Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 15:12, реферат
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органами чувств. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрым крышам, был ли дождь или устанавливаем законы движения планет - в том и другом случае мы совершаем мыслительный процесс, т.е. отражаем существенные связи между явлениями опосредствованно, сопоставляя факты. Человек никогда не видел элементарной частицы, никогда не бывал на Марсе, однако в результате мышления он получил определенные сведения и об элементарных частицах материи, и об отдельных свойствах планеты Марс. Познание основано на выявлении связей и отношений между вещами.
дискурсивное;
интуитивное.
Дискурсивное (аналитическое)
мышление - мышление, опосредованное
логикой рассуждений, а не восприятия.
Аналитическое мышление развернуто во
времени, имеет четко выраженные этапы,
представлено в сознании самого мыслящего
человека. Интуитивное мышление
- мышление на основе непосредственных
чувственных восприятий и непосредственного
отражения воздействий предметов и явлений
объективного мира. Интуитивное мышление
характеризуется быстротой протекания,
отсутствием четко выраженных этапов,
является минимально осознанным.
4. По
степени новизны и оригинальности
различают мышление:
репродуктивное
продуктивное (творческое).
Репродуктивное мышление
- мышление на основе образов и представлений,
почерпнутых из каких-то определенных
источников. Продуктивное мышление
- мышление на основе творческого воображения.
5. По
средствам мышления различают
мышление:
вербальное;
наглядное.
Наглядное мышление - мышление на
основе образов и представлений предметов. Вербальное
мышление - мышление, оперирующее отвлеченными
знаковыми структурами.
Установлено, что для полноценной мыслительной
работы одним людям необходимо видеть
или представлять предметы, другие предпочитают
оперировать отвлеченными знаковыми структурами.
6. По
функциям различают мышление:
критическое;
творческое.
Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.
Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического). Кроме того, к индивидуальным особенностям мышления относятся также и такие качества познавательной деятельности как:
продуктивность ума;
самостоятельность;
широта;
глубина;
гибкость;
быстрота мысли;
творчество;
критичность;
инициативность;
сообразительность и т.д.
При этом быстрота мышления - это скорость протекания мыслительных процессов.
Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос или проблему, а затем решить его собственными силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.
Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.
Инертность мышления - качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.
Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.
Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.
Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.
Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.
Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.
Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.
Устойчивость мышления - качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.
Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.
Трактовка мышления
как процесса означает, прежде всего,
что сама детерминация мыслительной
деятельности осуществляется тоже как
процесс. Иначе говоря, по ходу решения
задачи человек выявляет все новые
и новые, до того неизвестные ему
условия и требования задачи, которые
причинно обусловливают дальнейшее
протекание мышления. Следовательно, детерминация
мышления не дана изначально как нечто
абсолютно готовое и уже
В развернутом мыслительном процессе,
поскольку он всегда направляется на разрешение
какой-нибудь задачи, можно различать
несколько основных этапов или фаз:
первый этап разрешения проблемы - осознание проблемной ситуации;
на втором - происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу;
на третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задач, исходя из предшествующего опыта);
на четвертом - появляются гипотезы как предположения о способах решения задач;
пятый этап представляет собой реализацию гипотезы;
шестой - проверку гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения.
С позиции теории функциональных
систем Петра Кузьмича Анохина (1898-1974)
основные этапы мыслительного процесса
могут быть сопоставлены с этапами
структуры поведенческого акта. Направленность
процесса мышления определяется доминирующей
мотивацией субъекта. Афферентный синтез
выбирает зону поиска решения проблемы.
Поступающая информация анализируется
и сопоставляется со знаниями, извлекаемыми
из памяти, содержание которых существенно
определяется доминирующей мотивацией.
Этапу принятия решения соответствует
выбор наиболее вероятной гипотезы
для ее последующей проверки и
доказательств. В акцепторе результатов
действия в соответствии с принятой
гипотезой формируются
Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач:
ориентировочные действия;
исполнительные действия;
нахождение ответа.
Ориентировочные действия
начинаются с анализа условий, на основе
которого возникает главный элемент мыслительного
процесса - гипотеза. Она возникает на
основе полученной информации, анализа
условий и способствует дальнейшему поиску,
направляет движение мысли, в итоге переходит
в план решения.
Исполнительные действия сводятся
в основном к выбору приемов решения задачи.
Нахождение ответа состоит в сверке
решения с исходными условиями задачи.
Если в результате сличения результат
согласуется с исходными условиями, процесс
прекращается. Если нет - процесс решения
продолжается снова и протекает до тех
пор, пока решение не будет окончательно
согласовано с условиями задачи.
Проникновение в глубь той или иной проблемы, стоящей перед человеком, рассмотрение свойств, составляющих эту проблему элементов, нахождение решения задачи осуществляется человеком при помощи мыслительных операций. В психологии выделяют такие операции мышления, как:
анализ;
сравнение;
абстрагирование;
синтез;
обобщение;
классификация и;
категоризация.
Анализ - это мыслительная
операция расчленения сложного объекта
на составляющие его части. Анализ - это
выделение в объекте тех или иных его сторон,
элементов, свойств, связей, отношений
и т.д.; это расчленение познаваемого объекта
на различные компоненты. Например, школьник
на занятиях кружка юных техников, пытаясь
понять способ действия какого-либо механизма
или машины, прежде всего, выделяет различные
элементы, детали этого механизма и разбирает
его на отдельные части. Так - в простейшем
случае он анализирует, расчленяет познаваемый
объект.
