Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 06:08, курсовая работа
Цель исследования – всестороннее изучение и обоснование необходимости этической регламентации нравственно – этических основ социальной работы.
Задачи курсовой работы:
1)определить предпосылки нравственно-этических основ социальной работы.
2)изучить нравственно-этические основы социальной работы.
3) выявить нравственно-этические регуляторы социальной работы.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Социальные отношения в обществе как предпосылка нравственно-этических основ социальной работы……………………………………………5
1.1. Сущность понятие «социальные отношения» и их роль в социальной работе……………………………………………………………………………..5
1.2. Типы социальных отношений и их специфика……………………………6
Глава 2. Нравственно-этические основы социальной работы…………………9
2.1. Гуманизм как мировоззрение………………………………………………..9
2.2. Нравственно-этическое содержание социальной работы………………..11
Глава 3. Нравственно-этические регуляторы социальной работы…………...25
3.1. Специфика нравственно-этических регуляторов в социальной работе…25
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы………………………………………...…28
Вопросы социальной ответственности наиболее непосредственно встают перед социальными работниками при практической работе с клиентами. В той мере, в какой происходят изменения с клиентом или в социальной среде, меняется и сама ситуация, а следовательно, и ее этическая оценка. Реализация этической оценки при этом возможна на различных уровнях - от уровня отдельного клиента до уровня всего общества. В связи с оценкой деятельности правомерно ставить вопрос о критериях моральности, в соответствии с которыми эта оценка производится.
Под критерием моральности (нравственности) понимается совокупность представлений о добре и зле, справедливости как содержании моральных требований к профессиональному поведению и действиям. Критерии нравственности в социальной работе двояки - с одной стороны, они содержат требования общего характера к действиям социального работника, имеющим общесоциальное значение, с другой - содержат требования к эффективности и качеству самой социальной работы. Такой подход к определению критериев нравственности не позволяет свести их к узкопрофессиональным интересам и в то же время не дает возможности игнорировать общегуманистические ценности профессии. Можно выделить на этом основании ряд критериев.
Содействие общественному прогрессу. Этот критерий характерен для всех видов профессиональной деятельности, и каждая профессия вносит свой вклад в общественный прогресс. Социальный работник, как профессионал, обязан содействовать самореализации своего клиента, повышению его личностного потенциала. Соответственно, повышение потенциала личности приведет к повышению потенциала всего общества, что и будет способствовать социальному прогрессу.
Формирование
Социальная целесообразность. Социальная работа в целом и деятельность каждого отдельного социального работника или службы руководствуется критерием социальной целесообразности, основанном на потребностях и возможностях общества. Именно общество определяет, какие категории граждан и на каких условиях становятся клиентами социальных служб, какого рода услуги им могут быть предложены.
Сотрудничество участников процесса. Нравственной можно считать только такую деятельность социального работника, которая приводит к активному сотрудничеству участников процесса (коллег, клиента, его близких), что, в свою очередь, влияет положительно на результаты взаимодействия, повышает авторитет как социального работника и социальной работы в целом, так и клиента.
Обеспечение всестороннего положительного влияния на участников процесса. Социальный работник оказывает многостороннее влияние в ходе своей профессиональной деятельности. Решая (или способствуя решению) проблем клиента, он одновременно воздействует на материальные условия его жизни, его психику, причем вне зависимости от того, какая именно помощь клиенту требуется и оказывается. Оказывается влияние и на коллег социального работника - он может служить примером для них. Положительное влияние тем самым оказывается и на все общество, заинтересованное в максимальной эффективности социальной работы.
Критерии моральности социальной работы могут служить не только для оценки деятельности специалистов в области социальной работы и самой социальной работы как специфического вида профессиональной деятельности, но и для оценки самих моральных требований к социальной работе. Они позволяют различить узкопрофессиональные нормы, выражающие интересы социальных работников как представителей профессии, и нравственные нормы, представляющие ценность и интерес для всего общества. Собственно, вторая группа профессиональных этических норм социальной работы и является той нравственной основой, которая привела к появлению в нашем обществе профессии социального работника.
