Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 22:42, контрольная работа
Цель работы: выделить особенности нарушения игры при раннем детском аутизме. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать общую характеристику понятию игры;
2. Описать ранний детский аутизм, его формы и особенности проявления;
3. Выделить ключевые особенности нарушений игры при раннем детском аутизме.
Введение 3
1. Общая характеристика игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте 5
2. Ранний детский аутизм: понятие и формы проявления 10
3. Особенности нарушения игры при раннем детском аутизме 17
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Представляется особенно интересной классификация видов раннего детского аутизма, приводимая Лебединской К.С., представим в таблице 1 краткую характеристику каждого из видов раннего детского аутизма [15]:
Таблица 1.
Краткая характеристика видов раннего детского аутизма по классификации Лебединской К.С.
Вид раннего детского аутизма |
Его краткая характеристика |
РДА при различных заболеваниях центральной нервной системы |
РДА при различных заболеваниях ЦНС (органический аутизм) сочетается с теми или иными проявлениями психоорганического синдрома. Это проявляется в психической инертности у ребенка, в двигательной недостаточности, а также в нарушении внимания и памяти. Кроме того, у детей наблюдается рассеянная неврологическая симтоматика: признаки гидроцефалии, изменения по органическому типу на ЭЭГ, эпизодические судорожные припадки. Как правило, у детей наблюдаются задержки речевого и интеллектуального развития. |
Психогенный аутизм |
Психогенный аутизм возникает преимущественно у детей раннего возраста (до 3-4 лет) в связи с воспитанием в условиях эмоциональной депривации, т. е. длительное отсутствие материнской ласки, неправильное воспитание в интернатах и пр. Он характеризуется нарушением контакта с окружающими, эмоциональной индифферентностью, пассивностью, безучастностью, отсутствием дифференцированных эмоций, задержкой развития речи и психомоторики. В отличие от других вариантов РДА, психогенный аутизм при нормализации условий воспитания может исчезнуть. Однако в случае пребывания ребенка в неблагоприятных условиях первые три года жизни аутистическое поведение и нарушение речевого развития становится стойким. |
РДА шизофренической этиологии |
Дети с РДА шизофренической
этиологии отличаются более выраженной
отгороженностью от внешнего мира и
слабостью контактов с |
РДА при обменных заболеваниях |
При исследовании различных обменных процессов обнаружены качественные нарушения, касающиеся ряда гормонов и веществ, участвующих в проведении нервного возбуждения (нейротрансмиттеров). У детей с аутизмом найдены отклонения в уровнях адреналина и норадреналина, а также дофамина (дофамин - нейротрансмиттер, являющийся биохимическим предшественником норадреналина и адреналина). Кроме того, отмечено повышение концентрации определенных эндорфинов (опиатоподобных веществ, продуцируемых гипофизом в сочетании со снижением болевой чувствительности). Пока трудно оценить эти, не полностью подтвержденные, результаты. Но эффект нейролептиков (психофармакопрепаратов с антипсихотическим, успокаивающим и тормозящим воздействием на психомоторную сферу) при раннем детском аутизме позволяет сделать вывод, что обмен дофамина при данном синдроме играет важную роль. |
РДА при хромосомной патологии |
(фрагильгная Х- хромосома). Синдром ломкой Х-хромосомы всегда сочетается с умственной отсталостью, в настоящее время можно достоверно диагностировать его с помощью молекулярно-биологических методов. Проведенные в США и европейских странах молекулярно-генетические исследования уже позволили выявить определенные участки генов, ответственные за возникновение раннего детского аутизма. К ним относятся длинное плечо 15-й хромосомы и длинное плечо 7-й хромосомы. Проведенные до этого молекулярно-генетические исследования показали, что ранний детский аутизм следует рассматривать как полигенное заболевание (происхождение которого обусловлено несколькими генами). Предполагается, что в его возникновении задействованы 6-10 генов. |
Исследования Никольской С.С. позволяют выделить четыре основные формы раннего детского аутизма, представим их характеристику [19, c.84]:
1. РДА с отрешенностью от окружающего, полным отсутствием потребности в контакте, полевым поведением, мутизмом, отсутствием навыков самообслуживания (частота распространения 8%). Особенности: РДА с преобладанием отрешенности от окружающего: наличием полевого поведения (целенаправленного дрейфа от одного объекта к другому, карабканья по мебели, туловищу взрослого, длительного пассивного созерцания беспредметных объектов; случайных непроизвольных действий, указывающих на определенное запечатление окружающего и ориентацию в пространстве; ритмической вокализации).
