МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ имени И.Г. Петровского»
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ, РЕКЛАМЫ
И СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Кафедра общей и профессиональной
психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине « Общая Психология»
Тема: Направленность
личности и мотивация деятельности
Специальность 030301.65 – психология.
Выполнил студент:
2 П (с) ОЗО
__________________
подпись
Проверил:
к. псих. н., доцент
_________________
подпись
Брянск 2012
Содержание
Введение …………………………………………………………..……………
3
1. Общее понятие о личности.
Направленность личности, основные составляющие
направленности, их характеристик…………………………...
10
2. Мотивация деятельности…………………………………………………..
14
Заключение …………………………………………………………..…………
35
Литература …………………………………………………………...………...
36
Введение
Проблема личности
человека, динамика ее развития, процессы
ее становления и существования волновали
человечество с доисторических времен.
Стремление познать самого себя, стремление
разобраться в глубинах своего существа
направляло мысли людей в сложный и запутанный
мир человеческой психики.
По той причине,
что человек внутренне весьма мало изменился
за последние четыре-пять тысяч лет, мы
можем утверждать, что актуальность самопознания
остается неизменно высокой в системе
ценностей человека.
Рассматривая историю
развития психики ребёнка, мы не можем
обойтись без анализа потребности в новых
впечатлениях и общении. Избирательность
восприятия человеком окружающего мира
мы также связываем с потребностями и
интересами личности; выясняется, что
и наша память зависит от направленности
личности: что именно запоминается, как
и на какой срок опять-таки связано с потребностями
и интересами. Без направленности не обойтись
при анализе мыслительной деятельности
и внимания. В.В. Богословский отмечал:
«Направленность личности – это система
побуждений, определяющая избирательность
отношений и активность человека».
1. Общее
понятие о личности. Направленность личности,
основные составляющие направленности,
их характеристика.
Понятие «личность» относится
к наиболее сложным, и дискуссионным категориям
психологии, поэтому в данной работе
мы не будем углубляться в детали противоречий
между различными психологическими школами,
а остановимся на общепризнанных концепциях.
В
русском языке слово «личность» близко
к понятиям «лицо» и «личина» (маска) —
то есть относится скорее к внешним проявлениям
психики, чем к внутренним психическим
процессам. В английском языке слово personality
происходит от лат. persona, обозначавшего маску,
которую надевали актеры в античных представлениях.
Таким образом, понятие личность отражает
внешний социальный образ, который принимает
человек, играющий определенные жизненные
роли [11, с. 198].
Личность представляет интерес не только
для психологии. Социология, история, искусствоведение,
эстетика, этика, педагогика, медицина,
юридические и другие науки с разных сторон,
в различных связях и отношениях также
изучают личность. Внутри самой психологии
также происходит дифференциация предмета
– личность изучают социальная, педагогическая,
юридическая и другие отрасли психологии.
Психология рассматривает сущность ее
психических свойств, состояний и процессов,
а также закономерности ее изучения и
формирования [8, с. 125].
Личность – человек
как сознательное, разумное существо,
обладающее речью и способностью к трудовой
деятельности. Вне общества личности нет,
так как каждый человек формируется как
личность только в обществе, в коллективе
и проявляется в общении с другими людьми.
Сложность самого
феномена личности объясняет разнообразие
мнений ученых на вопрос о том, что такое
личность.
Личность – динамическая
организация тех психофизиологических
систем в индивиде, которые определяют
единственные способы приспособляемости
к внешней среде в смысле характерных
способов поведения и переживания.
Личность - более
или менее стабильная, прочная организация
характера, темперамента, интеллекта и
тела, которая определяет ее единственную
индивидуальную адаптацию к среде.
Под личностью мы
понимаем человека как носителя сознания.
При объяснении
любых психических явлений личность выступает
как воедино связанная совокупность внутренних
условий, через которые преломляются все
внешние воздействия (в эти внутренние
условия включаются и психические явления
- психические свойства и состояния личности).
