Невербальное общение и его роль в коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего сознания, и эти импульсы невозможно подделать, и это позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному общению.
Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное ещё до того. Как он выскажется по данному поводу.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретическая часть 4
1.1. Сущность невербального общения 4
1.2. Элементы невербального общения 6
1.2.1. Кинесика 7
1.2.2. Такесика 10
1.2.3. Сенсорика 10
1.2.4. Проксемика 12
1.2.6. Голосовые характеристики 14
2. Описание и разбор конкретной деловой ситуации 16
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Невербальное общение и его роль в коммуникации.docx

— 51.82 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Поведение в организации»

на тему «Невербальное общение и его роль в коммуникации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 3

1. Теоретическая часть 4

1.1. Сущность невербального общения 4

1.2. Элементы невербального общения 6

1.2.1. Кинесика 7

1.2.2. Такесика 10

1.2.3. Сенсорика 10

1.2.4. Проксемика 12

1.2.6. Голосовые  характеристики 14

2. Описание и разбор конкретной деловой ситуации 16

Заключение 18

Список литературы 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Люди могут обмениваться разными типами информации на разных уровнях. Известно, что общение не исчерпывается устными или письменными  сообщениями. В этом процессе играют важную роль эмоции, манеры партнёров, жесты. Все взаимодействия людей  осуществляются не только вербальным способом общения, но и невербальными  средствами выражения: жестов и мимики человека.

Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего сознания, и эти импульсы невозможно подделать, и это позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному общению.

Понимание языка мимики и  жестов позволяет более точно  определить позицию собеседника. Знание языка жестов и телодвижений позволяет  не только лучше понимать собеседника, но и предвидеть, какое впечатление  произвело на него услышанное ещё  до того. Как он выскажется по данному  поводу. Такой бессловесный язык может  предупредить вас о том, следует  ли изменить своё поведение или сделать  что-то другое, чтобы достичь нужного  результата. Цель данной контрольной работы – раскрытие сущности и проблем невербального общения в процессе межкультурной коммуникации и коммуникации между людьми в одной культурной группе.

Объект работы – процесс  невербального общения между  людьми разных культурных групп или  в рамках одной культурной группы. Предмет – содержание, основные элементы, специфика невербальной коммуникации.

Исходя из цели данной курсовой работы, можно выделить следующие  задачи:

  1. ознакомиться с сущностью невербального общения;
  2. проанализировать и объяснить значение основных элементов невербальной коммуникации;
  3. раскрыть актуальность данной темы.
  1. Теоретическая часть

    1. Сущность невербального общения

 

Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим  в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют.

Невербальное общение  – общение без помощи слов часто  возникает бессознательно. Оно может  либо дополнять и усиливать словесное  общение, либо ему противоречить  и ослаблять. Хотя невербальное общение  и является часто бессознательным  процессом, в настоящее время  оно достаточно хорошо изучено и  для достижения нужного эффекта  с успехом может контролироваться.

Невербальное общение  – наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона  тела, мимики, тембра и интонации  голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга  без слов.

Невербальный язык настолько  мощный и общий, что часто мы без  труда понимаем собаку, что она  хочет. Собака же предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда мы идем с ней гулять, а  когда отправляемся на улицу без  нее.

Невербальное общение  – не так сильно структурировано, как вербальное. Не существуют общепринятые словари и правила компоновки (грамматика) жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии  однозначно передать свои чувства. [5, c.326]

Такая передача зависит от очень многих факторов и часто  происходит неоднозначно. Намеренная передача – творческий процесс, которым  профессионально занимаются артисты  кино и театра. При этом каждый артист передает одну и ту же роль по-разному. Мы не раз видели одни и те же роли в исполнении разных артистов, одни и те же фильмы, снятые разными режиссерами.

Преднамеренная передача чувств, которых у нас нет –  трудный, если вообще возможный процесс. Именно поэтому артисты во время  съемок пытаются вжиться в образ  и испытывать те же самые чувства, которые они пытаются передать. Часто  мы такую неудачную игру замечаем и говорим, что фильм – неудачный: актеры играют неестественно, например, переигрывают. И все-таки при помощи невербального языка мы выражаем свои чувства: любви и ненависти, превосходства и зависимости, уважения и презрения.

Часть невербального языка  универсальна: все младенцы одинаково  плачут и смеются. Другая часть, например жесты, различается от культуры к  культуре. Невербальное общение обычно возникает спонтанно. Мы обычно формулируем  свои мысли в виде слов, наши же поза, мимика и жесты возникают непроизвольно, помимо нашего сознания.

Невербальное общение, как  правило, спонтанно и непреднамеренно. Его нам подарила природа как  продукт многих тысячелетий естественного  отбора. Поэтому невербальное общение  – очень емко и компактно. Овладевая  языком невербального общения, мы приобретаем  эффективный и экономичный язык. Моргнув глазом, кивнув головой, помахав  рукой, мы передаем свои чувства быстрее  и лучше, чем сделали бы это  при помощи слов.

 

 

 

 

 

 

 

    1. Элементы невербального общения

 

В основе невербальной коммуникации лежат два источника — биологический  и социальный, врожденный и приобретенный  в ходе социального опыта человека.

Установлено, что мимика при выражении эмоций у человека и приматов, некоторые жесты, телодвижения являются врожденными и служат сигналами  для получения ответной реакции.

Но сигналы эмоций, унаследованные человеком от своих предков, достаточно сильно изменились к настоящему времени  как по форме, так и по своим функциям. Так, считается, что улыбка человека, связанная с положительными эмоциями, восходит к простому животному оскалу агрессии. Животные отводят взгляд в знак умиротворения, когда не желают схватки, у человека - это сигнал о нежелании поддерживать контакт.

Рассмотрение элементов  невербальной коммуникации помогает лучше  понять способы, с помощью которых  выражается межкультурный смысл  общения. В этом отношении важнейшей  особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с помощью всех органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образует свой канал  коммуникации. На основе слуха возникает  акустический канал невербальной коммуникации, по нему поступает паравербальная информация. На основе зрения складывается оптический канал, по которому поступает информация о мимике и телодвижениях (кинесике) человека. Оно позволяет оценить позу и пространственную ориентацию коммуникации (проксемику). На основе осязания работает тактильный канал, на основе обоняния - ольфакторный. К невербалике также относят понимание и использование времени - хронемику. Все элементы невербальной коммуникации тесно связаны друг с другом, они могут взаимно дополнять друг друга и вступать в противоречие друг с другом. [2, c.487]

 

      1. Кинесика

 

Кинесика - совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Элементами кинесики являют жесты, мимика, позы и взгляды, которые имеют как физиологическое происхождение (например, зевота, потягивание, расслабление и др.), так и социокультурное (широко раскрытые глаза, сжатый кулак, знак победы и т. п.).

Жесты - это различного рода движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие отношение человека непосредственно к собеседнику к какому-то событию, другому лицу, какому-либо предмету, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека. Жесты могут быть произвольными и непроизвольными, культурно обусловленными и физиологичными. Так, зевота или почесывание физиологичны. Но большая часть жестов культурно обусловлена, они являются символами и носят договорной характер.

Виды жестов:

  1. Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.).
  2. Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.).
  3. Описательные жесты, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания.

Телодвижения могут использоваться для выражения желания закончить  или начать разговор. В американской культуре применяется несколько  жестов, когда есть желание поменять тему разговора, высказаться самому или закончить беседу: 1) наклониться  вперед; 2) перестать смотреть собеседнику  в глаза; 3) поменять позу; 4) часто  кивать головой; 5) касаться обеими ногами пола. Эти тонкие намеки имеют, как  правило, эффект и меняют характер общения. Представьте себе человека, который стоит, скрестив руки, постоянно смотрит на часы, то и дело стучит ногами по полу и часто перестает на вас смотреть. Эти сигналы обычно говорят о том, что ему надо идти.

Мимика - движения мышц лица, и это главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы.

Окулистика - использование движения глаз или контакт глазами в процессе коммуникации. Например, визуальный контакт может обозначать начало разговора, в процессе беседы он является знаком внимания, поддержки или, напротив прекращения общения, он также может указывать на окончание реплики или беседы в целом. Специалисты часто сравнивают взгляд с прикосновением, он психологически сокращает дистанцию между людьми. [6, c.75]

Поза - это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Одним из первых на роль позы человека как одного из невербальных средств общения указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо и закрытости, либо о расположении к общению.

Поза, при которой человек  перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди  руки являются модифицированным вариантом  преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть  информации, воспринятой из такой  позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения  позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону  собеседника, а ладони и стопы  развернуты к партнеру по общению. Это - поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

С позой тесно связана  походка человека. Ее характер указывает как на физическое самочувствие и возраст человека, так и на его эмоциональное состояние. Походка с резко выпрямленной верхней частью туловища производит впечатление гордого вышагивания и выражает надменность и высокомерие. Ритмичная походка является свидетельством воодушевленного и радостного настроения человека. Походка размашистыми, большими шагами является выражением целеустремленности, предприимчивости и усердия ее владельца. Короткие и мелкие шаги показывают, что человек с такой походкой держит себя в руках, демонстрируя осторожность, расчетливость и в то же время изворотливость. Волочащаяся, медленная походка говорит или о плохом настроении или об отсутствии заинтересованности; люди с такой походкой чаще всего не обладают достаточной дисциплиной. [1, c.201]

Последним элементом кинесики является манера одеваться, которая целиком обусловлена спецификой той или иной культуры.

 

 

1.2.2. Такесика

 

Такесика изучает прикосновения в ситуации общения. К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Неадекватное использование  личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.

Информация о работе Невербальное общение и его роль в коммуникации