Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:32, контрольная работа
Целью истории психологии является накопление и изучение содержания психологических представлений на всех известных этапах эволюции человечества. Исходя из обозначенной цели, история психологии является не только познавательной наукой - она имеет практическое значение: не просто "собирает знания", а заставляет их "работать" в различных сферах жизнедеятельности человека. Данная сторона истории психологии отражается в ее задачах.
Введение.......................................................................................................3
1. Многообразие форм человеческого знания...........................................5
1.2 Виды человеческого сознания...............................................................5
2. Соотношение знания и веры..................................................................12
2.2 Разные виды веры..................................................................................12
3. Психологическое совершенствование - условие профессионального и личностного роста специалиста...........................................................................17
Заключение..................................................................................................24
Список используемой литературы.............................................................29
· основные законы науки, раскрывающие
и отношения между разными
объектами и явлениями
· теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности объектов, о взаимосвязях между ними и о методах объяснения и предсказания явлений данной предметной области;
· знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;
· оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.
Названные виды знаний отличаются друг
от друга функциями в обучении,
а также используемыми
· средство создания общей картины мира,
· инструмент познавательной и практической деятельности,
· основа целостного научного мировоззрения.
Рациональное и чувственное познания действительности
Для психологов и педагогов особенно важными является различение чувственного и рационального познаний. Главные элементы чувственного познания:
· ощущения,
· восприятия,
· представления,
· эмоции.
С точки зрения психологии, ощущение представляет собой простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.
Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений в целом, в совокупности его свойств при непосредственном воздействии предметов или явлений на органы тчувств.
Представления - образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или продуктивного воображения и имеющие обобщенный характер.
Эмоции представляют собой психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям человека. Этот элемент некоторые философы и ученые не включают в качестве элемента чувственного познания по причинам, которые будут обсуждаться далее в разделе соотношения рационального и иррационального знаний в человеческой жизнедеятельности.
Для познания материальных объектов необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятие материальных объектов как начальных этапов познавательной деятельности. Но это не означает, что в реальном процессе познания они существуют обособленно или "следуют" друг за другом: "сначала" ощущения, "за ними" - восприятия и т. д. На деле чувственное познание есть сложное синтетическое единство перечисленных выше элементов, которые в то же время неразрывно связаны с мышлением.
Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. В мышлении наиболее полно и адекватно выражено рациональное познание.
Однако любое, даже наиболее развитое, мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т.е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника - из чувственного познания. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. В ходе мышления осуществляется дальнейшее, более глубокое познание внешнего мира.
2. Соотношение знания и веры
2.2Разные виды веры
Ученых сплачивает в научное сообщество, как мы уже видели, приверженность единому взгляду на окружающий мир, единому методу получения нового знания, а не следование какой-либо идее, верованию, что свойственно для верующих людей. Однако любой исследователь при проведении исследования пользуется научными парадигмами - определяемыми Т. Куном, предложившим это понятие для анализа развития науки, как набор убеждений, ценностей и техник, которые разделяются всеми членами данного научного сообщества.
Так как реальность, изучаемая ученым,
необыкновенно сложна, он встает перед
необходимостью выделять в реальности
некоторые изучаемые области, исследуемые
в первую очередь в соответствии
с критериями научной истины. Этот
выбор осуществляется на основе научной
парадигмы, господствующей в науке
в данный момент времени и основанной
на использовании некоторых
Таких установок в их идеальном, предельном виде в философии выделяют две:
· материалистическое понимание природы бытия,
· идеалистическое понимание
Они находят свое конкретное выражение в оппозиции знания и веры, иррационального ирационального.
Если ученый должен познать истину, то способ постижения ее истины - научное (то есть основанное на некоторых принципиальных предположениях) исследование, а нормой деятельности выступаетнаучныйметод.
При этом некоторой субъективной, иррациональной составляющей выступает уверенность исследователя, его вера в научность его способа познания истины. В данном контексте вера понимается как более широкое психологическое основание, чем это принято при философском определении веры как способа существования религиозного сознания.
В широком смысле вера - это знание, принимаемое без эмпирического, рационального обоснования. Веру можно подразделить на два вида:
· религиозную,
· прагматическую.
Иногда выделяют и третий вид - мифологический, связанный с верованиями в различные мифы, созданные людьми как в прошлые времена, так и в нынешние.
Религиозная вера наиболее полно используется в богословии, в религиозных философских трактатах. Она противопоставляется эмпирическому и интеллектуальному знанию и считается высшей формой человеческого знания, полученного через божественное откровение.
Прагматическая вера представляет собой определенную научную гипотезу, стройные логические и эмпирические доказательства которой отсутствуют. Таковыми являются, например, все математические аксиомы: о непересекающихся параллельных прямых, о треугольнике, сумма внутренних углов которого равна двум прямым. На этих постулатах была построена геометрия Евклида. Прагматическая вера сопутствует человеку в его обыденной жизни. Человек верит в целительное искусство врача. В этом случае вера покоится на нашем (человеческом) признании умения врача бороться с болезнью.
Проблема соотношения веры и знания в различных философских концепциях
Проблема соотношения знания и
веры, рационального и
· абсолютизация знания и полная элиминация веры;
· гипертрофирование последней в ущерб знанию;
· попытка совмещения обоих полюсов.
В размышлениях философов разных направлений
и ученых конца ХХ века все чаще
можно встретить рассуждения
о том, что научной мысли нужна
вера, как правой руке левая рука,
и неумение работать обеими руками
не следует считать особым преимуществом.
Обосновывается это тем, что в
научном и в религиозном
Эту идею высказал еще Н.А. Бердяев, утверждавший, в отличие от О. Конта, что знание и вера не мешают друг другу, и ни одна из них не может заменить или уничтожить другую, так как в "глубине" знание и вера образуют единство.
В настоящее время усиливается интерес к проблеме иррационального, то есть того, что лежит за пределами досягаемости разума и недоступно постижению с помощью известных рациональных (научных) средств, и укрепляется убеждение в том, что наличие иррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из которой появляются все новые смыслы, идеи, творения.
Взаимопереход рационального и иррационального - одно из фундаментальных оснований процесса познания. Рациональное (мышление) взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими - внерациональными - формами познания.
Большое значение в процессе познания
имеют такие факторы, как воображение,
фантазия, эмоции и др. Среди них
особенно важную роль играет интуиция
(внезапное озарение) - способность
прямого, непосредственного постижения
истины без предварительных логических
рассуждений и без
Кроме того, в структуре научного знания существуют элементы, не укладывающиеся в традиционное понятие научности:
· философские,
· религиозные,
· магические представления;
· интеллектуальные и сенсорные навыки, не поддающиеся вербализации и рефлексии;
· социально-психологические
· интересы и потребности и т.д.
Однако в этом случае правильнее было бы говорить о другой, нерелигиозной вере, которая состоит в психологической уверенности в правильности содержания высказывания. Эта вера играет важную роль как в обыденной жизни, так и в научном познании. Данная вера обусловлена принципиальной открытостью любого знания, в том числе и знания научного.
Существуют качественно
Подобный тип веры - неотъемлемый
компонент практической деятельности.
В своей жизнедеятельности
Можно утверждать, следовательно, что
вера и знание представляют собой
диалектически взаимосвязанные
противоположности. Вера помогает действовать
в условиях неопределенности. Если
бы существовала полная информированность,
то отпала бы необходимость в вере.
Однако такая информированность
в нашем мире принципиально невозможна.
Поэтому устранить
Однако при принятии решения в ситуации неопределенности действует не только воля человека, но и его эмоциональная оценка окружающего мира, его чувства, настроение, оценка окружающего как приятного или неприятного, должного или недолжного, правильного или неправильного.
Таким образом, знание и вера, рациональное и иррациональное в жизнедеятельности человека, в его познании окружающего мира, в его практической деятельности представляют собой неразрывное единство, необходимое для целостного, полноценного, полнокровного миропонимания каждого человека. И эта полнокровность должна находить свое выражение и в профессиональной деятельности человека, личности, понимающей и преобразующей окружающий мир.
3. Психологическое
Изучение психологии и педагогики как фактор развития профессионализма субъекта труда
Специалист, достигший ступени
своей зрелости и определенного
уровня развития как индивид, личность
и субъект общественного труда,
развивается на основе гармоничной
интеграции таких его ведущих
сторон, как профессиональная деятельность,
личностное развитие, повседневные отношения,
в которых субъект труда
Для полноценного овладения избранной специальностью человек в процессе получения высшего образования должен овладеть научным методом познания окружающей действительности, в том числе методами познания себя как творца (субъекта) своей профессиональной деятельности. Профессионализм как наивысшая, творческая степень овладения профессией ("акме" - согласно одному из современных представлений о профессиональном развитии человека) невозможен без умения человека адекватно оценивать, понимать, объяснять, а значит - управлять в соответствии со своими целями - своими данными от природы качествами, задатками; невозможно понимать других людей и отношения между ними. Невозможно реализовать себя как родителя - ни по отношению к своим собственным детям, ни по отношению к тем, кто младше по возрасту, по профессиональному и жизненному опыту (а это неизбежно происходит с каждым из нас в течение всей нашей жизни).
Эти и многие другие возможности
открываются перед человеком, усвоившим
основы психологических и
Кроме того, настоящий профессионализм не может возникнуть у человека, занимающегося только одной избранной деятельностью, он не возможен без развития у него специальных и общих способностей, превращения общечеловеческих ценностей в его собственные ценности, выработки нравственной воспитанности. И все это возможно именно благодаря изучению дисциплин гуманитарного, гуманистического цикла.
Информация о работе Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла