Мотив
власти является едва ли не единственным
мотивом деятельности, активность которого
не следует усиливать, поскольку последствия
могут быть ужасными. Актуализация мотива
власти способна, конечно, увеличить общий
уровень мотивации и побуждать человека
к деятельности. Но принимая во внимание
нежелательное влияние этого мотива на
личность (и вред для коллектива), следует
довольно осторожно (в случае невозможности
увеличить силу других мотивов) актуализировать
этот мотив [2, *. 7].
4. Процессуально-содержательные мотивы
(интерес к процессу и содержанию деятельности)
— это побуждение к активности процессом
и содержанием деятельности, а не внешними
факторами. Человеку нравится выполнять
эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную
или физическую активность. Его интересует
содержание того, чем он занимается. Действие
других социальных и личностных мотивов
(власти, самоутверждения и др.) может усиливать
мотивацию, но они не имеют непосредственного
отношения к содержанию и процессу деятельности,
они являются внешними по отношению к
ней, поэтому часто эти мотивы называют
внешними, или экстринсивными. В случае
же действия процессуально-содержательных
мотивов человеку нравится (и побуждает
к активности) процесс и содержание определенной
деятельности.
Например, человек
занимается спортом, потому что ему просто
нравится проявлять свою физическую и
интеллектуальную активность (смекалка
и нестандартность действий в спорте также
является существенным фактором успеха).
Индивида побуждают заниматься спортом
процессуально-содержательные мотивы
в том случае, когда вызывает удовлетворение
процесс и содержание игры, а не факторы,
которые не связаны со спортивной деятельностью
(деньги, самоутверждение, власть и т.п.).
Смысл деятельности
во время актуализации процессуально-содержательных
мотивов заключается в самой деятельности
(процесс и содержание деятельности является
тем фактором, который побуждает человека
проявлять физическую и интеллектуальную
активность).
5. Экстринсивные
мотивы — это такая
группа мотивов, когда побуждающие факторы
лежат вне деятельности. В случае действия
экстринсивных мотивов к деятельности
побуждают не содержание, не процесс деятельности,
а факторы, которые непосредственно с
ней не связаны (например, престиж или
материальные факторы).
Рассмотрим некоторые
виды экстринсивных мотивов:
а) мотив долга
и ответственности перед обществом, группой,
отдельными людьми;
б) мотивы самоопределения
и самоусовершенствования;
в) стремление
получить одобрение других людей;
г) стремление
получить высокий социальный статус (престижная
мотивация). При отсутствии интереса к
деятельности (процессуально-содержательной
мотива-ции) существует стремление к тем
внешним атрибутам, которые может принести
деятельность — к отличным оценкам, к
получению диплома, к славе в будущем;
д) мотивы избежания
неприятностей и наказания (негативная
мотивация) — это побуждения, вызывающиеся
осознанием некоторых неприятностей,
неудобств, которые могут возникнуть в
случае невыполнения деятельности.
Если в процессе
деятельности экстринсивные мотивы не
будут подкреплены процессуально-содержательными
(т.е. интересом к содержанию и процессу
деятельности), то они не обеспечат максимального
эффекта. В случае действия экстринсивных
мотивов привлекательна не деятельность
сама по себе, а только то, что связано
с ней (например, престиж, слава, материальное
благополучие), а этого часто недостаточно
для побуждения к деятельности.
6. Мотив саморазвития.
Стремление к саморазвитию, самоусовершенст-вованию
— это важный мотив, который побуждает
нас много работать и развиваться. По мнению
А. Маслоу, это стремление к полной реализации
своих способностей и желание ощущать
свою компетентность.
Как правило, для
движения вперед всегда необходима определенная
смелость. Человек часто держится за прошлое,
за свои достижения, покой и стабильность.
Страх риска и угроза потерять все сдерживают
его на пути саморазвития (А. Маслоу, 1996).
Таким образом, человек
часто как будто «разрывается между стремлением
к движению вперед и стремлением к самосохранению
и безопасности». С одной стороны, он стремится
к чему-то новому, а с другой — страх перед
опасностью и чем-то неизвестным и желание
избежать риска сдерживают его движение
вперед.
