Нарушения игры при раннем детском аутизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 22:42, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: выделить особенности нарушения игры при раннем детском аутизме. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать общую характеристику понятию игры;
2. Описать ранний детский аутизм, его формы и особенности проявления;
3. Выделить ключевые особенности нарушений игры при раннем детском аутизме.

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте 5
2. Ранний детский аутизм: понятие и формы проявления 10
3. Особенности нарушения игры при раннем детском аутизме 17
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Нарушения игры при раннем детском аутизме.docx

— 55.01 Кб (Скачать файл)

Представляется  особенно интересной классификация  видов раннего детского аутизма, приводимая Лебединской К.С., представим в таблице 1 краткую характеристику каждого из видов раннего детского аутизма [15]:

Таблица 1.

Краткая характеристика видов раннего детского аутизма  по классификации Лебединской К.С.

Вид раннего детского аутизма

Его краткая характеристика

РДА при различных заболеваниях центральной нервной системы

РДА при различных заболеваниях ЦНС (органический аутизм) сочетается с  теми или иными проявлениями психоорганического синдрома. Это проявляется в психической инертности у ребенка, в двигательной недостаточности, а также в нарушении внимания и памяти. Кроме того, у детей наблюдается рассеянная неврологическая симтоматика: признаки гидроцефалии, изменения по органическому типу на ЭЭГ, эпизодические судорожные припадки. Как правило, у детей наблюдаются задержки речевого и интеллектуального развития.

Психогенный аутизм

Психогенный аутизм возникает преимущественно  у детей раннего возраста (до 3-4 лет) в связи с воспитанием в условиях эмоциональной депривации, т. е. длительное отсутствие материнской ласки, неправильное воспитание в интернатах и пр. Он характеризуется нарушением контакта с окружающими, эмоциональной индифферентностью, пассивностью, безучастностью, отсутствием дифференцированных эмоций, задержкой развития речи и психомоторики. В отличие от других вариантов РДА, психогенный аутизм при нормализации условий воспитания может исчезнуть. Однако в случае пребывания ребенка в неблагоприятных условиях первые три года жизни аутистическое поведение и нарушение речевого развития становится стойким.

РДА шизофренической этиологии

Дети с РДА шизофренической  этиологии отличаются более выраженной отгороженностью от внешнего мира и  слабостью контактов с окружающими. У них наблюдается выраженная диссоциация психических процессов, стирание границ между субъективным и объективным, погружение в мир  внутренних болезненных переживаний  и патологических фантазий, наличие  рудиментарных бредовых образований  и галлюцинаторных феноменов. В  связи с этим их поведение отличается причудливостью, вычурностью, амбивалентностью. Однообразное, вялое поведение детей может прерываться немотивированными агрессивными поступками, разрушительными действиями. Кроме того, у детей может наблюдаться продуктивная психопатологическая симтоматика. Это проявляется в наличии постоянных страхов, в деперсонализация, в псевдогаллюцинаторных переживаниях.

РДА при обменных заболеваниях

При исследовании различных обменных процессов обнаружены качественные нарушения, касающиеся ряда гормонов и  веществ, участвующих в проведении нервного возбуждения (нейротрансмиттеров). У детей с аутизмом найдены  отклонения в уровнях адреналина и норадреналина, а также дофамина (дофамин - нейротрансмиттер, являющийся биохимическим предшественником норадреналина и адреналина). Кроме того, отмечено повышение концентрации определенных эндорфинов (опиатоподобных веществ, продуцируемых гипофизом в сочетании со снижением болевой чувствительности). Пока трудно оценить эти, не полностью подтвержденные, результаты. Но эффект нейролептиков (психофармакопрепаратов с антипсихотическим, успокаивающим и тормозящим воздействием на психомоторную сферу) при раннем детском аутизме позволяет сделать вывод, что обмен дофамина при данном синдроме играет важную роль.

РДА при хромосомной патологии

(фрагильгная Х- хромосома). Синдром ломкой Х-хромосомы всегда сочетается с умственной отсталостью, в настоящее время можно достоверно диагностировать его с помощью молекулярно-биологических методов. Проведенные в США и европейских странах молекулярно-генетические исследования уже позволили выявить определенные участки генов, ответственные за возникновение раннего детского аутизма. К ним относятся длинное плечо 15-й хромосомы и длинное плечо 7-й хромосомы. Проведенные до этого молекулярно-генетические исследования показали, что ранний детский аутизм следует рассматривать как полигенное заболевание (происхождение которого обусловлено несколькими генами). Предполагается, что в его возникновении задействованы 6-10 генов.


 

Исследования  Никольской С.С. позволяют выделить четыре основные формы раннего детского аутизма, представим их характеристику [19, c.84]:

1. РДА с отрешенностью от окружающего, полным отсутствием потребности в контакте, полевым поведением, мутизмом, отсутствием навыков самообслуживания (частота распространения 8%). Особенности: РДА с преобладанием отрешенности от окружающего: наличием полевого поведения (целенаправленного дрейфа от одного объекта к другому, карабканья по мебели, туловищу взрослого, длительного пассивного созерцания беспредметных объектов; случайных непроизвольных действий, указывающих на определенное запечатление окружающего и ориентацию в пространстве; ритмической вокализации).

