Невербальные средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 11:00, контрольная работа

Описание работы

С тех пор как ученые впервые заинтересовались невербальной коммуникацией, было выявлено множество поразительных вещей. Пожалуй, самое удивительное – это то крайне незначительное количество слов, являющихся значимыми в разговоре лицом к лицу, по сравнению с огромным количеством сигналов, передаваемых с помощью жестов и связанных с ними символов. По мнению экспертов, до двух третей сообщений, полученных каким – либо участником беседы, поступает по невербальным каналам связи. Наряду с речевым восприятием, между людьми, постоянно курсируют сообщения, которые они принимают и на которые они реагируют, прежде чем сознание подвергнет их рациональному анализу.

Содержание работы

Введение 3
I. Характеристика системы невербальных средств общения. 4
II. Функции невербальных средств общения 6
III. Анализ существующих стереотипов в понимании невербального поведения делового партнёра по общению 9
Заключение 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

Невербальные средства общения.docx

— 38.90 Кб (Скачать файл)

Закадычные  друзья, находившиеся в долгой разлуке, при встрече чуть ли не душат друг друга в крепких объятиях. Влюбленные задерживаются в нежных объятиях продолжительное время. Объятия  между дальними родственниками, в  зависимости от поддерживаемых ранее  контактов, могут быть как сдержанными, холодными, так и пылкими. Между  близкими людьми они носят мягкий задушевный смысл.

 

Проксемика  исследует пространственные условия общения – взаиморасположение собеседников в момент их физического, визуального или иного контакта. Данный термин был введен американским психологом Э. Холлом для анализа закономерностей про странственной организации коммуникации, а также влияния территорий, расстояний и дистанций между людьми на характер меж личностного общения.

Каждый человек для нормального  своего существования считает, что  определенный объем пространства вокруг него является его собственным и  нарушение этого пространства рассматривает  как вторжение в его внутренний мир. Поэтому общение людей всегда происходит на определенном расстоянии друг от друга, и это расстояние является важным показателем типа, характера  и широты отношений между людьми. Каждый человек подсознательно устанавливает  границы своего личного пространства.

Э. Холл в результате своих наблюдений выделил четыре зоны коммуникации:

1. Интимной является расстояние, на которое могут подходить друг к другу друзья, родственники, близкие люди. В среднем это расстояние между собеседниками составляет не более полуметра.

2. Личная зона - в среднем, от полуметра до метра. На таком расстоянии общаются хорошо знакомые друг с другом люди, а также люди, находящиеся в неформальных служебных отношениях.

3. Социальная зона – это расстояние между собеседниками, равное от метра до трех. На таком расстоянии могут общаться между собой коллеги, не находящиеся в дружеских отношениях, и малознакомые люди.

4. Общественная зона - расстояние между собеседниками, превышающее три метра. Это расстояние, достаточное для того, чтобы поздороваться и либо подойти друг к другу ближе, либо разойтись. Обычно именно на таком расстоянии друг от друга предпочитают находиться незнакомые люди, особенно в помещении

 

Мы часто  пытаемся скрыть подлинные чувства, более или менее умело “надевая”  на лицо разные “эмоциональные маски”. Обычно нас вынуждает к этому  множество наших разнообразных  социальных ролей. Сколько раз нам  приходилось скрывать скуку во время  светской беседы, изображать неподдельное любопытство или, наоборот, таить  интерес под маской безразличия! Ситуации вынуждают нас прятать  негативные эмоции, подавлять улыбку или желание пошутить, подурачиться. Но многих ли может провести надетая  нами маска?...Если наш собеседник недостаточно разбирается в значениях невербальных средств общения, то, возможно, может и не понять истинного состояния.

 

 

    1. Анализ существующих стереотипов в понимании невербального  поведения делового партнёра по общению

Стереотипизация (от греч. stereos typos — твердый и отпечаток). Стереотип — это устойчивый образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации, другими словами, штамп, к которому мы обращаемся. Стереотипизация может складываться в результате обобщения личного опыта, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов. Так, в кино, театре существует понятие «характерный герой» («герой-любовник», «злодей» и т.п.). Многие стереотипы передаются и развиваются в соответствии с образами, заложенными в наше сознание родителями.

