Невербальные средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 11:00, контрольная работа

Описание работы

С тех пор как ученые впервые заинтересовались невербальной коммуникацией, было выявлено множество поразительных вещей. Пожалуй, самое удивительное – это то крайне незначительное количество слов, являющихся значимыми в разговоре лицом к лицу, по сравнению с огромным количеством сигналов, передаваемых с помощью жестов и связанных с ними символов. По мнению экспертов, до двух третей сообщений, полученных каким – либо участником беседы, поступает по невербальным каналам связи. Наряду с речевым восприятием, между людьми, постоянно курсируют сообщения, которые они принимают и на которые они реагируют, прежде чем сознание подвергнет их рациональному анализу.

Содержание работы

Введение 3
I. Характеристика системы невербальных средств общения. 4
II. Функции невербальных средств общения 6
III. Анализ существующих стереотипов в понимании невербального поведения делового партнёра по общению 9
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

Невербальные средства общения.docx

— 38.90 Кб (Скачать файл)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Деловое общение»

 

На тему:

  «Невербальные средства общения»

Вариант №12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

Оглавление

Введение 3

I. Характеристика  системы  невербальных  средств  общения. 4

II. Функции  невербальных  средств  общения 6

III. Анализ существующих стереотипов в понимании невербального поведения делового партнёра по общению 9

Заключение 12

Список  литературы 13

 

 

Введение

 

    В настоящее время в процессе  общения и взаимопонимания людей  не последнее место отводится  так называемому «невербальному  общению» - языку жестов и телодвижений.   

   Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкиваемся нас повседневная жизнь. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного и действительного их использования.   

 Ученые до  сих пор спорят о том, в  какой степени способность к  языку жестов является врожденной, как быстро она развивается  в тот период, когда человек  учится говорить, и какою роль  в ее развитии играет подражание  окружающим.  Самые современные представления позволяют думать, что способность читать чужие мысли свойственна всем людям. Проще говоря, самые разные внешние признаки, такие как выражение лица или направление взгляда, помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях по отношению к вам.   

 С тех пор  как ученые впервые заинтересовались  невербальной коммуникацией, было  выявлено множество поразительных  вещей. Пожалуй, самое удивительное  – это то крайне незначительное  количество слов, являющихся значимыми  в разговоре лицом к лицу, по  сравнению с огромным количеством  сигналов, передаваемых с помощью  жестов и связанных с ними  символов.  По мнению экспертов, до двух третей сообщений, полученных каким – либо участником беседы, поступает по невербальным каналам связи. Наряду с речевым восприятием, между людьми, постоянно курсируют сообщения, которые они принимают и на которые они реагируют, прежде чем сознание подвергнет их рациональному анализу.

 

 

                      

                                   Общение без слов – общение самое емкое и достоверное.

  1. Характеристика  системы невербальных средств общения.

 

         Общаясь, мы слушаем не  только словесную информацию, но  и смотрим в глаза друг другу,  воспринимаем тембр голоса, интонацию,  мимику, жесты. Слова передают  нам логическую информацию, а  жесты, мимика, голос эту информацию  дополняют.

Невербальное  общение - это «язык жестов», включающий такие формы самовыражения, которые  не опираются на слова и другие речевые символы.

Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что  с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств - 38%, мимики, жестов, позы - 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

И хотя мнения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Поэтому слушать собеседника  означает также понимать язык жестов.

Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения  на экране. Каждый актер класси-фицировался  как хороший или плохой, судя по тому, как он мог использовать жесты  и другие телодвижения для коммуникации. Когда стали популярными звуковые фильмы и уже меньше внимания уделялось  невербальным аспектам актерского мастерства, многие актеры немого кино ушли со сцены, а на экране стали преобладать  актеры с ярко выраженными вербальными  способностями.      

  Невербальное общение – общение  без помощи слов часто возникает  бессознательно. Оно может либо  дополнять и усиливать словесное  общение, либо ему противоречить  и ослаблять. Хотя невербальное  общение и является часто бессознательным  процессом, в настоящее время  оно достаточно хорошо изучено  и для достижения нужного эффекта  с успехом может контролироваться.      

  Невербальное общение – наиболее  древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между  собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы  и сейчас часто понимаем друг  друга без слов.     

  Невербальный язык настолько  мощный и общий, что часто  мы без труда понимаем собаку, что она хочет. Собака же  предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда  мы идем с ней гулять, а когда  отправляемся на улицу без  нее. 

При передаче заведомо ложного сообщения  неконтролируемые параметры входят в противоречие с контролируемыми. Даже если нам не удастся в явном  виде выделить и осознать неконтролируемые параметры собеседника, мы почувствует  некоторую неестественность, внутреннюю противоречивость получаемой информации. У нас возникнет чувство неестественности ситуации, что не сможет нас не насторожить.

Разговаривая с партнером, мы видим  его мимику, жесты, которые нам  говорят, что действительно думает и чувствует наш собеседник. Так, сидящий собеседник, подавшись вперед, сообщает нам, что хочет говорить сам. Отклонившись же назад, он уже сам  хочет нас слушать. Наклоненный вперед подбородок свидетельствует о волевом напоре, желании жестко отслеживать свои интересы. Если же подбородок приподнят, а голова прямая, то партнер считает себя в позиции силы.

Управляя своим невербальным языком, мы можем вызывать желаемый для нас  образ. Выступая перед аудиторией в  качестве эксперта, нам следует вызвать  образ компетентного, уверенного в  себе специалиста. В противном случае нашему мнению никто не поверит. Более  того, свое впечатление о нас аудитория  составит в первые несколько секунд нашего выступления.

Если мы выйдем на трибуну с сутулой  спиной, голос будет звучать вяло, а слова окажутся скомканными, то нам вряд ли удастся убедить присутствующих принять наши предложения, если только аудитория не будет нас считать  заранее первоклассным специалистом и непререкаемым авторитетом.

Жесты

До 65% информации о собеседниках люди получают не из их слов, а на основе жестов и телодвижений, поэтому умение их правильно читать является одним  из условий успеха менеджера.

Жесты нельзя рассматривать изолированно, поскольку у одного и того же жеста, существует несколько значений; другой в данный момент может вообще ничего не значить; третий - быть обманным. Поэтому  их необходимо читать в системе, где  каждый дополняет, уточняет, корректирует другие.

Жесты могут соответствовать или  не соответствовать словам человека, которые сопровождают. Если соответствие имеется, они усиливают вербальную информацию, а если отсутствуют, ориентироваться  следует в первую очередь на них, поскольку их информативность примерно в пять раз выше, чем слов.

Кроме соответствия между словами  и телодвижениями необходимо принимать  во внимание ситуацию (например, позы замерзшего, уставшего или критически настроенного к собеседнику человека практически  одинаковы); состояние здоровья; профессиональные привычки (пианист, оберегая пальцы, будет  избегать крепкого рукопожатия); особенности  одежды, которая может сковывать  свободу движений и позы.

Существует обратная связь между  возрастом, социальным положением человека и его жестикуляцией. При сохранении прежнего смысла с возрастом и  ростом статуса больше используются слова, снижается скорость движений, хотя одновременно они становятся более  утонченными.

Наиболее значимые невербальные средства — кинестичекие — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К относятся выразительные движения, проявляющиеся в позе, месте, взгляде, походке. Особая роль в передаче информации отвадится мимике — движениям мышц лица, которую недаром называют зеркалом души. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10—15% информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица координированы.

    1. Функции  невербальных  средств  общения

В социально-психологических исследованиях  разработаны различные классификации  невербальных средств общения, к  которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.

Следует отметить, что невербальное поведение  личности полуфункционально. Невербальное поведение:

  • Создает образ партнера по общению;
  • Выражает качество и изменение взаимоотношений партнеров по общению, формирует эти отношения;
  • Является индикатором актуальных психических состояний личности;
  • Выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного;
  • Поддерживает оптимальный уровень психологической близости между общающимися;
  • Выступает в качестве показателя статусно-ролевых отношений.

Невербальные  средства общения

Кинесика

зрительно воспринимаемые движения другого  человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении

Походка

Поза

Жесты

Мимика

Визуальны контакт

Просодика

общее название таких ритмико-интонационных  сторон речи, как высота, громкость  голоса, его тембр

Интонация голоса

Такесика

прикосновения в ситуации общения

Рукопожатие

Похлопывание

Поцелуй

Проксемика

Сам Э. Холл называл проксемику «пространственной  психологией». К проксемическим характеристикам  относятся ориентация партнеров  в момент общения и дистанция  между ними.

Дистанция

Ориентация

Невербальные средства повышения  делового статуса (обстановка)


Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она  осуществляется с помощью всех органов  чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, каждый из которых образует свой канал коммуникации. На основе слуха возникает акустический канал  невербальной коммуникации, по нему поступает  паравербальная информация. На основе зрения складывается оптический канал, по которому поступает информация о  мимике и телодвижениях (кинесике) человека. Оно позволяет оценить позу и  пространственную ориентацию коммуникации (проксемику). На основе осязания работает тактильный канал. К невербалике также относят понимание и использование времени - хронемику. Все элементы невербальной коммуникации тесно связаны друг с другом, они могут взаимно дополнять друг друга и вступать в противоречие друг с другом.

 

Кинесика представляет собой совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных выразительных средств общения. Кин - мельчайшая единица движения, из них складывается поведение. Хотя отдельный кин самостоятельного значения не имеет, при его изменении изменяется вся структура. Из кинем образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), которые и воспринимаются в ситуации общения. Считывая кинемы, мы интерпретируем сообщения, передаваемые через жесты и другие телодвижения (мимика, позы, внешний вид).

Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных Горой речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Экстралингвистика - это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Просодическими  и экстралингвистическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые  высказывания, выражают эмоциональные  состояния.

Нужно уметь  не только слушать, но и слышать интонационный  строй речи, оценивать силу и тон  голоса, скорость речи, которые практически  позволяют выражать наши чувства  и мысли.

Голос содержит в себе очень много информации о хозяине. Опытный специалист по голосу сможет определить возраст, место  проживания, состояние здоровья, характер и темперамент его обладателя.

Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание и т.п. Как показали наблюдения и исследования, с помощью разного рода прикосновений процесс коммуникации может приобретать различный характер и протекать с различной эффективностью.

По характеру  объятий, их силе, длительности определяют значение выражаемых человеком чувств.

Информация о работе Невербальные средства общения