На  первом году жизни у этих детей  отмечалась гиперсензитивность к сенсорному и аффективному дискомфорту, перемене обстановки. Имелось опережающее  развитие речи. На втором году чаще после  соматического заболевания, психогении возникал и резкий, нередко катастрофический распад речи, навыков, нарастание аспонтанности, потеря визуального контакта, реакции  на обращение, физический дискомфорт.

Эти проявления позволили квалифицировать  данный вариант аутического дизонтогенеза  как регрессивный. Нозологически  здесь речь идет о злокачественно текущей шизофрении;

2. РДА с преобладанием многочисленных стереотипий, нередким симбиозом с матерью (частота распространения – 62%). Особенности: РДА - с преобладанием аутического отвержения окружающего: одержимостью двигательными, сенсорными, речевыми стереотипиями, импульсивными движениями, однообразием игры с привлечением неигровых предметов, выраженностью нарушений чувства самосохранения, «феномен тождества»; многочисленными страхами гиперсензитивного характера; нередко - отставанием в психическом развитии, а также симбиотической связью с матерью.

В первые месяцы жизни отмечались выраженные нарушения витальных функций, чаще по типу гипервозбудимости; иногда - редкие судорожные припадки.

Этот  вариант РДА может быть обусловлен как шизофренией, так и органическим поражением ЦНС (фрагильная х-хромосома, врожденные энзимопатии и др.) [19, c.86];

3. РДА с преобладанием сверхценных интересов, фантазий, повышением влечений (частота распространения – 10%). Особенности: РДА с преобладанием аутистического замедления окружающего сверхценными пристрастиями, особыми, отвлеченного характера интересами и фантазиями, расторможенностью влечений. Страхи носили бредоподобный характер. В сюжете игры, отношении к близким и детям выступала агрессивность. Отмечалась слабость эмоциональных привязанностей.

На  первом году жизни были типичны мышечный гипертонус, напряженность или сопротивление  при взятии на руки.

Нозологическая  квалификация этой группы представляет определенные трудности. Речь может  идти как о вялотекущей шизофрении, так и об аутистической психопатии (вариант синдрома Аспергера);

4. РДА с чрезвычайной ранимостью окружающим: тормозимостью в контактах, робостью, поисками защиты у близких, стремлением к выработке социально положительных стереотипов поведения (частота распространения – 21%). Особенности: РДА - с преобладанием сверхтормозимости окружающим миром, ранимости, пугливости. Характерным были пониженный фон настроения, сверхценные страхи, тихая малоподвижная игра; нарастание боязливости и скованности при малейшем изменении привычного стереотипа. Интересы (к природе, музыке) и сюжеты фантазий обнаруживали стремление к уходу от непосильных нагрузок реальности. Типичны заторможенность и неуверенность движении.

На  первом году жизни отмечался мышечный гипотонус, слабость реакций на физический дискомфорт, неустойчивость настроения по дистимическому типу; метео- и вегетативная лабильность, физическая и психическая  истощаемость. Сверхпривязанность к  матери выступала не только как к  источнику защиты, но и к эмоциональному донору, а также посреднику в трудных  социальных контактах. Эти дети стремились к аффективному освоению положительных  социальных стереотипов.

Данный  вариант РДА с нозологических позиций может, очевидно, представлять собой особую форму конституциональной аномалии развития (истинный «синдром Каннера»), а при легкой выраженности - вариант аутистической психопатии Аспергера [19, c.88].

Таким образом, ранний детский аутизм в  настоящее время является достаточно распространенным, но мало изученным  нарушением психического развития. Пока неизвестны его детерминанты, однако, существует предположение о значительном стимулирующем влиянии на вероятность его возникновения таких факторов, как:

1. Наследственность.

2. Повреждения и нарушения функций  головного мозга. 

3. Биохимические отклонения.

4. Нарушения когнитивных процессов  и речевого развития.

5. Нарушения эмоционального развития.

6. Взаимодействие этих факторов.

Ранний  детский аутизм в зависимости  ряда факторов может принимать различные  формы и виды, которые наиболее полно описаны в отечественной  науке Лебединской К.С. и Никольской С.С., Ковалевым В.В. и др., а также рядом исследователей в зарубежной науке. При этом для каждого вида и формы РДА характерны, как общие для всех видов РДА проявления и нарушения сфер личности ребенка, так и совершенно специфические. В первую очередь, они находят свое отражении в личностном, психическом, эмоциональном развитии ребенка, его поведении и игре, как ведущем виде деятельности.

 

 

3. Особенности нарушения  игры при раннем детском аутизме

 

Согласно  исследованиям Выготского Л.С., игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Однако, наличие у ребенка нарушений  психического развития придают определенную специфику реализации данного вида деятельности ребенком с конкретным нарушением. Рассмотрим особенности  нарушения игры у ребенка, страдающего  ранним детским аутизмом [23, c.54].