Кроме того, к нравственно- этическим основам, следует относить основные принципы этики социальной работы. Личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий. Разрабатывая вместе с клиентом план совместных действий, социальный работник, вооруженный знанием не только сущности проблемы клиента и его потребностей, но и возможностей системы социальной защиты для ее решения, количества и качества средств, потребных для решения проблемы, несет ответственность за последствия принимаемого решения.
Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий. Уважение этого права клиента есть проявление уважения прав человека. Клиент социальной службы как личность обладает всеми правами человека, в том числе и правом самостоятельно определять свою судьбу, образ и стиль жизни, иметь .собственные убеждения, суждения, взгляды, собственные понятия о добре и зле. Приступая к работе, социальный работник выясняет не только проблемы и потребности своего клиента, но и его видение решения проблемы, в том числе и конечного результата совместных действий. Социальный работник, предлагая клиенту план действий, по его мнению наиболее полно отвечающий нуждам клиента, аргументирует свое мнение, но тем не менее, клиент имеет право отказаться от предложенного варианта. Он имеет право отказаться от продолжения уже начатой работы, если его мнение в силу каких-либо причин изменилось.
Принятие клиента таким, каков он есть. В социальной помощи нуждаются люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, причем причины этого обстоятельства могут быть разными - как объективными, так и субъективными, не зависящими от самого Клиента и кроющимися в его личности и избранном им стиле жизни. Клиент может быть застенчивым или наоборот, грубым, но то и другое мешает ему установить нормальные взаимоотношения с людьми; он может страдать от недостатка силы воли или упорства в достижении поставленной цели; наконец, он может быть человеком не вполне здоровым физически или психически или поведение его может быть охарактеризовано как девиантное - он таков, каков он есть, и с ним надо работать, даже если клиентом социальной службы его сделали его же недостатки. Однако принятие клиента таким, каков он есть, вовсе не означает одобрения всех его поступков.
Конфиденциальность - один из ведущих принципов сотрудничества социального работника и клиента. Все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, является конфиденциальной информацией, и клиент должен быть поставлен об этом в известность. Сведения о клиенте социальный работник может сообщить третьему лицу только с разрешения клиента и только тем, кто имеет отношение к решению проблем клиента. Например, практически всегда социальный работник ставит в известность свое руководство обо всех значимых обстоятельствах дела клиента - это является необходимым для оказания наиболее адекватной обстоятельствам и эффективной помощи и основанием для привлечения к решению проблемы других подразделений социальной службы и даже сторонних организаций. Но социальный работник обязан при этом поставить в известность клиента о том, что информация будет передана работникам социальной службы.
Доброжелательность - основа нравственной культуры социального работника, принцип профессиональной этики и одно из непременных условий его успешного взаимодействия с клиентом. Само содержание социальной работы как профессиональной деятельности основано на желании людям добра и творении добра. Доброжелательность присутствует на всех этапах взаимодействия специалиста с клиентом. Доброжелательность помогает ему найти верный тон при первом разговоре с клиентом, вызывает клиента на откровенный рассказ о своих проблемах и трудностях. Желая добра клиенту, социальный работник осуществляет необходимое руководство его действиями, тактично указывает на его ошибки и недостатки, помогает в решении трудных проблем или берет на себя заботу о клиенте полностью.
Бескорыстие - необходимый принцип этики социальной работы. Он не входит в противоречие с тем обстоятельством, что социальный работник, являясь трудящимся, работающим по найму, получает за свою работу соответствующую заработную плату. Бескорыстие проявляется в отношениях социального работника и его клиента, поскольку клиент не оплачивает услуг специалиста. Если клиенту оказываются платные услуги, то делает это учреждение социальной защиты, а не отдельный социальный работник, хотя выполняет работу именно он, а учреждение эту работу оплачивает. Такие опосредованные финансовые отношения между социальным работником и клиентом дают право считать основой их отношений отсутствие материальной заинтересованности друг в друге, бескорыстие со стороны социального работника.
