О системогенетическом подходе в психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:02, статья

Описание работы

Цель статьи – познакомить читателей с различными аспектами
научной деятельности доктора психологических наук, профессора, действительно-
го члена Российской академии образовании Владимира Дмитриевича Шадрикова
(р. 1939 г.). В статье представлен краткий анализ его основных публикаций по
проблемам деятельности, способностей, индивидуальности, внутреннего мира че-
ловека, рассмотренных в контексте развития образования. Показано, что систе-
ма взглядов видного российского ученого на пути решения проблем психологии раз-
вития, обучения и воспитания Человека сформировала методологию системогене-
тического подхода в психологии.

Файлы: 1 файл

психология 2.docx

— 69.28 Кб (Скачать файл)

 

пает как психологическая  система де-

ятельности. Поэтому анализ деятель-

ности можно проводить  в соответ-

ствии с архитектоникой психологиче-

ской системы деятельности, раскры-

вая содержание отдельных ее компо-

нентов. Любую деятельность можно 

охарактеризовать как  со стороны раз-

вития, так и со стороны  механизмов

функционирования структуры. При 

этом автор теории системогенеза дея-

тельности подчеркивает, что  в каждой

конкретной деятельности различны:

содержание выделенных компонентов 

психологической системы  деятельно-

сти; механизмы формирования выде-

ленных компонентов; соотношения

между компонентами психологиче-

ской системы деятельности; связи

между компонентным составом и про-

дуктивностью психологической  систе-

мы деятельности; системообразующие 

факторы деятельности на разных эта-

пах ее освоения. Он обосновывает по-

казатели сформированности деятель-

ности – сформированность целостной 

психологической системы  деятельно-

сти как единства ее компонентов (мо-

тивационных, информационных, про-

граммирующих, исполнительных,

контролирующих) [8].

В последующих своих работах 

В. Д. Шадриков обосновывает поло-

жение о близости структур професси-

ональной и учебной  деятельности и 

возможностях распространения  об-

щих закономерностей системогенеза 

деятельности на учебную деятель-

ность [2, 12]. Он проводит мысль  о 

том, что структура деятельности и по-

ведения определяют структуру  вну-

треннего мира человека [6, 7].

В. Д. Шадриков констатирует важ-

ный научный факт: во всех направле-

ниях деятельностного  подхода под-

черкивается его главная  сущность – 

человек и его психика  формируются и 

проявляются в деятельности, и поэто-

му изучаться они могут, прежде всего,

через проявления в той  или иной (тех 

или иных видах) деятельности. Одна-

ко, конкретный материал о том, как в

деятельности развиваются  психика,

психические качества и свойства че-

ловека, сознание, личность, в психо-

логии практически отсутствует. В ряде

своих работ В. Д. Шадриков наиболее

полно раскрывает сущность вопроса о 

развитии человека в деятельности. В

серии своих исследований он показы-

вает, что развитие психических ка-

честв и свойств человека в деятельно-

сти происходит через развитие опера-

ционных механизмов этих свойств.

Под влиянием требований деятельно-

сти операционные механизмы  психи-

ческих свойств человека перестраива-

ются. Этот процесс он называет про-

цессом перестройки операционных

механизмов в оперативные. По его

мнению, именно этот процесс  состав-

ляет сущность перехода от психиче-

ских свойств к деятельностно-важным

(профессионально-важным, учебно-

важным) свойствам (качествам). Опи-

раясь на принципы системогенеза,

В. Д. Шадриков раскрывает психоло-

гический механизм формирования ка-

чественных новообразований  в про-

цессе онтогенеза личности. Он пишет:

«Процесс этот характеризуется  стади-

альностью, неравномерностью и гете-

рохронностью развития отдельных

качеств… Большинство  качественных

новообразований выступает  в форме 

функциональных систем. Именно

функциональные системы  разрешают 

противоречия между ограниченно-

стью сущностных качеств  личности и 

многообразием форм деятельности и


 

поведения, одновременно позволяют 

проявляться индивидуальным каче-

ствам в стиле деятельности и индиви-

дуальности поведения. Именно в 

функциональной системе  качества на-

следуемые и развиваемые  и качества

воспитуемые, присвоенные  выступа-

ют в единстве, определяя  деятель-

ность и поведение» [15, с. 57]. И далее 

отмечает, что развитие проявляется 

как в отношении отдельных сущност-

ных качеств индивида, так  и в форми-

ровании функциональных систем, ре-

ализующих отдельные виды деятель-

ности и поведения.

