Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 15:12, реферат
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.
“Мышление — процесс моделирования
неслучайных отношений окружающего
мира на основе аксиоматических положений.”
(психологический словарь)
1.Понятие мышления
В процессе
ощущения и восприятия человек
познает окружающий мир в
Познавая
мир, человек обобщает
Мышление
дает ответ на такие вопросы,
которые нельзя разрешить
Мышление
- опосредованное и обобщенное
отражение существенных, закономерных
взаимосвязей действительности. Это
обобщенная ориентация в
В
мышлении устанавливается
Например,
Фалес из Милета узнал высоту
египетской пирамиды благодаря
переносу отношений между
Установление
всеобщих взаимосвязей, обобщение
свойств однородной группы
Но
мышление, выходя за пределы ощущений
и восприятия, всегда остается
неразрывно связанным с
Мышление,
являясь идеальным отражением
действительности, имеет материальную
форму своего проявления. Механизмом
мышления человека является
Язык
является средством
Мышление
социально обусловлено, оно
Как
уже отмечалось, первоначально мышление
человека было непосредственно
вплетено в его материальную
деятельность, человек мыслил, действуя
практически. Но постепенно из
практических действий
2.Психологическая сущность мышления и его особенности
Мышление
как феномен, обеспечивающий родовую
особенность человека, в структуре
психики человека относится к психическим познавательным процессам,
которые обеспечивают первичное отражение
и осознание людьми воздействий окружающей
действительности.
Традиционные в психологической науке
определения мышления обычно фиксируют
два его существенных признака:
обобщенность и;
опосредствованность.
Т.е. мышление
есть процесс обобщенного и
Специфичность мышления заключаются в
том, что:
мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;
лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира;
мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.
Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:
носит опосредствованный характер;
всегда протекает с опорой на имеющиеся знания;
исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;
в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;
связано с практической деятельностью человека.
3. Типология и качества мышления
В психологической науке
Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления. Понятие - форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие. За каждым понятием скрыто особое предметное действие. Понятия могут быть:
Общее понятие есть мысль, в которой отражаются общие,
существенные и отличительные (специфические)
признаки предметов и явлений действительности. Единичное понятие
есть мысль, в которой отражены присущие
только отдельному предмету и явлению
признаки.
В зависимости от типа абстракции и обобщений,
лежащих в основе понятия бывают эмпирическими
или теоретическими. Эмпирическое понятия
фиксирует одинаковые предметы в каждом
отдельном классе предметов на основе
сравнения. Специфическим содержанием теоретического
понятия выступает объективная связь
всеобщего и единичного (целостного и
отличного). Понятия формируются в общественно-историческом
опыте. Человек усваивает систему понятий
в процессе жизни и деятельности.
Содержание понятий раскрывается в суждениях,
которые всегда выражаются в словесной
форме - устной или письменной, вслух или
про себя. Суждение - основная
форма мышления, в процессе которой утверждаются
или отрицаются связи между предметами
и явлениями действительности. Суждение
- это отражение связей между предметами
и явлениями действительности или между
их свойствами и признаками. Например,
суждение: "Металлы при нагревании расширяются"
- выражает связь между изменениями температуры
и объемом металлов.
Суждения образуются двумя основными
способами:
В первом случае мы видим, например, стол коричневого
цвета и высказываем простейшее суждение:
"Этот стол коричневый". Во втором
случае с помощью рассуждения из одних суждений
выводят, получают другие (или другое)
суждения. Например, Дмитрий Иванович
Менделеев на основании открытого им периодического
закона чисто теоретически, лишь с помощью
умозаключений вывел и предсказал некоторые
свойства еще неизвестных в его время
химических элементов.
Суждения могут быть:
Истинные суждения - это объективно верные суждения. Ложные суждения
- это суждения не соответствующие объективной
реальности. Суждения бывают общими, частными
и единичными. В общих суждениях
что-либо утверждается (или отрицается)
относительно всех предметов данной группы,
данного класса, например: "Все рыбы
дышат жабрами". В частных суждениях
утверждение или отрицание относится
уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам,
например: "Некоторые студенты - отличники".
В единичных суждениях
- только к одному, например: "Этот ученик
плохо выучил урок".
Умозаключение
- это выведение из одного или нескольких
суждений нового суждения. Исходные суждения,
из которых выводится, извлекается другое
суждение, называют посылками умозаключения.
Простейшей и типичной формой вывода на
основе частной и общей посылок является
силлогизм. Примером силлогизма может
служить следующее рассуждение: "Все
металлы - электропроводны. Олово - металл.
Следовательно, олово - электропроводно".
Различают умозаключение:
Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, т.е. от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:
1) генезису развития;
2) характеру решаемых задач;
3) степени развернутости;
4) степени новизны и оригинальности;
5) средствам мышления;
6) функциям мышления и т.д.
1. По генезису развития различают мышление:
наглядно-действенное;
наглядно-образное;
словесно-логическое;
абстрактно-логическое.
Наглядно-действенное мышление
- вид мышления, опирающийся на непосредственное
восприятие предметов в процессе действий
с ними. Это мышление есть наиболее элементарный
вид мышления, возникающий в практической
деятельности и являющийся основой для
формирования более сложных видов мышления.
Наглядно-образное мышление - вид
мышления, характеризующийся опорой на
представления и образы. При наглядно-образном
мышлении ситуация преобразуется в плане
образа или представления.
Словесно-логическое мышление - вид
мышления, осуществляемый при помощи логических
операций с понятиями. При словесно-логическом
мышлении оперируя логическими понятиями,
субъект может познавать существенные
закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи
исследуемой реальности.
Абстрактно-логическое (отвлеченное)
мышление - вид мышления, основанный
на выделении существенных свойств и связей
предмета и отвлечении от других, несущественных.
Наглядно-действенное, наглядно-образное,
словесно-логическое и абстрактно-логическое
мышление являются последовательными
этапами развития мышления в филогенезе
и в онтогенезе.
2. По
характеру решаемых задач различают
мышление:
теоретическое;
практическое.
Теоретическое мышление
- мышление на основе теоретических рассуждений
и умозаключений. Практическое мышление
- мышление на основе суждений и умозаключений,
основанных на решении практических задач.
Теоретическое мышление - это познание
законов и правил. Основная задача практического
мышления - разработка средств практического
преобразования действительности: постановка
цели, создание плана, проекта, схемы.
3. По
степени развернутости различают
мышление: