Невербальное общение и его роль в коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего сознания, и эти импульсы невозможно подделать, и это позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному общению.
Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное ещё до того. Как он выскажется по данному поводу.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретическая часть 4
1.1. Сущность невербального общения 4
1.2. Элементы невербального общения 6
1.2.1. Кинесика 7
1.2.2. Такесика 10
1.2.3. Сенсорика 10
1.2.4. Проксемика 12
1.2.6. Голосовые характеристики 14
2. Описание и разбор конкретной деловой ситуации 16
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Невербальное общение и его роль в коммуникации.docx

— 51.82 Кб (Скачать файл)

Остановимся подробнее на самом распространенном такесическом средстве - непременном атрибуте любой встречи и прощании - рукопожатии. Обмен рукопожатием является пережитком древней эпохи. Первобытные люди при встрече протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, чтобы показать свою безоружность. Этот жест со временем претерпел изменения, и появились его варианты, такие как помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и многие другие, в том числе и рукопожатие. Часто рукопожатие может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность.

Рукопожатия делятся на 3 вида: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное.

1.2.3. Сенсорика

 

Сенсорика - тип невербальной коммуникации, основывающийся на чувственном восприятии представителей других культур. Наряду со всеми другими сторонами невербальной коммуникации отношение к партнеру формируется на основе ощущений органов чувств человека.

Особенно большое значение в общении имеют запахи. Это, прежде всего, запахи тела и используемой человеком косметики. Мы можем отказаться от общения с человеком, если сочтем, что от него плохо пахнет. Те же сложности возникают и в межкультурной коммуникации. Запахи, привычные в одной культуре, могут казаться отвратительными в другой.

Особенности национальной кухни  также сильно различаются у разных народов. Ароматы традиционной кухни, которые иностранец воспринимает как  необычные или отталкивающие, представителям данной культуры могут казаться вполне приемлемыми и привычными.

Цветовые сочетания, используемые в разных культурах, также сильно варьируются. Нам могут не нравиться  эти сочетания, узоры, они могут  казаться слишком яркими или чересчур блеклыми.

Слуховые предпочтения также  зависят от конкретной культуры. Именно поэтому так сильно отличается музыка у разных народов. Чужая музыка нередко  кажется странной, непонятной и некрасивой. [4, c.201]

Все сенсорные факторы действуют совместно и в результате создают сенсорную картину той или иной культуры. Оценка, которую мы даем этой культуре, зависит от соотношения числа приятных и неприятных сенсорных ощущений. Если приятных ощущений больше, мы оцениваем культуру положительно. Если больше негативных ощущений, культура нам не нравится.

 

1.2.4. Проксемика

 

Проксемика - это использование пространственных отношений при коммуникации. Данный термин был введен американским психологом Э. Холлом. Общение людей всегда происходит на определенном расстоянии друг от друга, и это расстояние является важным показателем типа, характера и широты отношений между людьми. Каждый человек подсознательно устанавливает границы своего личного пространства.

Э.Холл в результате своих наблюдений выделил 4 зоны коммуникации: 1) интимную - разделяющую достаточно близких людей, не желающих посвящать в свою жизнь третьих лиц; 2) личную - расстояние, которое поддерживает индивид при общении между собой и всеми другими людьми; 3) социальную - дистанция между людьми при формальном и светском общении; 4) публичную - дистанция общения на публичных мероприятиях.

Интимная зона коммуникации располагается наиболее близко к  телу человека, и в ней он чувствует  себя в безопасности. Практически  во всех культурах мира вторгаться в чужую интимную зону вообще не принято.

Однако для процесса коммуникации наиболее важным является личное пространство, непосредственно окружающее тело человека. Эта зона равняется 45—120 см, и в  ней происходит большая часть  всех контактов человека: разговор, беседа с друзьями и хорошими знакомыми.

Социальная зона - это  то расстояние, на котором мы держимся при общении с незнакомыми  людьми или при общении с малой  группой людей. Социальная зона располагается  в промежутке от 120 до 260 см. Она удобна для формального общения: при деловой встрече, совещании, дискуссии.

Публичная зона - это расстояние, при коммуникации с большой группой  людей, с массовой аудиторией: собрания, презентации, лекции, доклады и речи. Эта зона начинается с расстояния от 3,5 метров и может простираться до бесконечности, но в пределах сохранения коммуникационного контакта. Поэтому публичную зону называют открытой.

1.2.5. Хронемика

 

Хронемика - это использование времени в невербальном коммуникационном процессе. Для общения время является не менее важным фактором, чем слова, жесты, позы и дистанции. Восприятие и использование времени является частью невербального общения и весьма существенно отличается в разных культурах. Исследования хронемики различных культур позволяют выделить две основные модели использования времени: монохронную и полихронную. При монохронной модели время представляется в виде дороги или длинной ленты, разделенной на сегменты. Это разделение времени на части приводит к тому, что человек в данной культуре предпочитает одновременно заниматься только одним делом, а также разделяет время для дела и для эмоциональных контактов. В полихронной модели нет такого строгого расписания, человек там может заниматься несколькими делами сразу. Время здесь воспринимается в виде пересекающихся спиральных траекторий или в виде круга. Крайним случаем являются культуры, в языках которых вообще нет слов, относящихся ко времени (например, у североамериканских индейцев).