Системное представление  о дея-

тельности, ее сущность как  многоуров-

невого образования раскрывается в

теории системогенеза  деятельности

через многоуровневый анализ: лич-

ност но-мо ти ва ци он ный, компонентно-

целевой, структурно-функ ци о наль ный,

информационный, психофизиологи-

ческий, индивидуально-психо  ло ги че-

ский. Только сочетание всех выделен-

ных уровней описания деятельности,

подчеркивает В. Д. Шадриков, дает си-

стемное представление о  ней. Деятель-

ность необходимо рассматривать  как 

многоуровневое полиструктурное  об-

разование. Исходя из этого  положе-

ния, ученый для каждого  уровня анали-

за деятельности разработал стратегии,

методические приемы и  эксперимен-

тальные процедуры [8].

В. Д. Шадриков сформулировал 

тезис об идентичности структуры  спо-

собностей и структуры  деятельности,

который дает возможность исследо-

вать развитие способностей в процес-

се формирования психологической

системы деятельности. Рассмотрение

общих и специальных способностей

на основе психологического анализа 

деятельности позволило  автору тео

рии системогенеза выделить путь раз-

вития профессиональных способно-

стей из общих способностей человека

– формирование у операционных ме-

ханизмов способностей черт опера-

тивности, предложить общие  принци-

пы диагностики способностей и обо-

сновать метод диагностики  способно-

стей, который получает название ме-

тода развертывания деятельности.

В. Д. Шадриков инициировал  разра-

ботку своими учениками разных моди-

фикаций этого метода [1].

Сформулировав общие положения 

системного подхода к  исследованию

сложных объектов познания при двух

разновидностях системного знания

(моносистемная и полисистемная  фо-

кусировки), В. Д. Шадриков разрабо-

тал конкретные научно-методические

требования к процедуре  организации 

системного исследования деятельно-

сти как сложного объекта  познания,

рассмотрев при этом взаимосвязь 

предмета познания, способностей и 

результатов деятельности и  сопоста-

вив уровни научного познания и спо-

собы научного мышления.

Законы системогенеза  деятельно-

сти, установленные В. Д. Шадрико-

вым, Б. Ф. Ломов относит  к психоло-

гическим законам, формирующим 

«самый механизм» психических явле-

ний [33, с. 112]. А. В. Карпов подчер-

кивает, что концепция  системогенеза 

деятельности выступает  как единство

системного, генетического  и соб-

ственно психологического изучения

деятельности [28, с. 11]. В. А. Бодров

отмечает, что концепция  системоге-

неза В. Д. Шадрикова является мето-

дологической основой  психологиче-

ского изучения профессиональной

деятельности, отражая принципы си-

стемности психической активности


 

человека, ее предметности и  измен-

чивости, а содержание концепции 

служит продуктивной основой  для

решения разнообразных прикладных

задач психологии профессиональной

деятельности» [24, с. 644].

Основатель теории системогене-

за деятельности, отметив  продуктив-

ность использования понятия  «функ-

циональная система» при  изучении

закономерностей поведения (важ-

ные работы П. К. Анохина, А. Р. Лу-

рия), деятельности, показывает воз-

можности его использования  в раз-

работке содержания понятий  спо-

собности и одаренность.

Рассматривая вопрос о  действии

отдельных способностей в  структуре 

деятельности и предложив  свое пони-

мание структуры отдельных способно-

стей, В. Д. Шадриков выдвигает  глав-

ную гипотезу в разработке проблемы

способностей, «основанную на том

принципе, что эта структура  едина для

всех способностей и аналогична струк-

туре деятельности», т.е. «при множе-

стве способностей реально  существует

единая структура деятельности, кото-

рая мультиплицируется в  структуры от-

дельных способностей». Ученый отме-

чает, что «онтологически эта единая

структура реализуется целостностью

мозга как органа психики, функцио-

нально определяется целью  деятельно-

сти и ее мотивацией». В  теории спо-

собностей В. Д. Шадриков делает допу-

щения о том, что « способности  есть

свойства функциональных систем, реа-

лизующих отдельные психические 

функции» и « психические  функции яв-

ляются родовыми формами  деятельно-

сти и могут быть описаны как функци-

ональные системы деятельности».

