Мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 17:01, реферат

Описание работы

Проблема мышления долгое время была скорее разделом философии и логики, чем разделом психологии. Поэтому в изучении мышления особенно отчетливо проявлялась борьба между материализмом и идеализмом. Материалистический подход к мышлению исходил из классической формулы сенсуализма (нет ничего в интеллекте, чего не было бы раньше в чувственном познании).

Содержание работы

Введение. 4
Особенности и специфика развития мышления в онтогенезе. 5
Операции процесса мышления. 11
Виды мышления. 14
Методы мышления. 15
Типы мышления. 16
Нарушения мышления. 19
Вывод 25
Список литературы: 26

Файлы: 1 файл

мышление.docx

— 49.36 Кб (Скачать файл)

Рациональный  тип мышления.

Трезвомыслящий тип. Хорошо ориентируется в реалиях окружающей действительности. Склонен к критике, к целесообразности и подчиненности смыслу. Любое действие, любая мысль должна быть иллюстрирована картинкой из реального быта. Мечты быстро переводит в планы. Не склонен преувеличивать значение и возможности - ни свои, ни других людей. Ко всему подходит конструктивно. От отработанного избавляется без сожаления. Так же без сожаления избавляется от того, что не может применить на практике. Рациональному типу мышления необходимо сразу демонстрировать перспективные выгоды. Его заинтересованность надо вызывать четкой аргументацией и демонстрацией конечной пользы.

Аналитический тип мышления.

Мышление наблюдателя. Схож с рациональным типом мышления. Только если рациональный тип - кратковременен, то аналитический - долгосрочен. Рациональный тип мышления - решил проблему и забыл, а аналитический обязательно погрузиться вглубь и будет рассматривать мотивы, посылы и обобщать полученный опыт. Аналитик выстраивает из фрагментов картинку и владеет обзорным видением ситуации. Как в сторону истоков, так и в сторону прогнозов. Редко ошибается, потому что наблюдательные способности у аналитического типа мышления развиты очень сильно. Для того чтобы "достучаться" до аналитика, предлагайте ему всегда всю цепочку, весь пошаговый ход ваших рассуждений, апеллируйте к побудительным причинам. Аналитик - сильный логик. Какие-то недостающие звенья в ваших рассуждениях, предложениях и выводах будут его выводить из равновесия и заставлять отказываться от предложений и рассуждений.

Синтезирующий тип мышления.

Мышление, стремящееся соединять  фрагменты и куски информации в единое целое. Синтезирующему типу интересно складывать целое не только из разрозненных кусочков, но даже из того, что на первый взгляд не сочетается и даже противоречит. Синтезаторы - люди энциклопедисты, кабинетные работники. О ни обычно не любят впечатления  внешнего порядка. Это не путешественники, не коллекционеры. Это - книжные люди, люди-библиофилы. Синтезаторы в основном и составляют когорту ученых. С  ними в быту сложно, так как это  люди малоприспособленные к выполнению однообразной, рутинной работы, не содержащей в себе ничего нового. Ставьте перед  ними задачи, требующие смекалки. И  не претендуйте на исполнительность.

Нарушения мышления.

Различают следующие виды нарушения мышления:

-Нарушения динамики мышления.

-Нарушения операциональной стороны мышления.

-Нарушения мотивационного компонента мышления.

При нарушениях динамики мышления характерны следующие проявления:

Скачка идей или ускорение мышления

Нарушение мышления протекает  в форме беспрерывного потока ассоциаций и речевого выражения. Мыслительный процесс и речь постоянно скачут, они бессвязны. Ассоциации, образы и  умозаключения возникают спонтанно, они поверхностны и могут быть вызваны любым раздражителем. Человек  разговаривает, не останавливаясь, в  результате чего может даже охрипнуть  и потерять голос. Однако, в отличие  от бессвязности мышления, в высказываниях  прослеживается определенный смысл.

При ускоренном мышлении характерны такие проявления как:

-быстрые, хаотичные ассоциации;

-повышенная отвлекаемость, спонтанные ответы;

-экспрессивная жестикуляция и мимика;

-осознанность действий, понимание ошибок и способность их исправлять;

-способность к анализу, осмысленность действий.

Инертность  мышления

Характерные признаки данного  нарушения мышления – замедление ассоциативного процесса, общая заторможенность, отсутствие каких-либо самостоятельных  мыслей. Человек затрудняется с ответом  на вопрос, задержка речевой реакции  существенно отличается от нормы, ответы кратки и односложны. Затруднено переключение мыслительного процесса на новые темы.

Инертность мышления характерна при следующих заболеваниях:

-эпилепсия и эпилептойдная психопатия;

-маниакально-депрессивный синдром;

-апатические и астенические состояния;

-помрачение сознания легкой степени.