На первом году жизни у этих детей отмечалась гиперсензитивность к сенсорному и аффективному дискомфорту, перемене обстановки. Имелось опережающее развитие речи. На втором году чаще после соматического заболевания, психогении возникал и резкий, нередко катастрофический распад речи, навыков, нарастание аспонтанности, потеря визуального контакта, реакции на обращение, физический дискомфорт.
Эти
проявления позволили квалифицировать
данный вариант аутического
2. РДА с преобладанием многочисленных стереотипий, нередким симбиозом с матерью (частота распространения – 62%). Особенности: РДА - с преобладанием аутического отвержения окружающего: одержимостью двигательными, сенсорными, речевыми стереотипиями, импульсивными движениями, однообразием игры с привлечением неигровых предметов, выраженностью нарушений чувства самосохранения, «феномен тождества»; многочисленными страхами гиперсензитивного характера; нередко - отставанием в психическом развитии, а также симбиотической связью с матерью.
В первые месяцы жизни отмечались выраженные нарушения витальных функций, чаще по типу гипервозбудимости; иногда - редкие судорожные припадки.
Этот вариант РДА может быть обусловлен как шизофренией, так и органическим поражением ЦНС (фрагильная х-хромосома, врожденные энзимопатии и др.) [19, c.86];
3. РДА с преобладанием сверхценных интересов, фантазий, повышением влечений (частота распространения – 10%). Особенности: РДА с преобладанием аутистического замедления окружающего сверхценными пристрастиями, особыми, отвлеченного характера интересами и фантазиями, расторможенностью влечений. Страхи носили бредоподобный характер. В сюжете игры, отношении к близким и детям выступала агрессивность. Отмечалась слабость эмоциональных привязанностей.
На
первом году жизни были типичны мышечный
гипертонус, напряженность или
Нозологическая квалификация этой группы представляет определенные трудности. Речь может идти как о вялотекущей шизофрении, так и об аутистической психопатии (вариант синдрома Аспергера);
4. РДА с чрезвычайной ранимостью окружающим: тормозимостью в контактах, робостью, поисками защиты у близких, стремлением к выработке социально положительных стереотипов поведения (частота распространения – 21%). Особенности: РДА - с преобладанием сверхтормозимости окружающим миром, ранимости, пугливости. Характерным были пониженный фон настроения, сверхценные страхи, тихая малоподвижная игра; нарастание боязливости и скованности при малейшем изменении привычного стереотипа. Интересы (к природе, музыке) и сюжеты фантазий обнаруживали стремление к уходу от непосильных нагрузок реальности. Типичны заторможенность и неуверенность движении.
На первом году жизни отмечался мышечный гипотонус, слабость реакций на физический дискомфорт, неустойчивость настроения по дистимическому типу; метео- и вегетативная лабильность, физическая и психическая истощаемость. Сверхпривязанность к матери выступала не только как к источнику защиты, но и к эмоциональному донору, а также посреднику в трудных социальных контактах. Эти дети стремились к аффективному освоению положительных социальных стереотипов.
Данный вариант РДА с нозологических позиций может, очевидно, представлять собой особую форму конституциональной аномалии развития (истинный «синдром Каннера»), а при легкой выраженности - вариант аутистической психопатии Аспергера [19, c.88].
Таким образом, ранний детский аутизм в настоящее время является достаточно распространенным, но мало изученным нарушением психического развития. Пока неизвестны его детерминанты, однако, существует предположение о значительном стимулирующем влиянии на вероятность его возникновения таких факторов, как:
1. Наследственность.
2.
Повреждения и нарушения
3. Биохимические отклонения.
4.
Нарушения когнитивных
5.
Нарушения эмоционального
6. Взаимодействие этих факторов.
Ранний детский аутизм в зависимости ряда факторов может принимать различные формы и виды, которые наиболее полно описаны в отечественной науке Лебединской К.С. и Никольской С.С., Ковалевым В.В. и др., а также рядом исследователей в зарубежной науке. При этом для каждого вида и формы РДА характерны, как общие для всех видов РДА проявления и нарушения сфер личности ребенка, так и совершенно специфические. В первую очередь, они находят свое отражении в личностном, психическом, эмоциональном развитии ребенка, его поведении и игре, как ведущем виде деятельности.
Согласно исследованиям Выготского Л.С., игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Однако, наличие у ребенка нарушений психического развития придают определенную специфику реализации данного вида деятельности ребенком с конкретным нарушением. Рассмотрим особенности нарушения игры у ребенка, страдающего ранним детским аутизмом [23, c.54].