В деловом общении приходится взаимодействовать  с людьми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже достаточно хорошо знакомы.

Психологические исследования показали, что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором —  механизмов межличностного общения.

К психологическим механизмам восприятия в межгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Очень важно для правильного  понимания роли стереотипа в восприятии то обстоятельство, что любой социальный стереотип — это порождение и  принадлежность группы людей, и отдельные  люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой группе.

Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы — представления о членах одних  национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления  о вежливости англичан, легкомысленности французов или о загадочности славянской души.

Популярны и стойки профессиональные стереотипы. Не работая в конкретных сферах, мы не задумываясь говорим о точности математика, дисциплинированности военного, о том, что все коммерсанты — спекулянты, а чиновники — бюрократы. Иными словами, каждая профессия имеет свой штамп.

Стереотипное  восприятие усиливается за счет хорошего или плохого настроения, самочувствия. Так, при плохом самочувствии люди и  события воспринимаются в более  негативном свете.

Общение становится возможным, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить  уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Это, в  свою очередь, повышает культуру деловых  отношений.

 Формирование образа другого человека осуществляется тоже путем стереотипизации. Вопрос о том, насколько точным является первое впечатление, совсем не прост.

Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров  наиболее часто применяется схема  восприятия, которая приводит к ошибкам  неравенства. В психологии эти ошибки получили название фактора превосходства.

Схема восприятия такова. При встрече  с человеком, превосходящим нас  по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более  положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем  дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется  по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком а  только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.

Для того чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это превосходство  сначала оценить. Как это сделать? По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например, в социальном положении или в  интеллектуальном?

Для определения этого параметра  в нашем распоряжении есть два  основных источника информации:

  • одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности, а в определенных случаях даже такая "одежда", как машина, оформление кабинета и т.д.;
  • манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

Информация о превосходстве  обычно так или иначе "закладывается" в одежду и манеру поведения, в  них всегда есть элементы, свидетельствующие  о принадлежности человека к той  или иной социальной группе или его  ориентации на какую-то группу.

Эти элементы служат знаками групповой  принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места  в группе, в той или иной иерархии, а также положения других людей  во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства  какими-то внешними, видимыми средствами всегда существенно.

Действие фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики.

Например, в эксперименте учителям были предложены для оценки "личные дела" учеников и ставилась задача определить уровень интеллекта, планы  на будущее, отношения со сверстниками . (См.: Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Педагогика, 1979.)

Секрет эксперимента состоял в  том, что для оценки давалось одно и то же дело, но с разными фотографиями — красивых и некрасивых детей. Красивые дети получили более высокую оценку своих возможностей.

Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллера, который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей  красивых, "обыкновенных" и некрасивых. Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оценке красивые превосходили некрасивых по всем параметрам.

Итак: чем больше внешне привлекателен  для нас человек, тем он кажется  лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные  его качества недооцениваются.

 

Заключение

За последние десятилетия заметно  повысился интерес к невербальным способам общения. Стало ясно, что  не вербальный компонент играет важную роль во взаимодействии между людьми. Язык тела порой даже лучше, чем слова (по крайней мере, правдивее, т.к. сознательно  управлять не вербальными проявлениями достаточно тяжело) дает нам информацию о физическом и психологическом  состоянии партнера, об эмоциональном  отношении человека к чему-либо и  кому-либо; о возможных вариантах  поведения в той или иной ситуации.

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является важнейшим фактором, определяющим шансы добиться успехов, облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Невербальная коммуникация - это  обмен и интерпретация людьми невербальных сообщений. Интерпретация  невербальных посланий — творческий процесс, который требует от его  участников наблюдательности, интереса и внимания к людям.

 

Список  литературы

  1. Психология  и этика делового общения: Учебник  для студентов вузов/ под. ред. проф. В. Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2006.
  2. Ковальчук А.С. Основы делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2007.
  3. Аминов И.И. Психология делового общения.- М.: Омега-Л, 2006.
  4. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: Учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова - М.: ИНФРА-М, 2006.
  5. Моисеенко Е.А. Коммуникации в бизнесе/ Моисеенко Е.А. [и др.].- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

 



Информация о работе Невербальные средства общения