Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:32, контрольная работа

Описание работы

Целью истории психологии является накопление и изучение содержания психологических представлений на всех известных этапах эволюции человечества. Исходя из обозначенной цели, история психологии является не только познавательной наукой - она имеет практическое значение: не просто "собирает знания", а заставляет их "работать" в различных сферах жизнедеятельности человека. Данная сторона истории психологии отражается в ее задачах.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................3
1. Многообразие форм человеческого знания...........................................5
1.2 Виды человеческого сознания...............................................................5
2. Соотношение знания и веры..................................................................12
2.2 Разные виды веры..................................................................................12
3. Психологическое совершенствование - условие профессионального и личностного роста специалиста...........................................................................17
Заключение..................................................................................................24
Список используемой литературы.............................................................29

Файлы: 1 файл

Контр.педагогика и психология.docx

— 27.66 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

 

 

Кафедра « Педагогика и  психология »                                                                     

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

по дисциплине: « Психология и педагогика »

на тему: « Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла »                                                                                                     

Направление (специальность) 080507 Менеджмент организации

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студентка группы ЭЗК – 2                                             / Сирбаева Э.Р.

 

 

Руководитель:

к. э. н., доцент                                                                  / _______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа 2012 

Содержание

Введение.......................................................................................................3

1. Многообразие форм человеческого  знания...........................................5

1.2 Виды человеческого сознания...............................................................5

2. Соотношение знания и веры..................................................................12

2.2 Разные виды веры..................................................................................12

3. Психологическое совершенствование  - условие профессионального и  личностного роста специалиста...........................................................................17

Заключение..................................................................................................24

Список используемой литературы.............................................................29       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для того чтобы обрести  способность к психологическому познанию далеко недостаточно испытывать к нему интерес, что тоже очень  важно. Необходимо, окунувшись в неисчерпаемый  океан психологической мысли, почувствовать  его своеобразие, особенности, направленность, обусловленность и характер развития. Этот "мир психологии" формировался в течении тысячелетий и поэтому  процесс его становления носит  далеко не случайный, а закономерный характер, основанный на факторах всех сфер жизнедеятельности человечества: от совершенствования общественно-экономических  отношений до процесса развития собственно психологического знания. Этот мир  имеет довольно сложный для начального восприятия язык, свою систему закономерностей, принципов, категорий и понятий, включает в себя огромную совокупность идей, выдвинутых мыслителями различных  времен и народов.

Далеко не каждому под  силу сориентироваться в этом безбрежном мире. Необходимо средство - "компас", который бы помог ознакомиться с  психологическими теориями, концепциями, идеями прошлого и современности, выделить в них наиболее ценное для теоретической  и практической деятельности. Таким  теоретико-методологическим средством  служит история психологии - наука  о закономерностях развития психологического знания на различных этапах эволюции человечества.

История психологии - одна из немногих комплексных дисциплин, синтезирующих  знания по отдельным областям и проблемам  психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые  получены из других курсов - общей, возрастной,

социальной психологии и  т.д. С другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в  систему, понять логику становления  психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики.

На сегодняшний день психология - огромный мир знаний, включающий более  сотни отраслей. Она "и очень  старая, и совсем молодая наука, …  имеет за собой тысячелетнее прошлое, и тем не менее она вся еще  в будущем" (С.Л. Рубинштейн).

Как и история философии, история психологии учит не только фактам, но и мышлению, умению понять и адекватно оценить отдельные  психологические явления и концепции. Анализ различных подходов к психике  поможет выработать не идеализированный,  не догматичный взгляд на разные теории, научит мыслить объективно и не предвзято, находить реальные достоинства и  недостатки как абсолютизированных теорий, так и новых, модных в настоящее  время.

Истории психологии в этой системе психологического знания принадлежит  особая роль: она отвечает на вопрос, как развивалась эта система? Данное обстоятельство позволяет определить место истории психологии. Во-первых, это - введение в психологию - психологическая  пропедевтика; во-вторых, это - теоретико-методологическая основа деятельности психолога любого уровня. Ибо, не определившись в мировоззренческих  установках и характерной для  нее системе познавательных и  регулирующих средств, невозможно построение психологического познания и практики в научных рамках.

Целью истории психологии является накопление и изучение содержания психологических представлений  на всех известных этапах эволюции человечества. Исходя из обозначенной цели, история психологии является не только познавательной наукой - она  имеет практическое значение: не просто "собирает знания", а заставляет их "работать" в различных сферах жизнедеятельности человека. Данная сторона истории психологии отражается в ее задачах.

К таковым следует отнести:

сбор, обработку, систематизацию, обобщение психологических идей прошлого и современности, установление их источников;

выявление закономерностей  и зависимостей развития психологического знания, прогнозирование на их основе возможных путей его эволюции. Ответ на вопрос: почему психологические  концепции развивались в определенном направлении?;

проведение науковедческих изысканий, формирование информационной базы теоретико-методологического  обеспечения современного решения  и разработки проблем психологии, закрытие ее "белых пятен";

создание картины поступательного  развития психологической мысли, а  не только "поля брани психологических  идей". Выявление критериев теоретической  и практической значимости психологических  концепций, обеспечение возможности  ориентации и учета уроков в эволюции психологического знания.