Мамайчук И.И. выделяет следующие нарушения игры у детей с ранним детским аутизмом: однообразные игры у детей с РДА представляют собой стереотипные манипуляции с неигровым материалом (веревки, гайки, ключи, бутылки и пр.). В некоторых случаях используются игрушки, но не по назначению, а как символы тех или иных объектов. Дети с РДА могут часами однообразно вертеть предметы, перекладывать их с места на место, переливать жидкость из одной посуды в другую [19, c.109].
Характеристика нарушений игры у детей с РДА, проведенная Ковалевым, является более расширенной. Он подмечает, что они могут часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать в посуду и выливать из нее воду, пересыпать что-либо, перебирать бумажки, спичечные коробки, банки, веревочки, перекладывать их с места на место, расставлять их в определенном порядке, не разрешая никому убирать или отодвигать их. Эти манипуляции, как и повышенный интерес к тем или иным предметам (веревки, провода, катушки, банки, косточки от фруктов, бумажки и т. п.), не имеющим обычно игрового назначения, являются выражением особой одержимости, в происхождении которой очевидна роль патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям. Подобные игры и стремление к тем или иным предметам, безразличным для здоровых детей, можно рассматривать как эволютивный рудимент сверхценных образований.
Епифанцева Т.Б. говорит о том, что нарушения игры у детей с ранним детским аутизмом начинают проявляться достаточно рано. У здоровых детей 3-6-месячного возраста ведущим видом деятельности становится игра: дети тянутся к игрушкам, хватают их, тянут в рот. У детей с РДА в этом возрасте игры не бывает вообще, или они совершают длительные манипуляции лишь с одной, хорошо знакомой игрушкой. Позже аутичные дети отдают предпочтение неигровым предметам: пуговицам, крышкам от кастрюль, гвоздям, газетам, песку и воде. Дети обращаются к тем предметам, которые дают им более ощутимый сенсорный эффект [10, c.49].
Шалимов В.Ф. констатирует, что однообразный, стереотипный характер игр у больных с ранним детским аутизмом сближает их с играми больных олигофренией. Однако при детском аутизме игры отличаются недостаточностью эмоционального компонента и выраженным отрывом от реальности [26, c.41]. Спиваковская А.С. также отмечает, что в игре аутичных детей клиницисты отмечают однообразие действий, манипулирование руками, использование бытовых предметов, патологическое фантазирование [24, c.216].
Большинство отечественных и зарубежных ученых сходится во мнении относительно того, что у больных ранним аутизмом Каннера особенно резко изменена игровая деятельность. Она нередко сводится к однообразному пересыпанию, перекладыванию предметов, постукиванию предмета о предмет, касанию ими лица, обнюхиванию, облизыванию. Обращают на себя внимание то быстрая пресыщаемость любым игровым действием, то застреваемость на одной и той же манипуляции, отсутствие сюжетности, усложнения игры, ее стереотипизация. Вместо игры дети могут ползать, ходить, иногда подпрыгивать, крутиться. После 3 лет описанное поведение иногда сочетается со сверхценным отношением к отдельным предметам (к машинкам, железкам, лентам, колесам и др.). В течение ряда лет игры обычно не усложняются, становясь все более и более стереотипными, не имеющими единого смыслового содержания [22].
Имеет
некоторые особенности и
Исследования нарушений игры у детей, страдающих раним детским аутизмом Лебединской К.С. показали, что они проявлялись в нередком отсутствии игры вообще (игнорировании игрушки, ее рассматривании без стремления к манипуляции), задержке на стадии элементарных манипуляций, часто лишь с одной игрушкой (19%). Характерным было манипулирование с неигровыми предметами, их одушевление, соединение игрушек и неигровых предметов по признаку цвета, формы, размера, а не функциональным свойствам (21%). В игре с неигровыми предметами также не использовались их функциональные свойства. Преобладала игра в одиночку, часто в обособленном месте. Наблюдались игровые аутодиалоги, игры-фантазии со стойким перевоплощением в животных, в неодушевленные предметы (19%). Обращали внимание трудности расширения или изменения фабулы извне [15].
Она констатирует, что игры, фантазии, интересы и интеллектуальная деятельность детей с РДА в целом далеки от реальной ситуации. Содержание их монотонно, поведение однообразно. Дети годами одержимо играют в одну и ту же игру, рисуют одни и те же рисунки (часто – отдельные предметы), совершают одни и те же стереотипные действия (включают и выключают свет или воду, стереотипно бьют по мячу и т.д.), попытки прервать которые часто безуспешны. И в возрасте 8–10 лет игры часто носят манипулятивный характер. При этом характерно предпочтение манипуляций с неигровыми предметами: палочками, бумажками и т.д. Как в игре, так и в поведении в целом обращает на себя внимание плохая моторика, неловкость произвольных движений [15].
Информация о работе Нарушения игры при раннем детском аутизме