Нарушения игры при раннем детском аутизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 22:42, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: выделить особенности нарушения игры при раннем детском аутизме. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать общую характеристику понятию игры;
2. Описать ранний детский аутизм, его формы и особенности проявления;
3. Выделить ключевые особенности нарушений игры при раннем детском аутизме.

Содержание работы

Введение 3
1. Общая характеристика игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте 5
2. Ранний детский аутизм: понятие и формы проявления 10
3. Особенности нарушения игры при раннем детском аутизме 17
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Нарушения игры при раннем детском аутизме.docx

— 55.01 Кб (Скачать файл)

Мастюкова Е.М. также говорит о том, что  при аутизме своеобразный характер имеет игровая деятельность. Ее характерным признаком является то, что обычно ребенок играет один, предпочтительно используя не игровой материал, а предметы домашнего обихода. Он может длительно и однообразно играть с обувью, веревочками, бумагой, выключателями, проводами и т.п. Сюжетно-ролевые игры со сверстниками у таких детей не развиваются. Наблюдаются своеобразные патологические перевоплощения в тот или иной образ в сочетании с аутистическим фантазированием. При этом ребенок не замечает окружающих, не вступает с ними в речевой контакт. Для детей с аутизмом характерны разнообразные нарушения [20, c.102].

Ряд автором отмечают такие нарушения  игры у детей, страдающих ранним детским  аутизмом: в 29% наблюдений выявляются нарушения игры ребенка, страдающего РДА. В 19% случаев - отсутствие игры вообще. Игнорирование игрушки. Рассматривание игрушки без стремления к манипуляциям с ней.

В 19% случаев - задержка на стадии элементарных манипуляций с игрушкой. Как правило, ребенок ограничивается одной игрушкой, с которой проводит однотипные простые  манипуляции. Манипулирование неигровыми предметами. Одушевление неигровых  предметов.

В 21% случаев - объединение игрушек  и неигровых предметов по признаку цвета, формы, размера, а не функциональным свойствам. Неиспользование в игре с неигровыми предметами их функциональных свойств. Преобладание игр в одиночку, часто в обособленном месте.

В 19% случаев - игры-фантазии со стойким перевоплощением в животных, в неодушевленные предметы. Трудности расширения или изменения фабулы игры со стороны других людей [7, c.168].

Обобщая результаты исследований отечественных  и зарубежных ученых в области  нарушений игры у детей при  раннем детском аутизме, необходимо отметить примитивный, стереотипный характер игр с использованием преимущественно  предметом домашнего обихода  в сочетании со сложным фантазированием  в области сюжета игры. Игры детей  с РДА имеют аутистичный характер и проходя в некоей отстраненности от реальности. Сама игра при этом по сути таковой не является, это, скорее, стереотипная манипуляция, что является следствием особенностей моторного, интеллектуального и речевого развития таких детей.

 

Заключение

 

Данная  работа посвящена анализу нарушений  игры при раннем детском аутизме. Изучение отечественной и зарубежной литературы по рассматриваемой проблеме дает основания для следующих  выводов:

1. Постепенно формируясь из других  видов деятельности ребенка, в  дошкольном возрасте игра становится  ведущим видом его деятельности. При этом основным результатом  игры ребенка являются удовлетворенность,  радость и удовольствие, полученные  от самого процесса игры. Наряду  с этим существует и второй, скрытый от ребенка результат  - это обогащение и закрепление  представлений детей о жизни,  деятельности и отношениях людей,  а также формирующиеся товарищеские  отношения между детьми, система  личностных качеств; разнообразные  познавательные интересы и умственные  способности;

2. Ранний детский аутизм в настоящее время является достаточно распространенным (3-6 случаев на 10000), но мало изученным нарушением психического развития. Пока неизвестны его детерминанты, однако, существует предположение о значительном стимулирующем влиянии на вероятность его возникновения таких факторов, как:

1. Наследственность.

2. Повреждения и нарушения функций  головного мозга. 

3. Биохимические отклонения.

4. Нарушения когнитивных процессов  и речевого развития.

5. Нарушения эмоционального развития.

6. Взаимодействие этих факторов.

