Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:32, контрольная работа

Описание работы

Целью истории психологии является накопление и изучение содержания психологических представлений на всех известных этапах эволюции человечества. Исходя из обозначенной цели, история психологии является не только познавательной наукой - она имеет практическое значение: не просто "собирает знания", а заставляет их "работать" в различных сферах жизнедеятельности человека. Данная сторона истории психологии отражается в ее задачах.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................3
1. Многообразие форм человеческого знания...........................................5
1.2 Виды человеческого сознания...............................................................5
2. Соотношение знания и веры..................................................................12
2.2 Разные виды веры..................................................................................12
3. Психологическое совершенствование - условие профессионального и личностного роста специалиста...........................................................................17
Заключение..................................................................................................24
Список используемой литературы.............................................................29

Файлы: 1 файл

Контр.педагогика и психология.docx

— 27.66 Кб (Скачать файл)

· основные законы науки, раскрывающие и отношения между разными  объектами и явлениями действительности;

· теории, содержащие систему научных  знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;

· знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения  научного знания;

· оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.

Названные виды знаний отличаются друг от друга функциями в обучении, а также используемыми технологиями. Основные функции знаний могут быть сведены к следующим:

· средство создания общей картины  мира,

· инструмент познавательной и практической деятельности,

· основа целостного научного мировоззрения.

Рациональное и чувственное  познания действительности

Для психологов и педагогов особенно важными является различение чувственного и рационального познаний. Главные элементы чувственного познания:

· ощущения,

· восприятия,

· представления,

· эмоции.

С точки зрения психологии, ощущение представляет собой простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений в целом, в совокупности его свойств при непосредственном воздействии предметов или явлений на органы тчувств.

Представления - образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или продуктивного воображения и имеющие обобщенный характер.

Эмоции представляют собой психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям человека. Этот элемент некоторые философы и ученые не включают в качестве элемента чувственного познания по причинам, которые будут обсуждаться далее в разделе соотношения рационального и иррационального знаний в человеческой жизнедеятельности.

Для познания материальных объектов необходимо функционирование органов  чувств, нервной системы, мозга, благодаря  чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов как начальных  этапов познавательной деятельности. Но это не означает, что в реальном процессе познания они существуют обособленно  или "следуют" друг за другом: "сначала" ощущения, "за ними" - восприятия и  т. д. На деле чувственное познание есть сложное синтетическое единство перечисленных выше элементов, которые  в то же время неразрывно связаны  с мышлением.

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. В мышлении наиболее полно и адекватно выражено рациональное познание.

Однако любое, даже наиболее развитое, мышление всегда сохраняет связь  с чувственным познанием, т.е. с  ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника - из чувственного познания. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно  связано с внешним миром и  является его отражением. В ходе мышления осуществляется дальнейшее, более глубокое познание внешнего мира.

 

 

 

 

 

2. Соотношение знания и веры

 

2.2Разные виды веры

 

Ученых сплачивает в научное  сообщество, как мы уже видели, приверженность единому взгляду на окружающий мир, единому методу получения нового знания, а не следование какой-либо идее, верованию, что свойственно  для верующих людей. Однако любой  исследователь при проведении исследования пользуется научными парадигмами - определяемыми  Т. Куном, предложившим это понятие  для анализа развития науки, как  набор убеждений, ценностей и  техник, которые разделяются всеми  членами данного научного сообщества.

Так как реальность, изучаемая ученым, необыкновенно сложна, он встает перед  необходимостью выделять в реальности некоторые изучаемые области, исследуемые  в первую очередь в соответствии с критериями научной истины. Этот выбор осуществляется на основе научной  парадигмы, господствующей в науке  в данный момент времени и основанной на использовании некоторых априорных  убеждений, фундаментальных метафизических установок относительно человеческого  бытия.

Таких установок в их идеальном, предельном виде в философии выделяют две:

· материалистическое понимание природы  бытия,

· идеалистическое понимание природы  бытия.

Они находят свое конкретное выражение  в оппозиции знания и веры, иррационального  ирационального.

Если ученый должен познать истину, то способ постижения ее истины - научное (то есть основанное на некоторых принципиальных предположениях) исследование, а нормой деятельности выступаетнаучныйметод.

При этом некоторой субъективной, иррациональной составляющей выступает  уверенность исследователя, его  вера в научность его способа  познания истины. В данном контексте  вера понимается как более широкое  психологическое основание, чем  это принято при философском  определении веры как способа  существования религиозного сознания.

В широком смысле вера - это знание, принимаемое без эмпирического, рационального обоснования. Веру можно подразделить на два вида:

· религиозную,

· прагматическую.

Иногда выделяют и третий вид - мифологический, связанный с верованиями в  различные мифы, созданные людьми как в прошлые времена, так  и в нынешние.

Религиозная вера наиболее полно используется в богословии, в религиозных философских трактатах. Она противопоставляется эмпирическому и интеллектуальному знанию и считается высшей формой человеческого знания, полученного через божественное откровение.

Прагматическая вера представляет собой определенную научную гипотезу, стройные логические и эмпирические доказательства которой отсутствуют. Таковыми являются, например, все математические аксиомы: о непересекающихся параллельных прямых, о треугольнике, сумма внутренних углов которого равна двум прямым. На этих постулатах была построена геометрия Евклида. Прагматическая вера сопутствует человеку в его обыденной жизни. Человек верит в целительное искусство врача. В этом случае вера покоится на нашем (человеческом) признании умения врача бороться с болезнью.

Проблема соотношения веры и  знания в различных философских  концепциях

Проблема соотношения знания и  веры, рационального и иррационального, в более узком значении - науки  и религии имеет давнюю историю. Соотношение знания и веры может  вылиться в одну из трех основных позиций:

· абсолютизация знания и полная элиминация веры;

· гипертрофирование последней  в ущерб знанию;

· попытка совмещения обоих полюсов.

