Нравственно-этические основы социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 06:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – всестороннее изучение и обоснование необходимости этической регламентации нравственно – этических основ социальной работы.
Задачи курсовой работы:
1)определить предпосылки нравственно-этических основ социальной работы.
2)изучить нравственно-этические основы социальной работы.
3) выявить нравственно-этические регуляторы социальной работы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Социальные отношения в обществе как предпосылка нравственно-этических основ социальной работы……………………………………………5
1.1. Сущность понятие «социальные отношения» и их роль в социальной работе……………………………………………………………………………..5
1.2. Типы социальных отношений и их специфика……………………………6
Глава 2. Нравственно-этические основы социальной работы…………………9
2.1. Гуманизм как мировоззрение………………………………………………..9
2.2. Нравственно-этическое содержание социальной работы………………..11
Глава 3. Нравственно-этические регуляторы социальной работы…………...25
3.1. Специфика нравственно-этических регуляторов в социальной работе…25
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………………...…28

Файлы: 1 файл

курсовая нравст отеч.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Мотивация. Любой человек соотносит реальность, будь то предметы, явления или поступки и действия, со своим собственным духовным миром. Социальный работник всегда воспринимает свою деятельность с точки зрения не только общечеловеческих или профессиональных ценностей, но и исходя из собственной системы ценностей, собственных понятий о морали и нравственности. Действия социального работника включают в себя специфически нравственные мотивы его профессиональной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощь нуждающимся, подчиненность чувству долга - человеческого и профессионального, потребность в достижении определенных идеалов, реализация ценностных ориентации. Для социального работника в силу его профессиональных обязанностей главным содержанием его профессии и значимым конечным результатом является достижение блага клиента, решение его проблем.

Однако следует отметить, что  социальная работа в настоящее время  привлекает не только людей, делом жизни  которых стало оказание помощи нуждающимся. В силу различных внешних причин в социальную работу приходят люди, стремящиеся реализовать собственные интересы, а не оказать помощь людям. Такая деятельность также возможна, но она, как правило, менее эффективна, поскольку внешняя мотивация, например, удобный по времени режим работы, размер заработной платы, а также какие-либо другие внешние блага, значительно слабее мотивации внутренней.

В качестве мотивов, как правило, чаще всего рассматривается содержание выполняемой работы, процесс трудовой деятельности и ее конечный результат. Если социальный работник как личность чувствует потребность быть нужным людям, если он готов защитить слабого, если он радуется благополучию своего клиента и гордится его успехами, то можно говорить, что положительная мотивация имеет место. Поэтому чувство общности с клиентом, ответственности за его судьбу, потребность быть полезным и творить добро - желаемые мотивы поведения и деятельности социального работника, которые должны развиваться в ходе его обучения и практической деятельности.

Легитимизация. Под легитимизацией понимается то правовое обоснование, на которое социальный работник (группа специалистов) или социальная служба официально опирается в основах своей деятельности. В первую очередь это, как правило, законы Российской Федерации, касающиеся социальной работы, должностная инструкция для отдельного работника и Положение о подразделении социальной защиты или о социальной службе -- вся нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность учреждения, органов социальной защиты и их работников.

В качестве документа, легитимизирующего  деятельность социальных служб, может выступать федеральная или местная социальная программа, приказ или инструктивное письмо вышестоящего органа социальной защиты или федеральных и местных органов власти, их решение и т. п. В любом случае это документ, содержание которого должно отвечать критериям нравственности и ни в коем случае не может противоречить общим целям и задачам, единым для всех социальных служб и системы социальной защиты в целом, действующему законодательству. Обоснование деятельности как по форме, так и по содержанию может отличаться от целей в силу различных объективных причин.

Помимо официальных  документов, регламентирующих деятельность социальных служб и конкретных социальных работников, должно существовать четкое и ясное соглашение между специалистом и его клиентом о характере и целях их взаимодействия, порядке совместных действий. Это может быть договор, заключенный клиентом или от имени клиента с социальной службой, заявление или другой документ, направляемый клиентом (или лицом, имеющим право представлять его интересы) в адрес социальной службы.