Личность
чаще всего определяют как человека, обладающего
совокупностью устойчивых психологических
свойств, определяющих социально значимые
поступки данного человека. Во многих
определениях личности подчеркивается,
что к числу личностных не относятся психологические
качества человека, характеризующие его
познавательные процессы или изменчивые
психические состояния, за исключением
тех, которые проявляются в отношениях
к людям и к обществу.
При всем разнообразии трактовок в подавляющем
большинстве определений личности
можно выявить следующие общие положения.
Личность любого
человека представляет собой совокупность
индивидуальных и специфичных характеристик
человека, отличающих его от других людей.
В то же время в каждом
конкретном обществе личности людей несут
общие черты, которые определяются историческими,
национальными, политическими или религиозными
особенностями конкретной социальной
общности.
Личность имеет
относительно устойчивую структуру, в
которой отдельные черты личности взаимосвязаны
между собой в сложную иерархическую систему.
Личность человека
не является чем-то застывшим и неизменным,
а развивается и меняется в процессе индивидуального
развития и воздействия на нее внешних
обстоятельств.
Таким образом, личность есть формирующаяся в течение жизни
совокупность индивидуальных психологических
особенностей, которые определяют своеобразное
для данного человека отношение к себе,
обществу и окружающему миру в целом [11,
с. 199].
Основными проблемами
психологии личности в философско-литературный
период являются вопросы нравственной
и социальной природы человека, его поступки
и поведение.
В зарубежной психологии
рассматриваются следующие концепции
личности:
1. Биологическая.
Биологизмом в теории личности занимался
З.Фрейд. Согласно этой теории личность
есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность,
постоянно находящаяся в обществе и испытывающая
на себе его влияние, при этом и противостоящая
ему. Всё поведение личности обусловлено
биологическими влечениями или инстинктами,
в первую очередь сексуальным влечением.
2. Биосоциальная.
Представители биосоциальной концепции
разрывают личность как бы
на 2 половины и считают, что психические
процессы человека имеют биологическую
природу, в то время как направленность
личности определяется социальными
явлениями.
3. Социальная
концепция – разрабатывает и обусловливает
теорию социализации. Согласно этой теории
человек, рождаясь биологической особью,
становится личностью благодаря воздействию
социальных условий жизни. Решающее значение
отводится общению, психологическому
взаимовлиянию на экономические и политические
отношения людей, но их влияние на личность
не учитывается.
4. Теория научения
(социально-психологическая концепция).
Согласно ей жизнь личности, её
отношение – результат научения,
усвоения суммы знаний.
5. Теория ролей
– каждый человек в жизни
играет какую-то роль, одному ему
предназначенную. В зависимости
от исполняемой роли определяется
характер поведения личности, её
отношения с другими людьми.
6. Теория поля
представлена Куртом Левиным, согласно
его теории поведение индивида
вынуждено. Личность движется во
внешнем поле сил притяжения
и отталкивания.
7.
Отечественная психология личности
опирается на учение исторического материализма.
Классики марксизма-ленинизма раскрыли
социальную природу личности, дали толкование
взаимоотношениям общества и личности,
закономерностям её формирования. Теорией
личности у нас занимался А.Ф. Лазурский,
он показал проблему отношений и зависимость
отношений от социальных условий жизни. [3, с. 70]
Структура личности.
В нее обычно включаются способности,
темперамент, характер, волевые качества,
эмоции, мотивация, социальные установки.
В качестве ведущей
характеристики личности выделяется направленность.
Существуют разные определения этого
понятия, например «динамическая тенденция»
(С.Л.Рубинштейн), «смыслообразующий мотив»
(А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение»
(В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность»
(Б.Г. Ананьев).
Направленность
личности – совокупность устойчивых
мотивов, ориентирующих деятельность
личности и относительно независимых
от наличной ситуации.