Честность и открытость во взаимоотношениях социального работника и его клиента являются основой их взаимного доверия и уважения, а значит, и плодотворного сотрудничества. Социальному работнику следует знать, что доверие со стороны клиента к нему - не обязанность, а следствие его деятельности. Доверие не выдается, а заслуживается. Поэтому отношения социального работника и клиента могут строиться только на основах открытости и честности. Социальный работник не вправе скрывать от клиента правдивую информацию, важную для его жизнедеятельности; он должен видеть в клиенте своего полноправного союзника и партнера, а от партнера скрывать ничего нельзя.
Полнота информирования
клиента о предпринимаемых
Отсутствие предрассудков и предубеждений в отношении клиента -непременное условие установления отношений сотрудничества с клиентом. Социальный работник, приступая к работе с конкретным клиентом, должен помнить, что каждый человек имеет право на собственные убеждения, взгляды, идеи, мнения и т. п., и его воззрения не обязательно должны совпадать с воззрениями социального работника. Мировоззрение человека в определенной мере формируется под влиянием условий социальной действительности, в которой протекает его жизнедеятельность, а поскольку набор таких условий может быть любым, социальному работнику, как и каждому специалисту, работающему с людьми, приходится иметь дело с широким спектром взглядов и убеждений.
Подход, направленный на гармонизацию интересов социума и индивида, позволяет социальному работнику в своей практической деятельности осуществлять стратегию сотрудничества с клиентом, исключающую возможность диктата одной из сторон, и наиболее полно реализующую права человека в отношении обоих участников процесса.
Одной из важнейших функций морали является укрепление общественных отношений, что особенно актуально для России на современном этапе ее развития. Осуществление этой функции стало бы невозможным при противопоставлении социальными работниками интересов клиентов и общества. Действия социального работника и института социальной работы в целом, направленные на развал общества и ведущие к ослаблению государства, не только глубоко безнравственны - они опасны для государства и поэтому должны быть полностью исключены из практики социальной работы.
Решение проблемы этической оценки сопоставления интересов общества и клиента социальной службы может быть переведено в чисто практическую плоскость. С этой точки зрения можно рассматривать вопрос об уровнях взаимоотношений и общения социального работника и его клиента.
Общественная мораль, индивидуальный нравственный контроль — могучие факторы регуляции человеческого поведения. Они не имеют писаных, зафиксированных в законе норм, но заветы нравственности могут быть более непреложными, чем юридические положения. Конечно, на страже этих норм не стоит система разветвленных государственных институтов, надзирающих за их исполнением и наказывающих за нарушение, но нечувствительные, на первый взгляд, механизмы долга, совести, общественного мнения удерживают поведение индивидов в нужных рамках более надежно, чем страх наказания.
Социальная работа более других профессий располагается в границах нравственного выбора и этического поведения. Социальный работник должен стремиться к благу и избегать зла. Его личностное вознаграждение в значительной степени заключается в чувстве морального удовлетворения от сознания выполненного долга, а не в материальном поощрении. Сама мотивация его деятельности объясняется в первую очередь принятием на себя социального долженствования как индивидуального долга, личностной обязанности, которую за него не может выполнить никто.
Глава 3. Нравственно-этические регуляторы социальной работы.
3.1. Специфика нравственно-этических регуляторов в социальной работе.
Моральное содержание социальной работы влечет за собой определенные нравственные противоречия, которые постоянно приходится разрешать каждому специалисту в своей практике. Это прежде всего неприменимость абсолютных, метафизических, одномерных трактовок добра и зла как совершенно противоположных социальной действительности в целом и социальной ситуации каждого конкретного клиента. Так, всякая помощь связана со скрытой опасностью воспитания иждивенчества или угрозой посягательства на свободу личности. В то же время воспитание самостоятельности, опоры на собственные силы чревато переоценкой этих собственных сил, надломом клиента, его неблагоприятным социальным самочувствием.
Добро и зло могут взаимосближаться, переходить друг в друга, менять свои полюсы при разных точках зрения и на разных этапах развития социальной ситуации. Поэтому социальный работник, оказывая содействие клиенту, должен полно и всесторонне анализировать его социальную проблему и особенности его личности, чтобы принести пользу и избежать вреда.
Информация о работе Нравственно-этические основы социальной работы