А. Маслоу утверждал,
что развитие происходит тогда, когда
следующий шаг вперед объективно приносит
больше радостей, больше внутреннего удовлетворения,
чем предыдущие приобретения и победы,
которые стали чем-то обычным и даже надоели
нам.
Саморазвитие, движение
вперед часто сопровождается внутриличностным
конфликтом, но не является насилием над
собой. Движение вперед — это ожидание,
предвидение новых приятных ощущений
и впечатлений.
Когда удается актуализировать
у человека мотив саморазвития, увеличивается
сила его мотивации к деятельности. Талантливые
тренеры, учителя, менеджеры умеют задействовать
мотив саморазвития, указывая своим ученикам
(спортсменам, подчиненным) на возможность
и важность развиваться и совершенствоваться.
[2, с. 8].
7. Мотив достижения
— это стремление достичь высоких результатов
и мастерства в деятельности; оно проявляется
в выборе сложных заданий и стремлении
их выполнить.
Успехи в любой деятельности
зависят не только от способностей, навыков,
знаний, но и от мотивации достижения.
Человек с высоким уровнем мотивации достижения,
стремясь получить весомые результаты,
настойчиво работает ради достижения
поставленных целей.
Мотивация достижения
(и поведение, которое направлено на высокие
результаты) даже у одного и того же человека
не всегда одинакова и зависит от ситуации
и предмета деятельности.
Кто-то выбирает
сложные задачи по математике, а кто-то,
наоборот, ограничиваясь скромными целями
в точных науках, выбирает сложные темы
по литературе, стремясь достичь именно
здесь высоких результатов. Что же определяет
уровень мотивации в каждой конкретной
деятельности? Ученые выделяют четыре
фактора:
1) значимость
достижения успеха;
2) надежда
на успех;
3) субъективно
оцениваемая вероятность достижения
успеха;
4) субъективные
эталоны достижения.
8. Просоциальные
(общественно значимые) мотивы.
К этой группе относятся
мотивы, связанные с осознанием общественного
значения деятельности, с чувством долга,
ответственности перед группой или обществом.
В случае действия
просоциальных (общественно значимых)
мотивов происходит идентификация индивида
с группой. Человек не только считает себя
членом определенной социальной группы,
не только отождествляется с ней, но и
живет ее проблемами, интересами и целями.
Личности, которая
побуждается к деятельности просоциальными
мотивами, присущи нормативность, лояльность
к групповым стандартам, признание и защита групповых
ценностей, стремление реализовать групповые
цели.
Ответственные люди,
как правило, являются более активными,
чаще и добросовестнее выполняют профессиональные
обязанности. Они считают, что от их труда
и усилий зависит общее дело.
Просоциальные мотивы,
связанные с идентификацией с группой,
чувством долга и ответственности, являются
важными в побуждении человека к деятельности.
Актуализация у субъекта деятельности
этих мотивов способна вызывать его активность
в достижении общественно значимых целей.
9. Мотив аффилиации. Аффилиация (от
англ. affiliation — присоединение) — это стремление
к установлению или поддерживанию отношений
с другими людьми, стремление к контакту
и общению с ними. Сущность аффилиации
состоит в самоценности общения. Аффилиативное
общение — это такое общение, которое
приносит удовлетворение, захватывает,
нравится человеку (H.Murray, 1938).
Индивид, однако,
может общаться и потому, что пытается
уладить свои дела, установить полезные
контакты с необходимыми людьми. Но в таком
случае общение побуждается другими мотивами,
является средством удовлетворения других
потребностей личности и такое общение
с аффилиативной мотивацией ничего общего
не имеет.
Целью
аффилиативного общения может быть поиск
любви (или во всяком случае симпатии)
со стороны партнера по общению.
10. Негативная мотивация
Негативная мотивация
— это побуждения, вызванные осознанием
возможных неприятностей, неудобств, наказаний,
которые могут последовать в случае невыполнения
деятельности. Например, школьника к учебе
могут побуждать требования и угрозы родителей,
боязнь получить неудовлетворительные
оценки. Учеба под влиянием такого мотива
приобретает характер защитного действия
и является принудительной.
В случае действия
негативной мотивации человека побуждают
к деятельности страх перед возможными
неприятностями или наказанием и стремление
их избежать. Он рассуждает так: «Если я этого не
сделаю, то меня ожидают неприятности».
Вот что побуждает к деятельности под
влиянием негативной мотивации.
Формы негативных
санкций, которые можно применять и которые
способны актуализировать негативную
мотивацию, разнообразны:
— вербальное
(словесное) наказание (осуждение, замечание
и т.п.);
— материальные
санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии);
— социальная
изоляция (пренебрежение, игнорирование,
неприятие группой, социальный остракизм);
— лишение свободы;
— физическое наказание.
Основным недостатком
негативных санкций является кратковременность
их влияния: они стимулируют к деятельности
(или сдерживают от нежелательных поступков)
только в период их действия.
Негативная мотивация
тем сильнее влияет на поведение человека,
чем больше его уверенность в неизбежности
наказания.
Таким
образом, негативная мотивация (и наказание
в том числе) — достаточно сильный мотивационный
фактор, который способен побуждать человека
к деятельности, однако он не лишен многих
недостатков и нежелательных последствий [2, *. 7-10].
Чем больше различий в силе
и частоте актуализации мотивационных
образований определенного уровня, тем
выше иерархизированность мотивационной
сферы.
Таким образом, в нашей работе
мы представили понятие о мотиве, и деятельности,
мотивации и потребностях ********. Проанализировали
подробно некоторые виды мотивов, и рассмотрели
основные виды деятельности: такие как
игровая, учебная, трудовая, и досуговая.
Следует отметить,
что проблема исследования мотивации
всегда привлекала внимание исследователей.
Поэтому существует много разнообразных
концепций и теорий, посвященных мотивам,
мотивации и направленности личности.
Заключение
Благодаря своей направленности люди
способны преодолевать препятствия, проявлять
усилия и идти своим курсом. Но этот курс
всегда лежит в пределах определённых
социальных отношений, социальных ценностей.
Итак, поведение
личности определяется ее направленностью.
Таким образом,
побудительный и целеобразующий механизм
человеческого поведения состоит из сложного
комплекса взаимосвязанных личностных
факторов – направленности личности,
ее потребностей, модификацией которых
являются интересы, желания, стремления,
страсти, влечения и подсознательные установки
и т. д.
Изучение
потребностей, интересов, идеалов, установок
и тенденций, вообще направленности личности
дает ответ на вопрос: чего человек хочет, к чему он стремится?
Сознательным
же компонентом волевого, целенаправленного
поведения являются мотивы поведенческих
актов.
Направленность
личности выражается в многообразных,
все расширяющихся и обогащающихся тенденциях,
которые служат источником многообразной
и разносторонней деятельности. В процессе
этой деятельности мотивы, из которых
она исходит, изменяются, перестраиваются
и обогащаются все новым содержанием.
Литература
1. Брасс А.А.
Основы менеджмента. Курс лекций 2-е издание – Беларусь,
2004. – 224 с.
2. Занюк С.С. Психология мотивации.
Теория и практика мотивирования. Мотивационный
тренинг «Ника-Центр, Эльга-Н»,2001.
– 352 с.
3. Казаков Ю.Н., Золотарева Г.К. — Общая
психология. Конспект лекций. Введение
в психологию. 1998– 79 с.
4. Карпов Л.В.
Общая психология – М.: Гардарика. 2005
– 232 с.
5. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник
для *****. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с.
6. Немов Р.С.
Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб.
заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы
психологии. — 688 с.
7. Нуркова В.В., Березанская
Н.Б. Психология: Учебник. М., 2004 –484 с.
8. Платонов К.К.,
Голубев Г.Г. Психология. Учебник для индустриально-пед.
техникумов. М., «Высш. школа», 1973. 256 с.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей
психологии - СПб: Издательство «Питер»,
2000 - 712 с.
10. Салихов А.В. Теория
Личности: Учебное пособие. – Калининград,
Балтийский институт экономики и финансов,
2010. - 157 с.
11. Щербатых Ю.В.
Общая психология. Завтра ***амен – СПб.:
ПИТЕР. 2008 –272 с.