В размышлениях философов разных направлений  и ученых конца ХХ века все чаще можно встретить рассуждения  о том, что научной мысли нужна  вера, как правой руке левая рука, и неумение работать обеими руками не следует считать особым преимуществом. Обосновывается это тем, что в  научном и в религиозном познании задействованы в принципе разные структуры человеческого существа. В науке человек действует  как "чистый ум"; совесть, вера, любовь, порядочность - все это "подмога" в работе ума ученого. Но в религиозно-духовной жизни ум - это рабочая сила у  сердца.

Эту идею высказал еще Н.А. Бердяев, утверждавший, в отличие от О. Конта, что знание и вера не мешают друг другу, и ни одна из них не может  заменить или уничтожить другую, так  как в "глубине" знание и вера образуют единство.

В настоящее время усиливается  интерес к проблеме иррационального, то есть того, что лежит за пределами досягаемости разума и недоступно постижению с помощью известных рациональных (научных) средств, и укрепляется убеждение в том, что наличие иррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из которой появляются все новые смыслы, идеи, творения.

Взаимопереход рационального и  иррационального - одно из фундаментальных  оснований процесса познания. Рациональное (мышление) взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими - внерациональными - формами познания.

Большое значение в процессе познания имеют такие факторы, как воображение, фантазия, эмоции и др. Среди них  особенно важную роль играет интуиция (внезапное озарение) - способность  прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

Кроме того, в структуре научного знания существуют элементы, не укладывающиеся в традиционное понятие научности:

· философские,

· религиозные,

· магические представления;

· интеллектуальные и сенсорные  навыки, не поддающиеся вербализации и рефлексии;

· социально-психологические стереотипы;

· интересы и потребности и т.д.

Однако в этом случае правильнее было бы говорить о другой, нерелигиозной вере, которая состоит в психологической уверенности в правильности содержания высказывания. Эта вера играет важную роль как в обыденной жизни, так и в научном познании. Данная вера обусловлена принципиальной открытостью любого знания, в том числе и знания научного.

Существуют качественно различные  виды такой веры, обладающие различной  степенью мотивации поступков человека: от уверенности в чем-либо (например, в том, что и завтра университет  продолжит работу) до жизненных убеждений  в неизбежность торжества добра  над злом и т.д.

Подобный тип веры - неотъемлемый компонент практической деятельности. В своей жизнедеятельности человек  постоянно принимает решения, осуществляет волевой выбор. Обстоятельства, при  которых принимаются решения, очень  редко бывают однозначными и чаще всего допускают несколько альтернатив  в выборе стратегии и тактики  деятельности. Там, где индивид не может прийти к однозначному решению  на основе имеющейся информации и  его выбор не навязан ему принуждением, вступает в силу свободная воля. Индивид вынужден опираться на свою веру в успех предприятия.

Можно утверждать, следовательно, что  вера и знание представляют собой  диалектически взаимосвязанные  противоположности. Вера помогает действовать  в условиях неопределенности. Если бы существовала полная информированность, то отпала бы необходимость в вере. Однако такая информированность  в нашем мире принципиально невозможна. Поэтому устранить неопределенность при принятии решений человеку никогда  не удастся.

Однако при принятии решения  в ситуации неопределенности действует  не только воля человека, но и его  эмоциональная оценка окружающего  мира, его чувства, настроение, оценка окружающего как приятного или  неприятного, должного или недолжного, правильного или неправильного.

Таким образом, знание и вера, рациональное и иррациональное в жизнедеятельности  человека, в его познании окружающего  мира, в его практической деятельности представляют собой неразрывное  единство, необходимое для целостного, полноценного, полнокровного миропонимания  каждого человека. И эта полнокровность должна находить свое выражение и  в профессиональной деятельности человека, личности, понимающей и преобразующей  окружающий мир.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Психологическое совершенствование  - условие профессионального и  личностного роста специалиста

 

Изучение психологии и педагогики как фактор развития профессионализма субъекта труда

Специалист, достигший ступени  своей зрелости и определенного  уровня развития как индивид, личность и субъект общественного труда, развивается на основе гармоничной  интеграции таких его ведущих  сторон, как профессиональная деятельность, личностное развитие, повседневные отношения, в которых субъект труда продуктивно  задействует свой творческий потенциал  и постоянно совершенствуется.

Для полноценного овладения избранной  специальностью человек в процессе получения высшего образования  должен овладеть научным методом  познания окружающей действительности, в том числе методами познания себя как творца (субъекта) своей  профессиональной деятельности. Профессионализм  как наивысшая, творческая степень  овладения профессией ("акме" - согласно одному из современных представлений  о профессиональном развитии человека) невозможен без умения человека адекватно  оценивать, понимать, объяснять, а значит - управлять в соответствии со своими целями - своими данными от природы  качествами, задатками; невозможно понимать других людей и отношения между  ними. Невозможно реализовать себя как родителя - ни по отношению к  своим собственным детям, ни по отношению  к тем, кто младше по возрасту, по профессиональному и жизненному опыту (а это неизбежно происходит с каждым из нас в течение всей нашей жизни).

Эти и многие другие возможности  открываются перед человеком, усвоившим  основы психологических и педагогических знаний.

Кроме того, настоящий профессионализм  не может возникнуть у человека, занимающегося только одной избранной  деятельностью, он не возможен без развития у него специальных и общих  способностей, превращения общечеловеческих ценностей в его собственные  ценности, выработки нравственной воспитанности. И все это возможно именно благодаря  изучению дисциплин гуманитарного, гуманистического цикла.

Информация о работе Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла