Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:02, статья
Цель статьи – познакомить читателей с различными аспектами
научной деятельности доктора психологических наук, профессора, действительно-
го члена Российской академии образовании Владимира Дмитриевича Шадрикова
(р. 1939 г.). В статье представлен краткий анализ его основных публикаций по
проблемам деятельности, способностей, индивидуальности, внутреннего мира че-
ловека, рассмотренных в контексте развития образования. Показано, что систе-
ма взглядов видного российского ученого на пути решения проблем психологии раз-
вития, обучения и воспитания Человека сформировала методологию системогене-
тического подхода в психологии.
пает как психологическая система де- ятельности. Поэтому анализ деятель- ности можно проводить в соответ- ствии с архитектоникой психологиче- ской системы деятельности, раскры- вая содержание отдельных ее компо- нентов. Любую деятельность можно охарактеризовать как со стороны раз- вития, так и со стороны механизмов функционирования структуры. При этом автор теории системогенеза дея- тельности подчеркивает, что в каждой конкретной деятельности различны: содержание выделенных компонентов психологической системы деятельно- сти; механизмы формирования выде- ленных компонентов; соотношения между компонентами психологиче- ской системы деятельности; связи между компонентным составом и про- дуктивностью психологической систе- мы деятельности; системообразующие факторы деятельности на разных эта- пах ее освоения. Он обосновывает по- казатели сформированности деятель- ности – сформированность целостной психологической системы деятельно- сти как единства ее компонентов (мо- тивационных, информационных, про- граммирующих, исполнительных, контролирующих) [8]. В последующих своих работах В. Д. Шадриков обосновывает поло- жение о близости структур професси- ональной и учебной деятельности и возможностях распространения об- щих закономерностей системогенеза деятельности на учебную деятель- ность [2, 12]. Он проводит мысль о том, что структура деятельности и по- ведения определяют структуру вну- треннего мира человека [6, 7]. В. Д. Шадриков констатирует важ- ный научный факт: во всех направле- ниях деятельностного подхода под- |
черкивается его главная сущность – человек и его психика формируются и проявляются в деятельности, и поэто- му изучаться они могут, прежде всего, через проявления в той или иной (тех или иных видах) деятельности. Одна- ко, конкретный материал о том, как в деятельности развиваются психика, психические качества и свойства че- ловека, сознание, личность, в психо- логии практически отсутствует. В ряде своих работ В. Д. Шадриков наиболее полно раскрывает сущность вопроса о развитии человека в деятельности. В серии своих исследований он показы- вает, что развитие психических ка- честв и свойств человека в деятельно- сти происходит через развитие опера- ционных механизмов этих свойств. Под влиянием требований деятельно- сти операционные механизмы психи- ческих свойств человека перестраива- ются. Этот процесс он называет про- цессом перестройки механизмов в оперативные. По его мнению, именно этот процесс состав- ляет сущность перехода от психиче- ских свойств к деятельностно- (профессионально-важным, учебно- важным) свойствам (качествам). Опи- раясь на принципы системогенеза, В. Д. Шадриков раскрывает психоло- гический механизм формирования ка- чественных новообразований в про- цессе онтогенеза личности. Он пишет: «Процесс этот характеризуется стади- альностью, неравномерностью и гете- рохронностью развития отдельных качеств… Большинство качественных новообразований выступает в форме функциональных систем. Именно функциональные системы разрешают противоречия между ограниченно- стью сущностных качеств личности и многообразием форм деятельности и |
поведения, одновременно позволяют проявляться индивидуальным каче- ствам в стиле деятельности и индиви- дуальности поведения. Именно в функциональной системе качества на- следуемые и развиваемые и качества воспитуемые, присвоенные выступа- ют в единстве, определяя деятель- ность и поведение» [15, с. 57]. И далее отмечает, что развитие проявляется как в отношении отдельных сущност- ных качеств индивида, так и в форми- ровании функциональных систем, ре- ализующих отдельные виды деятель- ности и поведения. Системное представление о дея- тельности, ее сущность как многоуров- невого образования теории системогенеза деятельности через многоуровневый анализ: лич- ност но-мо ти ва ци он ный, компонентно- целевой, структурно-функ ци о наль ный, информационный, психофизиологи- ческий, индивидуально-психо ло ги че- ский. Только сочетание всех выделен- ных уровней описания деятельности, подчеркивает В. Д. Шадриков, дает си- стемное представление о ней. Деятель- ность необходимо рассматривать как многоуровневое разование. Исходя из этого положе- ния, ученый для каждого уровня анали- за деятельности разработал стратегии, методические приемы и эксперимен- тальные процедуры [8]. В. Д. Шадриков сформулировал тезис об идентичности структуры спо- собностей и структуры деятельности, который дает возможность исследо- вать развитие способностей в процес- се формирования психологической системы деятельности. Рассмотрение общих и специальных способностей на основе психологического анализа деятельности позволило автору тео |