Мамайчук  И.И. выделяет следующие нарушения  игры у детей с ранним детским  аутизмом: однообразные игры у детей с РДА представляют собой стереотипные манипуляции с неигровым материалом (веревки, гайки, ключи, бутылки и пр.). В некоторых случаях используются игрушки, но не по назначению, а как символы тех или иных объектов. Дети с РДА могут часами однообразно вертеть предметы, перекладывать их с места на место, переливать жидкость из одной посуды в другую [19, c.109].

Характеристика  нарушений игры у детей с РДА, проведенная Ковалевым, является более  расширенной. Он подмечает, что они могут часами совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать в посуду и выливать из нее воду, пересыпать что-либо, перебирать бумажки, спичечные коробки, банки, веревочки, перекладывать их с места на место, расставлять их в определенном порядке, не разрешая никому убирать или отодвигать их. Эти манипуляции, как и повышенный интерес к тем или иным предметам (веревки, провода, катушки, банки, косточки от фруктов, бумажки и т. п.), не имеющим обычно игрового назначения, являются выражением особой одержимости, в происхождении которой очевидна роль патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям. Подобные игры и стремление к тем или иным предметам, безразличным для здоровых детей, можно рассматривать как эволютивный рудимент сверхценных образований.

Епифанцева  Т.Б. говорит о том, что нарушения  игры у детей с ранним детским  аутизмом начинают проявляться достаточно рано. У здоровых детей 3-6-месячного возраста ведущим видом деятельности становится игра: дети тянутся к игрушкам, хватают их, тянут в рот. У детей с РДА в этом возрасте игры не бывает вообще, или они совершают длительные манипуляции лишь с одной, хорошо знакомой игрушкой. Позже аутичные дети отдают предпочтение неигровым предметам: пуговицам, крышкам от кастрюль, гвоздям, газетам, песку и воде. Дети обращаются к тем предметам, которые дают им более ощутимый сенсорный эффект [10, c.49].

Шалимов В.Ф. констатирует, что однообразный, стереотипный характер игр у больных с ранним детским аутизмом сближает их с играми больных олигофренией. Однако при детском аутизме игры отличаются недостаточностью эмоционального компонента и выраженным отрывом от реальности [26, c.41]. Спиваковская А.С. также отмечает, что в игре аутичных детей клиницисты отмечают однообразие действий, манипулирование руками, использование бытовых предметов, патологическое фантазирование [24, c.216].

Большинство отечественных и зарубежных ученых сходится во мнении относительно того, что у больных ранним аутизмом Каннера особенно резко изменена игровая деятельность. Она нередко  сводится к однообразному пересыпанию, перекладыванию предметов, постукиванию предмета о предмет, касанию ими  лица, обнюхиванию, облизыванию. Обращают на себя внимание то быстрая пресыщаемость  любым игровым действием, то застреваемость на одной и той же манипуляции, отсутствие сюжетности, усложнения игры, ее стереотипизация. Вместо игры дети могут ползать, ходить, иногда подпрыгивать, крутиться. После 3 лет описанное  поведение иногда сочетается со сверхценным  отношением к отдельным предметам (к машинкам, железкам, лентам, колесам  и др.). В течение ряда лет игры обычно не усложняются, становясь все  более и более стереотипными, не имеющими единого смыслового содержания [22].

Имеет некоторые особенности и поведение  этих детей по отношению к сверстникам  и близким людям. Одни дети активно  избегают своих сверстников, другие к ним безразличны, третьи в присутствии  других детей испытывают страх. Отношение  к близким достаточно противоречиво.

Исследования  нарушений игры у детей, страдающих раним детским аутизмом Лебединской  К.С. показали, что они проявлялись в нередком отсутствии игры вообще (игнорировании игрушки, ее рассматривании без стремления к манипуляции), задержке на стадии элементарных манипуляций, часто лишь с одной игрушкой (19%). Характерным было манипулирование с неигровыми предметами, их одушевление, соединение игрушек и неигровых предметов по признаку цвета, формы, размера, а не функциональным свойствам (21%). В игре с неигровыми предметами также не использовались их функциональные свойства. Преобладала игра в одиночку, часто в обособленном месте. Наблюдались игровые аутодиалоги, игры-фантазии со стойким перевоплощением в животных, в неодушевленные предметы (19%). Обращали внимание трудности расширения или изменения фабулы извне [15].

Она констатирует, что игры, фантазии, интересы и интеллектуальная деятельность детей с РДА в целом далеки от реальной ситуации. Содержание их монотонно, поведение однообразно. Дети годами одержимо играют в одну и ту же игру, рисуют одни и те же рисунки (часто – отдельные предметы), совершают одни и те же стереотипные действия (включают и выключают свет или воду, стереотипно бьют по мячу и т.д.), попытки прервать которые часто безуспешны. И в возрасте 8–10 лет игры часто носят манипулятивный характер. При этом характерно предпочтение манипуляций с неигровыми предметами: палочками, бумажками и т.д. Как в игре, так и в поведении в целом обращает на себя внимание плохая моторика, неловкость произвольных движений [15].

Информация о работе Нарушения игры при раннем детском аутизме