Средства. Вопрос о соотношении цели и средств ее достижения является одним из ключевых вопросов этики. Для достижения поставленных целей социальный работник использует все доступные ему легальные средства - от материальных до духовных. При выборе средств необходимо руководствоваться этическими принципами, главный из которых - «не навреди». Социальный работник должен предвидеть, к каким последствиям может привести не только достижение поставленной им цели, но и применение избранных им средств достижения цели - «использование деструктивных средств приводит к трансформации и самой цели». Несмотря на то что цель, поставленная социальным работником, может быть высокоморальной, несоответствие ей средств, их аморальность может зачеркнуть все результаты деятельности.

Так, например, известно, что социальная работа ограниченна в средствах из-за недостаточного финансирования. Даже если в соответствии с действующим уголовным законодательством такой социальный работник не может быть привлечен к ответственности, его деятельность получит в общественном сознании негативную оценку, которая будет затем перенесена на весь институт социальной работы. Поэтому для социального работника действия по принципу вседозволенности, пусть даже во имя великой благородной цели, недопустимы. Для достижения поставленных целей необходимо выбирать только узаконенные, одобряемые обществом, имеющие высокую моральную ценность средства.

Действия. Решение социального работника приступить к действиям должно базироваться на понимании и знании того, какую пользу эти действия принесут клиенту и обществу. Действия должны осуществляться на основе уважения к клиенту и к лицам из его социального окружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Ответственность за разработку плана или программы этически приемлемых действий по реализации цели всегда полностью возлагается на социального работника. Несмотря на то, что клиент - полноправный участник обсуждения вариантов решения проблемы и даже обладает правом «вето» (т. е. может не согласиться на предлагаемый социальным работником вариант решения), принятия решения именно социальный работник как специалист, обладающий необходимыми знаниями и полномочиями, определяет порядок действий и, следовательно, несет за них ответственность. Этика требует, чтобы специалист всегда информировал своего клиента обо всех этапах предпринимаемых им действий и разъяснял их сущность, рассказывал обо всех существенных моментах, которые могут повлиять на достижение цели, а также на желание клиента достигнуть данной конкретной цели.

Конечный результат. Результат - это естественный ожидаемый продукт деятельности. Приступая к работе, социальный работник уже на этапе целеполагания представляет, что именно он хочет и может получить по завершении работы. Однако, как правило, реальный конечный результат отличается от результата планируемого, т. е. от поставленной цели, поскольку цель - это идеальный вариант ожидаемого результата. Насколько отличается реальное от идеального -- зависит и от объективных, и от субъективных причин. В любом случае социальный работник должен принять меры к тому, чтобы максимально нейтрализовать негативное действие субъективного фактора, т. е. мобилизовать себя и клиента, привлечь все необходимые ресурсы общества для выполнения поставленной задачи. Он также должен хорошо знать о возможных объективных препятствиях на пути к достижению цели и своевременно, в ходе разработки плана деятельности, предусмотреть варианты действий при их возникновении.

Однако успех также  должен «вписываться» в границы  этических норм, и социальный работник должен постоянно контролировать соответствие запланированного реально ожидаемому. Ему не следует начинать работу, если ее результаты способны оскорбить его моральное чувство, а негативные последствия поставят под вопрос его усилия. Это относится не только к его собственным действиям, но и к действиям его коллег, которые затрагивают и его самого как представителя данной структуры или всей системы.

В целом этика социальной работы включает в себя следующие  уровни:

- применение внутренних этических стандартов ко всем типам взаимодействий внутри системы: социальный работник - клиент, социальный работник - социальный работник, социальный работник - коллектив социального учреждения, социальная служба -- социальная служба и т. п. На этом уровне происходит формирование самих действий и отношений, возникающих в системе и их оценивание с точки зрения представителей профессиональной группы;

- оценка поведения и действий конкретных социальных работников и социальных служб с точки зрения этических стандартов универсального характера, принятых обществом в качестве моральных норм. На этом уровне социальные работники и их действия рассматриваются и оцениваются как бы извне, со стороны клиентов и их социального окружения. Вместе с тем на этом уровне на поведение и действия социальных работников также оказывается формирующее их с точки зрения ожиданий клиентов и их окружения воздействие;

- оценивание социальной работы в целом как социального института, в рамках которого социальные работники включаются в широкий спектр внешних взаимоотношений с любыми структурами, с точки зрения его (социального института) социальной целесообразности и нравственности. Этот уровень включает в себя оценку социальной полезности, необходимости социальной работы для общества и ее объективное признание обществом, сопоставление этичности содержания и внешних проявлений профессиональной деятельности с точки зрения ожиданий общества.