рии системогенеза выделить путь раз- вития профессиональных способно- стей из общих способностей человека – формирование у операционных ме- ханизмов способностей черт опера- тивности, предложить общие принци- пы диагностики способностей и обо- сновать метод диагностики способно- стей, который получает название ме- тода развертывания В. Д. Шадриков инициировал разра- ботку своими учениками разных моди- фикаций этого метода [1]. Сформулировав общие положения системного подхода к исследованию сложных объектов познания при двух разновидностях системного знания (моносистемная и кусировки), В. Д. Шадриков разрабо- тал конкретные научно-методические требования к процедуре организации системного исследования деятельно- сти как сложного объекта познания, рассмотрев при этом взаимосвязь предмета познания, способностей и результатов деятельности и сопоста- вив уровни научного познания и спо- собы научного мышления. Законы системогенеза деятельно- сти, установленные В. Д. Шадрико- вым, Б. Ф. Ломов относит к психоло- гическим законам, формирующим «самый механизм» психических явле- ний [33, с. 112]. А. В. Карпов подчер- кивает, что концепция системогенеза деятельности выступает как единство системного, генетического и соб- ственно психологического изучения деятельности [28, с. 11]. В. А. Бодров отмечает, что концепция системоге- неза В. Д. Шадрикова является мето- дологической основой психологиче- ского изучения профессиональной деятельности, отражая принципы си- стемности психической активности |
человека, ее предметности и измен- чивости, а содержание концепции служит продуктивной основой для решения разнообразных прикладных задач психологии профессиональной деятельности» [24, с. 644]. Основатель теории системогене- за деятельности, отметив продуктив- ность использования понятия «функ- циональная система» при изучении закономерностей поведения (важ- ные работы П. К. Анохина, А. Р. Лу- рия), деятельности, показывает воз- можности его использования в раз- работке содержания понятий спо- собности и одаренность. Рассматривая вопрос о действии отдельных способностей в структуре деятельности и предложив свое пони- мание структуры отдельных способно- стей, В. Д. Шадриков выдвигает глав- ную гипотезу в разработке проблемы способностей, «основанную на том принципе, что эта структура едина для всех способностей и аналогична струк- туре деятельности», т.е. «при множе- стве способностей реально существует единая структура деятельности, кото- рая мультиплицируется в структуры от- дельных способностей». Ученый отме- чает, что «онтологически эта единая структура реализуется целостностью мозга как органа психики, функцио- нально определяется целью деятельно- сти и ее мотивацией». В теории спо- собностей В. Д. Шадриков делает допу- щения о том, что « способности есть свойства функциональных систем, реа- лизующих отдельные функции» и « психические функции яв- ляются родовыми формами деятельно- сти и могут быть описаны как функци- ональные системы деятельности» К важным положениям теории спо- собностей В. Д. Шадриков относит: |
- определение места категории способностей в системе базовых по- нятий психологии; - определение способностей чело- века в трех измерениях – индивида, субъекта деятельности, личности; - выявление места способностей в структуре психики; - раскрытие отношений между за- датками и способностями, общими и специальными способностями; - установление связи между способ- ностями и психическими процессами; - раскрытие механизма разви- тия способностей: освоение интел- лектуальных операций и формиро- вание обобщенных умений в их использовании; - классифицирование способно- стей по основным психическим функциям; - установление путей развития способностей в деятельности: инте- грация отдельных способностей в си- стеме деятельности и приспособле- ние способностей к предметному миру и требованиям деятельности и др. - перевод проблемы способностей в контекст проблемы ментального развития человека [3, 5, 7, 14]. В. Д. Шадриков обосновывает и разрабатывает положения о том, что развитие интеллекта осуществляется через освоение интеллектуальных операций, формирование менталь- ных навыков, накопление ментально- го опыта, включение в интеллектуаль- ную деятельность человека всего вну- треннего мира [5]. Анализ развития взглядов В. Д. Ша- дрикова и оценка его исследований в области психологии способностей выполнены Н. С. Лейтес и И. В. Ра- вич-Щербо, Д. Б. Богоявленской И. В. Дубровиной. |
Комментируя публикации Б. М. Те- плова по вопросам способностей и одаренности, Н. С. Лейтес и И. В. Ра- вич-Щербо [31, с. 313] отмечают, что одаренность как синтетическое поня- тие, характеризующее сферу способ- ностей, рассматривается в его концеп- ции как системное проявление спо- собностей; дальнейшее же подробное рассмотрение этого вопроса, по их мнению, В. Д. Шадриков дает в своей статье «О содержании понятий «спо- собности» и «одаренность» (Психоло- гический журнал. – 1983. – № 5). Д. Б. Боговленская подчеркивает, что теория способностей В. Д. Ша- дрикова реализует новый подход к проблеме природы и соотношения общих и специальных способностей и дает целостное представление об одаренности, которое позволило ав- торскому коллективу рабочей кон- цепции одаренности выработать об- щую позицию ведущих отечествен- ных специалистов в понимании ода- ренности как системного качества, выявлении принципов и путей разви- тия одаренных детей [35]. И. В. Дубровина, рецензируя ра- боту В. Д. Шадрикова по развитию познавательных способностей в его докладе, сделанном на II Междуна- родной научно-практической конфе- ренции «Рабочая концепция одарен- ности – в практику образования» [36], отмечает, что в настоящее вре- мя существует школа В. Д. Шадрико- ва, которая имеет свои четко обозна- ченные и четко понимаемые принци- пы и позиции в науке, а та работа, которую он ведет в течение многих лет по проблеме способностей, – это глубокая теоретическая работа, кото- рую стоит приветствовать и рассма- тривать как уникальное в нашем науч- |
ном сообществе явление. В теорети- ческом осмыслении проблемы, отме- чает она, В. Д. Шадриковым сделано очень много: расширены рамки про- блемы способностей – природа чело- веческих способностей, их структура, развитие изучаются в контексте це- лостного человеческого бытия; сфор- мулирован подход к способностям как проявлениям личности, которые всегда выражаются в уровне мастер- ства в любых видах человеческой де- ятельности – учебной, познаватель- ной, профессиональной; подчеркну- та сложность теоретических аспек- тов определения способностей в трех измерениях как способностей инди- вида, субъекта деятельности и лично- сти и важность анализа хода и путей развития способностей. Важность ключевых вопросов психологии деятельности в разра- ботке проблемы способностей, ис- следуемых В. Д. Шадриковым, под- черкивает А. К. Болотова [37]. Отме- тим, что к актуальным вопросам пси- хологической теории способностей В. Д. Шадикова, имеющим большое значение для развития консультатив- ной функции психолога в образова- нии, можно отнести разработку по- нятий «одаренность – способности – психическая деятельность – деятель- ность», постановку вопроса о разви- тии способностей в различных усло- виях жизнедеятельности; акценти- рование внимания на важности экс- периментального изучения механиз- мов развития способностей челове- ка, и прежде всего, операционных механизмов развития познаватель- ных способностей учащихся и выде- ление ключевой роли познаватель- ных действий и познавательных за- дач в их анализе [18, 38]. |
4. Перспективы развития системогенетического подхода в психологии: вместо заключения Не претендуя на полноту охвата всех идей в «интеллектуальной карте» систе- могенетического подхода, обратим внимание на главное. В. Д. Шадриков: 1) создал научно-исследо ва тель- ские программы по развитию систе- могенетического подхода в разра- ботке методологических и теорети- ческих проблем психологии; 2) определил стратегии системо- генетического подхода в исследова- нии психики, деятельности, способ- ностей, внутреннего мира человека, его индивидуальности; 3) сделал важные методологиче- ские выводы по актуальным теоретиче- ским и практическим проблемам психо- логической науки в образовании. Работы В. Д. Шадрикова имеют большое значение для разработки со- держания и стратегий преподавания психологии как учебной дисциплины в системе вузовской подготовки педа- гогов и психологов, ибо в центр пси- хологии обучения, развития и воспи- тания поставлен Человек, его актив- ность, деятельность, нравственность, духовность, способность понимать, познавать и преобразовывать мир: внешний и свой внутренний. Методология системогенетическо- го подхода реализуется в исследовании интегральных качеств и способностей личности, метакогнитивных и метаре- гулятивных процессов [29], психоло- гической готовности детей к обучению в школе как частного проявления об- щего / всеобщего свойства человека – готовности к деятельности [39] и др. Работы системогенетического направ- ления имеют основополагающее зна- |
чение для развития экспертной дея- тельности психолога в средствах мас- совой информации и психологическо- го консультирования в образовании [18]. Они позволяют открыть и вести многофункциональный и многоуров- невый диалог разных поколений по проблемам: ментального развития че- ловека, его интеллектуального воспи- тания в условиях города и деревни, са- моразвития как личности и индивиду- альности; действия психологических законов в формировании внутреннего мира человека; экзистенциальной пси- хологии и жизненных сценариев; дет- ско-роди тель ских отношений в новой культурно-исторической ситуации че- ловеческого бытия; пропаганды психо- логических знаний о духовном разви- тии и росте человека и др. Теоретическая и практическая значимость идей системогенетическо- го подхода в психологии для решения вопросов профессиональной подго- товки высококвалифицированных пе- дагогов нашла свое воплощение в но- вом профессиональном стандарте пе- дагогической деятельности, разрабо- танном на основе модели функцио- нальной психологической системы деятельности В. Д. Шадикова [40]. На основе психологической теории си- стемогенеза деятельности выполнен психологический анализ педагогиче- ской деятельности, обобщены кон- кретные теоретико-экспери мен таль- ные данные о деятельности педагога, его функциональных задачах, педаго- ге как субъекте педагогической дея- тельности, и установлено содержание профессиональной педагога. Базовые компетентности пе- дагога выделяются в соответствие с основным компонентами функцио- нальной системы его деятельности, |
Информация о работе О системогенетическом подходе в психологии