Направленность
всегда социально обусловлена и формируется
в онтогенезе в процессе обучения и воспитания,
выступает как свойство личности, проявляющееся
в мировоззренческой, профессиональной
направленности, в деятельности, связанной
с личным увлечением, занятием чем-либо
в свободное от основной деятельности
время (например изобразительным творчеством,
физическими упражнениями, рыбалкой, спортом
и др.).
Во
всех этих видах человеческой активности
направленность проявляется в особенностях
интересов личности: целях, которые ставит
перед собой человек, потребностях, пристрастиях
и установках, осуществляемых во влечениях,
склонностях, желаниях, идеалах, убеждениях
и т.д. [5, с. 512].
Далее охарактеризуем каждую
из выделенных форм направленности в порядке
их иерархии.
Установка (от
лат. "аптус" - физическое или умственное
состояние подготовленности к действию)
– стереотипная готовность действовать
в соответствующей ситуации определенным
образом, возникшая на основе прошлого
опыта. Установка – неосознанная основа
деятельности: не осознается ни цель, ни
потребность осуществления этой деятельности.
Установка нередко вызывает инертность,
отсталость и влечет затруднения в приспособлении
к новой ситуации.
Установка личности – это занятая
ею позиция, которая заключается в определенном
отношении к стоящим целям или задачам
и выражается в избирательной мобилизованности
и готовности к деятельности, направленной
на их осуществление. Моторная установка
организма, которую обычно, прежде всего,
имеют в виду, говоря об установке, – это
рабочая поза, приспосабливающая индивид
к производству соответствующих движений.
В таких же моторных приспособлениях выражается
и сенсорная установка, приспосабливающая
организм или орган к наилучшему восприятию.
И в этих случаях налицо избирательное
отношение к определенной задаче и приспособление
органа к соответствующей операции. Установка
личности в широком, обобщенном значении
заключает в себе такое же избирательное
отношение к чему-то значимому для личности
и приноровление к соответствующей деятельности
или способу действия уже не отдельного
органа, а личности в целом, включая ее
психофизический строй.
Всякая установка
– это установка на какую-то линию поведения,
и этой линией поведения она и определяется.
Образование установки предполагает вхождение
субъекта в ситуацию и принятие им задач,
которые в ней возникают; она зависит,
значит, от распределения того, что субъективно
значимо для индивида.
Смена установки
означает преобразование мотивации индивида,
связанное с перераспределением того,
что для него значимо. Установка возникает
в результате определенного распределения
и внутреннего взаимодействия тенденций,
выражающих направленность личности,
представляя их итог в состоянии динамического
покоя и предпосылку, фон, на котором они
в дальнейшем развиваются. Не будучи сама
движением в каком-нибудь направлении,
установка заключает в себе направленность.
Складываясь
в ходе развития личности и постоянно
перестраиваясь в процессе ее деятельности,
установка как позиция личности, из которой
исходят ее действия, включает в себя целый
спектр компонентов, начиная с элементарных
потребностей и влечений и кончая мировоззренческими
взглядами или позициями личности. Порождаемая
внутренним взаимодействием и взаимопроникновением
различных тенденций, выражающих направленность
личности, установка в свою очередь их
порождает или обусловливает. Установка,
играет значительную роль во всей деятельности
личности. Наличие той или иной установки
соответственно изменяет и перспективу,
в которой воспринимается субъектом любое
предметное содержание: перераспределяется
значимость различных моментов, по-иному
как бы расставляются акценты и интонации,
иное выделяется в качестве существенного
и все представляется в иной перспективе,
в ином свете [9, с. 413]
Влечение — это наиболее
примитивная, по своей сути биологическая
форма направленности. С психологической
точки зрения — это психическое состояние,
выражающее недифференцированную, неосознанную
или недостаточно осознанную потребность.
Как правило, влечение является преходящим
явлением, поскольку представленная в
нем потребность либо угасает, либо осознается,
превращаясь в желание.