К важным положениям теории спо-

собностей В. Д. Шадриков относит:

- определение места категории 

способностей в системе  базовых по-

нятий психологии;

- определение способностей  чело-

века в трех измерениях – индивида,

субъекта деятельности, личности;

- выявление места способностей  в

структуре психики;

- раскрытие отношений  между за-

датками и способностями, общими и 

специальными способностями;

- установление связи между способ-

ностями и психическими процессами;

- раскрытие механизма  разви-

тия способностей: освоение интел-

лектуальных операций и формиро-

вание обобщенных умений в их

использовании;

- классифицирование способно-

стей по основным психическим

функциям;

- установление путей развития 

способностей в деятельности: инте-

грация отдельных способностей в си-

стеме деятельности и приспособле-

ние способностей к предметному  миру

и требованиям деятельности и др.

- перевод проблемы способностей 

в контекст проблемы ментального

развития человека [3, 5, 7, 14].

В. Д. Шадриков обосновывает и 

разрабатывает положения  о том, что 

развитие интеллекта осуществляется

через освоение интеллектуальных

операций, формирование менталь-

ных навыков, накопление ментально-

го опыта, включение в  интеллектуаль-

ную деятельность человека всего вну-

треннего мира [5].

Анализ развития взглядов В. Д. Ша-

дрикова и оценка его исследований

в области психологии способностей

выполнены Н. С. Лейтес и И. В. Ра-

вич-Щербо, Д. Б. Богоявленской 

И. В. Дубровиной.


 

Комментируя публикации Б. М. Те-

плова по вопросам способностей и 

одаренности, Н. С. Лейтес и  И. В. Ра-

вич-Щербо [31, с. 313] отмечают, что 

одаренность как синтетическое поня-

тие, характеризующее сферу способ-

ностей, рассматривается  в его концеп-

ции как системное проявление спо-

собностей; дальнейшее же подробное 

рассмотрение этого вопроса, по их

мнению, В. Д. Шадриков дает в  своей

статье «О содержании понятий  «спо-

собности» и «одаренность» (Психоло-

гический журнал. – 1983. –  № 5).

Д. Б. Боговленская подчеркивает,

что теория способностей В. Д. Ша-

дрикова реализует новый  подход к

проблеме природы и  соотношения 

общих и специальных способностей

и дает целостное представление  об

одаренности, которое позволило ав-

торскому коллективу рабочей кон-

цепции одаренности выработать об-

щую позицию ведущих отечествен-

ных специалистов в понимании  ода-

ренности как системного качества,

выявлении принципов и путей разви-

тия одаренных детей [35].

И. В. Дубровина, рецензируя ра-

боту В. Д. Шадрикова по развитию

познавательных способностей в его

докладе, сделанном на II Междуна-

родной научно-практической конфе-

ренции «Рабочая концепция  одарен-

ности – в практику образования»

[36], отмечает, что в настоящее  вре-

мя существует школа В. Д. Шадрико-

ва, которая имеет свои четко обозна-

ченные и четко понимаемые принци-

пы и позиции в науке, а та работа,

которую он ведет в течение многих

лет по проблеме способностей, – это 

глубокая теоретическая  работа, кото-

рую стоит приветствовать и рассма-

тривать как уникальное в  нашем науч-

ном сообществе явление. В теорети-

ческом осмыслении проблемы, отме-

чает она, В. Д. Шадриковым сделано 

очень много: расширены рамки  про-

блемы способностей – природа  чело-

веческих способностей, их структура,

развитие изучаются в  контексте це-

лостного человеческого  бытия; сфор-

мулирован подход к способностям

как проявлениям личности, которые 

всегда выражаются в уровне мастер-

ства в любых видах  человеческой де-

ятельности – учебной, познаватель-

ной, профессиональной; подчеркну-

та сложность теоретических аспек-

тов определения способностей в трех

измерениях как способностей инди-

вида, субъекта деятельности и лично-

сти и важность анализа  хода и путей 

развития способностей.