Хронемика также изучает ритм, движение и расчет времени в культуре.

Разные культуры используют формальные и неформальные виды времени. Неформальное время связано с  неопределенным отсчетом: «через некоторое  время», «позже», «во второй половине дня» и т.д. Формальное время, напротив, отсчитывает время очень точно: «к двум часам», «завтра в 15.30» и  т.д. Одной из наиболее частых помех  в межкультурной коммуникации является ситуация, когда один собеседник оперирует  формальным временем, а его оппонент, принадлежащий к другой культуре, - неформальным. Первый приходит на встречу  к двум часам дня, а другой - примерно во второй половине дня, если приходит вообще. [5, c.289]

 

 

1.2.6. Голосовые характеристики

 

Просодика - это общее  название таких ритмико-интонационных  сторон речи, как высота, громкость  голоса, его тембр.

Экстралингвистика - это  включение в речь пауз и различных  психофизиологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Просодическими и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй  речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически  позволяют выражать наши чувства  и мысли.

Голос содержит в себе очень  много информации о хозяине. Опытный  специалист по голосу сможет определить возраст, местность проживания, состояние  здоровья, характер и темперамент  его обладателя.

Хотя природа и наградила  людей уникальным голосом, окраску  ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо  приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Чувства, испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.

Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие  обычно передаются высоким голосом, гнев и страх - тоже довольно высоким  голосом, но в более широком диапазоне  тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

 

Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается нас удивить. Обычно речевые недостатки более выражены при волнении или когда человек пытается обмануть своего собеседника.

Поскольку характеристика голоса зависит от работы различных органов  тела, то в нем отражается и их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх, например, парализует гортань, голосовые  связки напрягаются, голос «садится». При хорошем расположении духа голос  становится глубже и богаче оттенками. Он действует на других успокаивающе и внушает больше доверия. [2, c.572]

Существует и обратная связь: с помощью дыхания можно  воздействовать на эмоции. Для этого  рекомендуется шумно вздохнуть, широко открыв рот. Если дышать полной грудью и вдыхать большое количество воздуха, настроение улучшается, а голос  непроизвольно снижается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Описание и разбор конкретной деловой ситуации

 

Никифор Петрович Шевинов является бригадиром сменной бригады прокатного цеха на металлургическом комбинате. Рынок насыщен, конкуренция обостряется, объем производства продукции падает. В его бригаде в основном работают молодые люди, не имеющие семьи. Чтобы выполнить норму выработки, всем приходится много работать и часто не в свою смену.

Несколько недель назад Шевинов взял в бригаду нового подающего надежды рабочего, Савенкова, имеющего семью с маленькими детьми.

Работая достаточно много, Савенков все же не в состоянии отдавать делу более 40 часов в неделю и жертвовать выходными. Остальные (не имеющие детей) работают больше и потому недовольны им. Между бригадой и Савенковым возникает конфликт. Глубоко переживая его, Савенков, который вначале за счет своего профессионализма имел такие же результаты, как и другие сотрудники, начал работать хуже. Члены бригады потребовали от Шевинова принятия мер.

Необходимо решить, какие альтернативы можно предложить для решения описанной проблемы, и какое решение было бы наиболее правильным.

Проанализировав данную ситуацию, можно выделить несколько альтернатив  для решения данной проблемы.

Никифор Петрович может ничего не предпринимать, то есть бездействовать, чтобы члены бригады сами разбирались в сложившейся ситуации. Но это может привести к увольнению Савенкова из-за большой давки со стороны других сотрудников.

Другой вариант: самому уволить  Савенкова, чтобы не испортить отношения с другими сотрудниками. Но это может привести  к вседозволенности других сотрудников, а в результате и к самоуправству.

Также, Шевинов может найти компромисс между сторонами конфликта. Можно собрать совещание, на предмет возникшей конфликтной ситуации, и установить одинаковые условия труда. То есть, определенную норму, которую должен выполнить каждый сотрудник за неделю независимо от количества рабочих часов. Либо ввести систему премий за работу вне рабочего графика, что будет стимулировать сотрудников.

Наиболее выгодным выходом  из сложившейся ситуации будет поиск  компромисса.  Потому что, на то Никифор Шевинов и руководитель, чтобы простимулировать сотрудников к эффективной работе и получении большей прибыли и не потерять такого ценного сотрудника как Савенков, и в тоже время не спровоцировать на дальнейшее нарастание недовольства других участников производственной бригады.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Невербальное общение, более  известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения  человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим  условием эффективного общения. Невербальные сигналы так важны в общении  по нескольким причинам:

  • около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;
  • невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;
  • отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов - походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.

Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

В этой контрольной работе еще раз доказали, что залогом  успешного общения между людьми, особенно разных национальностей и  разных культур является не только их речь.

Умение читать и применять  самому знаки невербальной системы  общения помогут преуспеть не только в деловой сфере, но и в  повседневной жизни. В заключение хотелось бы предложить, чтобы в нашей организации  организовали собрание, на котором  опытный психолог в ходе диалога  смог определить по мимике, жестам и  другим элементам невербальной коммуникации все ли устраивает людей, работающих в нашей организации. Тогда возможно удалось бы организовать лучшие коммуникационные связи.

Информация о работе Невербальное общение и его роль в коммуникации