Синтез - это мыслительная операция,
позволяющая в едином аналитико-синтетическом
процессе мышления переходить от частей
к целому. В отличие от анализа синтез
предполагает объединение элементов в
единое целое. Анализ и синтез обычно выступают
в единстве. Они неразрывны, не могут существовать
друг без друга: анализ, как правило, осуществляется
одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ
и синтез всегда взаимосвязаны.
Неразрывное единство между анализом
и синтезом отчетливо выступает в таком
познавательном процессе, как сравнение. Сравнение - это операция, заключающаяся
в сопоставлении предметов и явлений,
их свойств и отношений друг с другом и
в выявлении, таким образом, общности или
различия между ними. Сравнение характеризуется
как более элементарный процесс, с которого,
как правило, начинается познание. В конечном
итоге сравнение приводит к обобщению.
Обобщение - это объединение многих
предметов или явлений по какому-то общему
признаку. В ходе обобщения в сравниваемых
предметах - в результате их анализа - выделяется
нечто общее. Эти общие для различных объектов
свойства бывают двух видов:
общие как сходные признаки и;
общие как существенные признаки.
Путем нахождения
сходных, одинаковых или общих свойств
и признаков вещей субъект
обнаруживает тождество и различие
между вещами. Эти сходные, похожие
признаки затем абстрагируются (выделяются,
отделяются) из совокупности других свойств
и обозначаются словом, затем они
становятся содержанием соответствующих
представлений человека об определенной
совокупности предметов или явлений.
Абстрагирование - мыслительная операция,
основанная на отвлечении от несущественных
признаков предметов, явлений и выделении
в них основного, главного.
Абстракция - отвлеченное понятие,
образуемое в результате мысленного отвлечения
от несущественных сторон, свойств предметов
и отношений между ними с целью выявления
существенных признаков.
Выделение (абстрагирование) общих свойств
разных уровней позволяет человеку установить
родовидовые отношения в некотором многообразии
предметов и явлений, систематизировать их
и тем самым построить определенную классификацию.
Классификация - систематизация соподчиненных
понятий какой-либо области знания или
деятельности человека, используемая
для установления связей между этими понятиями
или классами объектов.
Следует отличать классификацию от категоризации. Категоризация - операция отнесения
единичного объекта, события, переживания
к некоторому классу, в качестве которого
могут выступать вербальные и невербальные
значения, символы и т.п.
Закономерности рассмотренных операций
мышления и есть суть основных внутренних,
специфических закономерностей мышления.
На их основе только и могут получить объяснение
все внешние проявления мыслительной
деятельности.
Проблемы для обсуждения:
1. Сущность мышления как процесса решения
задач.
2. Содержание основных этапов развернутого
мыслительного процесса.
3. Основные типы мыслительных действий,
характерных для процесса решения задач
и их содержание.
4. Основные операции мышления и их сущность.
Характеризуя
мышление человека, в первую очередь
подразумевают его интеллектуал
"умственное развитие" и;
"интеллект".
Под умственным развитием
понимается совокупность как знаний, умений,
так и умственных действий, сформировавшихся
в процессе приобретения этих умений и
знаний. Наиболее общей характеристикой
уровня умственного развития является
подготовленность функционирования мышления
в пределах возрастного социально-психологического
норматива (СПН). То есть уровень умственного
развития должен отражать наиболее типичные,
общие, характерные для данного социума
особенности мыслительной деятельности,
касающиеся как объема и качества знаний
и умений, так и запаса определенных умственных
действий.
Достигнутый человеком уровень умственного
развития зависит от его интеллектуальных
способностей. Интеллект (или общая умственная
способность) - не сумма знаний и умственных
операций, а то, что способствует их успешному
усвоению. Если интеллект - это условие
усвоения знаний и умений, то умственное
развитие характеризует в первую очередь
содержание, способы и формы мышления. Интеллект - относительно устойчивая
структура способностей, в основе которых
лежат процессы, обеспечивающие переработку
разнокачественной информации и осознанную
оценку ее. Интеллектуальные качества
- качества личности, предопределяющие
особенности функционирования интеллекта.
Практически диагностика умственного
развития возникла как тестирование интеллекта
и в этом русле развивалась на протяжении
первой половины ХХ века. Стало даже довольно
привычным употреблять показатель по
тесту Стэнфорда-Бине IQ в качестве "обобщенного"
символа интеллекта и уровня умственного
развития. Коэффициент интеллектуальности
(IQ) - количественный показатель, указывающий
на общий уровень развития мышления индивида
по сравнению с выборкой, на которой проходила
стандартизация интеллектуального теста.
Как субъект
действия человек не только созерцает
и познает, но и изменяет мир, преобразует
природу, создает предметы, которых
в ней нет. Но человек не смог бы всего
этого совершать, если бы не представлял
себе ясно результата своих действий.
Чтобы преобразовать мир на практике,
надо уметь преобразовывать его мысленно,
в представлении. Такое умение в мыслях
строить новые образы называется воображением.
Процесс воображения проявляется в создании
человеком чего-то нового - новых образов
и мыслей, на основе которых возникают
новые действия и предметы. Это создание
того, что еще не существовало актуально.
Воображение - психический процесс
создания образов предмета или ситуации
путем перестройки имеющихся представлений.
Это часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем
своеобразно и неповторимо отражается
внешний мир, оно позволяет программировать
не только будущее поведение, но и представлять
возможные условия, в коих это поведение
будет осуществляться.
Воображение выражается в: