Мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 17:01, реферат

Описание работы

Проблема мышления долгое время была скорее разделом философии и логики, чем разделом психологии. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась борьба между материализмом и идеализмом. Материалистический подход к мышлению исходил из классической формулы сенсуализма (нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в чувственном познании).

Содержание работы

Введение. 4
Особенности и специфика развития мышления в онтогенезе. 5
Операции процесса мышления. 11
Виды мышления. 14
Методы мышления. 15
Типы мышления. 16
Нарушения мышления. 19
Вывод 25
Список литературы: 26

Файлы: 1 файл

мышление.docx

— 49.36 Кб (Скачать файл)

Таким образом, между 11 и 15-м  годами жизни в когнитивной области  происходят существенные структурные  изменения, выражающиеся в переходе к абстрактному и  формальному  мышлению. Они завершают линию  развития, начавшуюся в младенчестве формированием сенсомоторных структур и продолжающуюся в детстве вплоть до предпубертатного периода, становлением конкретных умственных операций.

Операции процесса мышления.

Логические операции мышления — это такие умственные действия с понятиями, в результате которых  из обобщенных знаний, представленных в соответствующих понятиях, получают новые знания, причем — истинные. Основные логические операции мышления следующие: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизация. Рассмотрим их подробнее с соответствующими примерами.

Сравнение — это логическая операция, в результате которой два  или несколько разных объектов сравниваются между собой с целью установить, что общее и различное имеется  в них. Выделение общего и различного является итогом логической операции сравнения. К примеру, перед ребенком можно поставить задачу на нахождение общего и различного во внешнем виде двух животных. Решать эту задачу ребенок  будет в наглядно-образном плане, применяя логическую операцию сравнения.

Анализ — это логическая операция разделения некоторого сложного или составного объекта на отдельные  части, элементы, из которых он состоит. Иногда также выясняются связи, существующие между частями или элементами, для того чтобы определить, каким образом внутренне устроен соответствующий сложный объект. Примером анализа на практике может служить химический анализ воды с целью определить, из атомов каких простых веществ состоит молекула воды. В данном случае это — водород и кислород. Анализ может осуществляться и в уме путем сравнения различных понятий по их объему и содержанию. Например, учащийся может решать задачу сравнения между собой понятий «квадрат» и «треугольник». Для этого ему сначала понадобится разложить соответствующие геометрические фигуры на элементы, из которых они состоят, — на отрезки прямых линий и углы. Это и будет умственная операция анализа, осуществляемая последовательно по отношению к каждому из названных понятий в отдельности.

Синтезом называют логическую операцию объединения частей или  элементов в некоторое сложное  целое. Как и в случае анализа, это иногда делается для того, чтобы  далее определить, как устроено сложное  целое, какими особенными свойствами оно  отличается от элементов, из которых  состоит. Примером синтеза на практике может служить проведение химического  опыта по соединению водорода и кислорода  с целью получения воды. Очевидно, что вода как жидкость обладает многими  свойствами, не присущими газам, из которых, в свою очередь, состоит  молекула воды, то есть водороду и кислороду.

Заметим, что в мышлении человека редко случается так, чтобы  оно включало в себя только одну логическую операцию. Чаще всего логические операции присутствуют комплексно. Например, друг друга могут сопровождать уже  рассмотренные нами операции сравнения, анализа и синтеза. Если специалист-химик  изучает химический состав воды и  ставит перед собой задачу определить ее свойства, то он обязательно обращается к использованию всех трех названных  логических операций мышления: анализа, синтеза и сравнения. Сделанное  замечание о комплексном использовании в процессах мышления различных логических операций относится и к тем логическим операциям, которые будут рассмотрены далее.

Абстрагированием (иногда для  обозначения этой операции применяется  термин «абстракция») называется такая  логическая операция, в результате которой выделяется и рассматривается  какое-либо частное свойство одного или нескольких разных объектов, причем такое свойство, которое в действительности как отдельное и независимое  от соответствующих объектов не существует. К примеру, мы можем выделять и  отдельно изучать такие свойства многих физических объектов, как форма, величина или цвет. Понятно, что ни форма, ни величина, ни цвет в природе  не существуют вне соответствующих  физических объектов. Тем не менее, в математике и в физике они  выделяются путем операции абстрагирования, изучаются и рассматриваются  самостоятельно, вне тех объектов, которым они реально присущи.

Обобщение — это логическая операция, в результате которой некоторое  частное утверждение, справедливое в отношении одного или нескольких объектов, переносится на другие объекты  или приобретает не частный, конкретный, а обобщенный характер. К примеру, математик, изучивший общие свойства нескольких треугольников, может утверждать, что такие же свойства присущи  и всем другим треугольникам. Это  и будет логической операцией  обобщения. Если, выйдя на улицу, мы ощущаем за дверью помещения тепло  или холод, то справедливо предполагаем, что тепло или холодно будет  и на расстоянии нескольких сотен  метров от двери. В этом случае мы также  пользуемся для своих выводов  логической операцией обобщения.

Конкретизация — это логическая операция, противоположная обобщению. Она проявляется в том, что  некоторое общее утверждение  переносится на какой-либо конкретный объект, то есть ему приписываются  свойства, присущие многим другим объектам. Зная, к примеру, что все растения впитывают воду, мы, обнаружив новое растение, можем предполагать, что и оно впитывает воду.

Участвуя в целостном  процессе мышления, логические операции взаимно дополняют друг друга  и служат цели такого преобразования информации, благодаря которому удается  быстро найти искомое решение  некоторой задачи. Все процессы мышления и все включенные в него логические операции имеют внешнюю организацию, которую обычно называют формами  мышления или умозаключениями.

Виды мышления.

В зависимости от того, какое  место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они  соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании  особенностей задач — практических и теоретических.

Конкретно-действенное мышление

Наглядно-действенное —  вид  мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.

Конкретно-действенное, или  предметно-действенное, мышление направлено на решение конкретных задач в  условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании  техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс  технической деятельности есть процесс  взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются  с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

Конкретно-образное мышление

Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется  тем, что отвлечённые мысли, обобщения  человек воплощает в конкретные образы.

Абстрактное мышление

Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей  в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом  понятиями, широкими категориями, а  образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно  связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты  конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в  зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

Методы мышления.

Умозаключение является сложной  формой и продуктом мышления. Оно основывается на данных ряда суждений и осуществляется путем рассуждения. Различают три основных метода получения умозаключений при рассуждении: дедукция, индукция и аналогия.

Дедуктивное умозаключение- ход рассуждений при получении заключения идет от более общего знания к частному, здесь переход от общего знания к частному является логически необходимым.

Индуктивное умозаключение- рассуждение идет от частного знания к общим положениям. Здесь имеет место эмпирическое обобщение, когда на основании повторяемости признака заключают о его принадлежности всем явлениям этого класса.

Умозаключение по аналогии- делает возможным при рассуждении логический период от известного знания об отдельном предмете на основании уподобления одного явления другому.

Типы мышления.

В психологии выделяют пять типов мышления: идеалистический, иррациональный, рациональный, аналитический и синтезирующий. Чистые типы мышления у человека встречаются редко. Обычно в человеке комбинируется два типа. Характерные сочетания - идеалистический с иррациональным, рациональный с аналитическим, аналитический с синтезирующим.

Идеалистический тип мышления.

Люди с идеалистическим  типом мышления, склонные завышать свои требования к окружающим. Им присуще  создавать мысленно образы, которые  наиболее им приятны, и искать воплощение этих образов в окружающих людях. Их желание настолько велико, что зачастую они обнаруживают таких людей и испытывают восторг. Так как идеалистический тип мышления стимулирует в человеке развитие иллюзий, то таких людей преследуют разочарования. Идеалистический тип мышления наиболее подвержен манипуляциям. Надо только понять, каково идеальное представление у человека и играть эту роль - он будет совершенно слеп и глух. Но так как игра постоянной быть не может, то игроку надо либо постепенно перевоспитывать идеалиста под себя, либо контролировать себя постоянно.

У идеалистов много установок  и правил. Они ориентированы на результат и предпочитают мир  мыслей и одиночества, в котором  легко продолжать конструировать идеалы.

С идеалистами возможно только подчинение и "поддакивание", любое  противодействие и противоречие для них болезненно. Окружающие плохо  принимают идеалистов на равных. Как  правило, идеалистов просто используют, а потом от них отказываются. Тогда  как идеалист будет склонен думать, что это не от него отказались, а  он сам, в силу несовершенства окружающих.

Иррациональный  тип мышления.

Сходен во многом с идеалистическими представлениями. Разница в том, что иррационалы более деятельны. Идеалист в своей жизни предпочитает тишину и одиночество, мир размышлений и мечтаний, а иррационал - деятельный. Он с удовольствием будет браться за все дела, но, при этом, в ходе его действий и рассуждений будет прослеживаться нелогичность. И связка мыслей будет конструироваться не на реальных фактах, а на желаемых постулатах.

Принять вымышленное за реальное в общении с иррационалом очень легко. Иррационалы большие фантазеры. И они настолько верят в свои фантазии, что заражают этой верой окружающих и окружающие принимают за чистую монету все выдумки и желания иррационала.

Когда общаетесь с иррационалом, не спешите основываться на его словах. Не спешите делать выводы. Не ориентируйтесь на ход мыслей иррационала и на его планы. Иррационала необходимо контролировать пошагово и постоянно спускать с небес на Землю. Не позволяйте ему строить долгосрочные и масштабные планы.

Информация о работе Мышление