Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:32, контрольная работа
Целью истории психологии является накопление и изучение содержания психологических представлений на всех известных этапах эволюции человечества. Исходя из обозначенной цели, история психологии является не только познавательной наукой - она имеет практическое значение: не просто "собирает знания", а заставляет их "работать" в различных сферах жизнедеятельности человека. Данная сторона истории психологии отражается в ее задачах.
Введение.......................................................................................................3
1. Многообразие форм человеческого знания...........................................5
1.2 Виды человеческого сознания...............................................................5
2. Соотношение знания и веры..................................................................12
2.2 Разные виды веры..................................................................................12
3. Психологическое совершенствование - условие профессионального и личностного роста специалиста...........................................................................17
Заключение..................................................................................................24
Список используемой литературы.............................................................29
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»
Кафедра « Педагогика и
психология »
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: « Психология и педагогика »
на тему: « Необходимость
изучения психологии и педагогики: в поисках
смысла »
Направление (специальность) 080507 Менеджмент организации
Выполнил:
студентка группы ЭЗК – 2
Руководитель:
к. э. н., доцент
Уфа 2012
Содержание
Введение......................
1. Многообразие форм
1.2 Виды человеческого сознания...
2. Соотношение знания и веры.....
2.2 Разные виды веры..............
3. Психологическое
Заключение....................
Список используемой литературы....................
Введение
Для того чтобы обрести
способность к психологическому
познанию далеко недостаточно испытывать
к нему интерес, что тоже очень
важно. Необходимо, окунувшись в неисчерпаемый
океан психологической мысли, почувствовать
его своеобразие, особенности, направленность,
обусловленность и характер развития.
Этот "мир психологии" формировался
в течении тысячелетий и
Далеко не каждому под силу сориентироваться в этом безбрежном мире. Необходимо средство - "компас", который бы помог ознакомиться с психологическими теориями, концепциями, идеями прошлого и современности, выделить в них наиболее ценное для теоретической и практической деятельности. Таким теоретико-методологическим средством служит история психологии - наука о закономерностях развития психологического знания на различных этапах эволюции человечества.
История психологии - одна из немногих комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые получены из других курсов - общей, возрастной,
социальной психологии и т.д. С другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики.
На сегодняшний день психология - огромный мир знаний, включающий более сотни отраслей. Она "и очень старая, и совсем молодая наука, … имеет за собой тысячелетнее прошлое, и тем не менее она вся еще в будущем" (С.Л. Рубинштейн).
Как и история философии,
история психологии учит не только
фактам, но и мышлению, умению понять
и адекватно оценить отдельные
психологические явления и
Истории психологии в этой
системе психологического знания принадлежит
особая роль: она отвечает на вопрос,
как развивалась эта система?
Данное обстоятельство позволяет определить
место истории психологии. Во-первых,
это - введение в психологию - психологическая
пропедевтика; во-вторых, это - теоретико-методологическая
основа деятельности психолога любого
уровня. Ибо, не определившись в
Целью истории психологии является накопление и изучение содержания психологических представлений на всех известных этапах эволюции человечества. Исходя из обозначенной цели, история психологии является не только познавательной наукой - она имеет практическое значение: не просто "собирает знания", а заставляет их "работать" в различных сферах жизнедеятельности человека. Данная сторона истории психологии отражается в ее задачах.
К таковым следует отнести:
сбор, обработку, систематизацию, обобщение психологических идей прошлого и современности, установление их источников;
выявление закономерностей
и зависимостей развития психологического
знания, прогнозирование на их основе
возможных путей его эволюции.
Ответ на вопрос: почему психологические
концепции развивались в
проведение науковедческих изысканий, формирование информационной базы теоретико-методологического обеспечения современного решения и разработки проблем психологии, закрытие ее "белых пятен";
создание картины
Созвучной в этой связи
представляется позиция выдающегося
отечественного психолога Б.М. Теплова:
"Одна из самых актуальных для
современной науки задач
1. Многообразие форм
1.2 Виды человеческого знания.
Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. Использование знаний в практической профессиональной деятельности людей предполагает наличие особой группы правил, показывающих, каким образом, в каких ситуациях, с помощью каких средств и для достижения каких целей могут применяться те или иные знания. Можно определить знания как отражение в сознании человека свойств вещей, предметов, явлений действительности, переработанных в категориях.
Стремясь понять специфику и структуру знаний, мы сразу же обнаруживаем, что существуют различные типы знаний. Мы знаем, например, что такое автомобиль, что такое алгоритм, знаем, как поджарить бифштекс, зачем стоматологу бормашина.
В первых двух случаях это знание об объектах: материальном - автомобиле и идеальном - математической функции. В третьем случае речь идет о действии приготовления пищи (знания о действии - так называемые правила деятельности). В четвертом - о полезном свойстве вещи (знание о свойстве, функциональном использовании объекта). Особый тип знаний составляют проблемы или задачи, то есть знания о неизвестном. Они обычно выражаются в форме вопросов и предписаний.
Классификация (типология) форм знания
в одном из разделов философии - теории
познания (гносеологии) - является достаточно
сложной и дискуссионной
Термин "знание" обычно употребляется в трех основных значениях.
· Во-первых, под знаниями подразумевают способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности человека о том, как что-либо сделать, осуществить. Однако с точки зрения психологии знать о том, как что-либо сделать, и уметь (иметь навык, способность) сделать что-либо - разные вещи.
· Во втором значении знания понимаются
как любая познавательно
· В-третьих, под знанием понимается особая познавательная единица, особая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением к миру. В структуре процесса познания, результатом которого является накопление и обогащение знаний, выделяются два типа деятельности: во-первых, практическая деятельность в самом широком смысле слова, а во-вторых, деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, то есть теоретическая деятельность как особый вид умственного труда.
Развитие познания в истории человеческого общества
Знание является результатом процесса познания, который имеет свою структуру и этапы, связанные с этапами развития человеческого общества. Вместе с развитием практической деятельности людей, с ее усложнением развивается и человеческое познание. Будучи поначалу естественным элементом человеческой жизни, основу которой составляет практически-преобразовательная деятельность людей, познание на определенном этапе развития общества обособляется в специализированное духовное и научное производство.
На ранних этапах истории человечества
существовало обыденно-практическое познание,
связанное с элементарными
Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание, представляющее собой фантастическое отражение реальности, бессознательно-художественную переработку природы и общества народной фантазией.
В рамках мифологии вырабатывались
определенные знания о природе, космосе,
о самих людях, формах их бытия
и т.д.; уже в рамках мифологии
зарождается художественно-
Одними из древних форм познания, генетически связанными с мифологией, являются философское и религиозное познание.
Как особый вид можно выделить научное познание, во многом противостоящее религиозному познанию мира. Об их особенностях мы поговорим в дальнейшем при обсуждении проблемы мировоззрения человека.
В середине XIX века О. Конт, основатель позитивизма, предложил концепцию развития человеческого знания. Он рассматривал три последовательно сменяющие одна другую формы знания:
· религиозное - основанное на традиции и индивидуальной вере;
· философское - основанное на интуиции автора той или иной концепции, рациональное и умозрительное по своей сути;
· позитивное - научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента.
На сегодняшний день, очевидно, что эти формы знания существуют и развиваются параллельно, как существуют одновременно в живой природе различные виды растений и животных.
Знания как основной элемент содержания общего образования
Знания как основной элемент содержания общего образования - это результат познания действительности, законов развития природы, общества и мышления. В них выражается обобщенный опыт людей, накопленный в процессе социально-исторической практики.
Содержание образования
· основные понятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания;
· факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;
Информация о работе Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла