О системогенетическом подходе в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:02, статья

Описание работы

Цель статьи – познакомить читателей с различными аспектами
научной деятельности доктора психологических наук, профессора, действительно-
го члена Российской академии образовании Владимира Дмитриевича Шадрикова
(р. 1939 г.). В статье представлен краткий анализ его основных публикаций по
проблемам деятельности, способностей, индивидуальности, внутреннего мира че-
ловека, рассмотренных в контексте развития образования. Показано, что систе-
ма взглядов видного российского ученого на пути решения проблем психологии раз-
вития, обучения и воспитания Человека сформировала методологию системогене-
тического подхода в психологии.

Файлы: 1 файл

психология 2.docx

— 69.28 Кб (Скачать файл)

О СИСТЕМОГЕНЕТИЧЕСКОМ ПОДХОДЕ 

В ПСИХОЛОГИИ

Г. А. Суворова

Аннотация. Цель статьи –  познакомить читателей с различными аспектами 

научной деятельности доктора  психологических наук, профессора, действительно-

го члена Российской академии образовании Владимира Дмитриевича  Шадрикова 

(р. 1939 г.). В статье представлен  краткий анализ его основных  публикаций по

проблемам деятельности, способностей, индивидуальности, внутреннего мира че-

ловека, рассмотренных в контексте развития образования. Показано, что систе-

ма взглядов видного российского  ученого на пути решения проблем  психологии раз-

вития, обучения и воспитания Человека сформировала методологию  системогене-

тического подхода в психологии. Отмечается, что системогенетическая  парадиг-

ма открывает много  новых аспектов в исследовании актуальных проблем фунда-

ментальной и прикладной психологии на качественно новом  уровне.

Ключевые слова: системогенез, деятельность, способности, индивидуальность,

внутренний мир человека, развитие, обучение, воспитание, образование.

Summary. The purpose of the article is to describe different areas of scientific work of Vladimir Dmitriyevich Shadrikov (born in 1939), Doctor of Psychology, Professor, fellow of the

Russian Academy of Education. The article briefly covers all of his fundamental publications

on activity, abilities, individuality and inward man that are considered in the context of

evolution of education. The author argues that as the distinguished Russian scientist was

working at the issues of developmental and educational psychology he developed the methodology of system genesis approach in psychology. It is stated that the system genesis paradigm

opens new aspects in fundamental and applied psychology research on a new level.

Keywords: system genesis, activity, abilities, individuality, the inward man, development,

teaching, education.

«…В настоящее время складываются условия для действительной и после-

довательной реализации системного подхода. Это относится как к общей тео-

рии психологии, так и  к ее специальным областям»

Системогенетическая парадигма 

как новый этап развития

системного подхода в  психологии:

краткое введение

В разработке методологических и

теоретических проблем психологии,

ее понятийного аппарата, исследова-

нии, описании и объяснении психиче-

ского, формулировании законов функ-

ционирования психики, анализе тен-

денций развития психологической на-

уки прочное место начинает занимать

системогенетический подход.

Создатель нового системогенети-

ческого направления в  психологии – 

Владимир Дмитриевич Шадриков


 

Имя Владимира Дмитриевича 

Шадрикова (р. 1939 г.) – видного Рос-

сийского ученого, ученого-методолога

отечественной психологической  науки,

доктора психологических  наук (1977 г.),

профессора (1978 г.), член-кор ре спон-

дента АПН СССР (1982 г.), действитель-

ного члена РАО (1992 г.), основателя и 

руководителя одной из ведущих науч-

ных психологических школ в современ-

ной России, крупного государственного

и общественного деятеля  – хорошо из-

вестно в нашей стране и за рубежом 

всем, кто связан с вопросами  психоло-

гической науки и психолого-педаго ги-

че ской практики в образовании. В фун-

даментальной и теоретической  психо-

логии он является авторитетным иссле-

дователем деятельности и  способно-

стей человека, сформировавшим новые

перспективные направления  их изуче-

ния и показавшим их глубинную вну-

треннюю взаимосвязь с  методологиче-

скими проблемами психологии разви-

тия человека, его профессионального 

обучения, научения в широком  смысле

слова. Последовательно разрабатывая

и реализуя принципы системного под-

хода для решения теоретических про-

блем психологии и практических задач,

стоящих перед ней в  различных сферах

жизни современного российского об-

щества, он формулирует теоретические

и методологические положения, выде-

ляет новые стратегии  в познании и по-

нимании мира психического, объектив-

ных законов психики, внутренней жиз-

ни человека.

Сформировав строгий понятийный

аппарат для описания закономерностей 

психики, деятельности и  способностей

человека, его внутреннего  мира, выде-

лив методологические принципы и тео-

ретические процедуры  системного ана-

лиза психического как  сложного объек-

та познания, В. Д. Шадриков делает

важный шаг в развитии системы психо-

логического знания о фундаменталь-

ных проблемах психологии [1].

2. Методологические 

и теоретические вопросы 

психологииm в трудах

В. Д. Шадрикова:

системогенетический аспект

Общий список трудов В. Д. Шадри-

кова включает более 200 работ, кото-

рые характеризуют его  облик как 

теоретика-методолога, имеющего свою

собственную четкую научную  позицию 

по многим теоретическим  вопросам

психологии и их связи  с практикой 

развития, обучения и воспитания, вы-

двинувшего ряд принципиально важ-

ных теоретических положений  и гипо-

тез, имеющих отношение  ко многим

отраслям психологической  науки и 

обогативших ее самые разные отрас-

ли, сформировавшего свою научную 

школу в области системогенеза  дея-

тельности, способностей, внутреннего

мира человека. Через все  труды 

В. Д. Шадрикова проходит идея систе-

могенетического анализа  психики,

психики как целостной  системы в раз-

витии [2–15].

Системогенетическое направление 

разрабатывается в трудах В. Д. Шадри-

кова и его учеников с 1976 г. по настоя-

щее время. В 1976 г. В. Д. Шадриков

защищает в Ленинградском  государ-

ственном университете им. А. А. Жда-

нова докторскую диссертацию на тему

«Системный подход в психологии про-

изводственного обучения», заложив-

шую основы научной школы  по про-

блемам системогенеза  деятельности.

Затем выходят его основополагающие

работы по психологии деятельности

и способностей человека (статьи, мо-


 

нографии, учебные пособия, др.), в 

которых он развивает основные тео-

ретические положения  концепции си-

стемогенеза деятельности и  психоло-

гической теории способностей чело-

века. Одновременно с этим он разра-

батывает важные теоретические  во-

просы психологии индивидуальности

человека, его внутреннего  мира в кон-

тексте проблем содержания современ-

ного образования.

Отличительная черта научных раз-

работок В. Д. Шадрикова –  раскрытие 

методологических возможностей си-

стемного подхода в  познании и пони-

мании психического, объективных за-

конов психики, мира внутренней жиз-

ни человека, его интеллектуальной

деятельности. Научные исследования

ученого по разработке методологиче-

ских и теоретических  вопросов психо-

логии входят в фонд отечественной 

психологической науки и  отечествен-

ного образования, отражают много-

гранный характер его научной деятель-

ности и государственный  масштаб 

мышления. Они опубликованы в ряде

монографий и методологических ста-

тей, научных докладов и  выступлений 

на съездах психологов, международ-

ных, всероссийских конференциях по

психологии, симпозиумах  и круглых 

столах, представлены в многочислен-

ных интервью и беседах  с разными ка-

тегориями работников образования.

Наиболее крупные и  весомые ра-

боты теоретико-методологического

плана: опубликованы в авторитетном

по научному статусу журнале – «Пси-

хологическом журнале» Академии

наук СССР (ныне РАН); утверждены к

печати Институтом психологии Ака-

демии наук СССР (ныне Институт

психологии РАН); вышли  в издатель-

стве «Наука»; изданы в  сериях «Психо

логи отечества» и «Достижения  в пси-

хологии»; имеют гриф Министерства

образования РФ и рекомендованы  в

качестве учебных пособий  для студен-

тов высших учебных заведений.

Кратко охарактеризуем эти  рабо-

ты в назывном плане. Научную  пози-

цию В. Д. Шадрикова в разработке

проблем деятельности и способно-

стей как самостоятельных  фундамен-

тальных проблем психологии, имею-

щих диалектическую взаимосвязь, от-

ражают четыре теоретико-методо ло-

ги че ские статьи, опубликованные в

Психологическом журнале:

● «Психологический анализ дея-

тельности как системы» (Психологиче-

ский журнал. – 1980. – Т. 1. – № 3. – 

С. 33–46).

● «Проблемы профессиональных

способностей» (Психологический  жур-

нал. – 1982. – Т. 3. – № 5. – С. 13–26).

● «О содержании понятий  «спо-

собности» и «одаренность» (Психоло-

гический журнал. – 1983. –  Т. 4. – № 5. – 

С. 3–10).

● «О структуре познавательных

способностей» (Психологический  жур-

нал. – 1985. – Т. 6. – № 3. – С. 38–46).

В этих статьях В. Д. Шадриков ста-

вит основные теоретико-методо ло ги че-

ские вопросы, которые  в дальнейшем

составят содержание научно-обо  сно-

ван ной программы и  во многом опреде-

лят стратегию экспериментальных ис-

следований по системогенезу  деятель-

ности и способностей человека.

Методологически важное для раз-

вития системы высшего профессио-

нального образования  имеет публика-

ция В. Д. Шадрикова «Методологиче-

ские проблемы профессионального

обучения», вышедшая в коллективной

монографии «Методология инженер-

ной психологии, психологии труда и


 

управления», посвященной анализу ак-

туальных проблем прикладной психо-

логии и изданной Институтом психо-

логии Академии наук СССР (Отв. ред.:

член-корреспондент АН СССР Б. Ф. Ло-

мов и доктор психологических  наук

В. Ф. Венда. – М.: Издательство «Нау-

ка», 1981. – С. 43–58). Пути решения

выделенных методологических про-

блем психологии профессионального

обучения раскрываются в другом мето-

дологически значимом печатном труде-

монографии «Введение  в психологиче-

скую теорию профессионального обу-

чения» (Ярославль, ЯГУ, 1981).

Весьма значима для разработки ме-

тодологии психологического анализа 

деятельности монография В. Д. Ша-

дрикова «Проблемы системогенеза 

профессиональной деятельности»,

утвержденная к печати Институтом

психологии АН СССР и вышедшая в

издательстве «Наука»  в 1982 г. От-

ветственный редактор этой моно-

графии доктор философских  наук

К. А. Абульханова-Славская. В 2007 г.

вышло второе издание этой моногра-

фии. Первая глава этого  фундаменталь-

ного труда «Системный подход к изуче-

нию деятельности», раскрывающая

сущность и принципы системного ис-

следования деятельности как сложно-

го объекта познания и  содержащая

основные рабочие понятия  общепси-

хологической теории деятельности, в

силу своей огромной информационно-

дидактической значимости в  сокра-

щенном варианте была помещена в

«Хрестоматию по инженерной психо-

логии» (Сост.: Б. А. Душков, Б. Ф. Ло-

мов, Б. А. Смирнов. Под ред. Б. А. Душ-

кова: Учебное пособие. –  М.: Высшая

школа, 1991. – С. 171–183).

В 1997 г. в серии «Психологи оте-

чества» выходит другой фундамен-

тальный труд ученого –  монография

«Способности человека» (М.: Инсти-

тут практической психологии, Воро-

неж: НПО «Модек», 1997), в  котором 

излагается система научных  взглядов

В. Д. Шадрикова в области  психоло-

гии способностей, при этом общие

положения разработанной  им теории

способностей, раскрывающей сущ-

ность, структуру, детерминацию раз-

вития способностей, пути овладения 

человеком своими способностями,

интерпретируются им на мнемиче-

ских, перцептивных и духовных спо-

собностях в контексте  деятельности,

а также обучения и развития в процес-

се освоения деятельности, и под-

тверждаются экспериментальными

данными, полученными аспирантами,

докторантами и коллегами-пси  хо ло га-

ми. В монографии помещен  список

наиболее значимых научных  трудов

В. Д. Шадрикова [14].

Духовные способности  как объект

научного исследования в  психологии

В. Д. Шадриков рассматривает  в от-

дельной монографии (Духовные спо-

собности. – М.: Магистр, 1998). В этой

работе ученый впервые  дает анализ

понятий духовных способностей и ду-

ховных состояний, показывает эволю-

цию природных способностей в ду-

ховные, рассматривает архиважные

для системы образования  вопросы 

развития и воспитания духовности,

духовных способностей человека,

предлагает новое понимание  педаго-

гических способностей как  духовных

(книга выдержала три  издания) [3].

Три книги В. Д. Шадрикова  выхо-

дят с грифом Министерства образова-

ния РФ. Прежде всего, следует  назвать 

новый тип учебного пособия  по общей

психологии для студентов  педагогиче-

ских вузов, написанный под руковод-


 

ством В. Д. Шадрикова и  в соавторстве 

с группой ярославских  психологов – 

«Познавательные процессы и  способ-

ности в обучении: Учебное  пособие 

для студентов пединститутов. – М.:

Просвещение, 1990», которое  объеди-

нило информационные и  прак ти ко-ме-

то ди ческие функции и  предложило

педагогам современные методы диа-

гностики уровня развития познава-

тельных способностей. Особого  вни-

мания заслуживает первое в России

интегративное учебное пособие  по об-

щей психологии, педагогической пси-

хологии, психологии труда  и психоло-

гии развития – «Психология  деятель-

ности и способности человека: Учеб-

ное пособие. – М.: «Логос», 1996». Кни-

га выдержала два издания; первое под

названием «Деятельность  и способно-

сти» вышло в 1994 г. в  рамках програм-

мы «Обновление гуманитарного обра-

зования в России». В этой книге впер-

вые показана взаимосвязь  проблем 

психологии индивидуальной трудовой

деятельности, учебной деятельности и 

способностей через понимание  психо-

логической сущности обучения как 

процесса формирования психологиче-

ской системы деятельности.

Следует отметить и первое в Рос-

сии учебное пособие монографическо-

го плана, раскрывающее психологиче-

скую сущность человека и  становление 

духовных основ человечности – «Про-

исхождение человечности: Учебное 

пособие для высших учебных заведе-

ний. – М.: Логос, 1999», –  также выдер-

жавшее два издания (второе – 2001 г.).

Рассматривая эволюционный путь,

который прошло человечество в сво-

ем развитии, В. Д. Шадриков выделя-

ет специальные механизмы  выжива-

ния человека как биологического вида

– его природные способности, при-

родный интеллект (способности  ин-

дивида) и показывает, как  на их осно-

ве в условиях групповой жизнедея-

тельности развивается социальный

интеллект, способности человека как 

субъекта деятельности и  личности.

Впервые категории духовности и че-

ловечности вводятся в  систему психо-

логического знания. Ставя  вопрос о 

духовности как специфически челове-

ческом способе психической жизни,

В. Д. Шадриков рассматривает  вопро-

сы развития и воспитания духовных

способностей и констатирует важ-

ность системогенетического подхода 

к происхождению человечности и ее

взаимосвязи с моралью [9].

Значительную методологическую

значимость и большую  практическую

связь с педагогикой имеют  книги «Фи-

лософия образования и  образователь-

ные политики» (М.: Логос, 1993) и 

«Индивидуализация содержания обра-

зования» (М.: Издательский центр 

«Вентана-граф», 1997). В первой книге

В. Д. Шадриков, обращаясь  к родите-

лям, учителям, организаторам  образо-

вания, студентам педагогических ин-

ститутов и университетов, выделяет

узловые проблемы развития образова-

ния и педагогической науки  в канун 

XXI в.: формирование педагогики  лич-

ности; взаимосвязи универсальной,

общечеловеческой миссии образова-

ния и его этнокультурной функции и 

принципы и пути построения инди ви-

ду аль но-ориентированного образова-

тельного процесса. Во второй – ставит

вопросы трансформации содержания

образования в соответствие с типом 

познания действительности челове-

ком, типом интеллекта ученика, доми-

нирующим способом его  мышления и 

мерой выраженности отдельных спо-

собностей и организации  учебного


 

процесса на основе индивидуально-

ориентированного учебного плана. Глу-

бокий анализ универсальной и этно-

культурной функций образования по-

зволил В. Д. Шадикову разработать 

принципы построения индивидуально-

ориен ти ро ван ного учебного плана и

выбора содержания образования  в фе-

деративном государстве. В. Д. Шадри-

ков впервые подводит итог дискуссиям

о соотношении репродуктивного и раз-

вивающего типов обучения в освоении

содержания образования. Обучение по

своей сути, констатирует он, является

одновременно и репродуктивным и раз-

вивающим. Развивающая функция  обу-

чения наиболее ярко выступает  в тех 

случаях, когда методы и задачи обуче-

ния осознанно направлены не только

на передачу знаний и навыков, но и на

развитие личности и ее способностей:

когда ученик в процессе обучения учит-

ся овладевать и управлять  своими спо-

собностями, понимая их операционные

механизмы и формируя у  себя соответ-

ствующий интеллектуальный инстру-

ментарий [14, с. 48–49].

На протяжении последних  лет 

В. Д. Шадриковым опубликованы еще 

несколько важных монографий, посвя-

щенных анализу теоретико-методо ло-

ги че ских вопросов психологии:

«Способности и интеллект  чело-

века» (М.: Современный гуманитар-

ный университет, 2004), в которой 

Владимир Дмитриевич на основе ав-

торского понимания способностей

раскрывает сущность интеллекта,

предлагает новую модель интеллекта

и выделяет пути его развития через

освоение и формирован интеллекту-

альных операций, накопление мен-

тального опыта, включение  в интел-

лектуальную деятельность всего  вну-

треннего мира человека.

«Интеллектуальные операции» 

(М.: Логос, 2006), в центре  внимания 

которой находятся интеллектуальные

операции как самостоятельный  класс 

психологических действий, дается их

определение, проводится систематиза-

ция, а также показывается возмож-

ность их развития. Своего рода «пери-

одическая система интеллектуальных

операций» конкретизирует путь разви-

тия операционных характеристик  спо-

собностей: становится ясно, за счет

чего можно «увеличивать число актив-

но используемых действий и формиро-

вать обобщенное умение в их выполне-

нии». Эта книга имеет  большое значе-

ние для развития таких  направлений 

психологии, как психология обучения,

психология способностей, психология

мышления, педагогическая психоло-

гия, психодиагностика, психология

учебной деятельности и др.

Важным событием в разработке

методологических проблем  современ-

ной психологии стало издание моно-

графии «Мир внутренней жизни  чело-

века» (М.: Логос, 2006). Книга  получи-

ла очень высокую оценку научной об-

щественности и была отмечена как 

фундаментальный труд, открывающий 

перспективы развития психологиче-

ской науки и показывающий пути вы-

хода ее из состояния перманентного 

кризиса и перехода на новый в методо-

логическом отношении этап развития.

Два центральных ведущих  психологи-

ческих журнала – «Вопросы психоло-

гии» и «Психологический журнал» – 

поместили рецензии на эту  книгу.

А. В. Карпов отмечает, что  В. Д. Ша-

дриков делает значительный шаг в

развитии представлений о предмете

психологии, намечает и реализует 

стратегию перехода от глобально-

аналитического этапа  развития психо-

Информация о работе О системогенетическом подходе в психологии