Ранний  детский аутизм в зависимости  ряда факторов может принимать различные  формы и виды, которые наиболее полно описаны в отечественной  науке Лебединской К.С. и Никольской С.С., Ковалевым В.В. и др., а также  рядом исследователей в зарубежной науке. При этом для каждого вида и формы РДА характерны, как  общие для всех видов РДА проявления и нарушения сфер личности ребенка, так и совершенно специфические. В первую очередь, они находят свое отражении в личностном, психическом, эмоциональном развитии ребенка, его поведении и игре, как ведущем виде деятельности;

3. У детей при раннем детском  аутизме, необходимо отметить  примитивный, стереотипный характер  игр с использованием преимущественно  предметом домашнего обихода  в сочетании со сложным фантазированием  в области сюжета игры. Игры  детей с РДА имеют аутистичный  характер и проходя в некоей  отстраненности от реальности. Сама  игра при этом по сути таковой  не является, это, скорее, стереотипная  манипуляция, что является следствием  особенностей моторного, интеллектуального  и речевого развития таких  детей.

Таким образом, цель работы достигнута, а  задачи выполнены.

 

Список использованной литературы

 

  1. Артамонова, О. Предметно-пространственная развивающая среда: ее роль в развитии личности// Дошкольное воспитание. – 1995. - № 4. – с. 37-42.
  2. Башина В. М. Ранний детский аутизм/Исцеление: Альманах . —— М., 1993. — С. 154-165;
  3. Башина В.М., Красноперова М.Г. Симашкова Н.В. Классификация расстройств аутистического спектра у детей.// Аутизм и нарушения развития.-2003.- №2.- С.2-9.;
  4. Белая Г. Мастерим, играем, развиваемся. // Государственное учреждение « Детский дом – интернат для детей – инвалидов с особенностями психофизическогго равития». – Минск. – 2010. – 25 с.;
  5. Варанкова Л.В., Семин И.Р. Ранний детский аутизм в Томской области (эпидемиология, клиника, реабилитация). - Томск: Аграф-Пресс, 2005. - 162 с.;
  6. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. — СПб., 1993. — 272 с.;
  7. Воронков Б.В. Детская и подростковая психиатрия - СПб.: Наука и Техника. - 2009. - 240 с.;
  8. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. — М., «Просвещение», 1995. — 159 с.;
  9. Детский аутизм: хрестоматия/ Сост. Л.М. Шипицына. –– СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997 . – 254 с.;
  10. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога/ Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. -- Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 486с. – (Сердце отдаю детям);
  11. Иванов Е.С., Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Детский аутизм: диагностика и коррекция. –– СПб.: «Дидактика Плюс», 2004. – 80 с.
  12. Ковалев В.В. Синдромы раннего детского аутизма// Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста (Руководство для врачей). - М.: Медицина, 1979. - С. 33-41;
  13. Концепция дошкольного воспитания. // Дошкольное воспитание. - М.: Просвещение, 1989. - № 5. - с. 10-23;
  14. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. -- Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.;
  15. Лебединская К.С. Ранний детский аутизм. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svitk.ru/004_book_book/16b/3470_lebedinskaya-ranniy_detskiy_autizm.php;
  16. Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия Методические рекомендации. Сост. И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин / - Харьков, ХМАПО, 2000. - 24 с.;
  17. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ./Предисл. А. Я. Варга. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 368 с.;
  18. Максимова Е. В.  Уровни общения. Причины возникновения раннего детскогоаутизма и его коррекция на основе теории Н. А. Бернштейна. – М.: Издательство «Диалог-МИФИ», 2008. –  288 c.;
  19. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. . -- СПб.: Речь, 2001. - 220 с.;
  20. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). Москва, «Владос», 1997, сс.99-108, 258-164;
  21. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб.--метод. пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. - СПб: ЛОИУУ, 1996. -95 с.;
  22. Синдром раннего детского аутизма Каннера. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychiatry.ru/lib/54/book/36/chapter/22;
  23. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 312 с.;
  24. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. -- ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 304 с. - (Психология - XX век);
  25. Туревская Е.И. Возрастная психология. – Тула.: Издательство Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, 2002. – 211 с.;
  26. Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 112 с.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Нарушения игры при раннем детском аутизме