Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 15:12, реферат
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.
построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта;
создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;
продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность;
создании образов, соответствующих описанию объекта.
Воображение
присуще только человеку. Оно порождено
трудовой деятельностью и развивается
на ее основе. Специфика воображения
состоит в переработке прошлого
опыта. В этом отношении оно неразрывно
связано с процессом памяти. Оно
преобразует то, что есть в памяти.
Воображение тесно
В процессе мышления человек использует различного рода средства:
практические действия;
образы и представления;
модели;
схемы;
символы;
знаки;
язык.
Опора на эти
культурные средства, орудия познания
характеризует такую
В психологической науке речь понимается как система
используемых человеком звуковых сигналов,
письменных знаков и символов для передачи
информации; процесс материализации мысли.
Важно отличать речь от языка. Их основное
различие заключается в следующем. Язык - это система условных символов,
с помощью которых передаются сочетания
звуков, имеющие для людей определенные
значение и смысл. Если язык - объективная,
исторически сложившаяся система кодов,
предмет специальной науки - языкознания
(лингвистики), то речь является психологическим
процессом формирования и передачи мысли
средствами языка. Как психологический
процесс речь является предметом раздела
психологии, называемым "психолингвистикой".
Речь без усвоения языка невозможна, в
то время как язык может существовать
и развиваться относительно независимо
от человека, по законам, не связанным
ни с его психологией, ни с его поведением.
Выделяются следующие признаки языка:
исторически сложившееся средство общения;
развивается относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением;
отражает психологию народа;
система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл.
Выделяются следующие признаки речи:
выражает
психологические особенности
наиболее совершенная, присущая человеку деятельность, передающая мысли и чувства.
Речь также понимается как совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же звучание, что и соответствующая им система письменных знаков. Знак - символ или объект, служащий заменителем другого объекта.
Функции речи
Речь выполняет определенные функции:
воздействия;
сообщения;
выражения;
обозначения.
Функция воздействия
заключается в способности
Функция сообщения состоит в обмене информацией
(мыслями) между людьми посредством слов,
фраз.
Функция выражения заключается в том,
что, с одной стороны, благодаря речи человек
может полнее передавать свои чувства,
переживания, отношения, и, с другой стороны,
выразительность речи, ее эмоциональность
значительно расширяет возможности общения.
Функция обозначения состоит в способности
человека посредством речи давать предметам
и явлениям окружающей действительности
присущие только им названия.
8.Заключение
Мышление является высшим
познавательным процессом. Оно представляет
собой форму творческого
2