Направленность личности и мотивация деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

Проблема личности человека, динамика ее развития, процессы ее становления и существования волновали человечество с доисторических времен. Стремление познать самого себя, стремление разобраться в глубинах своего существа направляло мысли людей в сложный и запутанный мир человеческой психики.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………..…………… 3
1. Общее понятие о личности. Направленность личности, основные составляющие направленности, их характеристик…………………………... 10
2. Мотивация деятельности………………………………………………….. 14
Заключение …………………………………………………………..………… 35
Литература …………………………………………………………...………... 36

Файлы: 1 файл

Направленость личности и мотивация деятельности..docx

— 79.60 Кб (Скачать файл)

Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Следующая форма направленности — стремление. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.

Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы.

Интерес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.

Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также следует подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности [5, с. 513].

 

Виды интересов:

1. Материальный – проявляется в стремлении к удобствам, гастрономическим изделиям, к одежде и т.п.

2. Духовный –  характеризует высокий уровень  развития личности. Это познавательные интересы к математике, физике, химии, биологии, литературе, музыке, живописи, театру.

3. Специальный  общественный – интерес к общественной  работе, к организационной деятельности.

4. Непосредственный  – интерес к самому процессу  деятельности: процессу познания, труда, творчества.

5. Опосредованный  интерес – интерес к результатам  деятельности: к приобретению профессии, определённому служебному и общественному  положению.

По уровню деятельности различают:

а) пассивные интересы – это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта: любит слушать оперу, наслаждаться картинами, но не проявляет активности, чтобы глубже познать объект, заняться творчеством в интересующей области.

б) активный интерес – действительный интерес, человек действует, овладевая объектом интереса. Активный интерес – один из побудителей развития личности, формирования знаний и навыков, способностей и характера [3, *. 73].

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент.

Склонность – характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. е. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.

Следующая форма проявления направленности личности — это идеал.

Идеал — это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения.

Мировоззрение — это система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Мировоззрение каждого конкретного человека определяется в конечном счете его общественным бытием. Мировоззрение личности определяют его моральные качества.

Мораль — понятие, обобщающее отражения в общественном и индивидуальном сознании нравственных явлений. Моральные свойства личности, моральные убеждения, моральные чувства — отражение нравственных норм и вместе с тем регулятор нравственных поступков данной личности [5, *. 514].

Качественная характеристика мировоззрения личности определяется:

1) содержательностью  и научностью;

2) систематичностью  и целостностью;

3) логической  последовательностью и доказательностью;

4) степенью обобщённости  и конкретности;

5) связями с  деятельностью и поведением [3, с. 73].

Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности. Наличие убеждений связано с признанием и непосредственным переживанием их истинности и с потребностью реализовать их в жизни. Можно говорить о нравственных, научных, религиозных и др. убеждниях.

 Формированию убеждений способствуют широкие и глубокие знания в соответствующей области. Однако знания автоматически не переходят в убеждения. Последние вырабатываются на основе личного опыта человека в результате его деятельности, в практике общественного поведения. Именно личный опыт порождает у человека определенные чувства и переживания, отношение к окружающему. Выработке убеждений, способствует борьба с тем, что им противостоит [5, с. 514].

Предпосылки для формирования устойчивых убеждений, складываются в раннем детстве. Наибольшее значение в этом возрасте имеют уклад жизни и традиции семьи, характер взаимоотношений с окружающими. Подлинные убеждения начинают формироваться в подростковом и старшем школьном возрасте. Это связано с приобретением относительно широких и глубоких знаний, возникновением развитых форм мышления, появлением сознательного критического отношения к действительности, формированием активной жизненной позиции и мировоззрения.

Выделяют три основных вида направленности личности: личная, общественная и  деловая.

Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

Общественная направленность – имеет место, если мысли и поступки человека в основном определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с коллегами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи [11, с. 204].

Таким образом, в нашей работы мы рассмотрели понятие личность, в качестве ее ведущей характеристики выделяется  направленность. Основные формы направленности: влечения, желания, стремление, интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение. Выделяют три основных вида направленности личности:  личная, общественная и  деловая.

Поскольку мы подошли к проблеме мотивации, следует отметить, что в поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Рассмотренные нами ранее психические процессы и состояния обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждений, обеспечивающих активизацию и направленность поведения, то они связаны с мотивами и мотивацией [5, с 514].

 

 

2. Мотивация Деятельности.

 

 

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию, на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.

Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Деятельность — это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов

Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности на объект внешнего мира, на другого человека и на самого себя. Деятельность также различают по предмету, например: игровая деятельность, учебная деятельность, трудовая деятельность, досуговая и т.д. [5, с 123]

Рассмотрим основные виды деятельности по мере взросления индивида.

Игровая деятельность – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Включение ребенка в игровую деятельность по мере его взросления обеспечивает:

1. освоение накопленного  опыта;

2. когнитивное  личностное развитие;

3. нравственное  становление и развитие ребенка.

Особую значимость в игровой деятельности имеет ролевая игра, когда ребенок выступает в роли взрослого и действует с предметами в соответствии с их назначением. Именно игровая деятельность служит основой для усвоения социальной роли и социализации ребенка. Она же способствует развитию мотивационно-потребностной сферы.

Анализ игровой деятельности дан в работах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.

Учебная деятельность – способ усвоения предметных и познавательных действий, в основе которого лежат механизмы преобразования усваиваемого материала. Учебная деятельность, как и любая другая, имеет многоуровневую систему построения, состоит из отдельных компонентов – действий, операций, условий, потребностей, мотивов и задач.

Вопросы учебной деятельности, ее строения, развития и влияния на психическое развитие личности были поставлены и исследованы  в  работах Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова.

Касаясь данной деятельности, стоит особо подчеркнуть ее индивидуальный характер и специфичность соотношений компонентов, ее двусторонность – когда кто-то хочет и может научить, а кто-то имеет желание и может научиться.

Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей.

Предметом психологического изучения в трудовой деятельности выступают: психические процессы, факторы, состояния, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность человека и его личностные свойства. Именно психические процессы определяют специфику деятельности и одновременно изменяются в этой деятельности. Итак, деятельность определяет содержание психических процессов.

Трудовая  деятельность в целом и ее отдельные аспекты стали предметом исследования А.Н. Леонтьева,  Д.А. Ошанина, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова.

Д.Б. Эльконин ввел понятие «ведущей деятельности», т.е. деятельности, которая соответствует наиболее значимому мотиву в тот или иной возрастной период или в той или иной личностно значимой ситуации. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи.

Мотив (от лат. movere — двигать, толкать) — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением **требности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта [5, с. 513].

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, «то у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе — у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив».

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

Информация о работе Направленность личности и мотивация деятельности