека, они сочетают в себе биологическое и социальное. С одной стороны, мышление и речь – порождение мозга человека, с другой стороны, мышление и речь - социальные продукты, поскольку человек есть существо социальное.
Введение………………………………………………………………………………...2
1. Мышление…………………………………………………………………………...3
1.1. Общая характеристика мышления……………………………………………3
1.2. Виды мышления………………………………………………………………..4
1.3. Формы мышления……………………………………………………….……..7
1.4. Основные мыслительные операции…………………………………………..8
1.5. Мышление как процесс. Решение проблем…………………………………..9
2. Речь……………………………………………………………………………..…12
2.1. Общее понятие о речи………………………………………………………12
2.2. Классификация видов речи…………………………………………………12
2.3. Функции речи………………………………………………………………..14
2.4. Основные свойства речи……………………………………………………15
2.5. Функциональное единство высших форм мышления и речи…………….16
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………....18
В устной речи выделяют «говорение» и «слушание» как относительно самостоятельные компоненты вербальной коммуникации. При разделении ролей говорящего и слушающего вся схема коммуникативного процесса, с точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения, оказывается ассиметричной: для говорящего смысл всегда предшествует кодированию информации (собственно высказыванию), ведь говорящий сначала формулирует некий «замысел», а затем выражает его посредством определенного кода; для слушающего смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием и фактически является продуктом этого процесса.
При анализе письменной речи традиционно используется понятие «текст». Р. Барт разграничивает два принципиально различных типа текстов:
Эгоцентрическая речь – своеобразное промежуточное звено между внешней и внутренней речью. Это одна из ранних и специфических форм речи. Ее исследования позволяют установить общие закономерности формирования высших психических функций. Эта речь наблюдается в возрасте трех – пяти лет(нередко ее устойчивые элементы сохраняются вплоть до семилетнего возраста) и проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому конкретно не обращаясь, в частности, задают вопросы, не получая на них ответа и нисколько не беспокоясь по этому поводу.
Внутренняя речь отличается от внешней по назначению и по построению. Это речь свернутая, редуцированная, отрывочная, выразительные средства в ней предельно минимизированы – сложная фаза может быть сведена к единственному ключевому слову – но при такой фрагментарности разумеется, исключены какие-либо недоразумения, связанные с недопониманием смысла или контекста высказывания. Внутренняя речь составляет фазу планирования любой сложной деятельности; она актуализируется при возникновении затруднений, повышение неопределенности и поиске решения какой-либо задачи, то есть в проблемных ситуациях, требующих нешаблонного ответа.
2.3. Функции речи
Речь человека выполняет ряд специфических функций.
По К. Бюлеру, «функция человеческого языка тройственна» и, соответственно, любое речевое сообщение совмещает в себе три различных функциональных компонета:
Выделяется и другая триада функций:
Слово выступает в качестве искусственного стимула, отсылающего к некоторому объекту, который может отсутствовать в актуальном поле восприятия, или к явлению, вообще недоступному для чувственного познания. Благодаря сигнификативной функции слово оказывается и медиатором, посредником, необходимым для достижения взаимопонимания между людьми ( при условии, что участники социального взаимодействия используют единую систему словесных обозначений), и эффективным средством сохранения какой-либо информации. Вместе с тем слово обозначает не только конкретный, ситуативно данный объект, но и целую группу объектов, сходных или аналогичный по ряду существенных признаков. Выражая самое общее и существенное для определенного класса явлений, речь делает возможными, определяет и направляет процессы общения, лежащие в основе абстрактного понятийного мышления. Наконец, третья, коммуникативная функция речи проявляется в плане внешнего речевого поведения и находит выражение в установлении вербальных контактов с другими людьми и передаче им какой-либо личностно или социально значимой информацию.
Выделяют три стороны вербальной коммуникации:
Все три выделенный функции неразрывно взаимосвязаны в рамках конкретной речевой деятельности.
2.4. Основные свойства речи
Выделяют следующие основные свойства речи:
Содержательность речи определяется объемом, глубиной и серьезностью выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений. Многословие, поверхностные, банальные мысли при отсутствии чувств или их малой выразительности делают речь малосодержательной.
Понятность речи заключается
в умении говорящего использовать краткие,
синтаксически правильно
Выразительность речи определяется ее эмоциональной окраской и насыщенностью (она может быть яркой, энергичной, насыщенной образами и метафорами или, наоборот, тусклой, вялой, шаблонной), а также ясностью и отчетливостью произношения, правильным акцентированием и интонированием и т.п.
Воздейственность речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, их убеждения и поведения. Воздейственность речи бывает различной: людей могут поучать и наставлять, им могут советовать, приказывать, ими могут командовать, их могут просить, инструктировать и т.д. все это осуществляется с помощью определенных лексических, грамматических и фонетических языковых средств.
2.5. Функциональное единство высших форм мышления и речи
«Размышление есть диалог души с самой собой» (Платон); «Мыслить – значит говорить с самим собой… значит внутреннее (через репродуктивное воображение) слышать себя самого» (И. Кант); «Слово умирает во внутренней речи, рождая мысль» (Л.С. Выготский). Все приведенные цитаты, каждая на свой лад, выражает общую психологическую идею, возникшую задолго до рождения научной психологии. Это идея о неразрывной взаимосвязи, взаимопроникновении и функциональном единстве высших форм мышления и речи.
В западном гуманитарном знании можно условно выделить три основные модели взаимоотношения языка и мышления. Согласно первой наиболее ранней из них, процесс мышления обходится без участия языка, а в языковую форму облекаются только результаты мыслительной и познавательной деятельности (античная философия, Кант, Локк). Во второй модели постулируется идентичность структуры мышления, языка и познаваемого мира (Л. Витгенштейн). Основное положение третьей модели формулируется так: язык и коммуникация выступаю как условия возможности любой формы мышления и познания (современная философия языка).
Неразложимую единицу
анализа речевого мышления, сохраняющую
все его специфические
Мышление, речь и общение
путем обмена знаниями – эти высшие
психические функции
Заключение
В заключении отметим. Мы
рассмотрели взаимосвязь
Рассмотрев взаимосвязь
между мышлением и речью, мы обнаружили,
насколько всеохватывающей
Исследования психологов, лингвистов, физиологов и др. подтверждают тот факт, что мышление и речь связаны очень многим. Они не могут существовать друг без друга.
Список используемой литературы
1. Чернышова Л.И., Зотова Л.И., Скрипкина Ж.Б. ПСИХОЛОГИЯ. Учебное пособие. М.: изд. Академии бюджета и казначейства, 201,200 с.
2. Реан А.А., Бродовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2009. – 432 м.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
3 И.Г. Антипова, В.А. Дорофеев, А.А. Кокуев, Ф.А. Осипова, Е.И. Рогов, Е.Е. Рогова, Н.И. Шевандрин. Психология : учеб. Пособие для студентов вузов, П86 обучающихся по пед. Специальностям (ОПД.Ф.01-Психология) / [И.Г. Антипова и др.] ; под ред. Е.И. Рогова. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 591с. (Учебник для вузов)
4. Филатов Ф.Р. Основы психологии: Учеьное пособие Ф51 Бие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2007. – 656 с.
5. Гуревич П.С. Г95 Психология: Учебник для студентов вузов / П.С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 320 с. – (Серия «учебники профессора П.С. Гуревича»)
6. Петровский А.В. П30 Психология: Учебник для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений / Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 512 с.