Этическая оценка на любом  из уровней носит объективно-субъективный характер. Субъективность оценки связана  с тем, что оценивание производится людьми и исключить личностный фактор не всегда удается. Так, например, в случае оценки социальной работы клиентом, его мнение во многом зависит от того, насколько полно удалось социальному работнику решить его личную проблему, и не всегда клиент учитывает действительно объективные возможности для такого решения.

Оценка, со стороны общества также может быть не вполне объективной, поскольку общество социально неоднородно; далеко не все граждане имеют исчерпывающие  сведения об институте социальной работы, его возможностях и потребностях. Оценка социальной работы как социального института обществом и государством, как правило, может различаться. Государство, создавая институт социальной работы, исходит из потенциала этого института, который может быть в будущем при определенных обстоятельствах реализован; для общества же наибольший интерес представляет не потенциал, а конечный результат, причем общество, безусловно, не всегда осведомлено об условиях, при которых деятельность института социальной работы становится оптимальной.

Нравственные нормы, регулирующие профессиональное поведение и отношения, возникающие в процессе профессиональной деятельности, в социальной работе выполняют определенные функции. Функции  этики профессиональной работы определяются множеством факторов, основными из которых являются сущность, содержание и направленность профессии.

Основными функциями  этики социальной работы можно считать  следующие:

оценочная - дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и действия, цели и задачи участников процесса, их устремления и намерения, избранные ими средства достижения цели и конечные результаты;

регулятивная - вытекает из потребности регулировать поведение и действия социального работника в различных формальных и неформальных ситуациях с тем, чтобы они гармонично вписывались в деятельность всей профессиональной группы и соответствовали сущности профессии;

организационная - служит улучшению организации социальной работы, требуя от участников процесса деятельности творческого выполнения своих обязанностей и профессионального долга;

управляющая - служит средством социального управления поведением и действиями социального работника в ходе процесса в интересах дела;

мотивационная - служит средством формирования социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;

координирующая - обеспечивает сотрудничество всех участников процесса оказания социальной помощи клиенту, основанное на доверии и взаимной помощи;

регламентирующая - направляет и обусловливает выбор социальным работником или социальной службой целей, методов и средств оказания помощи клиенту;

воспроизводственная - позволяет воспроизводить действия социальных работников и отношения социальных работников между собой и с клиентами на основах морали и нравственности;

воспитательная - служит средством воспитания и совершенствования личности как социального работника, так и его клиента и социального окружения клиента;

коммуникативная - служит средством коммуникации между специалистами и их клиентами;

оптимизирующая - способствует повышению эффективности и качества социальной работы, повышению статуса профессии в обществе, уровня его моральности;

стабилизирующая - способствует стабилизации отношений среди социальных работников, между социальными работниками и клиентами и их близкими, между социальными работниками и представителями различных учреждений;

рационализирующая - облегчает социальному работнику выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения профессиональной морали решения;

превентивная - предохраняет, предостерегает социального работника от поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;

прогностическая - позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных социальных работников и их коллективов, их этическое развитие;

разрешения противоречий - способствует устранению, разрешению и сглаживанию противоречий, возникающих в процессе социальной работы между ее субъектами и объектами;

информационная - приобщает социальных работников к системе ценностей профессиональной социальной работы и профессиональной морали;

социальная - способствует созданию условий, благоприятных для осуществления социальной работы в обществе;

социализирующая - служит делу приобщения социального работника к господствующей в обществе системе ценностей и морали.

Многообразие функций  профессиональной морали социального  работника обусловлено ее высокой  социальной значимостью.

Этически ориентированная  социальная работа соединяет сущее  с должным на основах морали и нравственности. Она не ограничивает себя абстрактными нормами и ценностями, а рассматривается в практических ситуациях, учит видеть контекст поведения и действий специалиста, выходящий за рамки чисто практических, непосредственных производственных интересов, т. е. помогает сопоставить объективное и субъективное, абсолютное и ситуативно обусловленное. Этика социальной работы изучает поведение специалиста относительно ценностных ориентации, оценивает его мотивы и результаты его действий с точки зрения добра и зла. Она подчиняется одному из важнейших этических постулатов: каждый социальный работник ответствен за зло и несчастье, о котором он знает и которое может предотвратить.

Информация о работе Нравственно-этические основы социальной работы