Непоследовательность  суждений

Данное отклонение характеризуется  неустойчивостью суждений. При выполнении ассоциативных заданий человек  может чередовать правильный и ошибочный  способы. Наблюдается неустойчивость ассоциаций. В то же время сохраняется  способность к обобщению, усвоению инструкций, анализу.

Подобное нарушение мышления происходит при таких заболеваниях как:

-заболевания сосудов головного мозга;

-травмы головного мозга;

-маниакально-депрессивный психоз;

-шизофрения в период ремиссии.

Откликаемость

Данное нарушение выражается в повышенной откликаемости на любые раздражители внешнего мира, как имеющие отношение к человеку, так и не адресованные ему. Больные вплетают в речь предметы окружения, просто называют объекты, попадающие в их поле зрения. Наблюдается колебание умственных достижений. Возможно перенесение свойств предмета на его изображение. Характерна потеря ориентации по времени и месту. Больные не помнят имен, дат и важных событий. Имеет место нарушение или несвязность речи, несуразность поведения.

Откликаемость свойственна людям, страдающим тяжелыми формами сосудистых заболеваний головного мозга.

Соскальзывание

Данное нарушение мышления характеризуется внезапными отклонениями от основной линии рассуждения, соскальзывание на случайные ассоциации. В дальнейшем возможно возвращение к основной теме без исправления ошибок. Такие  проявления отличаются эпизодичным, внезапным  характером. Зачастую эти нарушения  выявляются при выполнении заданий  на ассоциативный ряд. Наблюдаются  случайные сопоставления, ассоциации подменяются созвучиями (например, «палка-галка»).

Соскальзывание, как правило, наблюдается при шизофрении.

 

При нарушениях операциональной стороны мышления встречаются следующие отклонения:

Снижение  уровня обобщения

Для подобного нарушения  характерно затрудненное обобщение  признаков. Человек не в состоянии  отобрать свойства и признаки, характеризующие  понятия в общем. Обобщения заменяются отдельными признаками, случайными сторонами явлений, конкретными связями между предметами.

Данное отклонение встречается при следующих заболеваниях:

-олигофрения;

-эпилепсия;

-энцефалит.

Искажение процесса обобщения

Данное нарушение мышления проявляется как неспособность установить определяющую, основную связь между предметами. Человек замечает только случайные стороны явления, второстепенные связи между объектами. Для больного отсутствуют культурно принятые обобщения. Объекты могут быть объединены по цвету, материалу или форме, вне зависимости от их назначения и других основных функций.

Подобное нарушение свойственно при таких заболеваниях как:

-шизофрения;

-психопатия.

При нарушениях мотивационного компонента мышления наблюдаются следующие проявления.

Разноплановость мышления

Этот вид характеризуется  отсутствием целенаправленности действий. Человек не в состоянии классифицировать предметы и явления, выявлять общие  признаки. В то же время, такие умственные операции как сравнение, обобщение, различение сохранены, инструкции воспринимаются, но не выполняются. Суждения о предметах  и явлениях протекают в разных плоскостях, отличаются непоследовательностью. Классификация и отбор предметов  или явлений может производиться  на основе личных особенностей восприятия, вкусов, привычек. Объективность суждений отсутствует.

Резонерство

Данный тип отличается бессмысленным, пустым многословием. Человек  пускается в длительные бесконечные  рассуждения, не имеющие определенной цели и не подкрепленные какими-либо конкретными идеями. Речь человека, страдающего резонерством, отличается разорванностью, нить рассуждения постоянно  теряется. Зачастую отдельные высказывания в длительных мудрствованиях не связанны между собой, не несут какой-либо смысловой нагрузки. Как правило, объект мысли также отсутствует. Характер высказываний риторический, оратору не требуется внимание или ответная реакция собеседника.

Такая патология мышления характерна для больных шизофренией.

Некритичность

Патология, характеризующаяся  поверхностностью, незавершенностью мышления. Процесс мышления перестает быть целенаправленным и не регулирует действия и поступки человека.

Бред

Данное нарушение мышления проявляется как умозаключение, идеи или представления, не связанные  с информацией, поступившей из окружающего  мира. Соответствие бредового умозаключения  действительности не имеет значения для больного. Человек руководствуется  такими умозаключениями и, таким  образом, отстраняется от реальности, уходит от действительности в бредовое состояние. Больного невозможно разуверить в ошибочности бредовых идей, он твердо уверен в их истинности. По содержанию бред отличается огромным разнообразием.

Современная медицина описывает  несколько групп бредовых состояний, объединенных общей тематикой. Наиболее характерны из них следующие группы:

-бред преследования;

-религиозный бред;

-бред сутяжничества;

-бред ревности;

-бред отравления;

-бред происхождения;

-ипохондрический бред и некоторые другие фабулы.

Информация о работе Мышление