Важность ключевых вопросов

психологии деятельности в разра-

ботке проблемы способностей, ис-

следуемых В. Д. Шадриковым, под-

черкивает А. К. Болотова [37]. Отме-

тим, что к актуальным вопросам пси-

хологической теории способностей

В. Д. Шадикова, имеющим большое 

значение для развития консультатив-

ной функции психолога  в образова-

нии, можно отнести разработку по-

нятий «одаренность – способности  – 

психическая деятельность –  деятель-

ность», постановку вопроса  о разви-

тии способностей в различных усло-

виях жизнедеятельности; акценти-

рование внимания на важности экс-

периментального изучения механиз-

мов развития способностей челове-

ка, и прежде всего, операционных

механизмов развития познаватель-

ных способностей учащихся и выде-

ление ключевой роли познаватель-

ных действий и познавательных за-

дач в их анализе [18, 38].


 

4. Перспективы развития 

системогенетического подхода 

в психологии:

вместо заключения

Не претендуя на полноту  охвата всех

идей в «интеллектуальной  карте» систе-

могенетического подхода, обратим 

внимание на главное. В. Д. Шадриков:

1) создал научно-исследо  ва тель-

ские программы по развитию систе-

могенетического подхода  в разра-

ботке методологических и  теорети-

ческих проблем психологии;

2) определил стратегии  системо-

генетического подхода в  исследова-

нии психики, деятельности, способ-

ностей, внутреннего мира человека,

его индивидуальности;

3) сделал важные методологиче-

ские выводы по актуальным теоретиче-

ским и практическим проблемам  психо-

логической науки в  образовании.

Работы В. Д. Шадрикова  имеют 

большое значение для разработки со-

держания и стратегий  преподавания

психологии как учебной  дисциплины

в системе вузовской подготовки педа-

гогов и психологов, ибо  в центр пси-

хологии обучения, развития и воспи-

тания поставлен Человек, его актив-

ность, деятельность, нравственность,

духовность, способность  понимать,

познавать и преобразовывать  мир:

внешний и свой внутренний.

Методология системогенетическо-

го подхода реализуется  в исследовании

интегральных качеств  и способностей

личности, метакогнитивных  и метаре-

гулятивных процессов [29], психоло-

гической готовности детей  к обучению

в школе как частного проявления об-

щего / всеобщего свойства человека – 

готовности к деятельности [39] и др.

Работы системогенетического направ-

ления имеют основополагающее зна-

чение для развития экспертной дея-

тельности психолога в  средствах мас-

совой информации и психологическо-

го консультирования в  образовании 

[18]. Они позволяют открыть  и вести 

многофункциональный и многоуров-

невый диалог разных поколений  по

проблемам: ментального развития че-

ловека, его интеллектуального  воспи-

тания в условиях города и деревни, са-

моразвития как личности и индивиду-

альности; действия психологических

законов в формировании внутреннего

мира человека; экзистенциальной пси-

хологии и жизненных сценариев; дет-

ско-роди тель ских отношений  в новой

культурно-исторической ситуации че-

ловеческого бытия; пропаганды психо-

логических знаний о духовном разви-

тии и росте человека и др.

Теоретическая и практическая

значимость идей системогенетическо-

го подхода в психологии для решения 

вопросов профессиональной подго-

товки высококвалифицированных  пе-

дагогов нашла свое воплощение в но-

вом профессиональном стандарте пе-

дагогической деятельности, разрабо-

танном на основе модели функцио-

нальной психологической  системы 

деятельности В. Д. Шадикова [40]. На

основе психологической  теории си-

стемогенеза деятельности выполнен

психологический анализ педагогиче-

ской деятельности, обобщены кон-

кретные теоретико-экспери  мен таль-

ные данные о деятельности педагога,

его функциональных задачах, педаго-

ге как субъекте педагогической дея-

тельности, и установлено  содержание

профессиональной компетентности

педагога. Базовые компетентности пе-

дагога выделяются в соответствие с

основным компонентами функцио-

нальной системы его деятельности,

Информация о работе О системогенетическом подходе в психологии