Нравственно-этические основы социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 06:08, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – всестороннее изучение и обоснование необходимости этической регламентации нравственно – этических основ социальной работы.
Задачи курсовой работы:
1)определить предпосылки нравственно-этических основ социальной работы.
2)изучить нравственно-этические основы социальной работы.
3) выявить нравственно-этические регуляторы социальной работы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Социальные отношения в обществе как предпосылка нравственно-этических основ социальной работы……………………………………………5
1.1. Сущность понятие «социальные отношения» и их роль в социальной работе……………………………………………………………………………..5
1.2. Типы социальных отношений и их специфика……………………………6
Глава 2. Нравственно-этические основы социальной работы…………………9
2.1. Гуманизм как мировоззрение………………………………………………..9
2.2. Нравственно-этическое содержание социальной работы………………..11
Глава 3. Нравственно-этические регуляторы социальной работы…………...25
3.1. Специфика нравственно-этических регуляторов в социальной работе…25
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………………...…28

Файлы: 1 файл

курсовая нравст отеч.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

К сожалению, индивидуальные представления о добре и зле всегда неизбежно ограничены, глубина нашей моральной оценки и обоснованность морального суждения лимитируются множеством факторов, среди которых и недостаточность индивидуальных знаний, и непривычка к этическим рефлексиям, и групповые, национальные и прочие предрассудки. Социальный работник как социальный менеджер, как лицо, изменяющее ситуацию и жизнь клиента, всегда стоит перед искушением считать свои моральные суждения, свое представление о должном и нормальном абсолютными и единственно правильными. Между тем, даже если не учитывать возможность ошибки в этом вопросе, вся социальная практика человечества показывает, что нельзя заставить человека быть счастливым на чужой лад, нельзя навязать ему судьбу и жизнь. Поэтому попытки интервенции в жизнь клиента, в его взаимоотношения с близкими и представления о действительности всегда должны быть результатом длительного размышления, анализа всех сторон действительности.

Помимо единых требований общественной морали, социальная работа регулируется также такими принципами профессиональной этики, как конфиденциальность и толерантность. В первом случае — это обязательство доверительного использования и неразглашения тех фактов о клиентах, которые стали известны социальному работнику в результате его деятельности, а во втором — необходимость терпимого отношения к религиозным, национальным, расовым, возрастным, социальным и поведенческим особенностям клиентов, не выходящим за рамки закона. В основе профессиональных принципов социальной работы лежит все тот же гуманистический фундамент, который вообще является основанием для всей этой профессиональной деятельности, личностной предрасположенности и выбора судьбы, описываемых понятием «социальная работа».

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Долг и ответственность перед обществом и государством требуют от социального работника в первую очередь использования всех его профессиональных знаний и навыков, таланта и душевных качеств в интересах общества и государства, - т.е. следования социальным работником установлениям принятой государством социальной политики. Долг предполагает выбор приоритетов деятельности и способов ее осуществления на основании понимания им (работником) целей и задач профессии, институциализированной обществом и государством, а также социального содержания его деятельности.

Социальная работа, как  особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления  принципов и норм поведения специалистов. Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые необходимо решать в самом процессе деятельности и которые нередко являются предметом этой деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жёстких моральных принципов и норм.

Исходя из предписанных в Этическом кодексе социального работника положений, строится работа социального работника с клиентом, основываясь на главном принципе социальной работы - все действия совершаются исключительно в интересах клиента, что говорит о важности знания нравственно-этических основ социальным работником, их грамотном использования и в случае появления противоречивых ситуаций, этический кодекс должен стать основным регламентирующим документом в разрешение проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы: 
1.Учебники и учебные пособия:  
1.1. Кадровое обеспечение социальных служб: подготовка и переподготовка. / Отв. ред. Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 391 с.  
1.2. Лекции по технологии социальной работы: В 3 ч. / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Книга, 1998. – 482 с.  
1.3. Нравственно-гуманистические истоки социальной работы: Теория и методика социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Мысль, 1994. – 575 с.  
1.4. Проблемы социальной работы в России (Материалы первой национальной конференции). – М.: Норма, 1995. – 380 с.  
1.5. Российская энциклопедия социальной работы. / Под ред. A.M. Панова и Е.И. Холостовой. — М.: Норма, 1997. – 415 с.  
1.6. Социальная работа. / Под ред. И.А. Зимней. – М.: Проспект, 1994. – 386 с.  
1.7. Социальная работа (Вопросы и ответы). / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Норма, 1997. – 471 с.  
1.8. Социальная работа и социальные технологии (Материалы методологического семинара). / Отв. ред.-сост. Т.В. Шеляг. – М.: Логос, 1995. – 416 с.  
1.9. Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. / Отв. за выпуск П.Е. Злобин. – М.: Мир книги, 1997. – 375 с.  
1.10. Социальные ресурсы и социальная политика. / Под ред. Г.Г. Шаталина, В.Г. Гребенникова. – М.: Просвещение, 1990. – 461 с.  
1.11. Социальные технологии: Толковый словарь. / Отв. ред. В.Н. Иванов. – М.: Мысль, 1995. – 500 с.  
1.12. Социальное управление: Словарь. / Под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепенкова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 480 с.  
1.13. Справочное пособие по социальной работе. / Под ред. A.M. Панова, Е.И. Холостовой. – М.: Мысль, 1997. – 360 с.  
1.14. Теория и методика социальной работы. / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Книга, 1994. – 482 с.  
1.15. Теория и методика социальной работы. / Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Проспект, 1998. – 424 с.  
1.16. Энциклопедический социологический словарь. – М.: Мысль, 1995. – 560 с.  
1.17. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ. – М.: Норма, 1994. – 394 с.  
1.18. Эффективность социальной работы: Методологический семинар. / Сост. ред. В.В. Колков. – М.: Книга, 1998. – 296 с.  
 
 
2.Периодические материалы:  
2.1. Зайнышев И.Г., Злобин П.Е. Анализ состояния подготовки специалистов по социальной работе в вузах Российской Федерации. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1994. – № 3. – С. 23-31.  
2.2. Зайнышек И.Г. О качестве подготовки специалистов. // Вестник социальной работы. – 1993. – № 1. – С. 13-232 .  
2.3. Панов A.M. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования. // Российский журнал социальной работы. – 1995. – № 1. – С. 24-29.  
2.4. Соколова Г.Н. Занятость и безработица в условиях рыночной модернизации. // Социс. – 1998. – № 9. – С. 15-24.  
2.5. Хасаев Г.Р. Особенности региональной безработицы. // Социс. – 1998. – № 4. – С. 2-12.

 

 

 




Информация о работе Нравственно-этические основы социальной работы