Созвучной в этой связи  представляется позиция выдающегося  отечественного психолога Б.М. Теплова: "Одна из самых актуальных для  современной науки задач истории  психологии заключается в том, чтобы  в психологии оставалось возможно меньше проблем, в которых легче открыть  Америку, чем узнать, что она уже  открыта".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Многообразие форм человеческого  знания.

 

1.2 Виды человеческого знания.

Знания необходимы человеку для  ориентации в окружающем мире, для  объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. Использование знаний в практической профессиональной деятельности людей  предполагает наличие особой группы правил, показывающих, каким образом, в каких ситуациях, с помощью  каких средств и для достижения каких целей могут применяться  те или иные знания. Можно определить знания как отражение в сознании человека свойств вещей, предметов, явлений действительности, переработанных в категориях.

Стремясь понять специфику и  структуру знаний, мы сразу же обнаруживаем, что существуют различные типы знаний. Мы знаем, например, что такое автомобиль, что такое алгоритм, знаем, как  поджарить бифштекс, зачем стоматологу  бормашина.

В первых двух случаях это знание об объектах: материальном - автомобиле и идеальном - математической функции. В третьем случае речь идет о действии приготовления пищи (знания о действии - так называемые правила деятельности). В четвертом - о полезном свойстве вещи (знание о свойстве, функциональном использовании объекта). Особый тип  знаний составляют проблемы или задачи, то есть знания о неизвестном. Они  обычно выражаются в форме вопросов и предписаний.

Классификация (типология) форм знания в одном из разделов философии - теории познания (гносеологии) - является достаточно сложной и дискуссионной проблемой, связанной в частности с тем, что не существует единого понимания  термина "знание".

Термин "знание" обычно употребляется  в трех основных значениях.

· Во-первых, под знаниями подразумевают  способности, умения, навыки, которые  базируются на осведомленности человека о том, как что-либо сделать, осуществить. Однако с точки зрения психологии знать о том, как что-либо сделать, и уметь (иметь навык, способность) сделать что-либо - разные вещи.

· Во втором значении знания понимаются как любая познавательно значимая информация, в первую очередь - адекватная, правильная информация. Знание - это  всегда информация, но не всякая информация - знание. В процессе переработки  человеком информация должна приобрести знаковую форму или выразиться в  ней с помощью других знаний, хранящихся в памяти, она должна получить смысл  и значение. Таким образом, в превращении  информации в знание участвует целый  ряд закономерностей, регулирующих деятельность мозга, и различных  психических процессов, а также  разнообразных правил, включающих знание в систему общественных связей, в  культурный контекст определенной эпохи. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных  индивидов. Истинным знанием, знанием, построенным на основании правильной, адекватной информации, будет называться такое знание, которое соответствует  своему предмету, совпадает с ним.

· В-третьих, под знанием понимается особая познавательная единица, особая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи  с практическим отношением к миру. В структуре процесса познания, результатом  которого является накопление и обогащение знаний, выделяются два типа деятельности: во-первых, практическая деятельность в самом широком смысле слова, а во-вторых, деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, то есть теоретическая деятельность как особый вид умственного труда.

Развитие познания в истории  человеческого общества

Знание является результатом процесса познания, который имеет свою структуру  и этапы, связанные с этапами  развития человеческого общества. Вместе с развитием практической деятельности людей, с ее усложнением развивается  и человеческое познание. Будучи поначалу естественным элементом человеческой жизни, основу которой составляет практически-преобразовательная деятельность людей, познание на определенном этапе развития общества обособляется в специализированное духовное и научное производство.

На ранних этапах истории человечества существовало обыденно-практическое познание, связанное с элементарными сведениями о природе, о самих людях, условиях их жизни, социальных связях и пр. Полученные на основе опыта повседневной жизни, практики людей знания носят хотя и прочный, но хаотический, разрозненный характер, представляя собой простой  набор сведений, правил и т.д.

Важную роль на начальном этапе  истории человечества играло мифологическое познание, представляющее собой фантастическое отражение реальности, бессознательно-художественную переработку природы и общества народной фантазией.

В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, формах их бытия  и т.д.; уже в рамках мифологии  зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наибольшее развитие в искусстве.

Одними из древних форм познания, генетически связанными с мифологией, являются философское и религиозное  познание.

Как особый вид можно выделить научное  познание, во многом противостоящее религиозному познанию мира. Об их особенностях мы поговорим  в дальнейшем при обсуждении проблемы мировоззрения человека.

В середине XIX века О. Конт, основатель позитивизма, предложил концепцию  развития человеческого знания. Он рассматривал три последовательно  сменяющие одна другую формы знания:

· религиозное - основанное на традиции и индивидуальной вере;

· философское - основанное на интуиции автора той или иной концепции, рациональное и умозрительное по своей сути;

· позитивное - научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента.

На сегодняшний день, очевидно, что эти формы знания существуют и развиваются параллельно, как  существуют одновременно в живой  природе различные виды растений и животных.

Знания как основной элемент  содержания общего образования

Знания как основной элемент  содержания общего образования - это  результат познания действительности, законов развития природы, общества и мышления. В них выражается обобщенный опыт людей, накопленный в процессе социально-исторической практики.

Содержание образования включает в себя следующие виды знаний:

· основные понятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания;

· факты повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

Информация о работе Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла