Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:32, контрольная работа

Описание работы

Целью истории психологии является накопление и изучение содержания психологических представлений на всех известных этапах эволюции человечества. Исходя из обозначенной цели, история психологии является не только познавательной наукой - она имеет практическое значение: не просто "собирает знания", а заставляет их "работать" в различных сферах жизнедеятельности человека. Данная сторона истории психологии отражается в ее задачах.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................3
1. Многообразие форм человеческого знания...........................................5
1.2 Виды человеческого сознания...............................................................5
2. Соотношение знания и веры..................................................................12
2.2 Разные виды веры..................................................................................12
3. Психологическое совершенствование - условие профессионального и личностного роста специалиста...........................................................................17
Заключение..................................................................................................24
Список используемой литературы.............................................................29

Файлы: 1 файл

Контр.педагогика и психология.docx

— 27.66 Кб (Скачать файл)

При обучении многим профессиям (физик, программист, инженер и т.д.) студенты, вероятно, испытывают своеобразный духовный, смыслоищущий голод - при обучении этим профессиям традиционно реализуется  естественнонаучный подход, когда проблемам  самого физика, программиста и т.д. не уделяется никакого внимания. Но каждый человек, независимо от избранной им профессии, остается человеком, стремящимся  реализовать свой человеческий потенциал, свою родовую сущность (по Б.С. Братусю). И сделать это помогают в первую очередь психология, открывающая  человеку тайны его психики, закономерности его развития как индивида и становления  как личности, педагогика, отвечающая на вопросы о правильной организации  обучения другого или самого себя.

Приступая к изучению психологии и  педагогики надо приготовиться к  тому, что изучение научной психологии и педагогики выявит наивность, ошибочность  тех или иных казавшихся верными  позиций, подтолкнет к их переосмыслению. Изучение психологии призвано помочь преобразовать стихийно сложившиеся  у человека взгляды в более  тщательно продуманное, обоснованное знание о другом человеке, о самом  себе. Сознательное отношение к проблемам, имеющим психологическую природу, - необходимое условие формирования личности любого человека, профессионала  в своей области, ставшее сегодня  насущным требованием времени.

Акмеологический подход к проблемам  профессионального развития человека

Согласно уже упомянутому акмеологическому подходу к проблемам профессионального развития человека, каждый человек достигает вершины в своей профессии наиболее оптимальным для него путем, который дает возможность выйти на высокий уровень профессионализма, развития и поддержания стабильным творческого потенциала, опирающегося на возможности индивидуального самоопределения, самоорганизации, самообразования, самосовершенствования. Все это становится возможным, в частности, благодаря знанию человеком своих психологических особенностей и возможностей, благодаря усвоению гуманитарной (уважительной, ценностной) позиции по отношению к объекту своего труда и самому себе - субъекту своей жизни.

Потребности человека, которые сформированы в профессиональных условиях и во многом ими детерминированы, никогда социумом не удовлетворяются в желаемой человеком степени. В полной мере субъект активен не потому, что потребности движут его активностью, а потому, что он разрешает противоречие между своими потребностями, возможностями, условиями и т.д. их удовлетворения. Потребности, безусловно, предметны. Но из этого не вытекает то, что предмет тем самым дан субъекту.

В порядке разрешения этого противоречия субъект и вырабатывает определенный способ организации, в том числе  в профессиональном труде. Система организации самого субъекта представлена не только внутренними условиями, которые, прежде всего, интересуют психологию, не только его ценностями, целями, установками, внутренним миром. Она включает и его природную организацию, и его индивидуальную организацию. Здесь имеются в виду не только ее достоинства, но и ограничения, как присущие каждому индивиду (ограниченная скорость движений, нервных процессов и т.п.), так и характерные для данного индивида (например, плохое запоминание, быстрая утомляемость, слабая воля и т.д.).

Задачей субъекта в самом широком  смысле слова становится приведение своих возможностей и ограничений  в соответствие (конечно, в относительных  пределах) с требованиями и условиями  профессии, что он и осуществляет в порядке разрешения противоречий между своей системой организации  и системой организации работы, службы и т.д.

Проблемы современной психологии и ее важной области - общей и прикладной акмеологии как интегративной науки  и практики, их предмет исследования и практической помощи специалисту  связаны, прежде всего, именно с таким  теоретическим пониманием субъекта профессионального труда. Они имеют  дело с комплексным пространством  жизнедеятельности человека, которое  складывается из природных, психических, личностных условий его функционирования, с одной стороны, социальных (во всей конкретности этого понятия) условий - с другой, и способов организации  профессионального труда - с третьей.

Качества субъекта труда как  специалиста

Специалист раскрывается в них  во всех ипостасях, приобретает новые  качества и изменяет свои свойства, качества. Основные из них следующие:

1. Специалист, являясь личностью,  согласно принятому в психологии  определению, характеризуется устойчивым  психическим складом человека  как социальный феномен. В профессиональном  труде личность выступает в  своем функционально-отношенческом  аспекте, качестве, которое разворачивается  в соответствии с нормативными  требованиями (нормативные регламентации), неформальными нормами и собственными  принципами.

2. Становясь субъектом труда,  профессии, личность должна овладеть  соответствующей профессиональной  компетентностью (знаниями, умениями, навыками, профессиональными позициями). Для достижения высокого уровня  профессиональной компетентности  специалист не только "задействует"  личностные резервы - способности,  мотивы, цели. Им перестраивается  вся система деятельностной организации  - происходит мобилизация работоспособности,  дееспособности, выработка привычки  к рабочим состояниям, специфическое  согласование интеллектуальных  условий с физическими и т.д.  Личность, которая имеет свою "логику", архитектонику способностей, потребностей, состояний, вынуждена перестроить  ее в соответствии с требованиями  и условиями всего уклада профессии.  Именно в этом проявляется  менталитет личности профессионала.

Активность включает и притязание специалиста (уровень которых он может снизить), и характер соотношения  его инициативы и ответственности, уровень их развития и т.д. Будучи инициативным, специалист выступает  и исполнителем, выполняя свои функции  в целостной системе структурно-функциональных связей и отношений. Не исключено  и такое развитие деятельностной ситуации, когда личность управленца, будучи ответственной за выполнение общей задачи, но в силу сознания бесперспективности предлагаемых мер, может выполнить ее на самом низком уровне. Активность человека обусловлена  также его возрастными особенностями, состоянием здоровья, жизненными обстоятельствами, профессиональным опытом и пр. Здесь  важно добиться согласования его  активности, возможностей, особенностей и ограничений с требованиями и условиями труда в общих  и конкретных его измерениях.

Е.А. Климов поставил проблему индивидуального стиля деятельности как особого, различающего разных субъектов способа ее осуществления. Став субъектом профессионального труда, человек вырабатывает индивидуальный способ организации выполнения возложенных обязанностей. Этот способ представляет собой более или менее оптимальный интеграл профессиональной компетентности и объективных характеристик специалиста. Он же сам является интегрирующей, централизующей, координирующей "инстанцией" деятельностной активности. Им согласуется вся система собственных индивидных, психофизиологических, психических и, наконец, личностных возможностей, особенностей с условиями, с требованиями труда не парциально, а целостным образом. Обеспечение требований всех его сторон осуществляется не в порядке установления однозначного соответствия им того или иного психического процесса, состояния. Это осуществляется на основе саморегуляции.

В условиях заданности, определенности требований профессионал и его психика  обнаруживают свою способность к  перестройкам, самоорганизации, встречной  активности. Саморегуляция имеет  многоуровневый характер, в котором  лидирует личностно значимая стратегия  труда. Если она выступает как  личностно значимая, жизненно важная, то регуляция текущих состояний  практически не требуется, происходит общая мобилизация, подъем всех сил  человека, в иных случаях преодоление  усталости требует особых волевых  усилий. Саморегуляция - это не только согласование циклов психофизиологических процессов и состояния, но и развитие творческого потенциала, оптимизация  его задействования.

3. Необходимым признаком профессионала,  как субъекта труда, является  его способность, с одной стороны,  самосовершенствоваться, а с другой - оптимизировать сам труд.

Результаты самосовершенствования  специалиста аккумулируются в его  творческом потенциале и воплощаются  в профессиональной компетентности. Необходимой предпосылкой развития его профессионального творческого  потенциала является особенность его  самореализации в рамках жизненной  стратегии по таким направлениям, как самосознание, рефлексия, самоопределение, самоотношение, самооценка, уровень  притязаний, смыслообразование, саморегуляция, самоорганизация времени жизни  и управленческой деятельности.

Другая сторона активного отношения  специалиста как субъекта профессионального  труда проявляется через его  оптимизацию, которая идет по линии  совершенствования структуры, организации  выполняемых функций и их гармонизации в рамках целостной стратегии, а  также по линии постановки и решения  нетривиальных задач, совершенствования  качества деятельности, повседневных отношений и личностного развития.

Однако не всегда эти две "кривые" - самосовершенствования и оптимизации  профессионального труда - совпадают. Совершенствуя отдельные или  даже все стороны труда, не всякий специалист заботится о своем  интеллектуальном, личностном развитии, в известном смысле "растворяется" в служебных делах, становится их придатком. Здесь мы выходим к  разным индивидуальным характеристикам  субъектов труда. Один тип удовлетворяется  статусом и процессом профессионального  труда, не считая целесообразным самосовершенствоваться. Другой тип ориентирован на более  сложные профессиональные достижения, что заложено в характере его  притязаний. Третьи из них целиком "привязаны" к социальному одобрению-неодобрению  и потому, как правило, совершенствуют взаимосвязи и отношения с  теми, от кого зависит оценивание их труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  •  

  •  

  • Заключение
  •  

  • Таким образом, полное становление психологии как науки еще не завершено. Многие ее разделы продолжают оставаться на стадии понимания и описания. Все это свидетельствует о том, что четкие границы, разделяющие один период развития психологии от другого, провести трудно и что всякая одномерная периодизация относительна и условна. По-видимому, перспектива дальнейшей разработки проблем периодизации должны быть связаны с многомерным подходом в выборе и определении оснований и принципов для выделения различных периодов и построения периодизации в целом, что, в свою очередь, предполагает формирование полисистемной гипотетической концепции истории психологии, разнообразие способов ретроспективной развертки, известную степень полноты сведений о состоянии психологических знаний в конкретный период их развития.
  • В настоящее время осуществление принципов полисистемности и многомерности в изучении истории психологии затруднено вследствие наличия существенных "белых пятен", в характере которых обнаруживаются сходные черты как в отечественной, так и зарубежной историографии. Эти белые пятна проявляются прежде всего в неравномерности распределения историко-психологических исследований, различающихся по темам, проблематике, широте охвата и освещаемым периодам развития истории психологии.
  • Наибольший дефицит обнаруживается в сводных трудах, в которых обобщался бы весь опыт становления мировой психологии и которые были бы направлены на выявление общих тенденций в развитии психологической науки. Именно эта линия исследований, по единодушному мнению отечественных психологов, должна занять центральное место в психологической историографии.
  • В современной отечественной литературе к числу таких сводных трудов можно было бы отнести, пожалуй, лишь работу М.Г. Ярошевского. Однако в ней не представлена история отечественной психологии, что, во-первых, немало обедняет историю развития мировой психологии, а во-вторых, не позволяет раскрыть исторические связи отечественной и зарубежной психологии в разные исторические периоды и определить реальное влияние, роль и место русской и советской психологии в развитии всемирной психологии.
  • В последние десятилетия в нашей стране стало значительно больше уделяться внимания истории отечественной психологии. Свидетельством тому могут служить появление работ Б.Г. Ананьева, М.В. Соколова, А.В. Петровского, Е.А. Будиловой, А.А. Смирнова и других авторов. Вместе с тем в большинстве из этих трудов история отечественной психологии в дореволюционный или советский периоды не соотносится специально с общим процессом развития мировой психологической науки. И таким образом, отечественная психология вновь остается обособленной, оторванной от общего хода развития мировой психологии.
  • А между тем история отечественной психологии в ее отношении к истории развития зарубежной психологии и мировой психологии в целом должна стать предметом специального исследования, так как действительное влияние отечественной психологии на развитие психологии за рубежом было и остается весьма заметным и ощутимым. Влияние идей П.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, Л.С. Выготского, Д.Н. Узнадзе и других видных ученых нашей страны находит достойную оценку среди прогрессивных ученых зарубежных стран. Вот как оценивает значение трудов Л.С. Выготского крупный современный американский ученый Дж. Брунер. Он подчеркивает: "Каждый психолог, который занимался в минувшую четверть века познавательными процессами, должен признать то большое влияние, которое оказали на него труды Льва Семеновича Выготского". Однако, как уже было показано, наряду с позитивными оценками нашей отечественной психологии за рубежом имеют место и попытки искажения, принижения или полного игнорирования роли русской и советской психологии. Именно это обстоятельство делает настоятельной задачей проведение специальных исследований по истории отечественной психологии в общем контексте развития мировой психологии.
  • Информация о работе Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла