Мышление,развитие памяти, методы и способы развития памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 18:48, контрольная работа

Описание работы

Для достижения данной цели я поставила следующие задачи:
Найти материал по данной работе;
Отработать материал для своей работы;
Изучить приемы, методы по совершенствованию памяти и мышления;
Провести опыт;
Экспериментально применить эти значения на практике
Сделать промежуточные выводы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….
3
1
I ЧАСТЬ………………………………………………………………...
4
1.1
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАМЯТИ…………………………………………...
4
1.2
МЫШЛЕНИЯ УМНЫХ ЛЮДЕЙ……………………………………
5
1.3
ПРИЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАМЯТИ…………………..
8
1.3.1
МНЕМОТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ…………..
8
1.3.2
ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ ПО ЭББИНГАУЗУ Г…………………
8
1.3.3
ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ ПО Д. ЛАППУ………………………
9
1.3.4
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ……………..
10
2
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………
11
2.1
ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА………………………………………………
11
2
II ЧАСТЬ……………………………………………………………….
14
2.1
ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ………………………………………
14
2.2
МЫШЛЕНИЕ УМНЫХ ЛЮДЕЙ…………………………………….
15
2.3
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ………………………………………………….
16
2.4
ПРИЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ……………...
17
2.4.1
ПРИЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПО К. ЮНГУ……………….
17
2.4.2
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ……………..
17
3
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ......................................................................................
20
3.1
ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА………………………………………………
20

ВЫВОД…………………………………………………………………
21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..
22

Файлы: 1 файл

контрольная работа по психологии.docx

— 46.77 Кб (Скачать файл)

5. Организация материала в категории. И во время записи, и во время извлечения информации следует использовать категории, которые облегчают поиск специфических воспоминаний. Например, предмет можно классифицировать по нескольким основным признакам (материал, размер, цвет, местонахождение, ценность). Если занести подлежащую хранению информацию в определенную категорию, впоследствии будет легче извлечь нужный материал из памяти, обращаясь к означенной категории.

6. Расслабление позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Тогда информация записывается более точно и извлекается из памяти без усилий. При невозможности вспомнить что-либо следует успокоиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, оглядеться по сторонам и дать себе время спровоцировать вспоминание.

7. Просмотр и частое использование материала обеспечивают быстрое вспоминание. Просматривая информацию, вы принимаете активное участие в трех основных процессах памяти: записи, хранении и извлечении. Гораздо лучше помнятся те сведения и цитаты, к которым прибегают регулярно. Чем чаще используется информацией, тем легче извлекать ее из памяти.

1.3.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ

  1. Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить.
  2. Сосредоточенность на изучаемом материале в сочетании с избирательностью позволяют человеку сконцентрировать свое внимание, а значит, и настроить на восприятие только потенциально полезной информации. 
  3. Повторение перед сном. В этом случае запоминание лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые в течении дня обычно накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая внимание.  
  4. Зрительное впечатление, оно - более прочное. Однако, комплексные впечатления, т.е. впечатления, полученные при помощи возможно большего числа органов чувств, позволяют запечатлеть в сознании нужный материал еще лучше.  
  5. Запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой соответствующую задачу. 
  6. Любой материал должен иметь законченное целое. Тогда весь материал лучше организуется в памяти, где запоминается и воспроизводится. Именно поэтому, заучивая стихи, слова песни, не надо зубрить каждую строчку отдельно.   
  7. Информация которую можно выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только на  слух. Если, кроме того, слова являются результатом осмысления воспринятого материала, т.е. слово содержит в себе связанную с предметом внимания существенную мысль, такое запоминание является наиболее продуктивным. 

 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Итак, рассмотрев и  изучив приемы совершенствования памяти я выделила несколько из них:

  1. Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.
  2. Запоминание пройдет лучше, если повторять материал несколько раз в течение определённого времени: нескольких часов или дней.
  3. Любое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
  4. Личные комментарии 
  5. Просмотр и частое использование 
  6. Принцип паузы
  7. Сосредоточенность на изучаемом материале
  8. Повторение перед сном
  9. Составление задачи

2.1 ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТА

Для опыта я взяла  за основу запоминания и тренировки памяти лекции и учебник по предмету. Попробовала испытать на себе каждый из понравившихся мне приемов  запоминания памяти и выделила для  себя следующее: каждый из приемов, которые  мне понравились являются правильными  и эффективными для меня, а именно:

  1. При первом приеме я использовала учебник, где шло сопровождение текста картинками. Текст был сложный для восприятия и поэтому картинки, которые его сопровождали очень помогли в запоминании данной информации.
  2. При втором методе я использовала лекции, повторяя их несколько раз, в течении длительного времени. Для меня этот прием является более эффективнее чем второй.
  3. Я соглашусь с третьим приемом, так как этот прием помогает запомнить информацию в течении долгого времени или «навсегда».
  4. Этот метод я использую на занятиях, что позволяет мне визуально запомнить информацию.
  5. Аналогичен второму приему.
  6. Принцип паузы это еще один из наиболее эффективных для меня приемов. Я его использую очень часто во взаимодействии со вторым приемом.
  7. Это один из главных приемов, так как ничего не должно отвлекать при изучении информации, человек должен полностью быть сосредоточен на своей работе и тогда получится положительный результат.
  8. Повторении перед сном очень помогает при запоминании и улучшает память, особенно если эта информации нужна в завтрашнем дне.
  9. Этот прием особенно я использую  при сдаче экзамена или другой не менее важной работы. Ставя перед собой задачу  ты выполняешь ее независимо от трудностей и дополнительных препятствий для получения положительного результата.

 

II ЧАСТЬ

2.1 ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Мышление — направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению новых ментальных репрезентаций.

Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Однако в психологии существует множество других определений.

Мышление – это  процесс решения задач. Под задачами понимаются вопросы, на которых не существует очевидных ответов.

Мышление  - это  процесс посредственного познания человеком действительности.

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений.

 

 

 

2.2. МЫШЛЕНИЕ УМНЫХ  ЛЮДЕЙ

1. Мыслить легко, действовать достаточно сложно, а привести свои мысли в действие самое сложное в мире.                                                                                                                                                                                                                                (Иоганн Вольфганг фон Гёте)

2. Мышление более интересно, чем знание, но менее интересно, чем видение.                                                                                                                (Иоганн Вольфганг фон Гёте)                                                        

3. Лучшие мысли были произведены в одиночестве. Худшие – в смятении.                                                                                                                               (Томас Алва Эдисон)

4. Высшая форма чистого мышления заключается в математике                                                                                                                                                           (Платон)

5. Когда люди  отдают привилегию мышлению, последняя  тень свободы уходит за горизонт.                                                                                                                                               (Томас Пейн)

6. Наше мышление  и наше поведение всегда находятся  в ожидании ответа. Поэтому они основаны на страхе.                                                                                                                                         (Дипак Чопра)

7. Мышление есть сущность мудрости.                                                                                                                               (Персидская пословиц)

8. Приходит конец, когда мы больше не говорим с самим собой. Это конец подлинного мышления и начало окончательного одиночества.                                                                                                                                                        (Эдвард Гиббон)

9.Человек это просто продукт его мысли, что он думает, тем и становится.                                                                                                                                       ( Махатма Ганди)

10. Ясное мышление требует мужества, а не интеллекта.                                                                                                                                                                 (Томас С. Сас)

 

2.3. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

Психология выделяет следующие  виды мышления:

Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением.

Наглядно образное мышление- состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Наглядно действенное  мышление. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами.

2.4 ПРИЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ

2.4.1. ПРИЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПО К. ЮНГУ

1. Интуитивный тип. Характеризуется  преобладанием эмоций над логикой  и доминированием правого полушария  головного мозга над левым.

2. Мыслительный тип. Ему  свойственны рациональность и  преобладание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством.

2.4.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ

1. Метод непрерывной  трансформации улучшаемого объекта. 
Существует компьютерная программа, позволяющая непрерывно переходить от одного образа к другому, порой кардинально не похожему на первый.  
        2. Метод материализации формул. 
Для каждой формулы видеть материальный аналог – важно, чтобы этот аналог был самой простейшей, минимальной формы, объема, себестоимости.  
        3. Метод мнимого превращения себя в чувственную точку.. Этот опыт позволяет интуитивно чувствовать поведение жидкости и газа в различных аэрогидродинамических устройствах и так изменять (мысленно!) конструкцию, чтобы гидродинамическое сопротивление в устройстве было бы минимальным.  
        4. Метод максимальной оригинальности. 
Крайней степенью оригинальности является абсурд. Дозволение себе на абсурдное мышление позволяет изобретателю браться за такие задачи, которых все другие изобретатели боятся как огня.  
        5. Метод ударной интуиции. 
Резкая смена психологической ситуации освобождает потаенные ресурсы интеллекта и интуиции.

6. Метод абстрактных  моделей. 
Во многих случаях нахождение решения конкретной изобретательской задачи существенно облегчается, если эту задачу переложить на абстрактный язык, построить для нее абстрактную модель.  
       7. Метод последовательного сомнения. 
Этот метод начинает работать с самого начала усвоения условия задачи: начиная с первого предложения (фразы) к каждому слову в описании условия ставятся вопросы: а если это не так? а если это запустить наоборот? а если это сделать иначе? Когда этот процесс осуществляется под бдительным критерием полезности, быстро намечаются перспективные варианты исследования. Могущество метода (как и всех прочих) существенно усиливается в сочетании его с другими методами. (Кстати, этот метод чрезвычайно полезен при усвоении любой информации, и чем раньше человек его усвоит, тем более надежными будут его знания.) 
       8. Метод перебора возможностей на каждом микро этапе развития системы. 
Строительство новой системы (в частности – решения) происходит поэтапно с нуля.

9. Метод оптимизации. 
Это – хорошо известный метод с великолепно развитым математическим аппаратом, достаточно полное освоение которого под силулишь узкому профессионалу. Однако, несколько пожертвовав качеством, есть смысл освоить хотя бы основы метода в виде постановки типичных оптимизационных задач и приближенными (и интуитивными) методами их решения. Понимание метода эффективно способствует нахождению направления поиска общей идеи решения (после чего детальное решение задачи можно поручить уже узкому специалисту).                                             10. Метод встречного движения.  
Метод состоит в том, что решение проблемы ведется одновременно в двух направлениях: от условия задачи к поставленной цели и от цели к условиям. Пересечение логических цепочек обеих задач позволяет получить полный путь от исходных условий до цели. 
         11.Метод гиперсистемного подхода. 
Этот метод требует, прежде всего, осмыслить цель изобретательской задачи и увязать ее со сверх целью (или над целью) и различными иерархическими уровнями сверх цели. В результате такой работы нередко выясняется абсурдность изобретательской цели, ее противоречие с потребительскими целями. требующей охлаждения (как, впрочем, и самого присутствия шестерен и электрической системы управления; и такие коробки существуют). 
          12. Метод малых возмущений. 
Этот метод заключается в том, что к системе, подлежащей усовершенствованию, прилагается множество разнохарактерных незначительных возмущений и на базе их оценок строятся функции изменения системы. Анализ этих функций позволяет обнаружить наиболее слабое место проблемы, где и следует сосредоточить усилия. 

Информация о работе Мышление,развитие памяти, методы и способы развития памяти