Негативные и позитивные последствия в конфликте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы: конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Поэтому, нужно знать, чего можно «ожидать» от того или иного конфликтов.
Цель исследования: изучить виды конфликтов и их последствия.
Задачи исследования: изучить теоретические источников конфликтов и их влияние на человека в целом.
Предмет: конфликтная ситуация.
Объект: негативные и позитивные последствия конфликтов в ООО «РОСТЕХ».

Файлы: 1 файл

основное1.docx

— 51.76 Кб (Скачать файл)

Неврозы (от греч. neuron – нерв) – это группа наиболее распространенных нервно-психических расстройств, имеющих  психогенную природу. В основе неврозов лежит непродуктивно разрешаемое  противоречие между личностью и  значимыми для нее факторами  действительности. Глубокий внутриличностный конфликт, который личность не в  состоянии разрешить положительно и рационально,- важнейшая причина  неврозов.

Таковы основные отрицательные  последствия внутриличностного  конфликта. Но самое страшное состоит  в том, что он может стать причиной суицида (самоубийства).

Положительные последствия  конфликтов:

Как было отмечено, внутриличностный конфликт может быть не только деструктивным, но и конструктивным, т.е. позитивно  влияющим на структуру, динамику и результативность внутриличностных процессов и служащим источником самосовершенствования  и самоутверждения личности.

В этом случае внутриличностные противоречия разрешаются без особых негативных последствий, а общим  результатом их разрешения является развитие личности.

Именно через конфликт, разрешение и преодоление внутриличностных противоречий происходит становление  характера, воли и всей психической  жизни личности. Если лишить человека этой внутренней работы и борьбы, то вы лишите его полноценной жизни  и развития, ибо сама жизнь и  есть постоянное разрешение противоречий. Один из авторов современной психологии личности, ставший уже классиком, – В. Франкл писал:

Я считаю опасным заблуждением предположение, что в первую очередь  человеку требуется равновесие, или, как это называется в биологии, «гомеостазис». На самом деле человеку требуется не состояние равновесия, а скорее борьба за какую-то цель. достойную  его.

Если рассматривать положительные  последствия внутриличностного  конфликта более конкретно, то можно  выделить следующие:

1) конфликты способствуют  мобилизации ресурсов личности  для преодоления существующих  препятствий ее развития;

2) конфликт является средством  и способом саморазвития и  самоактуализации личности;

3) преодоления конфликтов  дают личности ощущение полноты  жизни, делают ее внутренне  богаче, ярче и полноценнее. В  этом плане внутриличностные  конфликты дают нам возможность  насладиться победой над самим  собой, когда человек свое реальное  «Я» хотя бы на немного приближает  к своему идеальному «Я».

1.2. Межличностные  конфликты

Определение по Н.В. Гришиной: противостояние участников, воспринимаемое и переживаемое ими как значимая психологическая проблема, требующая  своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление  возникшего противоречия в интересах  одной или обеих сторон. В отечественной  литературе понятие межличностный  употребляется в 2 смыслах:

- межличностные отношения  как отношения неформальные;

- более широкий смысл  в буквальной трактовке происходящего  между личностями, т.е. это любое  наблюдаемое проявление коммуникативной  активности индивида, обусловленное  фактом реального, предполагаемого  или воображаемого присутствия  других людей (Емельянов С.М.).

В нашем курсе употребление понятия межличностный мы будем  использовать во втором смысле. Во всех ситуациях межличностных конфликтов выделяются два взаимосвязанных  аспекта:

- содержательная  сторона конфликта, т.е. предмет спора, вопрос, вызывающий разногласия;

- психологическая  сторона конфликта, связанная с личностными особенностями его участников, с их личными взаимоотношениями, с их эмоциональными реакциями на причины конфликта, на его ход и друг на друга.

Основные факторы межличтностых  конфликтов представлены в приложении № 1.

Конструктивные  последствия межличностных конфликтов:

- прояснение взаимоотношений  между людьми;

- нахождение способов  улучшения взаимоотношений; 

- расширение сферы сотрудничества  на другие области; 

- ускорение процесса самоосознания. 

Деструктивные последствия конфликта проявляются в случае, если столкновение выходит за пределы предметно-содержательной сферы в плоскость личностно-эмоциональную:

- призрачность выигрыша  в виду осложнения личных отношений; 

- снижение самооценки  проигравшей стороны; 

- напряженные послеконфликтные  отношения; 

- отрицательное влияние  на здоровье.

Также существует типология интерперсональных  конфликтов по причинам их появления. По данному критерию все конфликты  можно разделить на две большие  группы:

- глубинные конфликты включают в свою орбиту важные для личности ценности, интересы, цели, связанные с образом Я. Они могут длительно существовать, не обнаруживая себя явно. Возникают они закономерно, так как обусловлены психическим складом личности, историей ее развития и общения. Причины их появления всегда внутренние, определяемые глубинными потребностями и ценностями личности;

- ситуативные конфликты имеют внешнюю, чаще всего случайную причину своего появления и не затрагивают важные жизненные ценности личности. Они носят эмоционально-взрывной характер и начинаются сразу с инцидента. Примерами начала таких конфликтов являются грубость продавца, выговор начальника, невозвращенная вовремя вещь, взятая без разрешения книга и т.д.

1.3. Конфликты между  личностью и группой

 Между отдельной личностью  и группой может возникнуть  конфликт, если эта личность займет  позицию, отличающуюся от позиций  группы. Например, обсуждая на собрании  пути увеличения объема продаж, большинство будет считать, что  этого можно добиться путем  снижения цены.

А кто-то один будет убежден, что такая тактика приведёт к  уменьшению прибыли. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать близко к  сердцу интересы компании, его все  равно можно рассматривать как  источник конфликта, потому что он идет против мнения группы.

Этот тип конфликта имеет  много общего с межличностным, однако, он более многоплановый.

Группа включает в себя целую  систему отношений, она определенным образом организована, в ней, как  правило, имеются формальный и / или  неформальный лидер, координационная  и субординационная структуры и  т. д. Поэтому потенциальная возможность  конфликта здесь возрастает.

К внутриличностным и межличностным  причинам конфликта добавляются  еще и причины, обусловленные  групповой организацией.

Подобно другим типам конфликтов, конфликт между личностью и группой  может быть как конструктивным, так и деструктивным. В первом случае разрешение конфликта способствует укреплению связи личности с группой. Во втором случае, напротив, происходят дезидентификация личности и групповая дезинтеграция.

1.4. Межгрупповой  конфликт

В основе межгрупповых конфликтов лежат самые разнообразные причины. Это может быть борьба между группами за распределение и перераспределение  различного вида ресурсов, за специфические  интересы и цели, за лидерство и  т.д.

Межгрупповые конфликты (и в этом их особенности) способствуют укреплению внутригрупповых связей и отношений, сплочению всех членов групп. Это часто используется руководителями (лидерами) для сохранения внутри группового единства и укрепления своей личной власти.

В зависимости от мотивов  возникновения и способов разрешения межгрупповые конфликты могут иметь  как положительные, так и отрицательные  последствия. К положительным, можно  отнести те конфликты, которые способствуют развитию и совершенствованию группового взаимодействия, могут способствовать снятию напряжения, укреплению внутригруппового единства, утверждению новой расстановки  сил, решению насущных проблем группы.

Но отрицательные конфликты  ухудшают отношения между членами  группы, могут привести к расчленению  групп на новые подгруппы и  даже к распаду группы. Так, на одном  из предприятий существовал конфликт между производственным подразделением и отделом сбыта, связанных в  одну технологическую цепочку работой  на конечный результат. Однако прочной  связанности не оказалось.

Производственное подразделение  предъявило отделу сбыта претензию  в неспособности продать производимую подразделением продукцию. Отдел сбыта  выдвинул контрпретензию: «Ваша продукция  плохая, ее не хотят покупать». Подобный конфликт представляет внутрипроизводственную проблему. Дело в том, что производственное подразделение выпускает в основном малосерийную дорогую продукцию, ее реализация должна осуществляться в  специализированных магазинах и  требует специальной упаковки. Сотрудники отдела сбыта были загружены продажей крупносерийной продукции. Обычно сбыт происходит по разным каналам. Возникший  конфликт удалось разрешить в  результате изменения системы сбыта. Заметим, что подобные конфликты  чаще всего возникают в службах  сбыта и материально-технического снабжения. Здесь особенно нужны  творческие люди с обширными знаниями (маркетинг, финансы, психология, социология) и умениями (коммуникабельность, работоспособность, быстрая ориентация, концентрация внимания).

Наш жизненный опыт свидетельствует: конфликтуют между собой не только индивиды, но и социальные группы, малые  и большие.

Разновидностей таких  групп в обществе существует огромное множество. Из объективно складывающихся социальных общностей обычно выделяют:

- группы, возникающие на  основе разделения труда (социально-профессиональная  дифференциация людей);

- группы, основанные главным  образом на различии их отношения  к средствам производства (классы);

- группы, основанные на  базе общности языка, территории, культурных особенностей (этносы, нации);

- социально-демографические  группы (дифференцируются по полу, возрасту, семейному положению);

- территориальные группы (город, село, регион) и т.д. 

Современная конфликтология накопила некоторые знания по этому  вопросу, правда, надо признать, в основном они заимствованы из социальной психологии и социологии. Исходную проблему этого  раздела конфликтологического знания можно сформулировать так: совпадают  ли по сути своей или же принципиально  различны природа и механизмы  конфликтов межличностных и межгрупповых?

Ответ на этот вопрос неоднозначен. Конечно, проще всего считать, что  составляющие всех конфликтов одинаковы, будь то спор мировых держав за военное  превосходство, тяжбы наемных работников с предпринимателями или скандал  в благородном семействе. И в  самом деле, источники конфликтов удручающе однообразны: все те же вековые споры о распределении  дефицитных ресурсов, власти, престижных социальных ролей и т.д. И структура  всех этих конфликтов схожа (субъекты, отношения, объект) и динамика их содержит общие показатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ конфликтной ситуации на примере ООО «РОСТЕХ»
    1. Общие сведения о предприятии

Общество с ограниченной ответственностью «РОСТЕХ» представляет собой мебельную  фирму, производящую корпусную и  кухонную мебель по индивидуальным дизайн-проектам. Уставный капитал сформирован из долей участников-учредителей, между  которыми заключен учредительный договор  и имеется Устав организации. Высшим органом общества является общее собрание его участников. Для текущего руководства деятельностью общества создан исполнительный орган. В ООО «РОСТЕХ» он является единоличным в лице генерального директора. Отрасль деятельности – промышленность. 
Потребителями продукции ООО «РОСТЕХ» являются в основном конечные потребители (индивидуальные заказчики, население), а также предприятия и организации (юридические лица), которые берут мебель для своих офисных помещений.

ООО «РОСТЕХ» возникло в 2001 году на базе лесопильного предприятия по переработке  древесины с целью изготовления столярных изделий. За это время  не раз изменялся ассортимент, неизменной осталась лишь основная идея создания предприятия – миссия организации. А она заключается в следующем: обеспечение индивидуальных заказчиков и фирм Челябинска качественной недорогой  мебелью. Сегодня «РОСТЕХ» – стабильно работающее предприятие города, продукцию которого хорошо знают не только в Челябинской области, но и в Оренбургской области.

На настоящий момент ООО «РОСТЕХ» производит мебель для спален, столовых, а также офисную мебель. Характер производства – в основном единичный или мелкосерийный. 

При изготовлении мебели используются самые передовые технологии и  материалы, поэтому качество мебельной  продукции ООО «РОСТЕХ» очень  высоко. Полностью оснащенное современным  импортным оборудованием и материалами, производство позволяет изготавливать  качественные детали с высокой точностью.

Используется широкий спектр материалов: ЛДСП различных расцветок, декоративные пластики импортного производства, в  том числе натуральное дерево. 

В настоящее время на предприятии  работает 47 человек. 
Все поставщики материалов для производства ООО «РОСТЕХ» находятся в Уральском регионе. В связи с этим доставка сырья и комплектующих не имеет затруднений.

Место расположения ООО «РОСТЕХ» также  позволяет без проблем поставлять продукцию покупателям, непосредственно  общаться с ними.

2.2. Анализ конфликтных ситуаций  на предприятии ООО «РОСТЕХ»

Информация о работе Негативные и позитивные последствия в конфликте